Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Спенсер и Чехов

Спенсер и
Чехов

Алла Головачёва

г. Ялта

В первую записную книжку Чехова была внесена, а в последнюю
переписана следующая заметка: "Я не читала Спенсера. Расскажите мне его
содержание. О чём он пишет?" В скобках сделано пояснение:
"Надоедливая дама".

Эпизод с
надоедливой дамой не вошёл ни в одно из законченных сочинений Чехова, но имя
английского философа-позитивиста, социолога, экономиста Герберта Спенсера не
раз упоминается на страницах чеховских произведений. Чаще всего об этом
известном учёном говорится в повести «Дуэль», но его имя встречается также и в
черновых вариантах «Чайки», а сторонники и противники обнаруживаются среди
героев как ранней повести «Драма на охоте», так и поздней – «Моя жизнь».

Еще.. в пору
своей учебы на медицинском факультете Московского университета Чехов высоко
оценил трактат Г.Спенсера «Воспитание умственное, нравственное и физическое». В
письме к старшему брату Александру, посланном в апреле 1883 года, будущий автор
афоризма "В человеке должно быть всё прекрасно..." назвал этот
трактат "отличной статьёй" и поделился планами собственной научной
работы («История полового авторитета»), задуманной не без влияния прочитанного.
Исследователи творчества Чехова обратили внимание на то, что многие положения
этой статьи, одобренной студентом-медиком, совпадают с позднейшими чеховскими
высказываниями: например, о близости науки и искусства (подобная мысль не могла
бы не возмутить Л.Толстого). Есть все основания полагать, что и в более поздние
годы Чехов не переставал интересоваться литературой подобного рода и мог
познакомиться с книгой афоризмов из сочинений Г.Спенсера разных лет и по разным
областям знаний, вышедшей в Санкт-Петербурге в 1896 году под редакцией
В.Соловьёва. Во всяком случае, в позднем творчестве Чехова прочитывается то,
что можно назвать следами знакомства со Спенсером, а один из фрагментов этого
сборника откровенно перекликается с содержанием и идеями пьесы Чехова «Три
сестры». Заметим попутно, что «Три сестры» – пьеса с подчёркнуто
философствующими героями. "Кашей не корми, а только дай
пофилософствовать", – как издевательски замечает и сам не лишённый этой
страсти Солёный.

Фрагмент,
вызывающий ассоциации с «Тремя сёстрами», извлечён из работы Спенсера
«Основания этики» (§ 476). Содержание его таково:

"Наступит
время, когда самое высокое честолюбие будет заключаться в том, чтобы
участвовать в деле «культуры человека», хотя бы это участие не было ни оценено,
ни замечено. Из опыта мы и теперь убеждаемся, что преследование совершенно
бескорыстных целей может быть источником величайшего наслаждения; с течением же
времени станут всё чаще появляться люди, бескорыстной целью которых будет
дальнейшее развитие человечества. Эти люди, вглядываясь с высоты своей мысли в
ту далёкую жизнь человеческого рода, наслаждаться которою придётся не им самим,
но лишь отдалённому их потомству, будут испытывать тихую радость в сознании
оказанного ими содействия к её осуществлению" 1.

Отдельные
положения этого параграфа разошлись по чеховской пьесе в монологах Вершинина.
Разобьём их по пунктам и проследим соответствия в чеховском тексте.

"Наступит время, когда..." Все философские монологи Вершинина
содержат этот мотив. "Давайте помечтаем... например, о той жизни, какая
будет после нас..."; "Жизнь тяжела. Она представляется многим из нас
глухой и безнадёжной, но всё же, надо сказать, она становится всё яснее и
легче, и, по-видимому, недалеко то время, когда..." Всякий раз, рассуждая
о жизни в будущем, Вершинин твёрдо убеждён: она будет чище и нравственней, чем
в настоящем.

Из отрывка
Спенсера следует: нравственный долг заключается в том, чтобы "участвовать в деле «культуры человека», хотя
бы это участие не было ни оценено, ни замечено". Те же
самые мысли Вершинин стремится внушить сёстрам Прозоровым; он изумляется, когда
слышит от Маши, что дочери генерала Прозорова знают много лишнего: "...нет
и не может быть такого скучного и унылого города, в котором был бы не нужен
умный, образованный человек вы должны будете уступить и затеряться
в стотысячной толпе, вас заглушит жизнь, но всё же вы не исчезнете, не
останетесь без влияния..."

