Реферат по предмету "География"


Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК.часть 1

Реферат Магистерская работа посвящена теме Геополитика и проблемы пространственной организации территории РК. Работа включает введение, три главы, заключение, список использованных источников и приложение. Работа состоит из 83 страниц, содержит 11 рисунков, 6 таблиц, и 23 использованных источника. В магистерской диссертации сделана попытка геополитического анализа и проблем пространственной организации территории стран

Центрально-Азиатского региона. Такой подход позволяет подойти к решению сложнейших проблем развития социально-экономических и территориальных систем Казахстана, их экономические связей, и вопросов экономической интеграции и т.д. В диссертации рассматриваются проблемы пространственной организацией территории Республики Казахстан с акцентуацией внимания на эволюции территориального, территориально - пространственного и пространственного развития в контексте выявления места и роли территории в системе пространственной

организации социально - экономических процессов и складывающихся геополитических и геоэкономических отношений. Ключевые слова геополитика, геоэкономика, пространственная организация Перечень сокращений БТД - нефтепровод Баку-Тбилиси- Джейхан ЕврАзЭС - Евразийское экономическое сообщество ЕЭП - единое экономическое пространство ЕС - Европейский союз

СНГ - Содружество независимых государств СП - совместное предприятие САЦ - трубопровод Средняя Азия - Центр КТК - Каспийский трубопроводный консорциум ЭГП - экономико-географическое положение ТНК - транснациональные корпорации ВВП - валовый внутренний продукт МВФ - международный валютный фонд ШОС - Шанхайская Организация сотрудничества ОПЕК - организация стран-экспортеров нефти

ТС - таможенный союз Содержание Введение . Глава 1 Региональные факторы, определяющие экономический потенциал Казахстана 1.1 экономико-географическое положение, природные ресурсы и население 1.2 структура хозяйства, инфраструктура и научно-технический потенциал Глава 2 Геополитические факторы, влияющие на региональное развитие 2.1

Казахстан на карте мира 2.2 Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-китайских отношений . 2.3 Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-российских отношений 2.4 Казахстан . Глава 3 Концептуальные основы пространственной организации территории и расселения

населения Республики Казахстан 3.1 Геоэкономические и геополитические ситуации и защита пространственных интересов страны и регионов . 3.2 Формирование системы расселения населения - основа организации территории Республики Казахстан Заключение . Списокиспользованнойлитературы Приложения Введение Актуальность темы исследования Распад СССР и последовавший за этим глубокий экономический кризис, охвативший новые независимые государства

Центральной Азии, породил комплекс проблем, и в первую очередь регионального сотрудничества. Центральной Азии принадлежит стратегическая роль не только по запасам энергоносителей и важнейших видов минерально-сырьевых ресурсов, в развитии энергетики и ирригации, но и ключевое место в межгосударственном сотрудничестве стран региона. Вместе с тем использование возможностей регионального развития определяют основные параметры развития экономики, будущее и благополучие народов стран

Центральной Азии. Также эти проблемы непосредственно связаны с экономической интеграцией и процессами глобализации. Разумеется, Центральная Азия, не только комплекс региональных, геоэкономических, но и проблем региональной безопасности. Однако, развитие вышеуказанных процессов могут совпадать, или противостоять интересам стран исследуемого региона. Этим определяется актуальность темы исследования. В книге Н.А. Назарбаева Стратегия ресурсосбережения и переход к рынку особо подчеркивается, что в интересах

настоящего и будущего поколений необходимы комплексные меры для охраны и научно обоснованного рационального использования земли, ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения чистоты воздуха и воды, обеспечения воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды. 1 Степень изученности По вопросам, межгосударственного сотрудничества, как в отраслевом, так и в региональном аспекте исследования начали проводиться после распада

Союза. Следует отметить, что преобладали политологические и геополитические работы. К сожалению, работ экономико-географического характера, где доминировал бы экономико-географический подход, до сих пор крайне мало. Научные основы экономико-географических исследований, а также роли природных факторов в формировании территориальной структуры хозяйства заложили в советской экономической географии Н.Н. Баранский, Н.Н. Колосовский, А.А. Минц, И.М. Маергойз,

Ю.Г. Саушкин, С.Б. Лавров, П.М. Алампиев, Э.Б. Алаев, Б.Я. Двоскин, Б.Н. Семевский и другие географы. Проблемам формирования внешнеполитической стратегии Казахстана, с возможностями его экономической интеграцией с сопредельными странами отражены в работах видных казахстанских экономистов - А. Кошанова, М. Кенжегузина, Н. Исингарина и других. Проблемы российско-казахстанского сотрудничества рассматривались

в трудах казахстанских исследователей Н. Исингарина, С. Сатубалдина, Ш. Надырова и российских В.Шульги, Л. Дементьева, П. Бурака, В. Ростанеца. Среди ученых Узбекистана крупный вклад в исследование процессов размещения производительных сил и расселения населения внесли А.С. Салиев, О.Б. Ата-Мирзаев, Р.Д. Артыкбаев, а

Киргизстана - К.О. Оторбаев. Проблемы совместного использования водно-энергетических ресурсов посвящены труды киргизских ученых К. Кудайбергенулы, В.М. Касымовой, Б.Э. Мамбетова. Решение данной проблемы напрямую связано с процессами развития экономической интеграции и успешного вхождения стран региона в мировую экономику. Цели и задачи исследования Целью магистерской диссертации является выявление закономерностей и тенденций

влияния геополитических и социально-экономических процесс в регионе Центральной Азии и Казахстана. Исходя из вышеуказанной цели в работе решаются следующие задачи - Дать экономико-географический анализ региональным факторам, определяющим экономический потенциал Казахстана - Дать оценку геополитическим факторам, влияющим на региональное развитие - Разработать экономико-географические подходы к концептуальным основам пространственной организации

территории и расселения населения Республики Казахстан Научная новизна работы состоит в следующем Мы попытались применительно к Республике Казахстан выполнить экономико-географическое исследование по проблеме геополитике и пространственной организации территории РК на современном этапе развития. Структура и объем работы. Выпускная магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения

и приложений, содержит 86 страниц, рисунков, таблиц, наименования использованной литературы. Глава 1 Региональные факторы, определяющие экономический потенциал Казахстана 1.1 Экономико-географическое положение Экономико-географическое положение Казахстана является одним из факторов, обуславливающих взаимосвязь регионального развития с геополитическими процессами в регионе. Главный геоэкономический недостаток

Казахстана - отсутствие прямого выхода к морю и удаленность от мировых коммуникаций, что затрудняет участие Казахстана в международных экономических связях. Казахстан значительно удален от Северной Америки, Японии, Европейского Союза. Свою внешнеэкономическую деятельность и связь с экономически развитыми странами Казахстан вынужден осуществлять не напрямую, а через территорию третьих стран, что несколько снижает

возможности развития мирохозяйственных связей. 13,14 . Однако это внутриконтинентальное географическое положение при определенных условиях превращается в преимущество, обусловленное его центральным положением на стыке транспортных коридоров и транзитным потенциалом. В транспортном отношении страна в перспективе может стать мостом между Европой и Азией. Наиболее перспективные маршруты для освоения транзитных грузопотоков 1 .

Западная Европа - Россия - Корейский полуостров непосредственно или через Казахстан и Китай, или через Монголию и Китай - Запад - Восток - коридор Транссиб . Северный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали. 2 . Юго-Восточная Европа - Турция - Иран - ЦА - Китай Центральный коридор по территории ЦАР Казахстан, Узбекистан,

Таджикистан - Южный коридор Трансазиатской железнодорожной магистрали . 3 . В сообщении Европа - Азия железнодорожный транспорт в настоящее время выполняет незначительную роль транзитных грузоперевозок по сравнению с международным морским транспортом. Основную долю транзитных перевозок Казахстана составляют экспортно-импортные потоки государств, граничащих с ним. Более 50 приходится на Россию и Узбекистан. 3 .

Участие третьих стран дальнего зарубежья значительно уступает этим странам, поскольку на пути превращения ЦА Центральная Азия , в частности Казахстана, в мощный транзитный коридор существует ряд серьезных проблем. Это 1 высокая себестоимость сухопутных перевозок по сравнению с морскими перевозками 2 изношенная или неразвитая транспортная инфраструктура ЦАР 2 невысокий уровень межгосударственного сотрудничества конкуренция стран ЦА за транзитные потоки. Большие размеры территории, отсутствие прямого выхода к морским коммуникациям

обусловили преимущественное развитие железнодорожного и трубопроводного видов транспорта. Причем в связи с сырьевым характером экспорта, роль трубопроводного транспорта постоянно возрастает. Большую часть внешнеэкономических операций экспорт Казахстан осуществляет через магистральные трубопроводы. Казахстан поставляет через трубопровод Средняя Азия -

Центр САЦ около 10 млрд.м3 природного газа. Хотя позиции Казахстана в транспортно-логистической сфере могут повыситься в связи с намерениями России направлять свою нефть в Китай по казахстанско-китайскому трубопроводу, а также провести газопровод в Китай через территорию Казахстана. 6 . Рисунок 1 - Основные маршруты экспорта нефти из Казахстана по материалам

Минпромэнерго РФ 2004 г. Природные ресурсы Казахстан богат природными ресурсами, и полностью обеспечивает свои потребности. Казахстан - одна из богатейших стран мира по запасам полезных ископаемых. Из топливных ресурсов есть уголь, нефть и газ. Наиболее значительными угольными бассейнами являются Карагандинский запасы 60 млрд. т. с высококачественным пригодным для коксования углем и Экибастузский запасы 12 млрд.т уголь которого имеет высокую зольность и используется только в электроэнергетике.

