Кавелин
Константин Дмитриевич
(1818-1885)
Кавелин
Константин Дмитриевич- историк, правовед, философ. Учился в Московском
университете /1835-1839/. Профессор Петербургского университета в 1857-1861.
Представитель либерализма, критик социалистических теорий, рассматривал
неравенство как естественный закон общества. Сторонник позитивизма,
полемизировавший со славянофилами, позднее он развивал их отдельные идеи.
Кавелин, точно
так же как и Струве и Владиславлев, показывает невозможность для физиологии
заменить собой психологию.
Исторические
задачи
"Обе
формулы исторического развития, в Европе и у нас, имеют свои выгоды и свои
неудобства, до которых мы здесь не коснемся; но дело в том, что глубокое их
различие объясняется различною, здесь и там, ролью лица. В Европе история
совершалась при деятельном его участии; лицо внесло там в ход ее свои взгляды,
убеждения, страсти и произвол. Этот деятель - человеческая личность - так ярко
выступает там в историческом движении, что с первого взгляда можно подумать,
будто он один творит историю и нет других движущих ее пружин. У нас наоборот:
лицо так стушевано, так бледно, таким является пассивным носителем истории, что
можно подумать, будто сами элементы, сочетаясь между собою, без посредства лиц,
по присущим им законам, необходимо и неизбежно, как природа, выводят одни за
другими различные фазы исторического движения.
Большинство
людей, не участвуя деятельно в этом стихийном процессе, подчиняются ему, как
судьбе, не отзываясь на него ни мыслью, ни сердцем. В этом, между прочим,
причина необыкновенной трудности разгадать смысл разных событий русской
истории, имевших, по-видимому, большое влияние на ход дел; об этих событиях
часто нет других сведений, кроме лаконической строчки в летописи или
современном акте; мысль тогдашних людей не осветила для нас значения факта, его
причин и последствий; она остановилась на нем, как будто для того только, чтоб
безучастно и пассивно занести его в сухой перечень событий.
Отсюда -
противоположные задачи внутреннего развития в Европе и у нас. Там надо было
выдвинуть вперед те общие основания, на которых зиждется общественный строй и
которые беспрестанно оттеснялись чрезмерно выдающимися притязаниями отдельных
личностей и созданных ими добровольных товариществ и союзов. У нас, наоборот,
главные направления внутренней истории выражают потребность вызвать к
деятельности и жизни личность, ввести ее тоже в общую экономию развития".
Наука в
Европе и в России
"Мы
считаем себя европейцами и во всем стараемся стать с ними на одну доску. Но
чтоб этого достигнуть в области науки и знания, нам не следует, как делали до
сих пор, брать из Европы готовые результаты ее мышления, а надо создать у себя
такое же отношение к знанию, к науке, какое существует там. В Европе наука
служила и служит подготовкой и спутницей творческой деятельности человека в
окружающей среде и над самим собой. Ту же роль должны мысль, наука играть и у
нас; но для этого нам надо прежде всего критически взглянуть на результаты
европейской мысли, доискаться до ее предпосылок, всюду подразумеваемых и нигде
не выраженных. В них скрыта живая связь теоретических задач и практических
потребностей. Уяснив себе таким путем историческую сторону европейской науки,
мы поймем, что и она, как всякая другая наука, не есть сама безусловная истина,
а обусловленный обстоятельствами и степенью знания ответ на вопрос, тоже
родившийся в данное время и посреди известной обстановки, следовательно, тоже
не безусловный.
Убедившись в
этом, мы освободимся от научного фетишизма, который подавляет у нас
самостоятельное развитие науки и знания, и вынуждены будем, по примеру
европейцев, вдуматься в источники зла, которое нас гложет. Тогда нетрудно будет
указать и на средства, как его устранить или ослабить. Такой путь будет
европейским, и только когда мы на него ступим, зародится и у нас европейская
наука; с тем вместе выводы знания перестанут у нас быть такими
безрезультатными, как теперь, а свяжутся, как в Европе, с решением важнейших
наших вопросов. Очень вероятно, что выводы эти будут иные, чем те, до каких
додумалась Европа; но, несмотря на то, знание, наука будут у нас тогда
несравненно более европейскими, чем теперь, когда мы без критики принимаем
результаты исследований, сделанных в Европе".
Главные
сочинения:
"Задачи
этики", "Наш умственный строй", Статьи по философии истории и
культуры.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://istina.rin.ru/