Реферат по предмету "Экология"


Альянс экологии и менеджмента

Альянс
экологии и менеджмента

Е.И. Xабарова

Во
взаимоотношениях человека и природы существуют два критических рубежа. Первый—
когда человек, дитя биосферы, вышел из Природы и ощутил себя Властителем,
Покровителем, Преобразователем, резко противопоставив свою деятельность
окружающему его миру. И в результате трудом и знаниями человека были созданы
искусственные ландшафты и сооружения, звери и растения, минералы и горные
породы, и даже подобия животных и человека (компьютеры и роботы). Второй— когда
мощная техническая цивилизация трансформировала планету в цельную
организованную структуру потоками товаров, людей, энергии и информации и начала
воздействовать на околоземной космос. Техника— великое творение человека— стала
решающей силой в биосфере и за ее пределами, превзойдя по своим параметрам
совокупную массу и мощь всех живых организмов. В итоге углубились прежние и
сформировались новые, неизвестные доселе глобальные проблемы планеты. Речь идет
не только о потере большей части природных богатств, разрушении природы, а
вслед за ней— и здоровья людей, и социального благополучия общества.
Продолжение производства и потребления укоренившимися методами должно неизбежно
привести к необратимой экологической катастрофе.

Жесткая
реальность выявила потребность в экологической безопасности— новую сущностную
потребность как отдельного человека, так и общества в целом. Ее удовлетворение
и обеспечение стали столь же необходимы, как удовлетворение традиционных
потребностей путем разнообразия товаров и услуг.

Право на
социально гарантированный минимум экобезопасности, универсальное и равное для
всех граждан, органически вошло в минимальный стандарт жизнеобеспечения в
современном обществе. И особенность экобезопасности состоит в том, что она
обеспечивается коллективным способом: в отличие от благ, поддающихся
индивидуальному потреблению, ее достижение оказывается доступным либо всем,
либо никому. Бесполезно пытаться уменьшить экологическую безопасность для отдельных
индивидов, социальных групп, территорий и государств, так как природа не знает
социальных, административных и иных границ. Нарушение же требований
экологической безопасности возвращается к человечеству бумерангом
экологического кризиса.

Пришло время обратить
внимание на то, что разграничение искусственных и естественных условий жизни
стало относительным, поскольку природные условия в большой мере превратились в
результат человеческой деятельности. Природа стала выступать не просто как
«кладовая ресурсов», а как система, динамическое равновесие и производительные
способности которой начали все более зависеть от общества и его
производительных сил. Если еще недавно биосфера самостоятельно справлялась с
поддержанием присущего ей равновесия и целостности, то теперь эта задача почти
полностью переадресована человеческому обществу, стала по сути дела новой
сферой его производственной деятельности. Перед обществом стоит задача
пересмотра системы общественных приоритетов, ценностей и идеалов и приведение
их в соответствие запросам времени.
* * *

Между тем
общепризнано, что в рыночных условиях в ключевой фактор успеха любой
деятельности, в том числе производственной, превращается именно менеджмент—
управленческая точка зрения, требующая умения жонглировать, балансировать,
примирять противоположные ценности и приоритеты в зависимости от поставленных
целей и сдерживающих факторов. Являясь одновременно сферой деятельности и
областью знания, менеджмент занимает прочное место в современной цивилизации.

Как в
теоретическом, так и в практическом плане для современной управленческой мысли
характерны три новые тенденции. Во-первых, это все большее обращение к здравому
смыслу и простым истинам. Ими инициируется повседневная творческая мотивация не
только профессиональных менеджеров, но и рядовых управленцев и даже обычных
исполнителей, вовлеченных в управляемый процесс. Во-вторых, это необходимый для
деятельности в сложных системах отказ от привычки чувствовать себя сторонним
наблюдателем по отношению к внешнему миру, в том числе к окружающей среде.
Наконец, в-третьих,— интернационализация менеджмента, коллективное осмысление
новых реальностей как отражение глобализации мировой экономики. Можно полагать,
что менеджменту как науке и концепции рационального управления в современных
условиях уготовано значимое будущее.

