Понятие финансовой
деятельности государства
В любом государстве распределение и перераспределение валового
общественного совокупного продукта и национального дохода происходит в денежной
форме. Понятие «финансы» происходит от фр. finance — совокупность всех денежных средств, находящихся в
распоряжении предприятия, государства, а также система их формирования,
распределения и использования.
По своему материальному содержанию финансы государства
представляют собой фонды денежных средств.
Финансы непосредственно связаны с функционированием
общественных экономических отношений в процессе аккумуляции, перераспределения
и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Человечество в процессе эволюционного развития прошло путь от непосредственного
товарообмена к товарно-денежным отношениям, где деньги стали всеобщим
эквивалентом, а государство в процессе своей деятельности по управлению
экономическими и социальными процессами стало вести учет доходов и расходов в
денежной форме, образуя различные денежные фонды Финансы — это не сами денежные
средства, а отношения между людьми по поводу образования, перераспределения и
использования фондов денежных средств. Финансы служат экономическим
инструментом распределения валового общественного продукта и национального
дохода. Они являются средством контроля за производством и распределением
материальных благ, а также средством стимулирования развития государства и
общества в нужном в каждый данный период развития направлении. Финансы и
финансовые отношения — это обязательно денежные отношения, однако отнюдь не все
отношения no поводу
денег являются финансовыми. Так, деньги, обслуживающие отношения купли-продажи,
поставки, административных штрафов, финансами не являются. Это общественные
отношения, регулируемые другими отраслями права: гражданским, административным
и т.д.
Нет лучшего способа управления государством, чем управление
при помощи денег, более эффективного средства управления человечество пока не
придумало. Регулируя и направляя потоки денежных средств для образования
денежных фондов, которые затем используются на нужды общества, государство,
таким образом, стимулирует или, наоборот, сокращает деятельность по
определенным направлениям. Финансы, помимо этого, являются и лучшим
информационным источником. Наглядным примером этому служит современное развитие
России, где недостаточное выделение средств на науку, образование и культуру
приводит к свертыванию этих видов деятельности, оттоку кадров из указанных
областей и другим негативным явлениям. Поправить существующее положение
возможно, только направив на развитие этих областей необходимое, достаточное
количество денежных средств.
Финансовая деятельность государства — это деятельность
государства по образованию, перераспределению и использованию централизованных
и децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивающих бесперебойное
функционирование государства на каждом данном этапе общественного развития.
Чтобы правильно проводить работу по аккумуляции доходов и
осуществлению расходов из фондов денежных средств, в государстве до начала
планируемого финансового года должны быть выявлены все возможные источники
доходов и правильно установлены направления расходования средств. Должна
проводиться большая работа по корреляции доходов и расходов государства из
разных источников и по разным направлениям.
Так, исполняя бюджет текущего года, финансовые органы
государства уже начинают планировать бюджетные доходы и расходы на следующий
год. Расходы и доходы государства в течение года могут быть осуществлены только
в пределах программных, плановых ассигнований. Доходы должны поступать в фонды
денежных средств в строго определенные, заранее установленные соответствующим
финансовым планом сроки, от определенных плательщиков, в определенном объеме.
Таким образом, финансовая деятельность государства это обязательно плановая
деятельность, основанная на финансовом плане.
Осуществляя финансовую деятельность, государство занимается
постоянными поправками и согласованиями, корреляцией при формировании фондов
денежных средств как по доходам, так и по расходам, учитывая, что конечной
целью финансового планирования является соответствие доходов расходам и, как
идеальный результат, — получение по каждому фонду баланса доходов и расходов
денежных средств.
Все фонды денежных средств в государстве подразделяются на
централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно
обусловлены.
Финансы государства, как писал A.M. Бирман, это система сообщающихся сосудов. Недобор или
переизбыток средств в каком-либо звене финансовой системы приводит к
тому, что начинает лихорадить систему в целом. Так, в современных условиях
становления рынка при существующем большом бюджетном дефиците (недостатке
доходов в бюджетной системе) сокращается бюджетное финансирование, растут
неплатежи, увеличивается инфляция, падает курс рубля и т.д. Это отрицательно
сказывается на жизни общества. Совершенствование финансовой системы в целом
поможет выходу из кризиса.