Главные ресурсы нефти потенциальные запасы около 14 млрд.т. сосредоточены на западе Казахстана - в Эмбинском бассейне и на полуостровах Мангышлак и Бузачи. Крупнейшими месторождениями являются Кульсары, Макат, Прорва, Узень недавно открыто уникальное месторождение Тенгиз, запасы которого оцениваются в 2,5 млрд.т. Ресурсы природного газа потенциально 5 млрд. м3 сконцентрированы

в Жамбылской области, но наиболее крупным месторождением является Карачаганакское в Актюбинской области. Богатейшие ресурсы железных руд располагаются в Костанайской области Лисаковское, Соколовское, Сарбайское, Качарское и др железомарганцевых - в Центральном Казахстане. Общие доказанные запасы железных руд оцениваются в 18 млрд.т.

В Кемпирсайском массиве и Мугоджарах находится крупнейшее в мире Донское месторождение хромитов, по содержанию окиси хромита оно считается лучшим. Казахстан богат урановыми рудами и занимает 3-е место по их запасам. Освоение минеральных ресурсов выявило ряд сложных проблем, важнейшие из которых - отсталые технологии добычи, некомплексное извлечение полезных компонентов, отторжение земель под отходы, загрязнение окружающей

среды. Особенно велики запасы руд цветных металлов. Казахстан занимает 1-е место в СНГ по запасам медных руд почти все крупные месторождения находятся в Казахском мелкосопочнике Жезказганское, Коунрадское, Саякское . На юге и северо-востоке добывают полиметаллические руды Зыряновское, Лениногорское, Тишинское, Ачисайское , которые в примесях содержат значительное количество

золота и серебра. Кроме этого, есть бокситы Амангельдинская группа месторождений , никель и кобальт Мугоджары , висмут, молибден, сурьма вольфрам, ванадий. Неметаллорудное сырье представлено крупнейшими запасами фосфоритов Каратауского бассейна 46 месторождений Жамбылской области. В соляных куполах Прикаспийской низменности содержаться поваренная и калийная соли здесь же, а также

по Иртышу, в Приаралье и Прибалшахье распространены хлоридные, сульфатные и содовые озера. Для строительной индустрии важнейшим является Жетыгаринское месторождение асбеста на севере страны. Главными проблемами, связанными с освоением полезных ископаемых, являются отсталые технологии, не позволяющие полностью извлекать полезные компоненты, накопление отвалов, что крайне негативно воздействует на окружающую среду, отторжение земель, пригодных для сельского хозяйства.

Население В стране проживает около 100 национальностей, доля русскоязычного населения в последние годы постоянно снижается, отток его наметился еще в 1970-е годы. Общая численность населения Казахстана немного снижается, при этом рождаемость составляет 14,7, смертность - 10,2 соответственно, естественный прирост - 4,5 чел. на 1000 жителей. Он ниже, чем в остальных странах ЦА, но выше, чем в других странах

СНГ. Главной причиной сокращения населения стал отток русских и украинцев, доля которых в начале 1990-х гг. составляла 43 , т.е. больше доли казахов 40 . В настоящее время доля русских снизилась до 35 , а казахов поднялась до 46 . В формировании населения Казахстана значительную роль сыграло освоение целинных и залежных земель в конце 1950-х гг когда на базе пяти северных областей - Кокчетавской, Костанайской,

Павлодарской и Северо-Казахстанской и Целиноградской был образован Целинный край из многих районов Советского Союза сюда пребывали переселенцы. Всего на территории Казахстана проживает более 100 национальностей. Это немцы они были переселены сюда после упразднения республики немцев Поволжья в начале Великой отечественной войны , узбеки на юге, на границе с

Узбекистаном, в Шымкентской области их доля составляет 42 , татары, уйгуры на юго-востоке у границ с КНР , корейцы и другие. ФРГ предоставляет для немцев ежегодную квоту на въезд из Казахстана, что тоже сказывается на изменении численности населения важен и высокий уровень квалификации выезжающих. Плотность населения невысока - немногим более 6 чел. на 1 км2, наибольшая в Алматинской области 20 чел. на 1 км2 . Доля детских возрастов превышает 33 , но постепенно снижается

из-за спада рождаемости, доля пожилого населения растет и достигла 11 , это явление ведет к увеличению демографической нагрузки на трудоспособное население. Доля городского населения не превышает 60 , большая часть городов была создана в советские годы. Наиболее крупными агломерациями стали Алматинская, Карагандинская и Шымкентская. Самый крупный город -

Алматы 1,7 млн.чел 1.2 Структура хозяйства, инфраструктура и научно-технический потенциал Промышленность В Казахстане в 1990-е гг. произошло резкое сокращение добычи угля, все перспективы топливно-энергетического комплекса связаны с нефтью и газом. Добычу нефти предполагается довести до 130-150 млн.т в 2015 г при этом половина ее будет добываться с каспийского шельфа. Подписаны соглашения с иностранными компаниями на сумму более 50 млрд которые

будут инвестированы в нефтедобычу в ближайшие десятилетия. Крупнейшими инвесторами стали американская компания Chevron и французская Elf-Akiten . В первую очередь эти проекты касаются разработки крупнейшего месторождения Тенгиз. С увеличением добычи нефти обостриться проблема ее транспортировки. Есть несколько проектов трасс трубопроводов от этого месторождения.

В самом Казахстане действуют НПЗ в Атырау, Шымкенте, Павлодаре. Выработка электроэнергии в Казахстане сократилась с 86 млрд. кВтч в 1991 г. до 52 млрд. кВтч в 1997. Основу электроэнергетики составляют теплоэлектростанции. Мощный комплекс ТЭС создан в Экибастузском бассейне, крупнейшими являются Ермаковская, Экибастузские ГРЭС-1 и ГРЭС-2. на Иртыше работают

Усть-Каменогорская и Бухтарминская ГЭС, на Или - Капшагайская, осуществляется строительство Мойнакской ГЭС на Чарыне и Шульбинской ГЭС на Иртыше, которая будет самой мощной в республике. На побережье Каспия в Актау работает Шевченковская ГЭС. Цветная металлургия имеет традиционно большое значение для стран региона. Особое развитие она получила в Казахстане. Основными районами добычи и переработки являются

Центральный и Южный Казахстан, Рудный Алтай, Актюбинская и Павлодарская области. Центральный Казахстан специализируется на добыче и обработке медных руд действуют Жезказганский и Балхашский комбинаты полного цикла, а также Карасакпайский медеплавильный завод. Руды комплексные, и помимо меди извлекаются молибден, свинец, серебро, редкие и рассеянные элементы. В Южном Казахстане разрабатываются месторождения полиметаллических руд,

на их базе работают Ачисайский и Текелийский ГОК. В Рудном Алтае наиболее мощными комбинатами являются Усть-Каменогорский и Лениногорский, на них производятся десятки различных металлов. В Павлодаре действует глиноземный завод строится алюминиевый на местных бокситах, глинозем вывозится в Сибирь для дальнейшей переработки. Для металлургической промышленности важна проблема комплексной

переработки сырья, ибо в отвалах накоплено более 17 млрд.т ценных отходов. Черная металлургия региона получила развитие в Казахстане. Она представлена Карагандинским комбинатом полного цикла в Темиртау. По производству чугуна, стали и проката Казахстан находится на 3-м месте в СНГ после России и Украины. Производство чугуна за 1990-е годы сократилось с 5 до 2 млн.т к 1997 г проката

с 4,7 до 3,9 млн.т. Комбинат работает на угле Караганды и рудах Костанайской области, марганцевая руда поступает из Жезды и Атасу. В Актюбе и Ермаке действуют заводы ферросплавов. Казахстан - крупнейший поставщик хромитовых руд в СНГ. Химическая промышленность Казахстана использует как первичное сырье фосфориты, соли , так и отходы

черной и цветной металлургии, продукты переработок нефти и газа. На юге сложился крупный комплекс по производству фосфорных удобрений на базе Каратауского месторождения фосфоритов, они производятся также в Актюбе и Караганде, но в 1990-е гг. производство сократилось в 10 раз. Синтетический каучук и пластмассы вырабатываются в

Темиртау, полиэтилен - в Атырау, искусственные волокна - в Костанае. Машиностроение Казахстана начало формироваться более быстрыми темпами в годы Великой Отечественной войны, главное его назначение - обслуживание профилирующих отраслей угольной, нефтяной, металлургической . Горно-шахтное оборудование производится в Караганде и Усть-Каменогорске, в Кентау действует экскаваторный завод, нефтяное оборудование производится

в Атырау и Актюбе. В Усть-Каменогорске на базе СП Азия-Авто . В Павлодаре производятся тракторы центром сельскохозяйственного машиностроения стала Астана. Легкая промышленность в Казахстане общесоюзное значение имела мясная промышленность - в Семипалатинске действует один из крупнейших комбинатов мясных консервов СНГ. В общем, легкая промышленность отстает от потребностей региона, более 40 товаров народного потребления

ввозится. Сельское хозяйство Ведущее место в сельском хозяйств. В Казахстане одновременно росла доля личных подсобных хозяйств в общей массе выпуска сельскохозяйственной продукции в производстве мяса, молока, картофеля их доля достигает 60-80 . Это не относиться к зерну, сбор зерна составил в 1997 г. 12,3 млн.т, поставки его в СНГ составили 7,2 млн.т при потребности страны в зерне на уровне 5 млн.т

. Главной зерновой культурой является яровая пшеница, посевы ее сосредоточены на севере Казахстана, на юге выращивается озимая пшеница, а также рис. По поголовью скота Казахстан занимает 2-е место в СНГ после России, в северной части развивается животноводство мясомолочного направления, на остальной территории - овцеводство. На юге разводят каракульских овец, в горных районах - маралов, лошадей, верблюдов.

