Реферат по предмету "Бухгалтерский учет и аудит"


Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле

Содержание Введение 1. Организация аудита по операциям по приобретению и реализации товаров в розничной торговле на примере ООО «Виктор» 1.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Виктор» и особенности учета по операциям по приобретению и реализации товаров в розничной торговле
1.2. Нормативная и информационная база аудиторской проверки по операциям по приобретению и реализации товаров в розничной торговле 2. Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле 2.1. Цель и задачи аудиторской проверки 2.2. Планирование аудиторской проверки 2.3. Проведение аудиторской проверки операций по приобретению товаров 2.4. Проведение аудиторской проверки реализации товаров 3. Выводы по результатам аудиторской проверки и рекомендации по совершенствованию системы учета операций по приобретению и реализации товаров Заключение Библиографический список Приложения
Введение Переход всего народного хозяйства к рыночной экономике, ускорение развития предпринимательства, возникновение новых организационно-правовых форм организации и многообразных форм собственности коренным образом повлияло на механизм системы экономического контроля. Одним из значимых в настоящее время, а также перспективных и эффективных видов экономического контроля в условиях рынка является независимый контроль. Независимый контроль проводится аудиторами, аудиторскими организациями, осуществляющими свою деятельность на договорной коммерческой основе за счет заказчика. Цель аудита операций с товарными ценностями – определить законность этих операций и правильность отражения их в бухгалтерском учете для оценки влияния на достоверность бухгалтерской отчетности организации, осуществляющей эти операции. Предметом исследования является организация и методология аудита операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле. Цель данной работы: - Разработать процесс планирования аудиторской проверки операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле. - Провести аудиторскую проверку данных операций. - Составить аудиторское заключение по проведенной проверке и дать соответствующие рекомендации по улучшению данной области учета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: - Изучить технико-экономическую характеристику ООО «Виктор» и особенности учета формирования операций с товарами. - Выделить источники информации необходимые для проверки. - Определить цель и задачи аудиторской проверки. - Разработать процесс планирования аудиторских процедур по разделу операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле. - Провести аудиторскую проверку операций по приобретению товаров. - Провести аудиторскую проверку реализации товаров в розничной торговле. - На основании проведенного исследования составить выводы по результатам аудиторской проверки и практические рекомендации для объекта исследования. Данная работа состоит из введения, трех глав (первая глава состоит из двух параграфов, вторая из четырех, третья из одной), заключения, списка использованной литературы и приложений. Для написания курсовой работы использовались нормативно-правовые документы Российской Федерации, учебные и периодические издания, учетные регистры и бухгалтерская отчетность ООО «Виктор».
1. Организация аудита по операциям по приобретению и реализации товаров в розничной торговле на примере ООО «Виктор» 1.1. Технико-экономическая характеристика ООО «Виктор» и особенности учета по операциям по приобретению и реализации товаров в розничной торговле Фирменное наименование предприятия – общество с ограниченной от­ветственностью «Виктор» (кафе «Распутье»). Форма собственности – частная. Учредителем является гражданин РФ Батраков В.И. Местоположение общества – 398902, г. Липецк, ул. Юношеская, 45. ООО «Виктор» зарегистрировано 14 октября 1998 г., ранее функциони­ровало как ЧП Батраков. В сферу деятельности фирмы входит оказание услуг в сферах общест­венного питания и розничной торговли. ООО «Виктор» обладает лицензией на право розничной торговли и в розлив алкогольной продукции. Таблица1. Технико-экономические показатели ООО "Виктор". Показатели Предыдущий период (2002 г.), тыс. р. Отчетный период (2003 г.), тыс. р. Отклонения, тыс. р. Темпы роста, % 1. Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, услуг (за минусом НДС, акци­зов и иных аналогич­ных обязательных платежей) 1177 2927 +1750 248,68 2. Себестоимость про­данных товаров, про­дукции, работ, услуг 587 1129 +542 192,33 3. Валовая прибыль 590 1798 +1208 304,75 4. Коммерческие рас­ходы 506 955 +449 188,74 5. Прибыль от продаж 84 843 +759 1003,57 6. Прибыль до налого­обложения 182 843 +661 463,19 7. Чистая прибыль 136 770 +634 566,18 8. Среднегодовая стоимость основных средств 448 799 +351 178,35 Как видно из табл.1 за 2003 г. произошло существенное увеличение величин показателей хозяйственной деятельности предприятия, особенно возросла прибыль от продаж (темпы ее роста составили 1003,57%). Это свидетельствует как об эффективности продаж, в частности, так и, в общем, о положительной динамике в развитии предприятия. Таблица 2. Показатели эффективности деятельности предприятия. Показатели Предыдущий период (2002 г.) Отчетный период (2003 г.) Отклонения Темпы роста, % 1. Фондоотдача 1,31 1,41 +0,1 107,63 2. Фондоемкость 0,76 0,71 -0,05 93,42 3. Оборачиваемость активов, оборот 2,63 3,66 +1,03 139,16 4. Рентабельность про­даж, % 7,14 28,8 +21,66 403,36 5. Экономическая рен­табельность (рента­бельность активов), % 18,75 105,51 +86,76 562,72 Из полученных данных табл.2 очевидно, что произошел рост всех рас­смотренных показателей хозяйственной деятельности предприятия. Особо следует выделить большой рост величины показателя рентабельности акти­вов, что говорит об эффективном использовании основных средств в ООО «Виктор».
