Правовое регулирование лицензирования в Российской
Федерации
Введение.
Я
выбрал в качестве темы своего диплома: "ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ".
Почему
именно лицензирование?
В
Гражданском кодексе Российской Федерации (п. 1, абз. 3 ст. 49) закреплено, что
отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом,
юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения
(лицензии). Больше норм, непосредственно регулирующих лицензирование, в кодексе
не содержится. Однако статья содержит ссылку на "закон". Итак, моей
курсовой работой будет "Правовое регулирование лицензирования",
потому что:
Во-первых,
лицензирование - это сравнительно новый гражданско-правовой институт. И все
нормативные акты, регулирующие вопросы лицензирования - "свежие".
Взять хотя бы Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов
деятельности", - он принят 25 сентября 1998 г., и на практике применяется
немногим больше года.
Во-вторых,
лицензирование - это важный гражданско-правовой институт, ставящий своей
задачей защиту прав граждан и безопасности страны в целом.
В-третьих,
в виду "свежести" нормативной базы, лицензирование - это мало
рассмотренный в учебной литературе институт, и поэтому вызывает особый интерес.
Кроме
того, необходимо отметить, что лицензионные сборы - занимают не последнюю
строку бюджетов различных уровней.
В
данной работе, опираясь большей частью, на федеральное законодательство, я
раскрою такие вопросы, как: понятие лицензирования, принципы лицензирования,
лицензионные требования и условия, понятие лицензии, и ее содержание, порядок
получения лицензии, порядок ее приостановления и аннулирования, а также виды
лицензирующих органов. На примере лицензирования розничной торговли алкогольной
продукции я рассмотрю отдельные вопросы лицензирования.
Также
в работе, я рассмотрю проблему, противоречия законодательства Российской
Федерации и Республики Татарстан, а также пути выхода из нее. Она вытекает из
того, что Республикой Татарстан был принят Закон "О лицензировании",
которым на территории Республики Татарстан, были введены дополнительные виды
деятельности подлежащие лицензированию. Суть данного противоречия, и из каких
норм оно вытекает, я рассмотрю в своей работе. Однако работа будет
преимущественно строиться на законодательстве Российской Федерации.
Глава 1. Правовое
положение лицензирования.
Глава 1.1. Правовое
регулирование лицензирования.
Основным
нормативным актом, регулирующим порядок лицензирования в Российской Федерации,
является Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности"[1]
[1].
Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением
лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой
государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и
защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья,
обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление
правовых основ единого рынка.
Вкупе
с Законом, в части на противоречащей ему, при регулировании лицензирования,
применяется Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О
лицензировании отдельных видов деятельности"[2]
[2]
(с последними изменениями от 1 декабря 1997 г.). Данным постановлением наряду с
перечнем деятельности подлежащей лицензированию, закрепляется также перечень
органов уполномоченных на ведение лицензионной деятельности.
По
сути, Закон и Постановление содержат лишь общие положения, касающиеся общих
вопросов лицензирования отдельных видов деятельности, а также перечень видов
деятельности, которые подлежат лицензированию. Непосредственно же порядок и
условия лицензирования каждого отдельно взятого вида деятельности регулируется
отдельными - специальными нормативными актами. Так, например, Закон (ст. 17)
устанавливает, что в числе многих других видов деятельности, лицензированию
подлежит аудиторская деятельность. Непосредственно же лицензирование
аудиторской деятельности регулируется двумя постановлениями правительства РФ:
Постановлением Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. N 472 "О
лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской
Федерации"[3]
[3] и Постановлением Правительства РФ от
6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении нормативных документов по
регулированию аудиторской деятельности в Российской Федерации"[4]
[4] (с изм. и доп. от 21 июля 1997 г., 27
апреля 1999 г.).
Отдельные
виды лицензируемой деятельности регулируются, как правило, специальными положениями
утвержденными постановлениями правительства или специальными законами.
Несмотря
на то, что Гражданское законодательство в соответствии с Конституцией РФ,
находится в исключительном ведении Российской Федерации, отдельные субъекты
России, в противоречие Конституции принимают свое законодательство направленное
не только на регулирование порядка лицензирования, но и вводят своим
законодательством дополнительные виды деятельности подлежащие лицензированию.
Здесь
считаю необходимым отметить, что законодательство о лицензировании состоит из
гражданских норм - регулирующих понятие лицензирования, общие вопросы о
лицензиях, а также устанавливающее виды деятельности подлежащие лицензированию,
и административных норм - регламентирующих, например, порядок взимания
лицензионных сборов на территории субъектов.
Таким
образом, можно так разграничить полномочия "центра" и субъекта.
"Центр" (Федеральное законодательство) устанавливает "какие виды
деятельности подлежат лицензированию", а субъекту предоставлена
возможность "урегулирования" административной стороны лицензионных
отношений.
В
Республике Татарстан, был принят свой закон - вводящий дополнительные виды
деятельности подлежащие лицензированию в республике Татарстан.
