«Властитель наших дум»
И
вечно буду я войну вести
Словами
— а случится, и делами! —
С
врагами мысли.
Мне
не по пути
С
тиранами...
Дж.
Г. Байрон
Определяя
роль поэта в мировой литературе, В. Г. Белинский писал: «Всякий великий поэт
потому велик, что корни его страдания и блаженства глубоко вросли в почву
общественности и истории, что он, следовательно, есть орган и представитель
общества, времени, человечества». Все это в наибольшей степени относится к
английскому поэту Джорджу Гордону Байрону, которого великий критик называл
«Прометеем XIX века».
Вся
жизнь и творчество Байрона были связаны с национально-освободительным и
революционным движением. Первые образцы его смелой гражданской поэзии, вошедшие
в сборник «Часы досуга», были встречены крайне враждебно. Но это лишь
вдохновило автора, и в ответ на несправедливые упреки он написал сатирическую
поэму «Английские барды и шотландские обозреватели», в которой дал достойную
отповедь своим критикам. Через несколько лет после выхода «Часов досуга» Байрон
совершил путешествие по странам Средиземноморья. Впечатления от этой полдни он
позже отразил в своей поэме «Паломничество Чайльд-Гарольда».
Свободолюбивая
поэзия Байрона, его выступления в защиту народных масс вызвали гнев аристократической
знати. Поэт подвергся безжалостной критике и клевете, что заставило его
покинуть родину — и уже навсегда. В Швейцарии он написал третью песен «Паломничества...», а спустя два года, в
Италии, завершил всю поэму. В
произведении показаны размышления автора над судьбами различных стран, которые
выражены в виде раздумий, призывов сбросить иго тирании. Отстаивая свободу
народов, их право на национально-освободительную борьбу, поэт не уходил от
действительности, а страстно призывал вмешаться в ход истории. Становясь на
защиту человека от унижения и насилия, он стремился к духовному раскрепощению
людей, взывал к их чувству справедливости, патриотизма, человеческого достоинства.
Автор не скрывал своего презрительного отношения к тем, кто покорился
угнетателям, склонил голову перед тираном.
Образ
героя-бунтаря проходит через все творчество поэта. В цикле его восточных поэм:
«Гяур», «Абидосская невеста», «Корсар», «Лара», «Осада Коринфа», «Партизан» —
этот герой представлен более активным и целеустремленным. Он включается в
решительную борьбу с обществом, основанным на угнетении и обмане. И за смелыми
поступками отдельных персонажей в этих произведениях скрывается «ярость народная»
и неистребимая воля к новым подвигам. Гимн свободе и борцам за нее звучит и в
лирических стихотворениях, вошедших в сборник «Еврейские мелодии», в которых
автор, используя и переосмысливая библейские образы, откликается на современные
ему явления.
В
швейцарский период творчества Байрон создал поэму «Шильонский узник» — о
народном герое, потерпевшем поражение в борьбе с угнетателями и заключенном в
темницу. Однако даже в суровых тюремных условиях Бонивар не теряет присутствия
духа и стремления к свободе. Несколько иным представлен герой драмы «Манфред»
Он имеет много общего с Фаустом Гете, но, в отличие от последнего, не находит
применения своим знаниям и способностям. Неудовлетворенный жизнью, он желает
лишь забвения.
Оказавшись
в Италии, поэт включился в активную борьбу на стороне итальянских
революционеров, так описывая свои стремления и поступки:
Кто
драться не может за волю свою,
Чужую
отстаивать может.
За
греков и римлян в далеком краю
Он
буйную голову сложит.
В
Италии же он создал немало произведений, которые стали лучшими образцами его
политической лирики.
Вершиной
творчества Байрона по праву считается его роман «Дон Жуан», в котором, через
столкновение своего героя со множеством лиц и событий, автор подверг жесткой
критике современное ему общество. Он раскрыл истинную, лицемерную и ханжескую
сущность британской аристократии, вывел на свет ложь и пороки, скрытые за внешним лоском светского
мира. Кроме того, поэт резко осудил захватнические войны, так как был твердо
уверен, что
Война
священна только за свободу,
Когда
ж она — лишь честолюбья плод,
Кто
бойнею ее не назовет?
Как
талантливый поэт и активный борец за свободу, Байрон, по выражению Пушкина, был
«властителем дум» своего времени. Но его творчество не утратило актуальности и
свежести и в дальнейшие годы. Его прогрессивные идеи обогатили мировую поэзию,
а его традиции были продолжены и развиты поэтами последующих поколений. И по
сей день поэзия Байрона, пронизанная духом свободы и справедливости, богатая
глубокими мыслями, развивающая благородные чувства, волнует умы людей, ведет их
по жизненному пути.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://slovo.ws/