1.2. Нормативная и информационная база аудиторской проверки по операциям по приобретению и реализации товаров в розничной торговле Нормативная база аудиторской проверки (в алфавитном порядке): 1. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемые в издержки обращения и производства на предприятиях торговли и общественного питания: утверждены Роскомторгом и МФ РФ от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2. 2. Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, от 13.06.99 № 49. 3. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения отпуска товаров в организациях торговли: письмо Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5. 4. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Федеральный закон от 5. 08. 2000 года. № 118-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 29. 12. 2000 года. № 166-ФЗ). 5. О бухгалтерском учете: Федеральный Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. – М., 2000. 6. Об аудиторской деятельности: Федеральный Закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ. – М., 2001. 7. Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Пост. Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 // Официальные документы и разъяснения. – 2000. 8. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утвержден приказом Министерства РФ от 31. 10. 2000 года. № 94н. 9. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 5/01 Приказ от 09.06.2001 года № 44-н. 10. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98: утверждено Приказом МФ РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. 11. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98г. №34). Источниками получения аудиторских доказательств будут первичные документы (счета-фактуры, выданные и полученные, спецификации, товарно-транспортные накладные, путевые листы, журнал учета полученных и выданных счетов-фактур, Книга покупок, Книга продаж, товарные учеты материально-ответственных лиц); регистры бухгалтерского учета (90 «Продажи», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Главная книга); результаты анализа финансово-экономической деятельности организации; устные высказывания сотрудников и третьих лиц; результаты и инвентаризация товаров проверяемой организации (инвентаризационные описи); бухгалтерская отчетность (формы № 1 и № 2).
2. Аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле 2.1. Цель и задачи аудиторской проверки Целью аудита является подтверждение достоверности информации бухгалтерской отчетности, которая является одним из главных критериев качественности информации. Цель аудита операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле достигается путем решения в ходе аудита следующих основополагающих задач по проверке: - соблюдения действующего законодательства; - правильности оформления первичных документов; - правильности формирования себестоимости; - правильности расчета сумм, подлежащих уплате поставщикам; - правильности отражения задолженности перед поставщиками и подрядчиками; - правильности составления отчетности; - полноты и своевременности отражения операций по приобретению и реализации товаров. 2.2. Планирование аудиторской проверки На этапе планирования аудитор разрабатывает как общую стратегию аудита, так и детальный подход к ожидаемому характеру, временным рамкам и объему работ по каждой из областей аудита. Для успешного планирования аудита в области операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле: - четко понимать цель, для которой будет использоваться информация, содержащаяся в рабочих документах аудитора в рамках общих результатов; - обладать знаниями о бизнесе аудируемого лица; - дать оценку аудиторского риска и разработать процедуры необходимые для его снижения до минимально низкого уровня; - определить ключевые по значимости области проверки; - рассчитать уровень существенности и определить его взаимосвязь с аудиторским риском; - составить детальную программу по проверке операций по приобретению и реализации товаров, которая будет служить инструкцией для аудитора, а также средством внутреннего контроля за надлежащим выполнением работы. Знакомство с системой бухгалтерского учета ООО «Виктор» включило в себя изучение, анализ и оценку сведений о следующих сторонах хозяйственной деятельности проверяемого экономического субъекта: 1. Учетная политика и основные принципы ведения бухгалтерского учета. 2. Организация подготовки, оборота и хранения документов, отражающих хозяйственные операции. 3. Порядок отражения хозяйственных операций в регистрах бухгалтерского учета, формы и методы обобщения данных таких регистров. 4. Порядок подготовки периодической бухгалтерской отчетности на основе данных бухгалтерского учета. 5. Роль и место средств вычислительной техники в ведении учета и подготовки отчетности. 6. Критические области учета, где риск возникновения ошибок или искажений бухгалтерской отчетности особенно высок. 7. Средства контроля, предусмотренные в отдельных областях системы учета. В ходе планирования аудиторской проверки было проверено соответствие организации системы бухгалтерского учета проверяемого экономического субъекта действующим нормативным документам, случаи нарушений выявлены не были. Система бухгалтерского учета экономического субъекта считается эффективной, т.к. в ходе фиксации хозяйственных операций выполняются следующие требования: 1. Операции в учете правильно отражают временной период их осуществления. 2. Операции в учете зафиксированы в правильных суммах. 3. Операции правильно и в соответствии с действующими нормативными положениями и учетной политикой отражены на счетах бухгалтерского учета. 4. Зафиксированы детали операций, имеющие существенное значение для учета и отчетности. 5. Ограничена возможность появления злоупотреблений. В начале планирования аудиторской проверки получено общее представление о специфике и масштабе деятельности экономического субъекта и системе его бухгалтерского учета. По итогам первоначального знакомства принимается решение о том, что полагаться на систему внутреннего контроля экономического субъекта, подлежащего проверке, не стоит. Далее аудит планируется таким образом, чтобы аудиторское мнение не основывалось на доверии к этой системе. Надежность системы внутреннего контроля оценивается как «низкая» и более удобно и экономически оправдано не полагаться на эту систему.