Для
того чтобы выяснить могли ли нормотворческие органы Республики Татарстан,
принять такой закон, обратимся к Договору Российской Федерации и Республики
Татарстан "О разграничении предметов ведения и взаимном делегировании
полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и
органами государственной власти Республики Татарстан". Данный договор,
разграничивает полномочия "центра" и субъекта. Итак, п. 13 ст. 4
Договора устанавливает что гражданское законодательство находится в
исключительно ведении Российской Федерации". В совместном же ведении РФ и Республики
Татарстан (п. 21 ст. 3 Договора) находятся административные правоотношения.
Выводы ясны, - субъектом были нарушены положения не только Договора, но и
положения Конституции Российской Федерации, и Гражданского кодекса, нарушено
экономическое единство рынка Российской Федерации.
Глава 1.2. Правовое
регулирование лицензирования в Республике Татарстан.
Итак,
в республике Татарстан, наряду с федеральным законодательством и зачастую в
противоречии ему применяется Закон Республики Татарстан.
Данный
закон был принят после Федерального Закона, а именно 24 марта 1999 г. и введен
в действие постановлением Государственного Совета Республики Татарстан от 24
марта 1999 г.
Сам
факт уже того, что Закон вводится в действие постановлением Государственного Совета
Республики Татарстан, вызывает недоумение.
Статья
2 Республиканского Закона, устанавливает, что отношения в области
лицензирования в Республике Татарстан регулируются настоящим Законом, иными
нормативными правовыми актами, действующими на территории Республики Татарстан.
Причем в Законе совсем нет речи о Федеральном Законе, как таковом и о
Федеральном законодательстве о лицензировании вообще.
Предметом
регулирования Законом, определены отношения между органами государственного
управления Республики Татарстан и юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, возникающие в связи с осуществлением отдельных видов
деятельности, подлежащих лицензированию в соответствии с законодательством
Республики Татарстан.
Несмотря
на то, что Республиканский Закон, напрямую - своим существованием нарушает
принцип единства экономического пространства Российской Федерации, в нем
говорится, что он направлен на обеспечение единой государственной политики при
осуществлении лицензирования, в целях регулирования прав граждан, защиты их
законных интересов, нравственности, жизни и здоровья, а также на установление
правовых основ единого рынка. Надо думать, что под рынком, в Законе РТ
понимается рынок в рамках республики Татарстан.
Как
я уже отмечал - само существование такого Закона является нарушением
Конституции Российской Федерации и гражданского законодательства.
Считая
республиканское законодательство в области лицензирования (прежде всего,
непосредственно Закон вводящий "дополнительные виды" лицензируемой
деятельности) - не имеющим права на жизнь, в дальнейшем - в своей работе,
рассматривая вопросы лицензирования, я буду отталкиваться только от
законодательства Российской Федерации.
Глава 1.3. Проблема
противоречия республиканского и федерального законодательства. Коллизия норм.
Таким
образом, возникает этакая "коллизия" норм Республиканского и
Федерального законодательства. В правовом государстве, конечно такой коллизии
бы не возникло, но... Но, так или иначе, в Республике Татарстан, закон
применяется.
В
связи с чем возникают такие вопросы: Какое законодательство применять судам?
Как поступать предпринимателям?
Какой
выход из сложившейся ситуации?
Гражданским
кодексом Российской Федерации предусмотрена такая форма защиты гражданских прав,
как самозащита. То есть, в данном случае предприниматели не должны подчиняться
- незаконным действиям органов требующих лицензирования
"дополнительных" видов деятельности.
С
моей точки зрения, можно попробовать создать комитет заинтересованных предпринимателей
для борьбы с нарушением их прав. В конце концов почему этот закон не обжалуют в
Конституционном Суде Российской Федерации?
Хотя
на практике я с этой проблемой не сталкивался, но ведь надо же с ней как-то
бороться. Ведь правовое государство, к которому стремиться Россия и каковым
провозглашает себя в Конституции, не может быть таковым!
ГЛАВА 2. Общие вопросы
лицензирования.
Глава 2.1. Понятие
лицензирования. Критерии и принципы лицензирования.
Легальное
определение лицензирования дается в статье 2 Закона [5]
[5].
Итак, под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий,
переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением и
аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением
лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих
лицензионных требований и условий.
Итак,
из этого определения можно выделить следующие элементы: лицензирование - это
мероприятия государства связанные непосредственно с его функциями - защитой
интересов и прав граждан.
Федеральным
законом выделяются объекты лицензирования - лицензируемые виды деятельности. То
сеть лицензируемый вид деятельности - вид деятельности, на осуществление
которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в
соответствии с Законом.