На юге развивается шелководство. Транспорт Ведущая роль в транспортной системе принадлежит железнодорожному транспорту. Большая часть грузов перевозится железнодорожным транспортом, связывающим все оазисы региона. Железная дорога Кунград - Бейнеу - Макат в начале ХХ века дала новый выход из азиатских стран в Европейскую часть России. Территорию региона в меридиональном направлении пересекают магистрали

Турксиб, Трансказахстанская Петропавл - Караганда - Чу , Оренбург - Ташкент, Кунград - Макат - Астрахань в широтном - Транссибирская, Среднесибирская и Южно-Сибирская дороги. Основной поток грузов из европейских регионов России в восточные и обратно идет по Транссибирской магистрали, проходящей через Северный

Казахстан протяженность ее здесь составляет 200 км. Важное значение имеет автомобильный транспорт, протяженность дорог с твердым покрытием составляет более 160 тыс.км. Автотранспорт играет большую роль во внутрирайонных перевозках. В последние десятилетия быстрыми темпами развивался трубопроводный транспорт. Авиация имеет важное значение для труднодоступных горных районов и сообщения с другими странами.

Водный транспорт играет небольшую роль в перевозках, судоходными являются лишь реки Иртыш и Урал, крупнейший морской порт - Актау. Важная роль принадлежит паромной переправе Туркменбаши - Баку. По территории региона проложены мощные трубопроводы, строительство их продолжается. Инфраструктура Казахстан не имеет выхода к морю и удален от крупных рынков. Этот недостаток для конкурентоспособности, конечно же, можно исправить путем сокращения экономических

издержек. Важным элементом является не физическое расстояние, как таковое, но экономическое расстояние до рынков или сумма всех различных затрат, временных и денежных, на перемещение партии товара на определенный рынок, а также свобода, с которой люди могут устанавливать связь и получать доступ к информации посредством сетей телекоммуникации. Это мерило экономического расстояния отражает все временные и денежные затраты, связанные с перемещением партии товара на определенный рынок или связь с остальным миром посредством

голоса или данных. Таким образом, сокращения экономического расстояния можно добиться не только путем улучшения физической инфраструктуры, но и путем улучшения информационных потоков, упрощения процедур или путем сокращения коррупции. Так, даже удаленные и не имеющие выхода к морю страны, такие как центрально-азиатские, могут преодолеть свои физические недостатки и сократить свои экономические расстояния с целью повышения своей конкурентоспособности. Дорожная и воздушная инфраструктура в

Казахстане используется менее интенсивно, чем в странах ЕС8 и У Р Украина и Россия . Хотя и напрашивается легкий вывод, что это является результатом географического расположения и размера страны, более вероятно то, что Казахстан оказался в такой ситуации по собственному выбору т.е. из-за бюрократических барьеров и необоснованных отраслевых стратегий . Политика открытого неба и профессионального и независимого управления крупнейшими

аэропортами страны должна стать более эффективной в увеличении числа вылетов самолетов и увеличении воздушных перевозок, по сравнению с текущими стратегиями. Такая политика будет выигрышной со всех точек зрения, поскольку она снизит издержки всех бизнес- структур и, путем увеличения бизнес-пирога , обеспечит рост прибыли для всех участников отрасли, включая национального оператора. В зависимости от выбранного стратегического направления национальный перевозчик может стать

либо глобальным оператором т.е. сравнительно небольшой компанией на огромном глобальном рынке либо национальной монополией т.е. крупной компанией на очень маленьком рынке . В любом случае, судя по всему, Казахстану еще нужно повысить интенсивность использования своей воздушной и дорожной инфраструктуры. Результаты работы железной дороги трудно сопоставлять. Тем не менее, в 2002 году средняя эксплуатационная скорость на железной дороге составила около 40 км

час. Это означает, что при 24-часовом передвижении можно достичь скорости около 700 км час. К сожалению, фактические эксплуатационные характеристики гораздо ниже данного уровня средняя скорость контейнерных перевозок по отдельным маршрутам может падать ниже 200 км час, что значительно ниже уровня, которого могут достигать морской и автодорожный транспорт. Традиционная железнодорожная перевозка из Стамбула в

Алматы занимает от 30 до 35 дней при эксплуатационной скорости чуть выше 150 км час. Если бы эксплуатационная скорость составляла 700 км час, что технически возможно, грузоотправитель мог бы сэкономить до 22 дней. В финансовом выражении сэкономленное время составило бы приблизительно 20-22 от стоимости транспортировки. Основная мысль здесь заключается в том, что крупным инвестициям обязательно должна предшествовать реализация стратегий, потому что именно стратегии, с большей вероятностью, могут

обеспечить наибольшую общественную отдачу. Тем не менее, следует отметить, что технически осуществимые скорости никогда нельзя достичь на железнодорожных сетях, где пассажирские и грузовые потоки разделяют одну сеть, так как они сильно друг друга замедляют. Телекоммуникация Обеспечивается не в полной мере, и ее дорого использовать. Доступ к телекоммуникационным услугам в Казахстане, измеряемый, к примеру, числом линий включая закрепленные

и беспроводные линии на 1000 жителей, ниже, чем в странах ЕС8 и У Р. Такое измерение доступа, конечно же, маскирует тот факт, что большинство линий в Казахстане не цифровые, таким образом, кроме отставания в области доступа, Казахстан также отстает и в области качества услуг. Более того, стоимость звонка из Казахстана за рубеж гораздо выше по сравнению со странами

ЕС8 и У Р. Причем, это не результат расстояний или географии, ведь трехминутный звонок из Австралии в США в шесть раз дешевле аналогичного звонка из Казахстана. Скорее, такие цены связаны с недостаточностью реформ в отрасли телекоммуникаций. Как и в случае железных дорог, инвестициям должны предшествовать стратегии - с единственным исключением, что в данном случае есть мало оснований для активного участия правительства или госпредприятий в инвестициях.

Телекоммуникационная система Казахстана уступает по качеству и стоимости системам стран ЕС8, Украины и России а инфраструктура дорожных и авиаперевозок недоиспользуется. Политика в этих отраслях должна быть направлена, преимущественно, на увеличение размера рынка, способствование входу на рынок новых участников отечественных и иностранных и развитие конкуренции. Это единственные устойчивые пути сокращения экономических и денежных затрат использования инфраструктуры.

Научно-технический потенциал Инновации и НИОКР Казахстан унаследовал ряд отраслей металлы, руды, уран, нефть , которые характеризуются интенсивным проведением НИОКР и новыми технологиями, необходимыми для поддержания уровней производства и увеличения рациональности. После Советского Союза республика также унаследовала оборонную научную базу, некоторая часть которой исчезла вследствие эмиграции и старения. Таким образом, существует настоящая потребность в понимании

того, насколько эта научная база пострадала и можно ли ее спасти, и если это так, можно ли адаптировать ее навыки и системы при разумных издержках для общества для обслуживания потребностей добывающих отраслей или, нужно ли привлекать требуемые экспертные знания из внешних коммерческих источников. Необходима серьезная модернизация системы высшего образования, которая в настоящее время полностью отрезана от предприятий и потребностей экономики в целом.

Интеграция потребует осуществления качественного скачка в преобразовании научных кругов. В любом случае, Казахстан при тесном сотрудничестве с частным сектором должен развить научный потенциал в нескольких сферах, где страна обладает значительным экономическим потенциалом и где технические задачи должны решаться предприятиями и научным сообществом нефть и газ, металлургия и минералы . В этом отношении, необходимы небольшие объемы финансирования для предоставления долгосрочных исследовательских

грантов научным группам состоящим из ученых институтов, ВУЗов и отраслей и инженеров , оказания поддержки послевузовскому образованию и исследованиям, привлекая, таким образом, новое поколение ученых в эту определенную отрасль, для улучшения лабораторных объектов, модернизации учебных объектов и учебной программы, привлечения преподавателей мирового класса из заграницы или удовлетворения других конкретных научных и экономических потребностей развития.