Расчет уровня существенности, используемого в ходе аудиторской проверки, представлен в таблицах 3и 4. Таблица 3 Расчет базовых показателей. Показатель Предыдущий год / на начало года, тыс. руб.
(1) Отчетный год / на конец года, тыс. руб. (2) Значение базового показателя, тыс. руб. ((1) + (2)) / 2 Чистая прибыль 136 770 453 Выручка от реализации 1177 2927 2052 Капитал и резервы 544 1290 917 Сумма активов 1307 3453 2380 Произведенные расходы 2482 4395 3438,5 Таблица 4 Определение уровня существенности. Показатель Значение базового показателя, тыс. руб. (1) Критерии, % (2) Значение, применяемое для нахождения уровня существенности, тыс. руб. (1) * (2) / 100 Чистая прибыль 453 5 22,65 Выручка от реализации 2052 2 41,04 Капитал и резервы 917 10 91.7 Сумма активов 2380 2 47,6 Произведенные расходы 3438,5 2 68,77 Среднее арифметическое графы 4: (22.65+41,04+91,7+47,6+68,77)/5=45,015 Наименьшее значение отличается от среднего на: (45,015-22,65)/45,015*100% = 49,68%. Наибольшее значение отличается от среднего на: (91,7-45,015) / 45,015* 100% = 103,709874%. Поскольку и в том, и в другом случае отклонение наибольшего и наименьшего показателей от среднего является значительным, отбрасываются значения 22,65тыс. руб. и 91,7тыс. руб., и они не используются при дальнейшем усреднении. Новая средняя величина равна: (41,04+47,6+68,77) / 3 = 52.47тыс. руб. Полученная величина округляется до 52 тыс. руб. Различие до и после округления составляет: (52.47-52) /52,47* 100% = 0,8957%. Следовательно, в качестве значения уровня существенности принимается 52 тыс. руб. При определении внутрихозяйственного риска было установлено следующее: 1. Все учитываемые операции действительно имели место. 2. Хозяйственные операции были соответственным образом разрешены. 3. Совершенные операции учитываются и отражаются в учете должным образом. 4. Операции правильно разнесены по счетам. 5. Операции регистрируются своевременно. 6. Операции должным образом отражены в учетных регистрах и правильно перенесены в Главную книгу. 7. Бухгалтерская отчетность заполнена соответствующим образом. Исходя из этого и анализируя особенности функционирования и текущего экономического положения отрасли, в которой действует предприятие, опыт и квалификацию главного бухгалтера, а также сложность учитываемых хозяйственных операций, внутрихозяйственный риск можно оценить как достаточно низкий и принять его к расчету 70%. При общем знакомстве с системой внутреннего контроля предприятия не было выявлено практически никаких средств контроля, также отсутствует схема документооборота, объем хозяйственных операций достаточно невелик. В связи с этим система внутреннего контроля оценивается как низкая. Следовательно, ей соответствует высокий риск, равный 85%. Риск аудита принимается равным 7%, т.к. именно эта величина является наиболее часто употребляемой при аудите операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле. Риск необнаружения равен: 7% / (70% * 85%) = 12%. Программа аудиторской проверки представлена в таблице 5. Таблица 5. Программа аудиторской проверки № п/п Перечень процедур Источники информации Применяемые приемы Период проведения
1
Проверка правильности оформления договоров на приобретение товаров
договоры
Проверка документации
11.02.04
2
Проверка законности операций связанных с поступлением товаров
Законы, инструкции, постановления
Подтверждение, проверка, документации
11.02.04
3
Проверка правильности оформления учетных документов
Первичная документация, Книга покупок, регистры учета
Проверка документации
18.02.04
4
Встречная сверка учетных документов
Первичная документация, Книга покупок, регистры учета, Главная книга, баланс
Сверка учетных данных
18.02.04
5
Проверка правильности переоценки товаров
Письмо-акт
Проверка письма-акта
25.02.04
6
Проверка правильности документального оформления недостач
Акты на недостачу
Проверка актов
03.03.04
7
Проверка отражения недостач в учете
Регистры бухгалтерского учета
Проверка регистров бухгалтерского учета
10.03.04
8
Проверка полноты оприходования поступивших товаров
Платежно-расчетные документы
Анализ платежно-расчетных документов
17.03.04
9
Проверка наличия и правильность оформления договоров на продажу товаров
Договоры
Проверка документации
24.03.04
10
Проверка законности операций связанных с реализацией товаров
Законы, инструкции, постановления
Подтверждение, проверка документации
24.03.04
11
Правильность оформления учетных документов
Книга продаж, регистры учета, Главная книга
Проверка документов
31.03.04
12
Правильность оценки списываемых товаров
Расчеты бухгалтера
Сверка с собственными расчетами
07.04.04
13
Правильность списания товаров с материально-ответственных лиц
Товарные отчеты, регистры аналитического учета
Проверка документации
14.04.04
14
Проверка правильности отнесения реализации к отчетному периоду, в котором произошла передача права собственности на товар
Договоры, ведомость учета продаж, транспортные документы
Проверка документации
21.04.04
15
Сверка итоговых оборотов по продаже в журнале по счету 90 «Продажи» с данными Главной книги по этому счету
Журнал-ордер по счету 90, Главная книга
Аналитические процедуры, сверка арифметических расчетов
28.04.04
16