Учёный-эволюционист,
Спенсер не сомневался: "...с
течением времени станут всё чаще появляться люди, бескорыстной целью которых
будет дальнейшее развитие человечества". Вершинин
исповедует ту же эволюционную теорию и говорит об этом не раз: "Допустим,
что среди ста тысяч населения этого города, конечно, отсталого и грубого,
таких, как вы, только три после вас явится уже, быть может, шесть,
потом двенадцать и так далее, пока наконец такие, как вы, не станут
большинством"; "Вот таких, как вы, в городе теперь только три, но в
следующих поколениях будет больше, всё больше и больше, и придёт время, когда
всё изменится по-вашему, жить будут по-вашему, а потом и вы устареете,
народятся люди, которые будут лучше вас..."

Исходя из
учения о постепенности, насладиться прекрасным будущим доведётся не нынешним
поколениям, а "лишь отдалённому
их потомству". Вершинин утверждает: "Мы должны только
работать и работать, а счастье это удел наших далёких потомков".

Наконец,
последний, и самый важный, тезис у Спенсера – о людях, которые, "вглядываясь с высоты своей мысли в ту далёкую
жизнь человеческого рода, наслаждаться которою придётся не им самим, но лишь
отдалённому их потомству, будут испытывать тихую радость в сознании оказанного
ими содействия к её осуществлению". Вершинин изображён в
полном соответствии с этой спенсеровской характеристикой: именно как один из
тех, кто мысленно вглядывается в далёкое будущее и испытывает радость от
сознания, что творит и приближает его своей жизнью (говоря научным языком
социолога, "оказывает содействие к её осуществлению"). Сравним:
"Через двести-триста, наконец, тысячу лет, – дело не в сроке, – настанет
новая, счастливая жизнь. Участвовать в этой жизни мы не будем, конечно, но мы
для неё живём теперь, работаем, ну, страдаем, мы творим её – и в этом одном
цель нашего бытия и, если хотите, наше счастье".

Вот, пожалуй,
самое главное, что почерпнул герой Чехова из современной философской мысли, что
стало его опорой в жизни и чем он пытается поддержать других, сделавшихся ему
близкими людей. Он говорит о себе: "Читаю я много, но выбирать книг не
умею и читаю, быть может, совсем не то, что нужно, а между тем чем больше живу,
тем больше хочу знать". Можно не сомневаться, что Спенсер входил в круг
чтения подполковника Вершинина. Сторонника эволюционного учения в нём можно
узнать по одной только следующей фразе: "Мне кажется, всё на земле должно
измениться мало-помалу и уже меняется на наших глазах". Его размышления о
будущем – это не "философистика или там софистика", как сказал бы
недалёкий Солёный. Это и не сиюминутное утешение для слабых людей, как у
старика Луки в написанной буквально вслед за «Тремя сёстрами» горьковской пьесе
«На дне». Будущее интересует Вершинина постольку, поскольку оно – в свете
эволюционной теории – неизбежное следствие настоящего. Именно стремление
осознать себя в настоящем, найти смысл, цель, оправдание своего существования
(и своих близких – своих дочерей, трёх сестёр Прозоровых) движет в первую
очередь этим героем.