Также необходимы небольшие объемы финансирования для обеспечения экспериментальной группы инкубаторов и технопарков, создаваемых при поддержке государства, с привлечением консультантов и руководителей с международным опытом. Эти специалисты предоставляли бы экспертные консультации по таким темам, как маркетинг, НИОКР, менеджмент, разработка бизнес-планов, источники финансирования, глубокое понимание бизнеса и отраслевых тенденций в глобальном масштабе. Эти и другие меры вмешательства в сферу конкурентоспособности

и инноваций можно осуществлять через недавно созданные институты развития, технопарки, инкубаторы, НИИ и ВУЗы. Тем не менее, конечным фактором, определяющим конкурентоспособность, всегда и везде было качество человеческого капитала, а старые советские системы уже неадекватны для потребностей XXI века. Казахстан должен приступить к совершенствованию своего человеческого капитала уже сегодня, начав с тщательно нацеленных интервенций в сферу здравоохранения, образования и водоснабжения.

Постоянного роста конкурентоспособности можно достичь лишь в том случае, если страна лучше подготовит свою базу человеческого капитала. Казахстану необходимо развить производительную рабочую силу на всех уровнях квалификации, что сложнее, чем просто создание образованной элиты, это потребует длительных усилий, кроме того, пройдет много времени, пока результаты таких усилий станут очевидными. Инвестиции в людей также необходимы для замедления быстрого усиления неравенства доходов, связанного

с нефтяным бумом. Человеческий капитал Производительность труда в промышленном секторе Казахстана не изменялась последние три года относительно стран ЕС8, Украины и России а в сельском хозяйстве, которое служит источником средств к существованию значительной части населения, картина хуже, потому что производительность в течение десяти лет только падала. Тенденции в основных определяющих факторах производительности труда например, инвестиции в здравоохранение

и образование неутешительны, и степень, в которой текущая жилищная политика будет способствовать подвижности рабочей силы, неясна. Инвестиции в человеческий капитал повышают возможности каждого и, в этом плане, они не только важны из соображения производительности, но также необходимы для смягчения потенциального ухудшения ситуации с распределением дохода, которую может создать поток нефтяных доходов. Успешные конкурентоспособные страны - это те страны, которые осуществили большие и правильные инвестиции

в человеческий капитал - не только в ограниченный круг элиты, а широкую группу населения. Здесь акцент должен делаться скорее на качестве, чем на количестве расходования. Например, причин для увеличения ассигнований для высшего образования или больниц нет, до тех пор, пока министерства не сформулируют детальный план того, как будет происходить реформирование, а в некоторых случаях сокращение и реструктуризация, высших учебных заведений а также больниц .

Образовательные программы Казахстана нуждаются в намного большей гибкости, чем та, которая присуща им сейчас, и возможности обучения в течение всей жизни требуют быстрого развития во избежание дефицита навыков, которые может создать серьезный барьер ожидаемому росту Казахстана. Система, как частная, так и государственная, для обеспечения базовых медицинских услуг требует существенного совершенствования при сохранении ее доступности для малоимущих слоев населения.

Производительность труда Тенденции производительности труда не утешительны. В период пика реформ 1996-2001 гг. производительность труда в Казахстане, измеряемая как доллар добавленной стоимости на одного рабочего, в промышленном производстве улучшилась относительно стран ЕС8 и в 2001 году достигла половины уровня стран ЕС8. Однако, с 2001 года производительность застопорилась на этом уровне.

В сельском же хозяйстве производительность труда при делении на ЕС8 или У Р падала на протяжении более десятка лет. Эти тенденции должны сильно беспокоить людей, ответственных за выработку экономической политики, поскольку страна очевидно движется в направлении, противоположном установленным целям. Они также предполагают, что, если с У Р будет образовано подлинное

ЕЭП, казахстанские местные производители потеряют рынки из-за относительной неконкурентоспособности своей рабочей силы. Объяснение тенденций производительности труда. Производительность труда, помимо других факторов, определяется качеством образования, здравоохранения и услуг по обеспечению водой, качеством инвестиций, осуществляемых в ненефтяных отраслях экономики которые могут и не приводить к повышению производительности труда , стратегиями в области рынка труда включая

политику, нацеленную на повышение мобильности рабочей силы , темпами технологических преобразований и проблемами голландской болезни через которые трудовые ресурсы тонут в отраслях, где производительность не сильно увеличивается . Для определения того, какой из этих факторов больше всего объясняет указанные выше тенденции, необходим подробный анализ. Тем не менее, можно с уверенностью сказать, что качество системы здравоохранения и образования в Казахстане не способствует повышению производительности труда

в той степени, в которой могло бы Аналогичным образом усилия по улучшению качества образования демонстрируют похожую тенденцию. Приближенный показатель усилий в этих сферах, т.е. расходы на образование и здравоохранение в расчете на одного человека, показывает неутешительную тенденцию. Таким образом, экономико-географическое положение Казахстана характеризуется, как внутриконтинентальным месторасположением и отсутствием выхода к морю,

так и расположением на стыке транспортных коридоров и выходом во многие регионы континента. Это, с одной стороны, несколько затрудняет экономическое сотрудничество с развитыми странами, с другой стороны, позволяет стать транспортным мостом между Европой и Азией. Страна обладает значительным природно-ресурсным потенциалом, многие полезные ископаемым имеют мировое значение. Однако высокая себестоимость разработки этих ресурсов и отсутствие промышленных

мощностей для их глубокой переработки не позволяют получить большего экономического эффекта от их использования. Численность и характер расселения населения также влияют на особенности размещения производства. Поэтому размещение производства, как и размещение населения характеризуется неравномерностью. В связи с тем что около 50 населения - сельское, в структуре экономики сельское хозяйство занимает значительное место. Из-за имевшего место экономического кризиса в 1990-х гг. в течение почти пятнадцати

лет развитию инфраструктуры не уделялось должного внимания. Поэтому, за исключением нескольких крупных городов, инфраструктура имеет низкий уровень развития. В настоящее время в Казахстане началась масштабная реконструкция и строительство инфраструктуры соответствующей рыночным условиям. Научно-технический потенциал имеет высокий уровень задела, сформированного еще в годы СССР, особенно в фундаментальной науке. Однако наука региона еще не интегрирована непосредственно

в производство и экономику. Вследствие того, что наука оторвана от производства и не может служить источником инноваций, производительность труда имеет низкий уровень. Таким образом, богатые сырьевые ресурсы способны стать базой для экономического роста при модернизации промышленной базы и использования новых технологий, для чего требуются масштабные инвестиции в производство и в человеческий капитал. Глава 2 Геополитические факторы, влияющие на региональное развитие 2.1

Казахстан на карте мира Начиная с середины ХХ века, по мере развития процесса деколонизации поведение и стратегия великих держав начали меняться. В этот период развитые государства стали больше стремиться установить контроль над потоками информации включая знания, технологии , товаров, услуг, капиталов и рабочей силой, нежели над территориями. Борьба за сферы влияния начала вестись в основном с помощью геоэкономических стратегий. Под геоэкономическими стратегиями понимаются методы контроля над разного

рода ресурсными потоками и управления международными воспроизводственными цепями в пределах планеты, целью которых является участие субъектов международных экономических отношений в создании и переделе мирового валового продукта. 5 . Концепция сплошного контроля над пространством, свойственная системе метрополия-колония , сменилась концепцией контроля над линиями -коммуникациями, материально-вещественными и информационными потоками, а также геополитическими базами.

5 . Исходя из вышесказанного и в соответствии с нынешним этапом геополитической ситуации в мире, основными интересами геополитических игроков в Казахстане являются контроль над стратегическими ресурсами и путями их транспортировки. Под стратегическими ресурсами подразумеваются, прежде всего, энергетические ресурсы, такие как нефть и природный газ. Нефтепроводные коммуникации являются одним из центральных объектов, вокруг которого разворачивается геополитическая борьба.

4 . В настоящее время во всех странах мира из года в год увеличивается потребление углеводородов. Средние потребности международного сообщества в нефти составляют 82 млн. баррелей в сутки в среднем, что на 3 млн. баррелей больше, чем в прошлом году. Поэтому огромные финансовые ресурсы вкладываются в нефтяную промышленность, соответственно, вокруг нее вращаются сегодня главные геополитические интересы активных международных игроков.