Сверка итоговых оборотов и не закрытых дебетовых позиций по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и их итога в ведомости по учету продаж с данными Главной книги
Ведомость учета продаж, Главная книга
Аналитические процедуры, сверка арифметических расчетов
5.05.04
17
Обзор списка дебиторов на конец года, сверка и подтверждение сальдо по основным покупателям
Годовой бухгалтерский отчет
Подтверждение
12.05.04 2.3 Проведение аудиторской проверки операций по приобретению товаров Аудиторская проверка товарных операций начинается с ознакомления с отделом бухгалтерского учета, занимающегося учетом операций связанных с поступлением и оприходованием товаров. На этом этапе устанавливается, кто ведет бухгалтерский учет по движению ценностей (образование, бухгалтерский стаж, родственные связи); какими нормативными документами пользуется бухгалтер данного участка; кому подотчетен данный бухгалтер; кто его проверяет по исполняемой работе; наличие плана-схемы документооборота и альбома с перечнем и образцами заполненных первичных типовых документов; обоснованность, оптимальность и целесообразность выбора в учетной политике организационных, методических и технических аспектов по данному участку учета; наличие схем по поступлению и оприходованию товаров на счетах; какие методы внутреннего контроля используются (инвентаризация, документирование); соблюдаются ли сроки проведения инвентаризации товаров и порядок оформления результатов инвентаризации; следует убедиться в правильности оформления договоров о материальной ответственности с кладовщиками и другими ответственными лицами, которым переданы в подотчет ценности, наличие журналов регистрации документов (журнал регистрации счетов-фактур), приказов о постоянно действующей инвентаризационной комиссии.
В результате проведения данного этапа аудиторской проверки были выявлены помарки в заполнении первичных документов, которые не повлияли на правильность и правомерность составленных документов (приложение №3). Сохранность товаров зависит от условий хранения, поэтому следующим этапом контроля является проверка состояния складского хозяйства в данной организации. Выясняется число и размещение складских помещений, условия хранения ценностей, обеспечение весоизмерительными приборами. Проверка состояния складского хозяйства показала достаточно хорошую организованность данного отдела предприятия. Следующим этапом проверки является инвентаризация товаров. До начала инвентаризации необходимо составить перечень подлежащих инвентаризации ценностей и договориться с руководителем проверяемой организации о создании комиссии. Руководитель создает соответствующее распоряжение (приказ). В состав инвентаризационной комиссии, кроме материально-ответственного лица, включают представителей руководства предприятия, а также соответствующих специалистов и работников бухгалтерии. Присутствие при инвентаризации материально-ответственного лица обязательно. Перед началом инвентаризации материально-ответственное лицо составило отчет по поступлению и отпуску товаров на дату начала инвентаризации в двух экземплярах. Один экземпляр был передан в бухгалтерию предприятия, а другой – аудитору. С ответственного лица была взята расписка в том, что все документы, относящиеся к движению товаров, сданы в бухгалтерию, и что никаких не оприходованных или не списанных на реализацию ценностей в его распоряжении нет. Во время инвентаризации проверялось: использование складских помещений по назначению; правильность складирования товаров; аккуратность проведения процедур инвентаризационной комиссии; фиксирование результатов инвентаризации по каждому виду товаров в инвентаризационных описях, составляемых по месту нахождения (хранения) и по материально-ответственным лицам в единицах измерения, принятых в учете (приложение №4). При проверке на складе были выявлены товары, не принадлежащие предприятию, на них была составлена отдельная опись. При проверке необходимо было узнать о том, составляются ли сличительные ведомости в бухгалтерии по товарам, по которым выявлены отклонения от учетных данных (которые подписываются главным бухгалтером и материально-ответственным лицом); нужно было получить от материально-ответственных лиц письменные объяснения о причинах выявленных недостач и излишков товарных ценностей; проверить правильность отражения в учете выявленных недостач или излишков ценностей. Излишки и недостачи в учете должны отражаться следующими бухгалтерскими проводками: 1. на оприходование излишков выявленных при инвентаризации - дебет счета 41 «Товары», субсч. «Товары на складах», - кредит счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсч. 1 «Прочие доходы» 2. на отражение недостачи в учете а) за счет виновных лиц дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 41 «Товары», субсч. 1 «Товары на складе»; дебет счета 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсч. 2 «Расчеты по возмещению материального ущерба», кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». б) если виновное лицо не установлено дебет счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», кредит счета 41 «Товары», субсч. 