Реформы в
России: с аллюра на шаг
Успехи
правительства Путина в проведении экономических и институциональных реформ в
России не вызывают сомнений. Осуществление реформ вкупе с улучшением отношения
к инвесторам и достижением политической стабильности привело к переоценке
рисков, связанных с инвестициями в РФ, что нашло отражение в повышение ее
кредитного рейтинга и потеплении отношений с мировым сообществом. Индекс РТС с
начала 2001 г. вырос почти в 2,5 раза, а доходность российских еврооблигаций
Россия-30 снизилась за указанный период с 16,5% почти до 9% в настоящее время.
Однако для
дальнейшей качественно новой переоценки России, которая обеспечит приток
сторонних и внутренних инвестиций, превышающий текущий уровень в десятки раз, и
приведет к реальному расцвету отечественной экономики, необходимы не только
дальнейшие шаги по реформированию, но и их реальные результаты. В связи с этим
представляется интересным оценить текущую ситуацию и вероятные сроки воплощения
реформ в жизнь.
На данный
момент в России можно выделить 11 основных реформ, находящихся на разной стадии
реализации:
Налоговая
реформа
Банковская
реформа
Реформа
государственного управления
Судебная
реформа
Реформа
корпоративного управления
Финансовая
реформа
Земельная
реформа
Пенсионная
реформа
Реформа рынка
труда
Реформа ЖКХ
Военная реформа
На наш взгляд,
наиболее важными и жизненно необходимыми с точки зрения дальнейшего
экономического роста и структурной перестройки экономики являются первые пять
реформ - именно с их реализацией будут устранены основные препятствия на пути
дальнейшей реструктуризации, и отсутствие прогресса именно в этих реформах ее
тормозит. Т.о. по их итогам можно судить об успешности всего процесса в целом.
Налоговая
реформа. Основными задачами налоговой реформы являются создание в стране
прозрачной и эффективной налоговой системы, а также снижение участия в
экономике государства. Упрощенная система налогообложения должна способствовать
экономическому росту за счет малого предпринимательства и легализации бизнеса,
а также росту налоговых поступлений в бюджет.
Прежняя
налоговая система была излишне запутанной и несовершенной, что приводило к
утаиванию компаниями и частными лицами значительной части доходов, и,
следовательно, к снижению налоговых поступлений в бюджет.
В рамках
реформы 1 января 2001 г. была введена единая 13%-ая ставка подоходного налога и
единый социальный налог, а с 1 января 2002 г. - снижен налог на прибыль
предприятий с 35% до 24%. Кроме того, с 1 января 2003 г. вступит в силу
постановление, снижающее налоговую нагрузку на малые предприятия. Теперь
предприятия, имеющие численность персонала менее 100 человек и оборот менее 15
млн. руб. в год смогут платить налоговые платежи в размере 6% от оборота или
15% от прибыли вместо выплачиваемых ранее ЕСН, налога на прибыль, НДС, налога
на имущество и налога с продаж. Следующим не менее важным этапом реформы должно
стать снижение ставки НДС с текущего уровня 20%, а в последствии - снижение
ставки ЕСН и отмена налога с продаж.
Прогресс в
налоговой реформе мы бы оценили как достаточно высокий, а ее результаты - как
успешные. Так, вследствие снижения налоговой нагрузки на население и
предприятия значительно улучшилась собираемость налогов, а объем налоговых
поступлений в 2001-2002 гг. вырос приблизительно на 5% ВВП. Можно ожидать
положительные результаты от осуществления и последующих мер в рамках реформы.
Все это позволяет говорить о вероятном завершении основного этапа реформы в
течение ближайших 2-х лет.
Банковская
реформа. Задачей банковской реформы является создание эффективной банковской
системы, которая сможет обеспечить нужды растущей экономики и развитие
кредитно-денежной системы в стране.
Действующая в
стране банковская система остается до сих пор слаборазвитой и неэффективной, с
низкой защищенностью прав вкладчиков. Кроме того, ее отличает значительная доля
госучастия и монопольное положение ряда банков. Как результат, доверие
населения к банкам остается низким, а сектора кредитных операций и частных
вкладов - слаборазвитыми.
В ходе
осуществления реформы планируется достигнуть увеличения капитализации российских
банков, повысить их открытость и прозрачность, а также - доверие к ним со
стороны населения и компаний. Основными пунктами самой реформы должны стать
либерализация рынка банковских акций, введение системы гарантирования
банковских вкладов, приватизация ряда российских банков, в том числе ВТБ и
Сбербанка, а также ужесточение требований к достаточности их капитала,
реформирование банковского надзора, проведение тотальной проверки банков и
перевод их финансовой отчетности на международные стандарты. В ходе реформы
количество отечественных банков должно значительно сократиться (по разным
оценкам, приблизительно в два раза в течение ближайших пяти лет).
В рамках
реформы с 2004 г. должен быть осуществлен переход банков на международную
отчетность, а с 2005 г. - повышены требования к достаточности и размеру их
капитала. Так, достаточность уставного капитала банков должна будет составлять
не менее 10%, а размер капитала - не менее 5 млн. евро с 2005 г. для вновь
создаваемых банков, а с 2007 г. - для всех банков без исключения. Кроме того, в
июле текущего года принят в новой редакции закон о ЦБ, в соответствии с которым
национальный банковский совет получил статус контрольного органа. На данный
момент обсуждаются законопроекты о гарантировании банковских вкладов населения,
реформировании банковского надзора и снижении ограничений на участие
иностранных инвесторов в капитале российских банков.
