Право и политическая система общества
Исторически
право предшествует политическим явлениям. Его возникновение и развитие
схематично можно представить следующим образом. Человек, появившись на Земле
как вид и появляясь каждый раз персонально, защищает свою жизнь, свободу,
собственность (сначала инстинктивно, а потом осознанно), т. е. в современном
понимании, по сути, реализует свои права на жизнь, свободу, собственность. При
этом между людьми возникают противоречия и, как их результат,- необходимость
привести свободу одного человека в соответствие со свободой другого, ограничив
свободу обоих. Фиксация пределов действия свободы и проверка их практикой
общения означают установление меры свободы волеизъявления и действий каждого
индивида, возникновение нормы поведения согласно этой мере.
В
течение тысячелетий названные грани человеческого существования — жизнь,
свобода, собственность и их защита — были неразделимы и носили конкретный,
персонифицированный характер, обусловливающий казуальный способ регулирования
отношений между людьми. Жизненные ситуации достаточно часто повторяются, и
потому в процессе общения людей постепенно стали вырабатываться привычки,
стереотипы, которые, с одной стороны, обеспечивали свободу действий, а с другой
— ограничивали ее разумными и справедливыми (с точки зрения социального
большинства или определенной социальной силы) рамками. Устанавливалась
общепринятая мера, т. е. общая уже для какого-то круга людей (семьи, рода и т.
п.) норма (правило).
Сперва
эти природообусловленные правила жизни существовали в виде мононорм,
соединяющих в себе религиозные, нравственные, эстетические, экологические
начала. Они не расчленялись на права и обязанности и носили
организационно-регулятивный характер. В эпоху присваивающей экономики они
регулировали добычу и распределение пищи, закрепляли порядок и структуру
органов управления, процедуры разрешения споров, исполнения ритуалов, обрядов и
т. п. Иными словами, такие мононормы выполняли практически те же функции, что и
современные правовые нормы. И хотя они в силу привычки и традиций исполнялись в
основном добровольно, существовали санкции за их нарушение — порицание,
изгнание из племени, нанесение телесных повреждений, смертная казнь. Субъектами
применения мононорм выступали родственники, старшие по возрасту, общество в
целом. Главной формой (источником) сохранения и передачи нормативного материала
последующим поколениям служили сказания, мифы, легенды.
Примечательно,
что уже на данном этапе развития человечества существовали три основных способа
регулирования, которые дошли до наших дней,— запреты, дозволения и позитивное
обязывание. Например, запреты (табу) под страхом тягчайших наказаний запрещали
истреблять животных отдельных видов, подниматься на «священную гору», вступать
в кровно-родственные браки. Дозволения регулировали сроки и места сбора плодов,
пользования общими орудиями и средствами охоты и рыболовства. Позитивное
обязывание было направлено на организацию необходимого поведения в процессе
приготовления пищи, строительства жилищ, разжигания костров и поддержания огня,
изготовления орудий, средств передвижения.
В
эпоху становления производящей экономики, т. е. с возникновением земледелия,
скотоводства и ремесел, постепенным расслоением общества на группы, слои и
классы, начинается расщепление мононорм на собственно правовые, моральные и
религиозные нормы. Кроме того, появляются нормы, обусловленные спецификой
сельскохозяйственного производства, быта, культовых церемоний, социальной дифференциацией
общества. С рождением письменности и ремесел, по мере развития человеческих
знаний о природных явлениях, приобретения производственного опыта происходит
накопление норм, определяющих, что надо, что можно и что нельзя делать людям в
соответствующих обстоятельствах. Возникает необходимость в упорядочении,
обеспечении стабильности и неотвратимости их применения, т. е. потребность в
фиксации правовых норм (на камне, глиняных и деревянных дощечках), их
систематизации (по сферам деятельности, религиозным обрядам) и обеспечении
выполнения (мерами принуждения, религиозным страхом, авторитетом).
Одними
из первых в истории человечества систематизированных правовых «актов» были
агрокалендари, отражающие понимание человеком цикличности космических и земных
явлений и составленные в соответствии с движением небесных светил (звезд,
солнца, луны). Солнечные, лунные агрокалендари в раннеземледельческих обществах
(Месопотамия, Египет и др.) независимо от их действительного происхождения
(космического или естественно-земного) представляли собой одновременно
величайшее достижение человеческой цивилизации и новый этап осознания и
становления права.
