Реферат по предмету "Философия"


Чувственное познание и его элементы (формы). Оценка сенсуализма

Чувственное
познание и его элементы (формы). Оценка сенсуализма.

Как осущ
процесс познания? Из каких этапов он состоит? Какова их структура?

Большинство фил
систем нового времени выделяли 2 основных этапа: Чувственное и рациональное. Их
роль и значение в поц познания определялисьразными фил по разному. Рационалисты
(Декарт, Спиноза, Лейбниц, кант, гегель) приписывали решающее значение рац
познанию, не отрицая и знач чувств познания в кач механизма связи разума с вн
миром. Сторонники эмпиризма считали чувств познание главным и даже единственым
источником знаний(Гоббс, Локк).

Ч познание явл
начальным этапом познания. Во-первых в истор плане: разделение физ и
умственного труда и выдел последнего в отдельный вид деятельности - сравн
поздний этап истории. Во-вторых, такая деят. является начальной в том смысле,
что на ее основе осущ контакт чел с миром мат объектов. Она предпосылка без кот
др формы познав деятельности не могут сущ.

Для познания
объектов данного типа необход функционирование органов чувств, нервной системы,
мозга, благодаря чему возникает ощущ, восприятие мат объектов. такая форма
деятельности назыв чувств деятельностью или чувств познанием. Необходимо
подчеркнуть зависимость чувств познания от непосредственной чувстыв- практ
деятельности и, во-вторых, целостность чувственного освоения мат объекта.
Однако можно выделить и отдельые, функционир в рамках этой целостности элементы
ч позн.

Ощущения может
рассм как простейший и исходный элемент чувств познания. Установлено , что с
точки зрения "информ способности" на первом месте стоят зрение и
осязание, а затем слух, вкус, обоняние. Ощущение явл субъективным, идеальным
образом предмета, так как отражает, преломляет воздействие предм через призму
чел сознания. Например боль от ожога ( в огне нет боли). Ощущ не просто
фиксирует воздействие объектов, сущ независимо от чел, на чел организм.

В ощущ.
начинает отражаться связь ощущающего субъекта с окруж миром с кот практически
взаимодействует субъект. Ощущ т.о. стоит у истоков отражения и фиксирования
объективной сист отношений, в кот реально вступает и реально включен чел. Ощущ
зависят и от состояния органов чувств и всего организма. Но, несмотря на эту
двойную зависимомть ощущ и от объекта и от субъекта, в процессе практич
функционирования сознания у чел выработалась способность оценивать и
повседневно использовать объект информацию, поставляемую ощущ.
Абсолютизирование субъективности в ощущениях ведет к субъект идеализму.

Хотя мы при
помощи разл органов чувств ощущ пространств форму, цвет, вкус, запах, в то же
время действует чувств способность синтезирования ощущений, превращения их в
восприятие, обладающее особым свойством: благодаря восприятию предмет дается
сознанию именно в своей целостно-предметной форме, т.е. в виде объективной,
независимой от сознания целостности. Именно благодаря включению в восприятие
отдельное ощущ приобретает качество субъективного образа объект мира.

Восприятие-
целостный образ мат предмета, данного посредством наблюдения. Воспр не есть
механ сумма ощущений. Восприятие сущ как форма такого активного синтеза
разнообр проявлений предмета, кот неразрывно связана с другими актами познав и
практической деятельности (опытом), предшеств данному конкр наблюдению.
Например, хоть мы можем непосредственно ощущ только часть дома, но наше
восприятие синтезирует в целостный образ дома и те части, кот в данный момент
мы не ощущаем. Благодаря многокр работе механизмов восприятия мы в нашем
сознании, в нашей памяти можем удерживать целостный образ предмета и тогда,
когда предмет непосредственно не дан нам. В этом случае функционирует еще более
сложная форма чувств познания - представление.

Эмоции -
комплексная форма челов чувственности. Эмоции, подобно всем др формам чуственности,
с одной стор заключают в себе аспекты объект отражения реальных связей, в кот
включен человек, с др стороны, они фиксируют объект отношение чел к миру.
Эмоции всегда вкл в себя момент оценки явления.

Чувтсв познание
с самого начала имеет специфически человеческий, т.е. соц-истор характер.
Конечно , в чувств познании чел имеет место непосредств взаимодействие вн
предмета и органов чувств. Однако мы не можем обнаружить в реальной познав
деятельности субъекта чувств познания в совершенно обособл, так сказать чистом
виде. - вне общения с др людьми, вне влияния того мира культуры, в кот включен
человек. Проц чувств восприятия очень сложны. Мы смотрим на предмет и наше
видение связано с нашим отношением к этому предмету, мы восприн его как
красивый или безобразный, полезный или вредный... Когда мы видим человека,
воспринимаем его действия и поступки или наблюдаем общ события, механизм
восприятия еще больше усложняется "Красота".
"справедлдивость", Прогрессивность" и многие др понятия,
связанные с ними отношения и установки включаются в процесс наблюдения,
восприятия таких объектов.