Следует
оговориться, что специальные нормативные акты (регулирующие лицензирование
конкретного вида деятельности) конкретизируют и определяют непосредственные
объекты лицензирования. Так, например, объектом лицензирования розничной
торговли алкогольной продукции, является розничная торговля алкогольной
продукцией. К алкогольной продукции же относятся спирт питьевой, водка,
ликероводочные изделия, коньяки (бренди), кальвадос, вино виноградное, вино
плодово-ягодное и иная пищевая продукция с содержанием этилового спирта,
произведенного из пищевого сырья, более полутора процентов от объема единицы
алкогольной продукции.
Тогда
возникает вопрос: какая деятельность подлежит лицензированию, а какая нет.
Законом (ст. 4) по этому поводу выделяется ряд критериев. В соответствии с
Законом к лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности,
осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным
интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне страны и безопасности
государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами,
кроме как лицензированием.
Таким
образом, деятельность подлежащая лицензированию - это прежде всего такая
деятельность, которая грозит нанесением ущерба нравственного или физического
гражданам или угрожает безопасности государства.
При
осуществлении лицензирования, государство в лице надлежащих органов руководствуется
рядом принципов:
защита свобод, прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан,
обеспечение обороны страны и безопасности государства;
обеспечение единства экономического пространства на территории Российской
Федерации;
утверждение единого перечня лицензируемых видов деятельности и единого порядка
лицензирования на территории Российской Федерации;
гласность и открытость лицензирования;
соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Таким
образом, лицензирование - это инструмент используемый государством в лице
полномочных органов, для защиты непосредственно интересов граждан и самого
государства.
Обратимся
теперь к понятию лицензии, требованиям и условиям ее выдачи.
Глава 2.2. Понятие лицензии. Требования, условия и
содержание лицензии.
Лицензия
- разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при
обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное
лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Законодатель
говорит о лицензионных требованиях. Среди них в соответствии с
законодательством можно выделить обязательные и специальные требования и
условия.
К
обязательным лицензионным требованиям и условиям при осуществлении лицензиатами
лицензируемых видов деятельности законодатель относит:
соблюдение
законодательства Российской Федерации, экологических,
санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а
также положений о лицензировании конкретных видов деятельности.
Так,
например, в соответствии с федеральным законом от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ
"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", а именно статьей
40 "Особенности лицензирования отдельных видов деятельности (работ,
услуг), представляющих потенциальную опасность для человека", говорится,
что отдельные виды деятельности (работы, услуги), представляющие потенциальную
опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с
законодательством Российской Федерации. При чем обязательным условием для
принятия такого решения о выдаче лицензии является представление соискателем
лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным
правилам представляющих потенциальную опасность для человека следующих видов
деятельности (работ, услуг). Законодатель относит в том числе к видам
деятельности представляющих потенциальную опасность для человека следующих
видов деятельности: производство и реализация продовольственного сырья и
пищевых продуктов, в том числе этилового спирта, алкогольной продукции.
Как
уже отмечалось выше, кроме обязательных требований законодатель предусмотрел и
специальные. Так в отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их
осуществления специальных знаний, в лицензионные требования и условия могут
дополнительно включаться квалификационные требования к соискателю лицензии и
лицензиату, в частности квалификационные требования к работникам юридического лица
или гражданину, являющемуся индивидуальным предпринимателем.
В
отношении лицензируемых видов деятельности, требующих специальных условий для
их осуществления, в лицензионные требования и условия могут дополнительно
включаться требования о соответствии указанным специальным условиям объекта[6]
[6], в котором или с помощью которого
осуществляется такой вид деятельности.
Перечень
дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензируемого
вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида
деятельности.
Действие
лицензии ограничивается сроком, территорией, субъектом получившим лицензию, а
также деятельностью, на которую получена лицензия.
Лицензия выдается отдельно на каждый лицензируемый вид деятельности.
Вид
деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться
только получившим лицензию юридическим лицом или индивидуальным
предпринимателем. То есть, передача лицензии иному юридическому лицу или
предпринимателю, законодателем исключена. Это объясняется тем, что при
получении лицензии, лицензиат выполняет ряд индивидуальных лицензионных
требований.
При
ликвидации юридического лица или прекращении действия свидетельства о
государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя выданная лицензия теряет юридическую силу.
В
случае реорганизации, изменения наименования юридического лица, юридического
адреса, изменения паспортных данных индивидуального предпринимателя, утраты
лицензии лицензиат обязан в 15-дневный срок подать заявление о переоформлении
лицензии. Переоформление лицензии производится в том же порядке, что и
установлен для ее получения. До переоформления лицензии лицензиат осуществляет
деятельность на основании ранее выданной лицензии и документа, подтверждающего
подачу заявления о переоформлении лицензии, в случае утраты лицензии - на основании
временного разрешения, выданного органом лицензирования.
Территория, на которой может быть использована лицензия.
Деятельность,
на осуществление которой федеральными органами государственной власти выдана
лицензия, может осуществляться на всей территории Российской Федерации.