В то же время происходит постепенное снижение доли ОПЕК в мировом производстве нефти и, соответственно, уменьшения зависимости рынка от этой организации. Так доля ОПЕК в мировом производстве нефти снизилась в 2004 г. относительно среднего значения за последние десять лет с 42 до 39 . Отчасти это связано и с тем, что многие нефтеимпортирующие страны стремятся диверсифицировать свои источники импорта нефти из-за нестабильной ситуации на

Ближнем Востоке. Поэтому вопрос энергетической безопасности, означающий надежность поставок энергоносителей, приобретает стратегическую значимость в современном мире. В результате все крупнейшие нефтеимпортирующие страны, к каковым относятся США, Китай, Япония, Индия, ЕС, обращают самое пристальное внимание на Каспийско-Центральноазиатский регион. На практике это означает, что они будут прилагать огромные усилия

для развития Каспийско-Центральноазиатского нефтегазоносного бассейна. 9 . Таблица 1 дает возможность связать динамику добычи и экспорта нефти и газа с динамикой геополитических процессов в ЦА, на примере Казахстана. Безусловно, стремительный рост добычи углеводородов соответствует стратегии руководства страны. Но справедливо и другое. А именно то, что без заинтересованности геополитических игроков в

Каспийско-Центральноазиатских энергоресурсах, планировать такие объемы добычи было бы нецелесообразно. К тому же стремление Китая значительно увеличить импорт нефти из этого региона также просматриваются в этой таблице. Таблица 1 - Нефтедобыча и экспорт Казахстана по материалам Калиева Д. Геополитика нефтепроводных коммуникаций в каспийском регионе Аналитик 2 2005. 1998 1999 200 2001 2002 2003 2005 2007 2010 2015

Динамика добычи нефти и газового конденсата 25,9 30,1 35,3 39,9 47,2 51,4 55,0 65,0 100,0 120,0 Динамика экспорта нефти и газового конденсата 17,3 21,2 29,3 32,4 39,3 44,3 47,0 55,0 85,0 102,0 КТК 28,2 28,2 28,2 32,0 45,0 45,0 Атырау-Самара 10,0 15,0 15,0 25,0 25,0 25,0 Западный Казахстан - Китай 10,0 20,0 20,0 20,0 БТД 20,0 20,0 20,0 Нефтегазовые ресурсы в настоящее время одновременно являются и фактором ускоренного экономического роста

в процессе международного разделения труда и основой регионального развития. Хотя роль природных ресурсов как фактора роста в последние десятилетия снизилась, без стабильного снабжения энергоресурсами ни одна экономика не может развиваться устойчиво. Учитывая все это, а также геостратегическое расположение Казахстана, можно предположить, что в обозримой перспективе

Центральноазиатский регион ЦАР станет одним из ключевых регионов мира. 1 . Так как геополитическая борьба в настоящее время ведется в основном геоэкономическими методами, можно прогнозировать осуществление широкомасштабной экономической экспансии заинтересованными игроками для того, чтобы усилить свои позиции в этом регионе с возможностью доминирования. С одной стороны, это означает для Казахстана приток

ПИИ, создание СП, новых производств, внедрение передовых технологий производства и менеджмента, ускорение интеграции в систему мирового хозяйства. С другой стороны, негативным моментом является тот факт, что подавляющая часть иностранных инвестиций, а соответственно и передовые технологии, направляется в добывающий сектор. И этот процесс способствует тому, Казахстан входит в систему мирового хозяйства в качестве поставщика сырья для мировой экономики. Это делает крайне актуальным вопрос реинвестирования платежей в данной

сфере доходов для развития инновационной сферы. 2.2 Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-китайских отношений Изменения в пространственной организации территории Казахстана во многом будут завесить от экономических успехов Китая, от темпов роста товарооборота между нашими странами, от успешного решения общих для наших стран

экологических и других проблем. А это в свою очередь определяется количественными и качественными сдвигами в размещение производительных сил в самой КНР, в частности в приграничных территориях. В период с 2000 года по настоящее время, экономическое сотрудничество КНР с Республикой Казахстан переходит на качественно новый уровень. Последние два периода экономического сотрудничества предопределили формирование стратегического преимущества

КНР, обусловленное значительным наращиванием экспортного потенциала КНР и высокой его платежеспособностью. В 2003 году ВВП СУАР КНР составил 185 млрд. юаней более 23 млдр долл. США , против 30 млрд. долл. США в Казахстане, а темпы роста достигли 10,8 Синьцзян няньцзянь Урумчи, 2004 С. 148. Также следует исходить из того, что к 2015 году

ВВП Китая предположительно удвоится по сравнению с 2000 годов и приблизится к 20 трл. американских долларов. З пределами 2015 года экономическое влияние Китая не только на Казахстан, но и другие страны, безусловно, усилится. Для определения степени влияния КНР на процессы пространственной организации территории в нашей стране, в частности на приграничные районы, необходимо выделить ключевые проблемы приграничных с

Казахстаном территорий КНР, их специализацию и стратегию внешнеэкономических связей. С точки зрения Концепции мегапроекта D-50 Концепция мегапроекта Дорога 50 D-50 , Астана, 2007. отмечается, что Китай, несомненно, является одним из основных союзников Казахстана в реализации мегапроекта, поскольку 1 проект выгоден с экономической точки зрения 2 участие в проекте оправдывает предпринимаемые Китаем меры по развитию западных районов, граничащих с

Казахстаном 3 бурное развитие Западного Китая обеспечивает формирование мощного грузопотока, транзит которого наиболее удобен через территорию приграничного Казахстана 4 существует прямая зависимость успешной реализации планов индустриального развития Китая от поставок казахстанского энергетического сырья 5 реализованные проекты и среднесрочные планы Китая по развитию национальной транспортной инфраструктуры имеют широтное направление и ориентированы,

в основном на Казахстан 6 в Китае в настоящее время реализуются крупные государственные программы по полномасштабной модернизации транспортной инфраструктуры. Разумеется, эти аргументы достаточно убедительны, но Китай рассматривает проекты выхода железнодорожным транспортом на территорию стран Центральной Азии. Так, в средствах массовой информации

КНР поднимался вопрос о строительстве железной дороги из Синьцзянского города Аксу в киргизский город Ош, а через него в Ташкент. В китайских СМИ появлялись сообщения о начале строительства этой железной дороги. Экономический и технический потенциал КНР не исключает возможность реализации такого проекта. При его реализации Китай минуя Казахстан через Киргизию,

Узбекистан и Туркмению может выйти в бассейн Каспийского моря, а также через Узбекистан и Иран в персидский залив, и Южную Азию Пакистан, Индия , что для Китая весьма выгодно. А если учесть наличие автомобильных дорог в Киргизию и Таджикистан, то появляется возможность развития экономической интеграции КНР со странами Центральной Азии. При этом значительная часть грузопотока из центральноазиатского региона

и его соседей пройдет, минуя Казахстан. Не менее амбициозным является также проект строительства железной дороги непосредственно из Синьцзяна в Россию через узкий участок китайско-российской границы, протяженностью более 30 км, расположенного между Казахстаном и Монголией. Эта дорога могла бы соединить Северный Синьцзян с транссибирской магистралью. Это только проект, также освещенный на страницах китайских

СМИ, однако, если он будет реализован, то в корне изменит для Казахстана ситуацию с транзитом грузов через нашу территорию. Все это свидетельствует, что проект Концепции мегапроекта D-50 не до конца продуманна и недостаточно аргументирована. Еще одной проблемой которая в прогнозный период может обостриться является проблема использования водных

ресурсов трансграничных рек Или, Иртыш и других более мелких 30 водотоков. Сток из КНР составляет около 30 суммарного стока из-за рубежа. КНР намерен использовать водные ресурсы более чем 30 рек, вытекающих из Китая в Казахстан. Ключевое значение имеют реки Алаколь, Или и Иртыш. Так, Балхаш-Алакольский гидроузел Казахстана связан с

Китаем. 54 притока озера Балхаш зависят от Китая. Более 50 суммарного объема поверхностных вод Балхаша формируется в бассейне реки Или, большая их часть приходит с территории КНР. По сравнению с 1980-ми годами годовой сток реки Или уже значительно уменьшился с 17,8 до 12,7 куб.км. в год , и если Китай увеличит водозабор со своей территории еще на 10-15 , озеро начнет высыхать.

В бассейне реки Иртыш на территории Казахстана проживает 2,5 млн. человек. Здесь расположены крупные промышленные центры - Усть-Каменогорск, Семипалатинск, Павлодар. Водные ресурсы реки Или используются для обеспечения районов Центрального Казахстана. Ьолее того перспективы развития энергетики, промышленности и сельского хозяйства во многом

связаны с использованием ресурсов этой реки. С 1999 года КНР, невзирая на ранее достигнутые соглашения, в одностороннем порядке в Синьцзян-Уйгурском Автономном Районе СУАР ведет строительство канала из Черного Иртыша в озеро Улюнгур. Из озера вода по трубопроводам будет подаваться в г. Карамай, а также будет использоваться на нужды нефтепромыслов и орошаемого земледелия.

На первом этапе водозабор составит 1 куб. км. в год КНР уже забирает 0,8 куб. км. воды , а в перспективе - до 4 куб. км, что приведет к негативным последствиям как в Казахстане, так и в России. Параллельно со строительством Карамайского канала правительством КНР принято решение о создании крупной базы товарного зерна в Или-Казахской области СУАР, где валовой сбор зерна предполагается удвоить до уровня 5 млн. тонн в год.