От слова
«экология» в русском языке могут быть образованы три прилагательных:
экологический, экологизированный и экологичный. Соответственно могут быть
сконструированы три словосочетания: менеджмент экологический, менеджмент
экологизированный и менеджмент экологичный. За рубежом используется лишь один
термин— Environmental Management and Audit System, переводимый как
«экологический менеджмент». Однако не стоит закреплять в русской речи
ограниченность англоязычного термина, если все отмеченные русскими
словосочетаниями явления присутствуют в российской действительности.
* * *

Менеджмент
экологизированный— вариант классического менеджмента, управление объектом
экономики путем приспособления всех производственных функций, факторов и
инфраструктуры производства к требованиям экологической безопасности
(программа-минимум в сфере решения экологических проблем с учетом требований
национальных и международных нормативно-правовых актов в сфере
ресурсосбережения и рационального природопользования).

Его основные
принципы: разработка экологической политики с учетом особенностей уже имеющейся
технологии; принятие экологически ориентированных решений; организация контроля
за всеми этапами технологического процесса и мониторинг состояния окружающей
природной среды в районе расположения объекта.

Его
первоочередные задачи: экономия сырья и энергии; минимизация отходов и
загрязнений; обеспечение безопасных условий труда персонала; оценка степени
экологического риска и последующего финансирования затрат для создания
«зеленого» имиджа компании и повышения экологической ответственности
работников; информирование общественности и населения о характере
производственной деятельности и состоянии окружающей природной среды в районе
размещения производства.

Очевидно, что
степень экологизированности может варьировать в широких пределах: от
незначительных усилий по сокращению отходов и снижению энергозатрат до
«управления продукцией», связанного с полным циклом существования продукта.
Корпорации США, например, за последние 20 лет затратили 850 млрд долл. на
ликвидацию последствий загрязнения среды. Баланс между бизнесом и экологической
ответственностью сместился в сторону последней: предприниматели начали
постигать, что «предупреждение болезни стоит дешевле, чем ее лечение».
Некоторые деятели охраны окружающей среды сравнивают предупреждение ее
загрязнения спрограммами повышения благосостояния, заявляя, что предлагаемые
меры не только морально и этически правильны, но и оказывают благоприятное
воздействие на экономику.

На смену
инициативам менеджмента «без роста», выдвигавшимся в 1970-х годах, пришли
призывы к «предусмотрительному (с заботой о будущем) развитию», при котором
экономический рост измеряется уже не только в понятиях количества, но и
качества. Любые расходы на солидные экологические программы стали
восприниматься как вложения в благосостояние мира в целом.
* * *

менеджмент
экологический — управление, заблаговременно предусматривающее формирование
экологически безопасного производственно-территориального комплекса и
обеспечивающее оптимальное соотношение между экологическими и экономическими
показателями на протяжении всего жизненного цикла как самого этого комплекса,
так и производимой им продукции (программа-максимум или ориентир успешного элиминирования
влияния рисковых природных и антропогенных ситуаций на благо всему
человечеству).

Его основные
принципы: опора на экономическое мотивирование; своевременное решение проблем;
ответственность за экологические последствия, возникающие в результате принятия
управленческих решений любого уровня; приоритетность решения экологических
проблем.

Его основные
задачи: налаживание экологически безопасных производственных процессов;
обеспечение экологической совместимости всех производств компании; достижение
оптимальных эколого-экономических соотношений (максимум результата при
минимальном ущербе для окружающей среды); предупреждение негативного
антропогенного воздействия на природу в процессе производства, потребления или
утилизации выпускаемой продукции; превращение экологических ограничений в новые
возможности роста производственной деятельности; обновление продукции исходя из
социальной ответственности перед потребителями и создание «зеленого» имиджа в
глазах общественности; стимулирование природоохранных инициатив, снижающих
издержки или способствующих росту доходов.