Не будет
преувеличением сказать, что спенсеровские мотивы в «Трёх сёстрах» биографичны
или даже автобиографичны. Люди, подобные чеховскому Вершинину, появлялись на
книжных страницах и входили в реальную жизнь. Писатель Вениамин Каверин в своих
мемуарах вспоминал о годах, отстоящих совсем недалеко от времени «Трёх сестёр»:
"Мой отец служил в Омском пехотном полку, и среди офицеров я искал
Вершинина и Тузенбаха..." 2 Он же рассказывал о гимназисте Юрии
Тынянове, написавшем блестящее философское сочинение на следующую тему: «Жизнь
хороша, когда ты в ней необходимое звено». Поиски себя как необходимого звена в
жизни – это путь и героя любимого самим Чеховым рассказа «Студент» 22-летнего
Ивана Великопольского, и седеющего подполковника Вершинина. Голос Вершинина
влился в хор голосов о Спенсере предшествующих чеховских героев. В конце жизни
в этом хоре зазвучал и голос самого автора. «Три сестры» писались в то время,
когда жизнь Чехова круто переменилась, когда, поселившись в Ялте, он с каким-то
особым усилием, с какой-то едва ли не научной методичностью пытался определить
своё место среди крымских реалий, смысл своего пребывания здесь и вместе с тем
смысл всего происходившего вокруг. Смысл обнаружился в том, что было усвоено с
юности, с университета, но на исходе жизни приобрело новую ценность, в трёх
вещах: науке, культуре, прогрессе. Разные мемуаристы независимо друг от друга
отмечают науку, культуру, прогресс
как нравственную опору Чехова в его последние годы. Ялтинский доктор И.Н.
Альтшуллер, лечивший писателя, свидетельствовал: "Чехова отличало, я бы
сказал, благоговейное отношение к науке. Он верил, что
безостановочный прогресс науки облагородит человечество. И тут он, глубокий
скептик во всём остальном, становился энтузиастом" 3. Близко
знавший Чехова в эти годы А.И. Куприн вспоминал: "...мысль о красоте
грядущей жизни, так ласково, печально и прекрасно отозвавшаяся во всех его
последних произведениях, была и в жизни одной из самых его задушевных, наиболее
лелеемых мыслей. Он верил в то, что грядущая, истинная культура
облагородит человечество" 4; по другому свидетельству Куприна,
Чехов был убеждён, что "человеческое образование содействует прогрессу в
нравственном смысле" 5.

Черновиком
будущих монологов Вершинина выглядит письмо, отправленное Чеховым из Ялты в
феврале 1899 года И.И. Орлову, но здесь – признание самого писателя, а не его
героя: "Я верую в отдельных людей, я вижу спасение в отдельных личностях,
разбросанных по всей России там и сям – интеллигенты они или мужики, – в них
сила, хотя их и мало отдельные личности, о которых я говорю, играют
незаметную роль в обществе, они не доминируют, но работа их видна; что бы там
ни было, наука всё подвигается вперёд и вперёд, общественное самосознание нарастает,
нравственные вопросы начинают приобретать беспокойный характер и т.д., и т.д.
несмотря ни на что".

Была ли это
иллюзия, над которой захочется усмехнуться ещё одному минувшему с той поры
веку? Как говорится в тех же «Трёх сёстрах»: "Если бы знать, если бы
знать!" Ясно одно: Чехову такие мысли давали силы жить, надеяться и
работать. И как ни странно, то, что звучало такой нелепостью, – вопрос о
"содержании Спенсера" – в переносном смысле нечаянно обрело
достоверность, обернулось и в самом деле содержанием Спенсера в многогранной
чеховской жизни. Если можно вообразить себе такой показатель, как
"содержание Спенсера", – он должен быть вписан в curriculum vitae
Чехова: Спенсер бродил в его крови, он не прошёл даром ни для его творческой, ни
для личной судьбы.

Список литературы

1. Афоризмы из
сочинений Герберта Спенсера. Извлечены и приведены в систему Юлией Рэймонд
Гинджелл. Под ред. Вл.Соловьёва. СПб.: Изд-во Н.П. Колбасникова, 1896. С. 32.

 2. Каверин В. Собр. соч.: В 8 т. М.: Худож.
литература, 1983. Т. 8. С. 696–697.

 3. Литературное наследство. М.: Наука, 1960.
Т. 68. С. 688.

 4. А.П. Чехов в воспоминаниях современников.
М.: ГИХЛ, 1960. С. 541–542.

 5. Там же. С. 775.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Бухучет на предприятии. Курсовая работа
Реферат Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле
Реферат Классификация твердых промышленных и бытовых отходов
Реферат Бухгалтерский учет основных средств. Правила учета и налогообложения
Реферат HarleyDavidson Essay Research Paper There are many
Реферат Анализ формирования финансовых результатов
Реферат Бухгалтерский учет основных средств и пути их совершенствования
Реферат Аудит как форма независимого контроля
Реферат Бухгалтерский учет основных средств. Курсовая работа
Реферат Бухгалтерский учет. Контрольная работа
Реферат Аналитические возможности баланса
Реферат Анализ финансового состояния предприятия на примере ЗАО
Реферат Бухгалтерский учет. Контрольная
Реферат Бухгалтерский учет прибылей и убытков предприятия
Реферат Бухгалтерский учет ценных бумаг