Это в свою очередь предполагает дополнительный забор еще 5 куб. км. воды из рек Или и Иртыш для орошения новых посевных площадей. В настоящее время по Черному Иртышу из КНР в Казахстан поступает 5,0 куб.км воды в год по сравнению с 7,8 куб. км во 1989 году. Кроме того, предполагается , что после завершения строительства в СУАР оросительно-обводительного канала из Иртыша до г.

Карамай Казахстан потеряет еще 20 годового стока этой реки Согласно так называемому Проекту 635 КНР . Окончание строительства этого канала Китаю позволит отводить от 10 до 40 стока Иртыша, что приведет к негативным экологическим и экономическим последствиям для Казахстана и России. Вследствии строительства упомянутого канала уровень воды в этой реке может понизиться до 60 см, и в Омске под угрозой окажутся заборы системы городского водоснабжения.

Гидротехническое строительство, масштабы водопотребления в горнодобывающей промышленности в Синьцзяне и орошение в будущем может забрать до 40 стока этих рек, что может стать причиной экологической катастрофы в Алматинской и Восточно-казахстанской областях. Запланированный крупномасштабный забор КНР вод трансграничных рек Или и Иртыш нанесет серьезный и далеко идущий по своим последствиям ущерб народно-хозяйственному комплексу

Восточного Казахстана и ряда областей России Омской, Курганской и юга Тюменьской. Батизи А. Экономические проблемы России при использовании трансграничных водных ресурсов. Международная экономика 2007, 7, с.65-77, Все это требует детального изучения данной проблемы в контексте не только экологической безопасности, но и градостроительной практики, ибо речь идет о том, что в прогнозный

период до 2030 года в корне меняется ситуация на территории Восточного и Юго- Восточного Казахстана. 2.3 Проблемы пространственной организации территории в контексте казахстанско-российских отношений. На северо-западе, севере и востоке страна граничит на протяжении 6023 км с Российской Федерацией, причем с развитыми в экономическом отношении и тесно связанными с Казахстаном по линии производственно-технологических стадий

Уральским, Поволжским, Западно-Сибирским экономическими районами. Этот участок границы наиболее благоприятен с точки зрения развития внешнеэкономических связей. Отличительной особенностью экономико-географического положения данного участка границы является концентрация значительной части транспортной сети, включающего его различные виды железнодорожный, автомобильный, речной и трубопроводный. Все это еще в советские времена привело к формированию межреспубликанского

межотраслевого производственно-технологического комплекса МПТК . Эти проблемы достаточно полно освещены в аналитической части настоящего отчета. Экономическое единство приграничных регионов России и Казахстана сохраняется и в настоящее время. Например, экономическая инфраструктура Оренбургской, Западно-Казахстанской, Актюбинской и

Костанайской областей в недавнем прошлом были связаны не только территориально-географической близостью, но и технологической инфраструктурой. На современном этапе возникла необходимость на совершенно новой правовой и организационной основе решать вопросы приграничного сотрудничества. Башмаков А. Межрегиональное и приграничное сотрудничество Казахстана и России. Ж Саясат, 1, 2005, с. 39. Северо-

Казахстанскую область называют северными воротами страны. Через ее территорию проходит Транссибирская магистраль. Регион находится в непосредственной близости с Уралом и граничит с запада с Курганской, севера - Тюменской и с востока Омской областями. Российской Федерации. Область, занимая, пять процентов территории

Казахстана, располагает четвертой частью посевных площадей и производит в среднем ежегодно от трех до четырех миллионов тонн зерна. Анализ состояния экономики Северо-Казахстанской области за последние годы показывает, что в целом достигнута стабилизация в реальных секторах экономики, преодолен спад производства, расширяется налоговая база, а местный бюджет растет, увеличиваются расходы на социальные нужды, заметно активизировалась инвестиционная политика.

Значительная роль в стабилизации принадлежит приграничному сотрудничеству с сопредельными областями России. Основополагающим документом в координации сотрудничества Северо-Казахстанской и Курганской областей является соглашении о сотрудничестве в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и иных сферах, подписанное 11 марта 2000 года. Еще более тесные отношения имеет приграничное сотрудничество

Северного Казахстана с такой промышленно развитой областью, как Омская. Если объем внешнеторгового оборота с Курганской областью составляет 5 , то с ней почти 20 на 40млн. долл. США в год. Там же Наиболее тесные отношения развиваются между энергетикой двух стран. Петропавловское предприятие Аксесс-Энерго получает от омских ЗАО Эксперт-Трейд и ОАО Омский завод теплоизоляционных изделий минеральные изделия, трансформаторные

масла, приборы контроля и металлопрокат. Стабильно и динамично развивается приграничное сотрудничество Костайской области с сопредельных с нее регионов России. Восточно-Казахстанская область показывает пример продуманных и эффективных контактов с сопредельным Алтайским краем в области хозяйственной деятельности. В экономической сфере в 2003 году торговый оборот области составил 77 млн. долл.

США, это на 10 больше, чем в 2002 г. Восточно-Казахстанская область граничит также с Республикой Алтай Российской Федерации. На границе расположены 7 таможенных постов, 6 из которых дислоцируются на автомобильных дорогах международного значения, и один пост на железной дороге. Особое положение в системе казахстанского приграничья занимает Западно-Казахстанская область, имеющая протяженную границу более 1,5 тысяч км. с пятью сопредельными

областями Российской Федерации Астраханской, Волгоградской, Саратовской, Самарской и Оренбургской. Разумеется, территориально-пространственная структура российских регионов, по периметру казахстанских границ обладая огромным производственным потенциалом в будущем, может, если не поглотить, то технологически и экономически сделать их зависимыми. Это закономерно, всегда более крупная структура либо поглощает более мелкую или слабую, либо трансформирует

ее под свои интересы. В настоящее время экспорт сырья и материалов это благо для Казахстана. Однако, при сохранении этого процесса в дальнейшем, вместе с экспортом сырья Казахстан будет вывозить рабочие места, добавленную стоимость, то есть начнется или уже началось вымывание промышленного потенциала северного Казахстана в соседние регионы России. Это касается и оттока населения, включая и коренное, когда в республике остается в основном

неконкурентоспособная в России категория населения. Что следует предпринять, если сценарий экономического развития пойдет в таком направлении? Ответ, исходя из мирового опыта, может быть один. Качественные параметры воспроизводственных структур Казахстана, в первую очередь в регионах по периметру российских границ должны быть выше российских,

или, по крайней мере, равны им. Другое дело как достичь этого. Существенную роль в сокращении объема и структуры товарооборота сыграла политизация двусторонних отношений, переориентация развития внешнеэкономических связей на страны вне СНГ и разрыв технологических связей. Это было обусловлено в определенной степени влиянием внешних факторов прямого воздействия, которые включает взаимосвязи с партнерами.

Таковым являются МВФ, МБ, ЕБРР, ряд ТНК, а также внешние поставщики товаров и услуг, внешние потребители, регионы-конкуренты, финансовые организации, транспортные предприятия. Деятельность последних привело к развитию устойчивых для РК и РФ тенденций, направленных на постепенное превращение их в источник сырья для мировой экономики. Среди внешних причин особую роль играет деятельность

ТНК и совместных иностранных предприятий, значительно подорвавшая основы и возможности интеграции. К концу 90-х годов наше правительство усилило внимание к международным компаниям на территории Казахстана. Однако оно не смогло предвидеть, что корпорации, учитывающие, прежде всего интересы своей предпринимательской группы, а не принимающей страны, могут усугубить некоторые экономические болезни, присваивая большую долю ее дохода, устанавливая высокие или трансфертные цены и пользуясь прочими изощренными

способами ухода от налогов. Таким образом, происходило постепенное усиление импортной зависимость экономики РК и, соответственно, сокращение занятости населения. Причем Казахстану навязывалась, соответствующая интересам ТНК, сырье ориентированная специализация, на основе низкой заработной платы и технологии среднего уровня. Безусловно, все это отразилось на содержании казахстанско-российских экономических отношений.

Настоящее время характеризуется сменой периода интеграции по политическим к периоду интеграции и по экономическим мотивам. Так, геостратегические интересы России в Казахстане и в Центральной Азии не могут быть успешными без активного экономического влияния. Безусловно, казахстанско-российские и российско-казахстанские экономические связи по значимости и по потенциальным возможностям развития выступают важнейшими элементами в системе производственно-технологических

конструкций не только двух государств, но и ряда других стран СНГ и их игнорирование ведет подрыву в функционировании базовых отраслей их экономик. Вместе с тем, может встать вопрос о возможной угрозе поглощения казахстанских предприятий более мощными российскими компаниями. Кстати в мировой практике такие процессы нередки. Каким образом взаимодополнение и взаимопроникновение территориальных и отраслевых структур экономик

двух стран будут соотноситься с вопросами экономической и в целом национальной безопасности? Разумеется, различный уровень экономического потенциала Казахстана и России может привести к односторонней выгоде или диспаритету. Паритет, может быть, достигнут лишь при одинаковых значениях качественных параметров воспроизводственных структур ведущих отраслей экономики, т.е. производительности труда, фондоотдачи, капиталоемкости, банковского

процента, финансового рынка и т.д. Причем это справедливо не только по отношению к России, но и к большинству наших партнеров из числа высокоразвитых стран. Для уменьшения степени зависимости и полного его устранения Казахстану необходимо - достичь превышающих среднемировые показатели уровня и темпов развития не только экономики, но и технологии, не говоря о сопредельных странах - определить рациональные, с позиций

Республики Казахстан, параметры участия в межрегиональном в первую очередь с Россией и международном территориальном разделении труда. Казахстан в отличие от других стран Центральной Азии, имел достаточно развитые производственные комплексы с высокой долей обрабатывающей промышленности, в том числе машиностроительной, диверсифицированную отраслевую структуру производства. С разрывом хозяйственных связей с

Россией пострадали, в первую очередь, отрасли перерабатывающей промышленности, как следствие в товарной структуре взаимного экспорта и импорта преобладают углеводородное сырье и топливо, черные и цветные металлы, продукция химической, нефтехимической и пищевой промышленности. Следовательно, развитие инновационных отраслей экономики возможно лишь в рамках интегрированного межгосударственного межотраслевого производственно-технологического комплекса.