К централизованным фондам денежных средств или
централизованным финансам относятся денежные средства, поступающие в
распоряжение государства как властвующего субъекта. К ним относятся прежде
всего все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства,
государственные внебюджетные фонды, государственное страхование — имущественное
и личное, кредит (государственный и банковский).
К децентрализованным фондам денежных средств относятся финансы
предприятий и организаций всех форм собственности, образуемые как за счет
собственных ресурсов, так и за счет бюджетных ассигнований, а также отраслевые
и межотраслевые внебюджетные фонды.
В связи с переходом к рыночной экономике очень важно понять
роль государства в регулировании, аккумуляции, перераспределении и
использовании централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
В отношении централизованных фондов государство выступает
полноправным хозяином и может принудительно обеспечивать свои доходы через
систему налогов, пошлин, сборов, эмиссии денег и т.д.
В отношении децентрализованных фондов государственное
регулирование выражается по-иному.
Если финансы предприятий федеральной и муниципальной форм
собственности могут рассматриваться в целом как децентрализованные фонды
государства, то финансы частных предпринимателей должны анализироваться и
подвергаться государственному воздействию совсем с других позиций. В частности,
французский ученый П.М. Годме писал: «…Ни в коем случае не следует забывать о
фундаментальном различии между государственными и частными финансами. Основные
различия между ними обусловлены тем фактом, что состояние частных финансов и
динамика частных финансов зависят от законов рыночной экономики. Так, спрос и
предложение на рынке обусловливают определенные размеры учетного процента.
Состояние же и динамика государственных финансов определяются решениями
государства и действиями публичной власти...». Он показал отличие частных
финансов от государственных, которые можно свести к следующему:
государство может в принудительном порядке обеспечить свои
доходы посредством системы налогового обложения. В то же время отсутствует
принудительное исполнение в отношении самого государства. Частные лица не могут
в принудительном порядке обеспечить свои доходы и, следовательно, могут
оказаться не в состоянии выполнить свои обязательства;
государственные финансы связаны с денежной системой, которая в
большей или меньшей степени управляется государством, тогда как эта денежная
система не зависит от воли частного собственника, распоряжающегося своими
финансами;
частные финансы ориентированы на получение прибыли.
Государственные финансы, наоборот, — это средства осуществления так называемого
общего интереса;
размеры государственных финансов намного больше, чем размеры
частных финансов, которыми распоряжаются отдельные лица. «Этих различий, —
писал П.М. Годме, — вполне достаточно, чтобы рассматривать финансовое право как
самостоятельную науку, которая, несмотря на свою связь с частными финансами,
четко отграничивается от последних».
Однако во взаимоотношении этих фондов с государственными
централизованными и децентрализованными фондами денежных средств осуществляются
прямые и обратные связи по управлению производством, экономикой и социальными
процессами в целом. Рассматривая внутриотраслевые фонды денежных средств,
следует учитывать не только их связи с бюджетом, но и их связи между собой.
Если учитывать, что финансы связаны с денежной системой,
порождением которой они в свою очередь являются, то связь между всеми финансами
государства, как централизованными, так и децентрализованными, становится еще
более ясной.
Любая финансовая деятельность в государстве связана с
аккумуляцией доходов и проведением необходимых расходов. Расходы могут
превышать реально имеющиеся доходы, получаемые в целом в государственном
хозяйстве, и тогда государство начинает изыскивать дополнительные источники
доходов для покрытия необходимых расходов, для чего используется банковский или
государственный кредит, выпуск в обращение ценных бумаг, и в целом
централизованные фонды, в частности бюджетная система, планируются с бюджетным
дефицитом. Именно финансы отражают в абстрактной форме все процессы,
происходящие в государстве, не только в области экономики и социальных
процессов, но и, что не менее важно, в области политики, этики, демографии,
экологии и т.д. Любое мероприятие в государстве невозможно провести без
перераспределения финансовых ресурсов, т.е. без финансовой деятельности
государства, которая осуществляется в правовой форме.
Список литературы
Годме П. М. «Финансовое право»
Постановление Правительства РФ «О
Порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных
фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля
1994г