Деятельность,
на осуществление которой лицензирующим органом субъекта Российской Федерации
выдана лицензия, может осуществляться на территории данного субъекта Российской
Федерации. На территориях иных субъектов Российской Федерации такая
деятельность, по общему правилу, может осуществляться при условии уведомления
лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской
Федерации.
При
нарушении этого правила, то есть, за осуществление деятельности на основании
лицензии, выданной лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, на
территориях иных субъектов Российской Федерации без уведомления лицензирующих
органов данных субъектов Российской Федерации, лицензиат несет ответственность
в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Однако
следует отметить, что, например, действие лицензии на осуществление розничной
торговли алкогольной продукцией, распространяется только на территорию,
подведомственную органу, выдавшему лицензию. Таким органом является органы
местного самоуправления. То есть лицензия на осуществление розничной торговли
алкогольной продукцией, распространяется только на территорию, подведомственную
органу местного самоуправления. В случае если лицензируемый вид деятельности
осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, в том числе
расположенных на железнодорожном, авиационном, морском и речном транспорте,
лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии на каждый
объект с указанием его местоположения. Копии такой лицензии регистрируются
органом лицензирования.
При
изменении перечня территориально обособленных объектов, на которых
осуществляется деятельность лицензиата, дополнительные экземпляры лицензии
выдаются по заявлению лицензиата с приложением документов, предусмотренных
Положением.
Лицензия является срочным разрешением, то есть ограниченным во времени.
Сроком
действия лицензии является тот промежуток времени с момента ее выдачи, который,
лицензиат может осуществлять предусмотренную лицензией деятельность.
Срок
действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида
деятельности, но не может быть менее чем три года. Федеральными законами и
положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено
бессрочное действие лицензии.
Лицензия
выдается на срок менее чем три года только по заявлению соискателя лицензии.
Так, например, срок действия лицензии выдаваемой на осуществление международной
туристической деятельности, в соответствии с постановлениями Правительства
Российской Федерации от 12.12.95 г. N 1222 "О лицензировании международной
туристической деятельности"[7]
[7], выдается сроком на три года.
Срок
действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не
предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
В
продлении срока действия лицензии может быть отказано в случае, если за время
действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Таким
образом, можно сформулировать элементы составляющие содержание лицензии.
Содержание
лицензии составляют необходимые реквизиты.
В
лицензии указывается:
наименование органа, выдавшего лицензию;
для юридических лиц - наименование и юридический адрес;
для индивидуальных предпринимателей - фамилия, имя, отчество, паспортные данные
(серия, номер, кем и когда выдан, место жительства);
вид деятельности, на осуществление которой выдается лицензия;
срок действия лицензии;
условия осуществления лицензируемой деятельности;
регистрационный номер лицензии и дата выдачи.
Лицензия
подписывается руководителем (в случае его отсутствия - заместителем
руководителя) органа лицензирования и заверяется печатью этого органа.
Следует
также отметить, что бланки лицензий имеют степень защищенности на уровне ценной
бумаги на предъявителя, учетную серию и номер. Они являются документом строгой
отчетности. Приобретение, учет и хранение бланков лицензий осуществляет орган
лицензирования.
Глава 2.3. Лицензирующие органы.
Лицензия
выдается соответствующими государственными органами. Например, лицензирование
розничной торговли алкогольной продукцией в соответствии с Федеральным законом
"О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и
алкогольной продукции" от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ[8]
[8]
осуществляется органами местного самоуправления на территории, которых
производится торговля этой продукцией.
Лицензирующие
органы - федеральные органы государственной власти, органы государственной
власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления,
наделенные в соответствии с законодательством о лицензировании осуществлять
лицензирование на территории Российской Федерации.
Вообще,
круг органов, осуществляющих функции лицензирующих весьма широк. Законодателем
закреплены соответствующие функции и полномочия за этими органами. Так,
например, одной из основных функций, за лицензирующими органами, законодатель
выделяет надзор за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий -
система мер, осуществляемых лицензирующими органами, государственными
надзорными и контрольными органами в пределах их компетенции в целях
обеспечения соблюдения лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов
деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Примерно
обозначу круг лицензирующих органов. Как уже отмечалось выше сюда, включаются и
органы федеральной государственной власти, и другие государственные органы,
вплоть до органов местного самоуправления.