Ход
осуществления банковской реформы значительно менее успешный, чем налоговой, что
объясняется сложностью ее реализации и высокой долей участия в секторе
государства, которое является владельцем крупнейших банков страны. Проекты
законов регулярно тормозятся в различных министерствах, а сроки их принятия
постоянно отодвигаются. Т.о. сроки завершения реформы довольно туманны - по
нашим прогнозам, 2005-2007 гг.
Судебная
реформа. Целью судебной реформы является повышение гарантий безопасности
вложений инвесторов. Ни для кого не секрет, что судебная система в стране
крайне коррумпирована и, как правило, служит интересам ограниченного круга
инвесторов. К тому же решения различных судов зачастую противоречат друг другу.
Создание эффективной судебной системы послужит интересам, как российских, так и
иностранных инвесторов, и, как следствие, повысит их заинтересованность в инвестициях
и развитии бизнеса.
В рамках
реформы с 1 июля 2002 г. вступил в силу новый уголовно-процессуальный кодекс
(УПК), с 1 сентября 2002 г. - арбитражно-процессуальный кодекс (АПК), а с 1
февраля 2003 года вступит в силу гражданско-процессуальный кодекс (ГПК). Новый
УПК направлен, в первую очередь, на защиту интересов рядового гражданина - к
его достоинствам можно отнести изменение процедуры ареста и обыска, которые
отныне могут быть проведены только с санкции суда. В соответствии с новым АПК,
экономические споры отнесены к исключительной юрисдикции арбитражных судов, и
ограничены процессуальные права прокуратуры. Новый ГПК определяет порядок
судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции и у мирового судьи. В
ходе реформы были также приняты такие основополагающие законы, как закон о
судебной системе, закон о судебных приставах и закон об исполнительном
производстве.
На данный
момент практически завершена работа над законодательной частью судебной
реформы, при этом реальный прогресс в реализации принятых постановлений можно
ожидать уже к 2004 г.
Реформа
корпоративного управления. Реформа корпоративного управления призвана повысить
стандарты управления российских компаний, включая прозрачность их деятельности
и защиту прав миноритарных акционеров.
До последнего
времени в России были часты случаи вывода активов из компании, размывания
акционерного капитала, нарушения порядка голосования акционеров по
основополагающим решениям, а также порядка проведения собрания акционеров.
В рамках
реформы с 1 января 2002 г. вступил в силу новый закон об акционерных обществах,
который защищает права мелких акционеров и препятствует выводу активов,
устанавливает порядок выбора управляющего состава компании, согласия акционеров
на проведении крупных операций с активами, ограничивает сферу влияния совета
директоров, определяет стандарты предоставления финансовой отчетности и порядок
выплаты дивидендов.
Кроме того, 4
апреля текущего года в России был принят Кодекс корпоративного поведения.
Принятый Кодекс носит рекомендательный характер, однако со временем соблюдение
его норм станет обязательным условием для прохождения ряда процедур, в
частности, для включения в котировальные листы фондовых бирж 1-го и 2-го
уровня. Также планируется создание специальной комиссии, которая будет контролировать
следование компаниями нормам Кодекса, и предоставлять данную информацию
инвесторам. Государство со своей стороны намерено разработать и принять Кодекс
во всех предприятиях с госучастием. В ближайшее время Кодексу корпоративного
поведения должна быть осуществлена законодательная поддержка.
Прогресс в
реформе корпоративного управления можно оценить как высокий, что не замедлило
сказаться на уровне корпоративной культуры российских компаний - в частности,
большинство из них уже приняли или планируют принять собственный Кодекс.
Реформа
государственного управления. Действующая система госуправления в России
является основным препятствием на пути реализации реформ. Государственный
аппарат в стране раздут, неэффективен и коррумпирован. Так, по данным администрации
президента России, только 48% поручений главы государства правительству
исполняются в установленный срок, а так называемый коррупционный налог,
уплачиваемый россиянами чиновничеству, приближается к 10% ВВП.
О необходимости
преобразования исполнительной власти говорят давно, однако реальные шаги в этом
направлении начались лишь недавно.
В сентябре
текущего года в Госдуме был рассмотрен закон о системе госслужбы, который
определяет общие принципы регулирования, состав зарплаты и три вида госслужбы -
гражданская, военная, правоохранительная. В следующем году в рамках реформы
ожидается принятие ключевого законопроекта о государственной гражданской
службе. Данный законопроект должен определить статус чиновников, порядок их
служебной деятельности, а также способствовать предотвращению коррупции. В
дальнейшем должны быть приняты законы, разграничивающие полномочия между
различными уровнями власти, с внесением поправок в Бюджетный и Налоговый
кодексы.
Сроки реформы
пока неопределенны, при этом наиболее реальным является завершение обновления
соответствующего законодательства к 2005 г.
Учитывая
вышесказанное, становится очевидным, что краеугольным камнем процесса
реформирования в России являются на данный момент банковская реформа и реформа
государственного управления. Именно их затягивание тормозит дальнейшую
реструктуризацию и рост экономики. Однако, принимая во внимание текущие темпы
осуществления реформ, их реализация может завершиться не ранее 2006-2007 гг.,
а, значит, экономический всплеск и рост инвестиций произойдут лишь в
перспективе 3-4 лет. Это не соответствует плану экономического развития России,
разработанному правительством РФ, что говорит о серьезной необходимости
ускорения преобразований в банковском секторе и государственном аппарате.
Список
литературы
Куприянова
Анна. Реформы в России: с аллюра на шаг
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.finansy.ru/