Именно межгосударственным экономическим, торговым, валютно-финансовым объединениям западные страны в немалой степени обязаны своим стабильным и поступательным развитием. Возникла необходимость на совершенно новой правовой и организационной основе решать вопросы приграничного сотрудничества. Так, показатели объемов внешнеторгового оборота приграничных областей России и Казахстана исчисляются сотнями млн. долл.

США, имеются примеры эффективных контактов с сопредельными областями, поскольку здесь сконцентрирован огромный производственный потенциал. Но, вместе с тем в сокращении объема и структуры товарооборота между Россией и Казахстаном продолжает играть роль политизация двусторонних отношений, переориентация развития внешнеэкономических связей на страны вне СНГ и разрыв технологических связей. Это было обусловлено в определенной степени влиянием внешних факторов прямого воздействия, каковыми

являются Международный валютный фонд, Международный банк, Европейский банк развития и реконструкции, ряд ТНК, а также внешние поставщики товаров и услуг, внешние потребители, регионы-конкуренты, финансовые организации, транспортные предприятия. Это привело к развитию устойчивых для РК и РФ тенденций, направленных на постепенное превращение их в источник сырья для мировой экономики. В данной ситуации создание совместных агломераций между

РК и РФ станет реальной основой реструктуризации экономики, посредством пространственной интеграции в системе казахстанско-российских отношений и ЕврАзЭС, аналогично опыту ЕС еще полвека назад. При этом принципы и особенности формирования сетевых структур расселения населения в приграничных с Россией регионах Казахстана должны быть адекватны российским, и не уступать им по степени комфортности и инфраструктурной насыщенности, что особенно важно для малых и средних городов приграничных

территорий 2-х государств. Только в таком случае агломерации могут стать центрами инноваций, капитала, новых технологий, полицентрическим пространством производства товаров и услуг мирового уровня. На наш взгляд за пределами 2015 года интеграционные связи будут более тесными, а в период с 2020 по 2030 годы по содержанию они должны быть близки уровню экономических связей, достигнутых в странах ЕС. При этом Стратегии интеграции Казахстана и России должны способствовать консолидации интеграционных

процессов на основе гармонизации экономической среды, в рамках совместных агломераций, с целью создания интегрированных территориальных структур, достигнутых в высокоразвитых странах. К сожалению, экономическая политика в странах ЕврАзЕС, пока не предусматривает в ближайшие годы мер экономического слияния национальных территориальных систем в общий рынок, как того предполагает интеграция в широком понимании, не предусматривается формирование единых наднациональных хозяйственных структур

типа вертикальноинтегрированных ТНК и региональных кластеров, отвечающих современным вызовам глобальной экономики. В казахстанско-российских отношениях существует общая проблема, без решения которой трудно рассчитывать на эффективность регионального сотрудничества. Речь идет об объективной тенденции в развитии наших национальных экономик, обусловленной снижением в них удельного веса перерабатывающих отраслей и, соответственно повышением доли сырьевых.

Поскольку эта тенденция сохраняется, сторонам следует считаться с ней и разработать методы прогнозирования ее последствий, что одинаково важно, как для Казахстана, так и для России. Причем, не только с точки зрения структурных преобразований, но и с целью оценки возможных вариантов развития интеграционных процессов между двумя странами. Тем не менее, существует угроза превращения территорий, граничащих с

Россией в зону вымывания экономического потенциала Казахстана. В данной ситуации для Казахстана особенно важно создание с участием России и других стран транснациональных компаний, штаб - квартиры и контрольный пакет акций которых находились бы на территории Казахстана. Тип расселения населения в приграничных с Россией регионах Казахстана не должен уступать по степени комфортности и инфраструктурной насыщенности

российским регионам. Вместе с тем формируется законодательная база казахстанско-российских отношений, формируемая на трех уровнях создает условия и предпосылки паритетного сотрудничества 1. Правовые акты, принятые самими государствами создают юридическую базу для развития трансграничных связей. 2. Нормативно-правовые акты, принимаемые на межгосударственном и межправительственном уровнях составляют международно-правовую базу приграничного сотрудничества.

3. Нормативно-правовая база приграничного сотрудничества, создаваемая на региональном уровне должна обеспечить более конкретное участие регионов в интеграционном процессе. Создание совместных агломераций между РК и РФ станет реальной основой пространственной интеграции в системе ЕврАзЭС, аналогично опыту ЕС еще полвека назад. Агломерации станут центром инноваций, капитала, технологий, полицентрическим пространством производства

товаров и услуг мирового уровня. Пространственное развитие на основе интеграции приграничных индустриальных зон межу РФ и РК на основе создание совместных агломераций позволит Казахстану создать мощную экономику по периметру страны, обеспечит освоение значительного рынка России, создаст пояс экономической безопасности, и главное, позволит проводить политику расселения населения в зонах по периметру страны, которые наиболее благоприятны для проживания, и в конечном счете, будут

способствовать расширению зоны жизненных интересов Казахстана на Евроазиатском континенте. Развитие интеграционных процессов, которое понимается как взаимопроникновение территориальных структур друг в друга неизбежно в казахстанско-российских отношениях. Казахстан и Россия прошли определенные стадии пространственного развития и расселения населения. На наш взгляд за пределами 2015 года интеграционные связи будут более тесными, а в период с 2020 по 2030

годы по содержанию они будут близки уровню экономических связей, которые сложились в настоящее время в странах ЕС. 2.4 Оценка влияния стран Средней Азии на процессы пространственной организации территории Республики Казахстан Экономические связи Казахстана со среднеазиатскими государствами достаточно слабые и не соответствуют имеющимся возможностям. Вместе с тем геополитическое положение, исторические корни, общие границы, наличие транспортных и других коммуникаций, связывающих государства региона, богатейшие

природно-сырьевые ресурсы создают все предпосылки для экономической интеграции, кооперирования промышленного производства, организации совместных предприятий и взаимодополнения экономических и территориальных структур друг друга. Уже в глубокой древности общие караванные пути, совместное использование водных и земельных ресурсов предопределяли взаимодействие и сотрудничество народов региона. Географические особенности расселения народов Центральной

Азии обусловили широкое развитие на ее территории зон контактов хозяйственных, культурных, торговых. К сожалению и в советские годы функциональные свойства этих зон практически не изменялись. Разнонаправленность экономических реформ в настоящее время ограничивает пространственное развитие приграничных территорий. В ближайшее время проблематична их трансформация в зоны активной внешнеэкономической деятельности или же специальные экономические зоны. Государства региона поставлены перед необходимостью объединения

усилий в решении острейших экологических проблем. Таковыми являются проблема Аральского моря, прилегающего региона и проживающих в нем людей, опустынивание, процессы общей деградации земли, сокращение биологической и экономической продуктивности земель, пастбищ и лесов. Недостаточно емкий внутренний рынок не может создать условия для эффективного функционирования современного конкурентоспособного производства. В отличие от России здесь отсутствуют производственно- технологические

связи в территориальной структуре экономики Казахстана и стран Центральной Азии, что пока исключает создание региональных концепций межгосударственного сотрудничества. На сегодня критерием использования экономико-географического положения в Центрально-азиатском союзе может служить номенклатура производимой и потребляемой в этих странах продукции. Наибольшее развитие получило сотрудничество на рынках зерна, продовольствия, топливно-энергетических

ресурсов. Кыргызстан заинтересован в оптимальном решении водно-энергетических проблем, сбыте электроэнергии, цемента, многих других товаров. Казахстан заинтересован в экспорте зерна, угля, а Узбекистан - газа и продовольствия. Между тем товарооборот Казахстана с этими государствами не превышает 2,0 ВВП и составляет 8 от объема торговли со странами Содружества Независимых Государств. Гельдыева Г.В Надыров