Это
следующие органы:
Министерство
топлива и энергетики Российской Федерации; Министерство здравоохранения и
медицинской промышленности Российской Федерации; Министерство транспорта
Российской Федерации; Министерство Российской Федерации по атомной энергии;
Министерство экономики Российской Федерации; Министерство образования
Российской Федерации; Министерство культуры Российской Федерации; Министерство
социальной защиты населения Российской Федерации; Министерство сельского
хозяйства и продовольствия Российской Федерации; Министерство обороны
Российской Федерации; Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
Российской Федерации; Министерство юстиции Российской Федерации; Министерство
внутренних дел Российской Федерации; Министерство строительства Российской
Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по оборонным отраслям
промышленности; Государственный комитет Российской Федерации по высшему
образованию; Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора
Российской Федерации; Государственный комитет Российской Федерации по
физической культуре и туризму; Комитет Российской Федерации по драгоценным
металлам и драгоценным камням; Комитет Российской Федерации по геологии и
использованию недр; Комитет Российской Федерации по рыболовству; Российское
космическое агентство; Федеральная авиационная служба России; Федеральная
дорожная служба России; Федеральная служба России по надзору за страховой
деятельностью; Федеральная миграционная служба России; Федеральная служба
геодезии и картографии России; Федеральная служба лесного хозяйства России;
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды;
Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте
Российской Федерации; Государственная архивная служба России; Государственная
инспекция по обеспечению государственной монополии на алкогольную продукцию при
Правительстве Российской Федерации; Комиссия по товарным биржам при
Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и
поддержке новых экономических структур; Инспекция негосударственных пенсионных
фондов при Министерстве социальной защиты населения Российской Федерации;
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
За
каждым из перечисленных выше органов, законодатель закрепил виды деятельности,
лицензирование которой они осуществляют.
Так,
например, за Министерством юстиции Российской Федерации, закреплены:
платные юридические услуги.
А
за Министерством внутренних дел Российской Федерации:
деятельность в области пожарной безопасности;
производство регистрационных знаков, водительских удостоверений и другой
специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей
к участию в дорожном движении;
установка и обслуживание технических средств организации дорожного движения.
В
компетенцию органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, были
включены следующие виды лицензионной деятельности:
сбор и реализация сырья из дикорастущих лекарственных растений (кроме
занесенных в Красную книгу России);
медицинская деятельность;
фармацевтическая деятельность;
деятельность ломбардов;
эксплуатация инженерных систем городов и населенных пунктов;
деятельность по оказанию ритуальных услуг;
организация и проведение местных лотерей и другие виды деятельности.
На
мой взгляд, полномочия органов субъектов, весьма широки.
Кроме
деятельности по лицензированию, большинство из перечисленных выше органов
участвуют в разработке проектов о лицензировании отдельных видов деятельности.
Глава 2. 4. Порядок
получения лицензии.
Для
того чтобы получить лицензию, соискатель лицензии представляет в
соответствующий лицензирующий орган:
1.
заявление о выдаче лицензии с указанием:
наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его
нахождения, наименования банка и номера расчетного счета в банке - для
юридического лица; фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего
личность гражданина, - для индивидуального предпринимателя;
лицензируемого вида деятельности, который юридическое лицо или индивидуальный
предприниматель намерены осуществлять, и срока, в течение которого будет
осуществляться указанный вид деятельности;
2.
копии учредительных документов и копию свидетельства о государственной
регистрации лицензиата в качестве юридического лица (с предъявлением оригиналов
в случае, если копии не заверены нотариусом) - для юридических лиц;
3.
копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве
индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия
не заверена нотариусом) - для индивидуальных предпринимателей;
4.
справку о постановке лицензиата на учет в налоговом органе;
5.
документ, подтверждающий внесение соискателем лицензии платы за рассмотрение
лицензирующим органом заявления соискателя лицензии.
В
зависимости от специфики деятельности в положении о лицензировании конкретного
вида деятельности может быть предусмотрено представление иных документов,
подтверждающих соответствие соискателя лицензии установленным лицензионным
требованиям и условиям.
Так,
например, для получения лицензии на торговлю алкогольной продукцией в розницу,
соискателем лицензии, наряду с документами предусмотренными выше, в
соответствии с Положением о лицензировании розничной торговли алкогольной
продукцией, придется предоставить:
характеристику объекта лицензирования (вид объекта, специализация, занимаемая
площадь);
заключение органов санитарно-эпидемиологической службы и Государственной
противопожарной службы о соответствии торговых и складских помещений
предъявляемым требованиям;
справку о наличии контрольно-кассовой машины.
Но
требовать от соискателя лицензии представления иных документов, не
предусмотренных Законом и иными федеральными законами и положениями о
лицензировании конкретных видов деятельности, не допускается.
Все
документы, представленные в соответствующий лицензирующий орган для получения
лицензии, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается)
заявителю с отметкой о дате приема документов указанным органом.
За
предоставление недостоверных или искаженных сведений соискатель лицензии несет
ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
За
рассмотрение лицензирующим органом заявления соискателя лицензии указанным
органом взимается плата, максимальный размер которой не может превышать трехкратный
минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законом.
Размер
такой платы за рассмотрение заявления соискателя лицензии устанавливается
Правительством Российской Федерации. Суммы платы за рассмотрение заявлений
соискателей лицензий зачисляются в соответствующие бюджеты.
Нужно
отметить, что лицензионные сборы составляют не последнюю строку бюджета
Российской Федерации.
Итак,
после получения заявления, лицензирующий орган принимает решение о выдаче или
об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий тридцати дней со дня
получения заявления соискателя лицензии со всеми необходимыми документами.