1 «Товары на складе»; дебет счета 91 «Прочие доходы и расходы», субсчет 2 «Прочие расходы», кредит счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей». После инвентаризации целесообразно провести проверку полноты оприходования, оценки и учета товарных ценностей. В нашем случае ни излишек, ни недостач не выявлено. Во время проверки была проверена правильность ведения складского учета, обоснованность записей кладовщиком в его учетных документах; полнота оприходования поступивших со стороны товаров. Нарушение порядка оприходования товаров приводит к их хищению, а также созданию излишков товаров, которые затем реализуются без отражения в учете с целью сокрытия доходов от налогообложения и присвоения полученных средств. При проверке вопросов полноты оприходования товаров, был произведен анализ платежно-расчетных документов, подтверждающих поступление ценностей от поставщиков. При этом проверке подлежали счета-фактуры, товарно-транспортные накладные с разного рода приложениями (спецификациями, сертификатами, удостоверениями качества и т.д.). Было обращено внимание на правильность оформления этих первичных документов. В данных документах были надлежащим образом оформлены обязательные реквизиты: наименование поставщика, получателя, наименование товаров, их количество, цена и стоимость, должности и подписи ответственных лиц (с расшифровкой фамилии), печать предприятия поставщика. Далее проверялась полнота оприходования поступивших на склад товаров. Проверка проводилась по первичным документам, а в случае необходимости проводилась встречная проверка данных с данными предприятия, которое отгрузило товар. При проведении аудиторской проверки поступления товарных ценностей необходимым условием является сопоставление данных первичных документов по поступлению товаров с данными журнала регистрации полученных счетов-фактур, Книги покупок, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и данными Главной книги по этим же счетам (приложение №5). Все полученные от поставщиков счета-фактуры были отражены должным образом в Книге покупок в сумме, которая указана в счете и должна быть оплачена поставщику. Они регистрировались по мере их поступления, за исключением тех счетов-фактур, в которых имелись подчистки и помарки и которые были оформлены с нарушением установленного порядка.
Суммы, указанные в документах, полученных от поставщиков товаров, соответствовали суммам, отраженным в Книге покупок, затем данные за отчетный период по этому учетному первичному документу сопоставлялись с результатами в регистрах бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары» и 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». После этого данные учетных регистров сравнивались с данными Главной книги по этим счетам и данными баланса.
При проверке правильности корреспонденции счетов проверялось, не было ли в учете случаев, когда поступившие товары не приходовались на счет 41 «Товары», а были отнесены на другие счета. Данных нарушений при проведении аудиторской проверки выявлено не было. Большое значение при выражении мнения о достоверности бухгалтерского учета и отчетности имеет правильность отражения в учете (выделение на счете 19) и принятие к зачету (возмещению) налога на добавленную стоимость (НДС). Особое внимание при проверке поступления товаров было обращено на расхождение фактического наличия с наличием указанным в сопроводительных документах. В случаях, когда при приемке товаров были выявлены расхождения по количеству и качеству, то приемка была оформлена следующими актами: 1. коммерческим актом, если недостача или порча произошла по вине транспортной организации; 2. приемным актом, если недостача произошла по вине поставщика, а также, если недостача произошла по вине экспедитора. Все акты были составлены комиссией, которая создавалась по распоряжению руководителя. При проверке было обращено внимание на правильность документального оформления недостач и отражение их в учете. В учете недостача по вине поставщика оформлялась следующей бухгалтерской проводкой: дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсч. 2 «Расчеты по претензиям», кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками». Также была произведена проверка надлежащего оформления актов, т.к. без соблюдения данного условия претензии не могли быть предъявлены виновной стороне и не могли быть признаны действительными, а, следовательно, они не могли отражаться в учете за счет виновных лиц. Нарушений в данной области учета выявлено не было. При проведении аудиторской проверки были обнаружены ошибки в учете при переоценке товарных ценностей, в результате которых изменилась их продажная цена, что в дальнейшем повлияло на искажение бухгалтерской отчетности. Результаты переоценки должны быть оформлены письмом-актом, где помимо наименования, количества и другой информации о товаре указывается старая и новая цена, стоимость товаров в новых и старых ценах, сумма до оценки при повышении цен и сумма уценки при снижении цен. Результаты переоценки должны быть отражены на счете 14 «Переоценка материальных ценностей». При проверке правильности установления розничных цен, следует помнить, что на многие продовольственные товары существуют предельные размеры наценок, превышение которых ведет к взысканию с организации определенных штрафных санкций. Ошибки, которые выявили аудиторы в ходе проверок операций, связанных с поступлением и оприходованием товаров: 1. не проводится инвентаризация товаров; 2. не заключен договор о материальной ответственности с кладовщиком; 3. нарушается правильность оформления первичных документов по оприходованию товаров; 4. не проводится (или нерегулярно проводится) сверка данных по поступившим и оприходованным ценностям в бухгалтерии и на складах организации. 