С
укреплением государства как основной формы организации общества появляются
новые письменные источники права (законы, кодексы, своды законов). Физическое и
социальное неравенство, исторические, демографические и иные факторы
предопределяют и различное содержание правовых норм. Ряд древнейших юридических
актов (законы Хаммурапи, реформы Солона, законы Ману) отражали попытки
социально справедливого решения вопросов. В других источниках (Законы 12
таблиц, Салическая правда, Русская Правда) достаточно ярко выражен
сословно-классовый характер правового регулирования. Так, Русская Правда
предусматривала за убийство раба вознаграждение его хозяину в размере 5 гривен,
за убийство свободного человека — виру в 40 гривен, а за убийство княжеского
дружинника — двойную виру в 80 гривен.
В
период новейшей истории повышается структурированность общественных систем,
усиливается роль государства в правотворческой деятельности, усложняются
фактические отношения. Все это обусловливает и некоторые особенности правовых
норм. Они становятся специализированными, возникает необходимость их
комплексного применения в регулировании общественных отношений (материальных и
процессуальных норм, норм публичного и частного права и т. п.). Более
стабильный характер приобретают логически выверенные и апробированные
внутренние и внешние системные связи между элементами норм, формируются
различного уровня юридические конструкции, институциональные образования, все
заметнее становится роль правосознания в правотворческой и правореализующей
деятельности.
Таким
образом сформировались определенные системы взаимосвязанных и взаимодействующих
норм (правил поведения), отражающих меру свободы человека, объединений людей в
том или ином конкретном обществе.
Значение
и роль права в политической системе общества позволяют уяснить следующие
аспекты их соотношения.
1.
Право—это результат деятельности человека, общества и государства, обозначающий
пределы свободы человека. В государственно-организованном обществе такие
пределы (грани) свободы закреплены в официальных нормативных документах и
обеспечены силой государства и авторитетом общества. Поэтому все структурные
элементы политической системы, в том числе само государство, вынуждены
корректировать свои политические притязания с учетом данных пределов.
2.
Право несет в себе социально-ценностный потенциал, будучи одной из составных
частей нормативной основы организации и функционирования общества. В его рамках
учреждаются политические институты, определяются полномочия структурных
элементов политической системы. В правовую форму облекаются отношения по поводу
государственной власти, взаимосвязи между государственными органами, политическими
партиями, общественными объединениями и гражданами, с другими государствами.
Иначе говоря, право выступает в качестве высокоэффективного и целесообразного
•средства регулирования наиболее важных общественных отношений.
3.
Право — своеобразный аккумулятор волевых устремлений людей: индивидов,
социальных групп, классов, общества в целом. В праве достигается высший
консенсус (согласие) всех воль, определяющий меру свободы каждого индивида и
объединения в обществе. В силу своей структурированности и системности право
может аккумулировать волевые устремления на разных уровнях общественного
организма и поэтому выступать формой реализации социально-политической
автономии индивидов, их коллективов, национальных и религиозных сообществ.
4.
Право играет роль связующего и опосредующего звена между политической системой
и гражданским обществом. С одной стороны, оно собирает и абсорбирует
разнообразную социальную информацию (юридически и политически значимую), а с
другой — переводит политические требования на язык строго определенных и
обеспеченных государством правил поведения, создает процедурные формы
претворения их в деятельность человека. В текстах нормативно-правовых актов
обычно сочетается общеполитическая и юридическая оценка регулируемых
общественных отношений, что очень важно для правильного понимания и применения
закона, укрепления законности и правопорядка в стране.
5.
Право является необходимым стабилизирующим фактором политической системы.
Упорядоченность и стабильность политических отношений, регулируемых правом,
обеспечиваются тем, что нормы права имеют не одномоментный характер. Они
рассчитаны на длительное во времени существование и реализуются в строго
регламентированных процессуальных формах.
6.
Источниками права являются не только нормативные акты государства, но и обычаи,
прецеденты, а также решения (законы), принятые, на всенародном референдуме. В
этих случаях регулирующая и превентивная сила права приобретает общесоциальный,
общегражданский характер, выходя за пределы сугубо политических явлений.
В
заключение данной и в качестве пролога следующей главы отметим, что право и
государство являются результатом развития нашей цивилизации, достижением
общечеловеческой культуры. С ними связаны социальный прогресс, осуществление
естественных и приобретенных прав и свобод человека, становление
демократического правового режима. Потребность человека и общества в дальнейшем
развитии государства и права, возрастающая социальная ценность последних
необходимо обусловливают возникновение идеи и реальные процессы формирования
гражданского общества и правового государства.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://student.rostov.ru