Более
короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии могут
устанавливаться положениями о лицензировании конкретных видов деятельности.
Стоит
отметить, что в некоторых случаях, предусмотренных законом, этот срок может
быть продлен. Так, например, при лицензировании розничной торговлей алкогольной
продукцией, в случае необходимости проведения дополнительной, в том числе независимой,
экспертизы решение принимается в 15-дневный срок после получения экспертного
заключения, но не позднее чем через 60 дней со дня подачи заявления с
необходимыми документами. Также, в отдельных случаях, в зависимости от
сложности и объема подлежащих экспертизе материалов, руководитель органа
лицензирования, срок принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии
может дополнительно продлить до 30 дней, о чем сообщается заявителю.
После
принятия заявления и рассмотрения возможности выдачи лицензии соискателю,
лицензирующий орган обязан уведомить соискателя лицензии о принятии решения о
выдаче или об отказе в выдаче лицензии в течение трех дней после принятия
указанным органом соответствующего решения.
Уведомление
о выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной
форме с указанием реквизитов банковского счета и срока оплаты лицензионного
сбора.
Уведомление
об отказе в выдаче лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в
письменной форме с указанием причин отказа.
Выдача
документа, подтверждающего наличие лицензии, проводится в течение трех дней
после представления соискателем лицензии документа, подтверждающего оплату
лицензионного сбора.
В
случае если лицензиат в течение трех месяцев не уплатил лицензионный сбор,
лицензирующий орган, выдавший лицензию, вправе аннулировать указанную лицензию.
Основанием
для отказа в выдаче лицензии является:
наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или
искаженной информации;
несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.
Соискатель
лицензии имеет право обжаловать в порядке, установленном законодательством
Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в выдаче лицензии или
бездействие лицензирующего органа.
При
обжаловании в административном порядке соискателем лицензии отказа
лицензирующего органа в выдаче лицензии соискатель лицензии имеет право
требовать проведения независимой экспертизы. Порядок проведения независимой
экспертизы и ее оплаты определяется в положениях о лицензировании конкретных
видов деятельности.
Глава 2.5. Порядок
приостановки и аннулирования лицензии.
Закон
"О лицензировании отдельных видов деятельности" содержит существенные
новации относительно порядка аннулирования лицензий. Этому вопросу посвящена
ст.13 Федерального закона.
Основное
новшество заключается в том, что теперь лицензия может быть аннулирована только
решением суда на основании заявления лицензирующего органа, тогда как ранее
аннулирование лицензии осуществлял сам такой орган. Что касается
приостановления действия лицензии, то эта функция, как и прежде, осталась в
компетенции лицензирующего органа.
Статья
13 Закона фактически не содержит никаких указаний на порядок, процедуру
действий лицензирующего органа и суда по приостановлению и аннулированию
лицензий, в связи с чем возникает целый ряд процессуальных вопросов -
подведомственность, подсудность, процессуальные сроки, обжалование и т.д. Вряд
ли есть необходимость доказывать, насколько они важны.
Разрешение
этих проблем представляется возможным только на основе выяснения правовой
природы, юридической сущности приостановления и аннулирования лицензии.
Юридический
анализ отношений по лицензированию отдельных видов деятельности позволяет
сделать вывод о том, что эти отношения, в том числе приостановление действия и
аннулирование лицензий, являются административно-правовыми. Это основной,
базисный вывод, из которого логически вытекают все остальные.
Общие
основания для приостановления и аннулирования лицензии указаны в ст.13 Закона.
Конкретные основания для приостановления и аннулирования лицензий по отдельным
видам деятельности установлены соответствующими нормативными актами. Так,
например, для лицензий на производство и оборот этилового спирта и алкогольной
продукции основанием для их приостановления или аннулирования является
совершение лицензиатом деяния (действия или бездействия) из числа перечисленных
соответственно в п.1 или п.3 ст.20 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. (в
редакции от 7 января 1999 г.) "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей
продукции"[9]
[9]. Эти деяния являются, во-первых,
противоправными, поскольку их совершение запрещено Законом, и, во-вторых -
наказуемыми, поскольку такое запрещение обеспечивается возможностью применения
неблагоприятных для лицензиата последствий в виде приостановления либо
аннулирования лицензии. Условие виновности деяния для возможности применения
таких последствий является общим положением законодательства.
На
основании изложенного можно сделать вывод о том, что в пп.1 и 3 ст.13 Закона от
25 сентября 1998 г. и в пп.1 и 3 ст.20 Закона "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции" перечислены составы административных
правонарушений, за совершение которых установлена административная ответственность
в виде приостановления или аннулирования лицензии.
Статья
13 Закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" не совсем
четко различает способы утери лицензией юридической силы. Более удачной в этом
плане представляется редакция ст.20 Закона "О государственном
регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции", которая различает приостановление (п.1),
прекращение (п.2) и аннулирование (п.3) лицензии.