2.4. Аудит операций по реализации и списанию товаров с материально-ответственных лиц При выражении мнения о достоверности учета товарных операций особенно тщательно изучаются операции, связанные с реализацией товаров и списанием их с материально-ответственных лиц. Проверку целесообразно начать с проверки договоров на наличие печатей, подписей руководителей, обязательных реквизитов и существенных условий сделки. Исходя из данных, полученных при изучении договоров, заключенных между поставщиком и покупателями, устанавливается момент перехода права собственности на товар. Особое внимание обращается на правильность оформления первичных документов. К ним относятся: накладные, товарно-транспортные накладные, счета-фактуры, выставленные покупателям и другие документы. В них проверяют: наличие порядковых номеров и дат выписки; наименования, адреса и ИНН покупателя; печатей, подписей и других реквизитов. Важным при проведении аудита явилась проверка Книги продаж, которая показала, что все счета-фактуры зарегистрированы в том налоговом периоде, в котором возникло налоговое обязательство, и что оформление Книги продаж соответствует требованиям, установленным законодательством. Особое внимание было обращено на правильность оценки товаров при их списании с материально-ответственных лиц. Стоимость отпущенным покупателям ценностей законодательством разрешается определять одним из следующим вариантов метода оценки товаров: - по средней себестоимости; - по себестоимости первых по времени закупок - ФИФО; - по себестоимости последних по времени закупок - ЛИФО; - по себестоимости единицы приобретения товаров. Из указанных вариантов оценки организация выбирает один в учетной политике самостоятельно. В ООО «Виктор» выбран ЛИФО. Далее проверялась обоснованность, полезность для управления и правильность использования выбранного в учетной политике варианта оценки товаров. Для того чтобы проверить правильность оценки списанных товаров, был самостоятельно произведен расчет за аудируемый период и было произведено сравнение расчетных данными с расчетами, представленными бухгалтером. При проведении аудита обращалось внимание на правильность и своевременность составления материально-ответственными лицами товарных отчетов. Сроки сдачи отчетов в зависимости от объема реализации соответствовали установленным срокам (от 1 до 10 дней). На основании этих отчетов производилось списание ценностей с материально-ответственных лиц. Поэтому была произведена проверка правильности исчисления этой суммы. Для этого самостоятельно осуществлялись балансовыми расчетами стоимость товаров, списанных с МОЛ: Р = Н + П - К, где Р - стоимость товаров проданных в отчетном периоде, Н и К - стоимость начального и конечного остатка товаров на счете 41 «Товары», П – стоимость поступивших ценностей (дебетовый оборот по счету 41 «Товары». Полученные данные сравнивались со стоимостью товаров, списанных с МОЛ за определенный период, суммы и в том, и в другом случае, оказались верными. При проведении аудита проверки операций по реализации товаров необходимым является встречная сверка данных первичных документов по продаже товаров с данными Книги продаж, регистров бухгалтерского учета по счетам 41 «Товары», 45 «Товары отгруженные», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» и данными Главной книги по этим счетам (приложение №5). Все эти регистры взаимосвязаны между собой, а поэтому в них проверялась полнота и своевременность отражения в учете себестоимости отгруженных товаров и выручки от их продажи, правильность списания себестоимости отгруженных товаров.
Все суммы, отраженные в первичных документах, соответствуют суммам, указанным в Книге продаж, ее данные в свою очередь соответствуют данным регистров бухгалтерского учета по счетам 90 «Продажи», субсч.1 «Выручка», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», а итоговые суммы по этим регистрам сопоставимы с суммами по этим счетам, отраженными в Главной книге и с данными отчета о прибылях и убытках (приложение №2).
Правильность оборотов по кредиту счета 90 и 62 была установлена путем встречной сверки этих данных с записями по дебету счета 50 «Касса» и 51 «Расчетный счет» (приложение №4). В ходе проверки особое внимание было обращено на правильность отражения в бухгалтерском учете операций по продаже товаров и списанию их с материально-ответственного лица. С точки зрения правильности отражения торговых операций в бухгалтерском учете проверялись основные счета, участвующие в отражении операций по реализации товаров: 41 «Товары», 90 «Продажи», 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», 50 «Касса». На заключительном этапе проверки устанавливалось соответствие данных аналитического учета продажи продукции с данными синтетического учета. Взаимной сверкой записей в разных регистрах определялась точность отражения сумм и правильность корреспонденции счетов по этим операциям. Существенных нарушений в данной области учета выявлено не было.
