Различные варианты создания финансово-промышленных
холдингов
Ересько А. Э.
Все
организационные формы интеграции компаний можно условно разделить на
"жесткие" и "мягкие". К жестким можно отнести концерн,
трест, а к мягким, прежде всего, ассоциацию, консорциум, стратегический альянс.
"Мягкие" формы особенно популярны для международных объединений, они
позволяют вести совместную деятельность при сохранении учредителями юридической
и хозяйственной самостоятельности. В рамках стратегических альянсов,
консорциумов возникает возможность мобилизации преимуществ мощной корпоративной
структуры при сохранении национальной обособленности ее участников.
Одной
из наиболее распространенных и развитых организационных форм интеграции
компаний является концерн. Концерн - это форма объединения (как правило,
многоотраслевого) самостоятельных компаний, связанных посредством системы
участия в капитале, финансовых связей, договоров об общности интересов, личных
уний, патентно-лицензионных соглашений, тесного производственного
сотрудничества.
Можно
сформулировать основные особенности концернов:
это
достаточно жесткая форма интеграции компаний, самая жесткая из всех
рассмотренных выше, за исключением треста;
концерн
обычно является объединением производственного характера;
входящие
в концерн компании номинально остаются самостоятельными юридическими лицами в
форме акционерных или иных хозяйственных обществ или товариществ, а фактически
подчинены единому корпоративному центру;
в
рамках концерна централизовано финансово-экономическое управление, проведение
научно-технической политики, ценообразование, использование производственных
мощностей, кадровая политика;
корпоративный
центр концерна, как правило, организуется в виде управляющей компании
(преимущественно как смешанный холдинг) или на основе взаимодействия
преобладающего и зависимых (ассоциированных) обществ;
деятельность
концерна ориентирована в основном на производство, поэтому в качестве
управляющей выступает чаще всего производственная компания, которая является
держателем контрольных пакетов акций дочерних предприятий;
в
рамках данной формы полностью контролируется деятельность образующих ее
компаний.
В
зависимости от характера интеграционных связей между компаниями различают
следующие виды концернов:
вертикальный
концерн - концерн, объединяющий компании разных отраслей, связанные
последовательностью технологического процесса производства готового продукта
(например, горнодобывающие, металлургические и машиностроительные);
горизонтальный
концерн - концерн, объединяющий компании одной отрасли, производящие одно и то
же изделие или осуществляющие одни и те же стадии производства.
Деятельность
концерна может распространяться на одну подотрасль или отрасль экономики. В
него могут входить компании одной или нескольких отраслей. Лишь немногие
наиболее крупные концерны охватывают всю отрасль (например, в Германии концерн
Siemens - электротехническую промышленность).
Концерны
действуют в тех отраслях экономики, где развито крупное и массовое
производство, применяются высокие технологии. Чаще всего это черная и цветная
металлургия и сталелитейная промышленность, машиностроение и
автомобилестроение, химическая и электротехническая индустрия.
С
точки зрения системы участия в капитале можно выделить два вида концернов:
концерн
подчинения - концерн, организованный в виде управляющей и дочерних компаний;
концерн
координации - концерн, состоящий из сестринских обществ, т. е. созданный таким
образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен
акциями.
Тем
самым все участники концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном
политику, который в то же время остается под единым руководством. Концерн
подчинения создается, как правило, для объединения производств по
технологической цепочке, а концерн координации - в целях интеграции таких видов
деятельности как проведение единой финансовой или научно-технической политики,
согласованного производственного развития компаний, кадровой политики и т. п.
Крупные
концерны объединяют от 10 до 100 и более компаний, включая производственные,
научно-исследовательские, финансовые, сбытовые и другие фирмы. Например,
General Motors объединяет 126 заводов в США, 13 в Канаде, производственные и
сбытовые подразделения в 36 странах мира. Продукция концерна реализуется через
собственные сбытовые сети и сети дилеров, составляющие более 15 тыс. компаний.
Конгломерат
- организационная форма интеграции компаний, объединяющая под единым финансовым
контролем целую сеть разнородных компаний, которая возникает в результате
слияния вне зависимости от их горизонтальной и вертикальной интеграции, без
всякой производственной общности. К особенностям конгломератов можно отнести:
интеграцию
в рамках данной организационной формы компаний различных отраслей без наличия
производственной общности;
объединяемые
компании не имеют ни технологического, ни целевого единства с основной сферой
деятельности корпоративного центра;
профилирующее
производство в объединениях конгломератного типа принимает расплывчатые
очертания или исчезает вовсе;
объединяемые
компании, как правило, сохраняют юридическую и производственно-хозяйственную
самостоятельность, но оказываются полностью финансово зависимыми от
корпоративного центра;
конгломератам
свойственна значительная децентрализация управления. Их бизнес-единицы
пользуются существенно большей свободой и автономией во всех аспектах своей
деятельности по сравнению с аналогичными структурными подразделениями
традиционных диверсифицированных концернов;
в
качестве основных рычагов управления конгломератами выступают
финансово-экономические методы, косвенное регулирование деятельности
бизнес-единиц со стороны стоящего во главе конгломерата корпоративного центра;
как
правило, в структуре конгломерата формируется особое финансовое ядро, куда
помимо корпоративного центра (в случае чистого холдинга) входят крупные
финансовые и инвестиционные компании.