Анализ
текста этих пунктов приводит к выводу о том, что, во-первых, аннулирование есть
принудительное прекращение лицензии.
В
результате аннулирования лицензиат помимо своей воли несет неблагоприятные для
себя последствия в виде лишения права заниматься данным видом деятельности.
Во-вторых,
приостановление действия лицензии есть по своей сути такое же ее аннулирование,
только временное (на срок не свыше 6 месяцев). Таким образом, приостановление
действия и аннулирование лицензии подпадают под определение
административно-правовой санкции.
Такая
правовая оценка юридической природы приостановления и аннулирования лицензии
находит подтверждение в нормах Кодекса РСФСР об административных
правонарушениях[10]
[10]. Так, п.5 ст.24 и ст.30 этого
Кодекса указывают среди видов административных взысканий лишение специального
права на срок до трех лет. Думается, приостановление лицензии вполне подпадает
под этот вид взыскания. Более того, ст.157.3 Кодекса прямо указывает в качестве
административной санкции приостановление либо аннулирование специального
разрешения (лицензии).
Исходя
из этого, приостановление и аннулирование лицензий должно осуществляться в
порядке, определенном в разделе IV КоАП РСФСР.
Такой
вывод ставит перед правоприменителем новые вопросы. Как уже указывалось выше,
теперь аннулирование лицензии осуществляется по судебному решению. Эта функция
суда как органа, уполномоченного рассматривать дела об административных
правонарушениях, далеко не нова. Также не ново для российского законодательства
признание юридического лица (лицензиата в данном случае) в качестве субъекта
административной ответственности.
Совершенно
новым является соединение этих двух моментов - на сегодня суд признан в
качестве органа, уполномоченного рассматривать дела об административных
правонарушениях, совершенных юридическими лицами. И вот здесь возникает вопрос
подведомственности таких дел.
При
разрешении этого вопроса нельзя руководствоваться ни ст.22 АПК РФ, ни ст.25 ГПК
РСФСР, поскольку в данном случае речь идет об административном процессе, о
производстве по делам об административных правонарушениях. Поэтому при
определении подведомственности следует исходить из положений ст.194 КоАП РСФСР,
которая не называет арбитражные суды в числе органов, уполномоченных
рассматривать дела об административных правонарушениях. Такими уполномоченными
органами в разбираемой ситуации являются на сегодня только районные (городские)
суды. Точно так же и при определении подсудности следует исходить из норм ст.9
КоАП РСФСР, которая устанавливает, что лицо, совершившее административное
правонарушение, подлежит ответственности по месту совершения правонарушения.
Этот вопрос имеет значение в тех случаях, когда место совершения правонарушения
и место нахождения нарушителя (юридического лица - лицензиата) не совпадают.
Подытоживая
сказанное, можно сделать следующие выводы. Приостановление действия и
аннулирование лицензии на право осуществления определенной деятельности есть
виды административных взысканий и их применение производится в порядке,
определенном в разделе IV КоАП РСФСР. Органами, уполномоченными рассматривать
дела о совершении правонарушений, за которые предусмотрена ответственность в
виде приостановления действия лицензии, являются соответствующие лицензионные
органы. Составлять протоколы о совершении данных административных
правонарушений вправе лицензирующие органы, государственные надзорные и
контролирующие органы, иные органы государственной власти в пределах их компетенции.
Органами, уполномоченными рассматривать дела о совершении правонарушений, за
которые предусмотрена ответственность в виде аннулирования лицензий, являются
районные (городские) суды по месту совершения правонарушения. Составлять
протоколы (заявления) о совершении данных правонарушений вправе лицензирующий
орган, выдавший лицензию, а также органы государственной власти в соответствии
с их компетенцией.
Закон
прямо не указывает, должен ли срок действия лицензии, определенный в
соответствии со ст.8 Закона от 25 сентября 1998 г., продлятся на срок
приостановления действия лицензии. Этот правовой пробел можно толковать с
учетом того, что приостановление действия лицензии есть вид административного
взыскания, примененного за виновное совершение лицензиатом противоправного
наказуемого деяния. Следовательно, в данном случае срок действия лицензии
продлятся не должен.
Заключение
Итак,
в данной работе мною была рассмотрена тема "Правовое положение
лицензирования в Российской Федерации". Какие я сделал выводы?
Прежде
всего, институт лицензирования - это важный гражданско-правовой институт -
направленный на непосредственно защиту интересов граждан и интересов самого
государства.
Я
считаю, что институт лицензирования в настоящее время в Российской Федерации
достаточно хорошо регламентирован: действует Закон, устанавливающий виды
деятельности подлежащие лицензированию, порядок лицензирования, а также
действует множество иных нормативных актов регулирующих порядок лицензирования
каждого конкретного вида деятельности.
Наибольшую
проблему в области лицензирования представляет собой несоответствие
республиканского законодательства Федеральному, но будем надеяться, что в
ближайшее время данная проблема будет разрешена.
Список литературы
Нормативные акты:
1.