3. Выводы по результатам аудиторской проверки и рекомендации по совершенствованию системы учета операций по приобретению и реализации товаров
Негативными моментами в работе предприятия стали неправильное оформление первичных документов, несоответствие цен в договоре и документах поставщика, а также на предприятии не проводится инвентаризация расчетов со всеми поставщиками и покупателями. В результате необходимо осуществить постоянный контроль за выполнением договорных обязательств, усилить контроль за товарно-материальными ценностями, поступающими через подотчетных лиц, а также необходимо поднять роль контроля в оформлении первичных документов по учету товарно-материальных ценностей. При аудите товарных операций особое внимание необходимо уделить проверке правильности ценообразования, т. е. проверке способа учета товаров и его соответствия способу, отраженному в учетной политике организации, а также проверке достоверности учета по счетам 41 «Товары» и 42 «Торговая наценка». При проверке выявлен слабый контроль за сохранностью товаров, значит, что необходима сплошная инвентаризация. При проверке документального оформления движения товаров особое внимание уделили первичным учетным документам, на основании которых ведется бухгалтерский учет, и которые составляются в организации при приемке и реализации товаров. Аудит синтетического и аналитического учета движения товаров в розничной торговле включил в себя: 1. проверку соответствия данных документов, составленных в организации, данным сопроводительных документов; 2. наличие контрактов с поставщиками на поставку товаров; 3. правильность учета НДС по поступившим товарам; 4. выявление типичных операций по журналу хозяйственных операций и проверка правильности составления проводок. Применение компьютерной технологий обработки информации о хозяйственных операциях оказывает определенное влияние на организацию системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля на проверяемом предприятии. В условиях компьютерной обработки данных для оформления хозяйственных операций наряду с традиционными первичными документами используются первичные учетные документы на машиночитаемом носителе. На практике вместе с традиционными ручными формами счетоводства широко применяются формы учета, основанные на использовании стандартных или оригинальных компьютерных программ обработки учетной информации. Это позволяет реализовать прогрессивные методы обработки данных, формирование выходной информации и обеспечения ее достоверности, совмещение синтетического учета с аналитическим и синтетического с хронологическим, повысить оперативность и удобства использования учетной и отчетной информации . Компьютерные системы расширяют возможности администрации в проведении анализа, оценки и контроля деятельности предприятия. Наличие дополнительного инструментария обеспечивает укрепление системы внутреннего контроля в целом и снижение риска его неэффективности. Компьютерная обработка данных предполагает использование одних и тех же команд при выполнении идентичных товарных операций бухгалтерского учета, что практически исключает появление случайных ошибок, обыкновенно присущих ручной работе. Компьютерная система может осуществлять множество процедур внутреннего контроля, которые в не компьютеризированных системах выполняют разные специалисты. Применение на предприятии компьютерных систем обработки учетно-экономической информации оказывает определенное влияние и на проведение аудита. Это влияние проявляется в изменении планирования, изучения систем внутреннего контроля и бухгалтерского учета на предприятии и методов сбора аудиторских доказательств. Использование информационных технологий при обработке бухгалтерских данных дает определенные гарантии того, что данные будут обработаны без пропусков и повторов операций. В современных условиях аудиторские организации все чаще используют в процессе проверок компьютерные информационные технологии. Применение таких технологий в аудите позволяет: - анализировать содержание формируемой в бухгалтерии предприятия базы данных, если таковая существует и доступна; - контролировать показатели, содержащиеся в регистрах бухгалтерского учета предприятия; - тестировать алгоритмы, используемые в компьютерной системе бухгалтерского учета; - контролировать соответствия показателей, содержащихся в формах бухгалтерской отчетности, данным бухгалтерских регистров или баз данных, формируемой в бухгалтерии при обработке первичных документов; - снизить трудоемкость аналитических процедур; - оценить количественное влияние выявленных в ходе проверки отклонений на показатели бухгалтерской отчетности; - использование возможностей справочно-поисковых информационных систем в области нормативных и законодательных актов, регламентирующих бухгалтерский учет и аудит в Российской Федерации; - формировать аудиторскую документацию. Не смотря на то, что существует огромное число компьютерных программ по бухгалтерскому учету в торговле, среди них наиболее распространенными являются «1С: Бухгалтерия», которые повышают надежность системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля и способствуют снижению трудоемкости аудиторов при проведении аудиторских проверок, до сих пор нет не одного программного продукта, направленного на решение задач по автоматизации аудита. Программа «Помощник аудитора» является попыткой создать реально работающую аудиторскую систему, направленную на решение задач аудита на всех этапах его осуществления. Применение информационных таких технологий в системе бухгалтерского учета и аудита значительно облегчает работу аудиторов при .осуществлении проверок. У аудитора появляется возможность более точно определить степень риска, надежность системы внутреннего контроля, участки учета, которые необходимо подвергнуть обязательной проверке, а также ускорить процесс проверки.










Заключение В данной курсовой работе был рассмотрен аудит операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле на примере ООО «Виктор», предметом деятельности которого является общественное питание.
Хочу отметить, что тема данной курсовой работы – одна из самых ключевых в аудите финансово-хозяйственной деятельности организации. В процессе выполнения курсовой работы были выполнены поставленные перед ней цели, а в частности: - Разработать процесс планирования аудиторской проверки операций по приобретению и реализации товаров в розничной торговле. - Провести аудиторскую проверку данных операций. - Составить аудиторское заключение по проведенной проверке и дать соответствующие рекомендации по улучшению данной области учета. Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи: - Изучить технико-экономическая характеристика ООО «Виктор» и особенности учета формирования товарных операций. - Выделить источники информации, используемые при аудите операций по товарным операциям. - Определить цель и задачи аудиторской проверки. - Провести аудиторскую проверку расчетов с покупателями и заказчиками. - Провести аудиторскую проверку расчетов с поставщиками и подрядчиками. На основании проведенного исследования составить выводы по результатам аудиторской проверки и практические рекомендации для объекта исследования. Для написания курсовой работы использовались нормативно-правовые документы Российской Федерации, учетные регистры и бухгалтерская отчетность ООО «Виктор».