У
этой интеграционной формы в разных странах существуют свои особенности: так в США
не предполагается абсолютно никакой производственной общности между
объединяемыми компаниями, в странах же Западной Европы компании должны быть в
определенной степени взаимосвязаны в процессе производства. В качестве примеров
конгломератов можно привести, в частности, Mitsubishi, Raytheon, BTR, Hanson.
Компания Hanson, например, специализируется на приобретении технологически
простых предприятий в стабильных секторах рынка.
Hanson
добивается снижения издержек производства в поглощаемой компании и строго
контролирует работу управляющих, следя за тем, чтобы они укладывались в
отведенный бюджет. Благодаря жестким мерам экономии и контроля конгломерат
добивается прекрасных результатов от когда-то убыточных компаний.
Среди
компаний, акции которых в настоящее время обращаются на Нью-Йоркской фондовой
бирже, сорок компаний официально классифицированы как конгломераты. В их число
входят и такие хорошо известные компании как General Electric, американские
конгломераты Textron Inc и United Technologies Corp, британский Hanson,
голландский Philips Electronics, итальянский Montedison и т. д. Но все эти
конгломераты переориентировали свою деятельность на те сегменты, в которых они
лидируют. В настоящее время они приобретают компании в ключевых областях и
продают все неключевые активы.
Консорциум
- временный союз хозяйственно независимых фирм, целью которого могут быть
разные виды их скоординированной предпринимательской деятельности, чаще для
совместной борьбы за получение заказов и их совместного исполнения. В качестве
особенностей консорциумов можно назвать:
организация
консорциума оформляется соглашением;
консорциум
может создаваться с образованием и без образования юридического лица;
организационно-правовой
формой консорциума в виде юридического лица может быть АО или другие
хозяйственные общества;
как
правило, в рамках консорциума участниками не формируется никаких
организационных структур, за исключением небольшого аппарата (например, совета
директоров консорциума);
компании,
входящие в консорциум, полностью сохраняют свою экономическую и юридическую
самостоятельность, за исключением той части деятельности, которая связана с
достижением целей консорциума;
зачастую
консорциумы являются бесприбыльными организациями;
целью
создания консорциумов является объединение усилий для реализации конкретного
проекта, обычно в сфере своей основной деятельности, осуществление науко- и
капиталоемких проектов, в том числе международных, или совместное проведение
крупных финансовых операций по размещению займов, акций;
компании
могут одновременно входить в состав нескольких консорциумов, т. к. могут
участвовать в осуществлении нескольких проектов.
Несмотря
на то, что участники консорциума не теряют своей юридической и хозяйственной
самостоятельности, эта форма интеграции компаний обладает практически всеми
преимуществами компании с юридической ответственностью. Она способна эффективно
работать в рыночной среде и привлекать значительные объемы инвестиций для
реализации капиталоемких проектов.
Консорциумы
могут организовываться несколькими банками, производственными компаниями,
научными центрами, государственными структурами. Они создаются для повышения
технической и коммерческой конкурентоспособности его участников.
Характерным
для современных типов консорциумов является совместное проведение
научно-исследовательских работ. Существенной чертой этой формы интеграции
компаний становится их интернационализация. Для современных консорциумов
характерно многонациональное представительство.
В
мировой практике наиболее часто встречаются следующие виды консорциумов,
большинство из которых можно отнести к консорциумам финансового типа:
банковский
консорциум - группа банков, временно организованная одним из наиболее крупных
банков - главой консорциума для совместного проведения кредитных, гарантийных
или иных банковских операций, расширения сферы деятельности или выхода на новые
рынки;
консорциум-гарант
- банковская группа во главе с определенным банком-лидером, гарантирующим
полученный кредит;
гарантийный
консорциум - соглашение между несколькими компаниями различных видов
деятельности, которое распределяет взятый ими на себя риск и обеспечивает его
возмещение;
подписной
консорциум - консорциум, гарантирующий реализацию займа или размещение новых
ценных бумаг;
финансовый
консорциум - временное соглашение, союз нескольких банков для проведения
крупных финансовых операций, например, размещения займов;
экспортный
консорциум - внешнеторговое объединение, создаваемое в ряде стран для
содействия экспортным операциям входящих в него компаний.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.cfin.ru/