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря
1993 г.) Текст Конституции опубликован в "Российской газете" от 25
декабря 1993 года.
2.
Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N
51-ФЗ. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года. Текст части первой
опубликован в "Российской газете" от 8 декабря 1994 г., Собрании
законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301.
3.
Федеральный закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании
отдельных видов деятельности" (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г.) Текст
Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 3 октября
1998 г.
4.
Кодекс РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 г.
(действующая редакция). Текст Кодекса в редакции от 20 июня 1984 г. опубликован
в Ведомостях Верховного Совета РСФСР от 5 июля 1984 г., N 27, ст. 909.
5.
Федеральный закон от 10 января 1997 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений и
дополнений в Федеральный закон "О государственном регулировании
производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции". Текст
Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 21 января
1997 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 20 января 1997 г. N
3, ст. 359.
6.
Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О
лицензировании отдельных видов деятельности". Текст постановления
опубликован в "Российской газете" от 6 января 1995 г., Собрании
законодательства Российской Федерации от 2 января 1995 г., N 1, ст.69.
7.
Договор Российской Федерации и Республики Татарстан "О разграничении
предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти
Республики Татарстан" (Москва, 15 февраля 1994 г.) Текст договора
опубликован в "Российской газете" от 17 февраля 1994 г.
8.
Положение о лицензировании розничной торговли алкогольной продукцией (утв. постановлением
Правительства РФ от 19 августа 1996 г. N 987) (с изменениями от 14 июля 1997
г.) Текст постановления опубликован в "Российской газете" от 28
августа 1996 г.
9.
Постановление Правительства РФ от 12 декабря 1995 г. N 1222 "О
лицензировании международной туристической деятельности". Текст
постановления опубликован в "Российской газете" от 25 января 1996 г.,
Собрании законодательства Российской Федерации от 18 декабря 1995 г. N 51, ст.
5069.
10.
Постановление Правительства РФ от 6 мая 1994 г. N 482 "Об утверждении
нормативных документов по регулированию аудиторской деятельности в Российской
Федерации". Текст постановления опубликован в "Российской
газете" от 20 мая 1994 г., Собрании законодательства Российской Федерации
от 23 мая 1994 г., N 4, ст. 365.
11.
Постановление Правительства РФ от 27 апреля 1999 г. N 472 "О
лицензировании отдельных видов аудиторской деятельности в Российской
Федерации". Текст постановления опубликован в "Ведомственном
приложении к Российской газете" от 22 мая 1999 г., в Собрании
законодательства Российской Федерации от 10 мая 1999 г., N 19, ст. 2342.
12.
Закон РТ от 24 марта 1999 г. N 2054 "О лицензировании". Текст Закона
опубликован в газете "Республика Татарстан" N 78 от 20 апреля 1999 г.
13.
Закон РТ N 1701 "Об административной ответственности за нарушения в сфере
торговли (выполнения работ, оказания услуг), сертификации, лицензирования,
порядка обязательного штрихового кодирования и государственной дисциплины
цен", 03.07.98. Закон введен в действие Постановлением ГС РТ N 1475 от
21.01.98. со дня опубликования; принят повторно Постановлением ГС РТ N 1702 от
03.07.98.Текст Закона опубликован в газете "Республика Татарстан"
N160 от 8 августа 1998 г.
1.
Коммерческое право. Учебник. Под ред. В. Ф. Попондопуло, В. Ф. Яковлевой. Спб.
1998 г.
2.
"Порядок приостановления и аннулирования лицензий". Мозговой И.
"Российская юстиция", 1999, N 6.
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://tarasei.narod.ru
[1]
[1] Текст
Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 3 октября
1998 г.
[2]
[2] Постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994
г. N 1418 "О лицензировании
отдельных видов деятельности". Текст постановления опубликован в Собрании
законодательства Российской Федерации от 2 января 1995 г., N 1, ст.69.
[3]
[3] Текст
постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от
10 мая 1999 г., N 19, ст. 2342.
[4]
[4] Текст постановления опубликован в собрании законодательства
Российской Федерации от 23 мая 1994 г., N 4, ст. 365.
[5]
[5] Здесь и далее,
под Законом следует понимать Федеральный
закон от 25 сентября 1998 г. N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов
деятельности".
[6]
[6] Под объектами понимаются здание, сооружение, а также оборудование и иные
технические средства, с помощью которых осуществляется лицензируемый вид
деятельности.
[7]
[7] Текст
постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от
18 декабря 1995 г. N 51, ст. 5069.
[8]
[8] Собрание законодательства Российской
Федерации, 1995, N 48, ст. 4553.
[9]
[9] Текст
Федерального закона опубликован в Собрании законодательства Российской
Федерации от 20 января 1997 г. N 3, ст. 359.
[10]
[10] Текст Кодекса в
редакции от 20 июня 1984 г. опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР от
5 июля 1984 г., N 27, ст. 909.