Библиографический список 12. Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат, включаемые в издержки обращения и производства на предприятиях торговли и общественного питания: утверждены Роскомторгом и МФ РФ от 20 апреля 1995 г. № 1-550/32-2. 13. Методические рекомендации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, от 13.06.99 № 49. 14. Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения отпуска товаров в организациях торговли: письмо Комитета РФ по торговле от 10 июля 1996 г. № 1-794/32-5. 15. Налоговый кодекс РФ. Часть 2. Федеральный закон от 5. 08. 2000 года. № 118-ФЗ. (в ред. Федерального закона от 29. 12. 2000 года. № 166-ФЗ). 16. О бухгалтерском учете: Федеральный Закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ. – М., 2000. 17. Об аудиторской деятельности: Федеральный Закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ. – М., 2001. 18. Об утверждении Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость: Пост. Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914 // Официальные документы и разъяснения. – 2000. 19. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению. Утвержден приказом Министерства РФ от 31. 10. 2000 года. № 94н. 20. Положение по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», ПБУ 5/01 Приказ от 09.06.2001 года № 44-н. 21. Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98: утверждено Приказом МФ РФ от 9 декабря 1998 г. № 60н. 22. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Утверждено Приказом Минфина РФ от 29.07.98г. №34). 23. Алборов Р.А. Аудит в организациях промышленности, торговли и АПК. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 1998 г. – 464 с. 24. Аренс Р.А., Лоббек Дж.К. Аудит. Перевод с английского. Главный редактор серии профессор Я. В. Соколов. – М.: Финансы и статистика, 1995 г. – 250 с. 25. Аудит: Учебник для вузов/ В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин, Л.В. Сотников. Под редакцией профессора Подольского – М.: Аудит, ЮНИТИ, 1997 г. – 432 с. 26. Барышников Н.П. Организация и методика общего аудита. – М.: Информационно-издательский дом «ФИЛИНГ», 1995 г. – 448 с. 27. Веренкова А.А. Оценка эффективности системы внутреннего контроля организации на стадии планирования аудита // Аудит. – 2001. - № 9. С. 25-30. 28. Воронина Л.И. Основы бухгалтерского учет и аудита. Учебное пособие. – М.: Приор, 1997. – 430с. 29. Глушков И.Е. Аудит на современном предприятии. Москва- Новосибирск: КНОРУС-ЭКОР, 1997 г. – 288 с. 30. Гольдберг Е.Я. Автоматизация аудиторской деятельности в торговле «Помощник аудита» // Аудит и финансовый анализ. - 2000 - № 3- С. 45-52. 31. Данилевский Ю.А. Общий аудит в вопросах и ответах. – М.: Бухгалтерский учет, 1996. – 360 с. 32. Данилевский Ю.А. Особенности проведения аудиторской проверки операций с ТМЦ // Главбух. - 1996 - № 1 , С. 64-71. 33. Данилевский Ю.А., Шапигузов С. М., Ремизов Н. А., Старовойтов Е. В. Аудит: Учебное пособие. – М.: ИД ФБК – ПРЕСС, 1999. –544 с. 34. Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту. – М.: ИНФРА – М.: 1996 г. – 522 с. 35. Камышанов П.И. Бухгалтерский учет и аудит. - М.: 1998. – 280с. 36. Корпусов А.А. Особенности аудита на предприятиях розничной торговли // Бухгалтерский учет. - 1995- №4- С 39-40.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Гладильные системы в швейной промышленности
Реферат Особенности финансов организаций торговли
Реферат Оценка теплового режима ИМС Расчет надежности полупроводниковых ИМС по внезапным отказам
Реферат Штатные консульские служащие и возглавляемые ими пункты
Реферат «Российский научный центр восстановительной медицины и курортологии Росздрава»
Реферат The Indian Uprising A Critique Essay Research
Реферат Аннотация программы учебной дисциплины «История Австрии и Швейцарии» Цели и задачи дисциплины
Реферат Реформация Эхнатона
Реферат Синтаксичний аналіз у системах автоматичного перекладу концепції та алгоритми
Реферат Зарубежный опыт проведения переписи населения
Реферат Методика действия должностных лиц пункта управления узлами связи при управлении развертыванием и установлением связи
Реферат Cоциально-психологические механизмы влияния
Реферат 1. Настоящий Порядок регулирует вопросы составления акта медико-социальной экспертизы (далее Акт)
Реферат Основные черты развития лизинга в России
Реферат Практика решения проблемы управления индивидуализированным обучением на базе информационных техн