Ш.М. Проблемы совместного использования водных ресурсов Или-Балхашского региона. Материалы международной юбилейной научно-практической конференции. КАЗНИИМОСК, Алматы, 2001. В ближайшей перспективе если не удастся преодолеть неравномерность движения этих стран к завершению отдельных этапов степеней интеграции, то в первую очередь это отразится на их благополучии. Влияние на процессы пространственной организации территории юга и юго-востока

Казахстана будет не, сколько по экономическим, а и по экологическим аспектам. Одной из самых острых проблем Центральной Азии является экологическая катастрофа в районе Аральского моря. Несогласованное, неэкономное водопотребление, засорение рек гербицидами и дефолиантами - все это уже привело к необратимым процессам в природе, и откладывать решение этой проблемы на будущее нельзя. В последние годы проведены крупномасштабные исследования по проблемам рационального совместного

использования водно-энергетических ресурсов и межгосударственного вододеления, а также инвестиционной политики в странах Центральной Азии. Последствия этой проблемы непосредственно могут оказать влияние на процессы пространственной организации территории Южно-Казахстанской, Кызылординской и Жамбылской областей, обуславливая рост численности населения, не только в городской, но и в сельской местности. Складывающаяся ситуация в регионе, обуславливает, что

в перспективе важной задачей становится структурная перестройка экономики центрально-азиатских государств в целях обеспечения большей эффективности развития производства и оптимизации внешнеэкономических связей. При этом свое место на мировых рынках центрально-азиатским государствам еще нужно найти. Относительно легче было переориентировать на мировые рынки экспорт энергоносителей и сырьевых ресурсов, значительно труднее осуществить выход на них с продукцией перерабатывающих отраслей, поскольку товары,

производимые ими, как правило, мало конкурентоспособны за пределами СНГ. Одним из основных преимуществ экономико-географического положения государств Центральной Азии возможность достичь полного самообеспечения региона энергетическими и минерально-сырьевыми ресурсами и значительно увеличить экспортный потенциал этих стран. Центральная Азия обладает сырьевым потенциалом, значительно превышающим сырьевые ресурсы других государств,

и его сбалансированное, эффективное использование может и должно стать основой экономического взлета, вхождения центрально-азиатских государств в число новых индустриальных государств Азии. Но пока в регионе не будет решен вопрос о совместном использовании водно-энергетических ресурсов, прежде всего это касается межгосударственного вододеления интеграционные процессы, не дадут желаемых результатов. Диверсификация промышленности и устранение глубоких структурных диспропорций, связанных

с повышенной долей отраслей сырьевой направленности, являются важнейшей задачей практически для всех госу-дарств региона. Реализация такого сотрудничества может быть осуществлена путем организации транснациональных альянсов, консорциумов, финансово-промышленных и промышленно-финансовых групп, создания совместных предприятий или через взаимное участие в капиталах владение акций предприятий, связанных единой технологической цепочкой. Существовавшая на момент обретения суверенитета транспортная система

Центральной Азии не отвечала новым геополитическим и экономическим интересам независимых государств, современным требованиям. Она страдала нерациональностью сформировавшейся сети коммуникаций, отсутствием международных аэропортов, морских портов, международных железнодорожных линий и автомобильных дорог. Это может стать причиной ослабления взаимовлияния Казахстана и стран Центральной Азии на процессы пространственной организации территории в этих странах.

Для использования преимуществ своего географического положения необходимо было в довольно короткий срок осуществить крупные инвестиции в развитие транспортной сети, которые были бы особенно эффективными при условии совместного участия всех заинтересованных государств. Направление транспортных потоков из стран Юго-Восточной Азии в Россию и Европу через территорию Центральной

Азии позволит не только оптимизировать мировую транспортную систему, создать новый источник доходов для государств Центрально-азиатского региона, но и станет мощнейшим импульсом экономического развития за счет эффекта мультипликатора и расширения экспорта. Развитие транспорта предполагает совместное освоение технологий строительства и реконструкции автомобильных и железных дорог, производства дорожных машин и оборудования, подвижного состава, создание современной

технической базы всех видов транспорта. Здесь уместно подчеркнуть, что коммуникации, пересекающие территории любой из центрально-азиатских стран, улучшают их экономико-географическое положение и способствует ускорению социально-экономического и территориального развития. Объединяясь в инфраструктурные жгуты, автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии связи образуют полимагистрали. Эти инфраструктурные оси станут основными линиями роста в территориальной системе национальных

экономик. Применительно к Узбекистану можно выделить четыре основные линии. Первая ось - Туркменабад - Бухара - Самарканд - Джизак - Ташкент - Шымкент - имеет выход в западном направлении через Туркменистан и Иран и страны Закавказья и в северном - в европейскую Россию, Сибирь и Китай. Вторая ось - Нукус - Бухара -

Карши - Гузар - Байсун - Кумкурган - Термез - выйдет в перспективе на страны Южной Азии. Две соединительные линии Самарканд - Карши и Самарканд - Шахрисабз - Гузар можно рассматривать и как часть третьей полимагистрали Ташкент - Термез. Салиев А.С Янчук С.Л. Размещение производительных сил и поляризованное развитие экономики Республики Узбекистан. Ташкент -2005, с. 77-79. Кроме того, через

Каракалпакстан проходит кратчайшая дорога, связывающая южные и восточные области Узбекистана через Казахстан с Нижним Поволжьем и Северным Кавказом. Сейчас вдоль этой трассы ведется строительство участков будущей высокоскоростной автострады Нукус - Ташкент - Андижан с возможным выходом в северо-западном направлении в Россию и в Европу и в восточном - через Ош и Кашгар - в

Восточную Азию. Таким образом, складываются предпосылки формирования вместе с железной дорогой Бейнеу - Нукус - Учкудук - Ташкент - Андижан с возможным выходом к Тихому океану также через Ош и Кашгар четвертой мощной инфраструктурной оси Салиев А.С Янчук С.Л. Размещение производительных сил и поляризованное развитие экономики Республики Узбекистан. Ташкент -2005, с. 77-79 Между тем создание современной сети коммуникаций затруднительно

без формирования валютного союза, создания межгосударственной платежной системы, обслуживающей торгово-экономическое сотрудничество стран Центральной Азии. Эффективная пространственная организация территории невозможна без экономической интеграции, которая выгодна всем государствам Центрально-азиатского региона и будет, без сомнения, важным фактором ускорения социально-экономического развития этих стран. В силу ряда причин маловероятно в ближайший период образование

государствами Центральной Азии развитых форм экономического сотрудничества. В длительной перспективе изменение экономических условий и глубина понимания проблем взаимоотношений новых государств неизбежно приведут к стремлению реализовать различные формы экономической интеграции. Социально-экономическая ситуация в странах Центрально-азиатского региона такова, что промедление с формированием полноценного интеграционного содружества чревато дальнейшим отставанием от мировых процессов,

угрозой на еще долгий период остаться на обочине мирохозяйственной системы. Опыт Казахстана свидетельствует, что можно определять стратегические подходы для построения рыночно-ориентированной экономики, не вступая в конфликт с сопредельными странами, а напротив совмещая различные формы межгосударственного сотрудничества, в первую очередь, для решения проблем интеграции центрально-азиатского региона. Одной из самых острых проблем стран

Центральной Азии является отсутствие механизма межгосударственного вододеления. Пока в регионе не будет решен вопрос о совместном использовании водно-энергетических ресурсов, прежде всего это касается межгосударственного вододеления интеграционные процессы, не дадут желаемых результатов. Существовавшая на момент обретения суверенитета транспортная система Центральной Азии не отвечала новым геополитическим и экономическим интересам независимых государств,

современным требованиям. Она страдала нерациональностью сформировавшейся сети коммуникаций, отсутствием международных аэропортов, морских портов, международных железнодорожных линий и автомобильных дорог. Это может стать причиной ослабления взаимовлияния Казахстана и стран Центральной Азии на процессы пространственной организации территории в этих странах. Для использования преимуществ своего географического положения необходимо было в довольно короткий

срок осуществить крупные инвестиции в развитие транспортной сети, которые были бы особенно эффективными при условии совместного участия всех заинтересованных государств. Направление транспортных потоков из стран Юго-Восточной Азии в Россию и Европу через территорию Центральной Азии позволит не только оптимизировать мировую транспортную систему, создать новый источник доходов

для государств Центрально-азиатского региона, но и станет мощнейшим импульсом экономического развития за счет эффекта мультипликатора и расширения экспорта. Развитие транспорта предполагает совместное освоение технологий строительства и реконструкции автомобильных и железных дорог, производства дорожных машин и оборудования, подвижного состава, создание современной технической базы всех видов транспорта. Здесь уместно подчеркнуть, что коммуникации, пересекающие территории

любой из центрально-азиатских стран, улучшают их экономико-географическое положение и способствует ускорению социально-экономического и территориального развития. Объединяясь в инфраструктурные жгуты, автомобильные и железные дороги, трубопроводы и линии связи образуют полимагистрали. Эти инфраструктурные оси станут основными линиями роста в территориальной системе национальных экономик. Наиболее вероятностные варианты прохождения международных транспортных коридоров по территории

Казахстана и стран Центральной Азии до 2030 года иллюстрируют приведенные ниже рисунки 7-10.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.