Всевозрастающее
число компаний Западной Европы, Японии и Америки приходят к выводу, что, с
точки зрения здравого смысла, при разработке корпоративной стратегии необходимо
одновременно учитывать интересы как людей, так и планеты, выгоду потребителей,
сотрудников и поставщиков, а также нужды иных заинтересованных сторон.
Комплексные исследования и анализ экологической и социальной ответственности
компаний предлагает Совет по экономическим приоритетам, располагающий текущими
данными по 700 компаниям и выпускающий журнал «Shopping For A Better World»
(«За покупкой для лучшего мира»). Более того, сегодня имеется множество
доказательств положительного соотношения социальной ответственности с итогами финансовой
деятельности. В США в пользу этого утверждения свидетельствует рост стоимости
обыкновенных акций 400 компаний, которые с 1990 г. проходят с положительными
результатами социальную и экологическую экспертизу, так называемый социальный
индекс Домини–400 (DSI). Эти компании лидируют по таким показателям, как рост
продаж, балансовая стоимость, окупаемость капиталовложений и доходы.

Создающаяся
концепция взаимосвязи экономических и экологических интересов с одновременным
принуждением рыночной системы к работе на благо общества в планетарном масштабе
предполагает выявление таких ценовых инструментов, как налоги для защиты
окружающей среды. Некоторые компании в связи с этим вынуждены пересматривать
методологию бухгалтерского учета. Защитники экологической бухгалтерии
настаивают на том, чтобы стоимость возмещения природных ресурсов и социальных
затрат, связанных с потреблением (табачных изделий, например), включалась в
цену товара.

В России
экологический менеджмент также набирает силу. Последнее время идеальную
возможность для сбора информации и исследования рынка представляют собой
международные и региональные экологические выставки. * * *

Менеджмент
экологичный— это деятельность в сфере менеджмента, организуемая с учетом
особенностей экологии человека, соблюдением по отношению к менеджерам
требований экобезопасности, гигиены труда и благоприятной производственной
среды.

Его основные
принципы: гарантии обеспечения экологической безопасности на весь период
«жизненного цикла» менеджера; объективная информация о технических возможностях
новой оргтехники и ее соответствие экологическим стандартам; содействие
сотрудничеству в области охраны труда предпринимателей и персонала на всех
уровнях управления.

Его исходные
задачи: улучшение условий труда; организация и проведение
научно-исследовательских работ и научно-технических и медико-биологических
исследований по проблемам условий труда и охраны труда; обмен опытом (в том
числе международным) по вопросам охраны труда.
* * *

Разумеется,
прогрессивный менеджер не только убеждает руководство в стратегической
выгодности мероприятий, учитывающих экологические факторы, но одновременно,
руководствуясь традиционными принципами менеджмента, стремится достичь
максимальной коммерческой выгоды. И здесь ему просто необходимы знания в
области экологического бизнеса, т.е. предпринимательской деятельности в сфере
экологического рынка.

Менеджмент в
экологическом предпринимательстве— управление деятельностью по развитию
предприятий, разрабатывающих и развертывающих природовосстановительные процессы
и технологии (а в перспективе— и улучшающие качество среды обитания), создающих
будущие технологические комплексы управления средой обитания. Сегодня такое
производство стало растущим промышленным сектором рынка, который оценивается в
200 млрд долл. Темпы роста мирового рынка экологических товаров и услуг
прогнозируются в 5,5% ежегодно вплоть до 2001 г. Можно констатировать, что
появляется все больше доказательств того, что экологическая и социальная
ответственность оправдывает себя как с точки зрения здравого смысла, так и с
точки зрения бизнеса. Кредо экологической и социальной ответственности
определяет основные ценности и цели, далеко выходящие за рамки простого
«делания денег». Хочется надеяться, что такой прогрессивный взгляд на окружающий
мир поможет человечеству справиться с вызовом, который бросает ему будущее.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.ecolife.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.