Функционирование
органов чувств - необходимая предпосылка познания, без нее невозможно. Пока все
функционирует нормально, мы можем не замечать их роли. Но их роль стан
очевидной при их повреждении. Примеры, когда люди от прир лишенные возможности
слышать или видеть, способны быть вполне полноценными людьми, развив в себе
способности познания и рац мышления говорят о внутренней мощи чел разума. А вот
индивиды, выросшие со зверями - практически теряют способность к познанию. Это
означает, что челов чувственно -практ деятельность и неразрывно соединенное с
нею чувственное познание по самой сущности являются социально-историческими
явлениями.

В челов чувст
восприятии есть еще 1 важный элемент, кот присущ только человеку. Чел способен
наглядно представить не только то, что видел собств глазами, едва ли не большая
часть его опыта включает образы, кот почерпнуты из описаний. Т.е. индив опыт
чел м.б. до определенной степени заменен результатами опыта ряда его
предшественников. В наш век в связи с развитием средств м информ. эта
способность чел, пользоваться чувств опытом др людей стала почти
неограниченной. Здесь также становится очевидным универсальное значение языка с
его возможностью предавать конкретные образы при помощи слов.

Значение языка
в познании огромно. Язык представляет собой результат аккумуляции, обобщения
предшествующего чел опыта. " Всякое слово - уже обобщает". Данный
факт сущ образом влияет на специфически-челов функционирование органов чувств.
В то же время он днмонстрирует несостоятельность представл метафизического
мат-ма о чувств опыте как совершенно самостоятельном и обособленном этапе,
урове познав деятельности человека.

Локк: с самого
начала мы имеем на одной стороне вещи, а на др - человека, совершенно лишенного
знания. Вещи прир воздействуют на его органы чувств и вызыв в организме
ответную реакцию - сначала в виде самостоятельно сущ ощущений. Последующее
комбинирование разнообр ощущ дает чел восприятие предмета в целом. (комбинация
белого цвета, сладкости и особой формы частичек приводит к возникновению
целостного восприятия сахара) Многократно воспринимая предм, челов закрепляет
восприятие в памяти, он может припоминать восприятие и образ в отсутствии
предмета - так возникает представление. Т.е ощущ, восприятия, представления
предстают в виде совершенно независимых, последовательно примыкабщих друг к
другу реальных этапов познав деятельности. Мышление лишь надстраивается над рез
и формами чувств познания.
Рациональное
познание и его основные формы.

Чувственное
восприятие чел конкретных событий, фактов зависит от содержания понятий, а
также от того в какой мере сод понятий освоено данным чел. Следовательно речь
идет о зав-ти чувств опыта и восприятия от языка, от понятийного аппар,
используемого чел в его практ деятеьности. Однако эта зав не явл односторонней.

Понятие явл
рез-том истор опыта человечества. Усвоение конкр людьми уже сущ понятий, роль
этих понятий в их созн и деятельности - все это зав. от непоср контакта людей с
объект реальностью. В ходе таких конт понятия многокр проверяются, обогащаются,
дополняются нов смыслом.

Т.о. чувств и
рац мышление находятся в неразрывном единстве и взаимодействии. В их сложном
взаимод обнаруживается 2 типа деятельности: 1.практ деятельность в широком
смысле. 2. деят , специально направл на создание знаний, на продуцирование
понятий, т.е. теоретическая деят как особый вид умственного труда.

Понятия- это
такие воплощенные в словах продукты социально-истор проц познания, кот выделяют
и фиксируют общие существенныесвойства, отношения предметов и явлений. Если бы
в ходе истории не выработались такие понятия, то каждый чел в каждом поколении
вынужден был бы вновь и вновь описывать каждую конкр вещь, факт, явление.

Обратим
внимание на действия, кот имеют место в проц. образовуания чувств понятий.
Взаимосвязанные действия отвлечения, сравнения и сопоставл, выделение того
общего св-ва, кот присуще необозр множеству предметов и целым классам предм, в
фил именуется абстрагированием, а р-ты абстрагирования - абстракциями.
Абстрагирование есть превращение отношений в объект познания. Тут сущ 2 важных
момента: При абстр чел исходит из объект, действит свойств объектов и явлений и
из их реальных отнош друг к другу, фиксируется их действительное, независимо от
созн существующее единство.. Но при этом деятельность отвлечения и объедин
свидетельствует о активности чел познания, о возникнов особого типа
деятельности, особого типа познания, направл на фиксирование отношений.
Объяснение и
понимание.

Теор познания
различает структурные объяснения, отвеч на вопрос, как устроен объект;
функциональные объясн - как действует и функционирует объект; причинные -
почему возникло данное явление, почему именно данный набор фактов привел к
такому-то следствию. При этом в проц объясн мы используем уже имеющиеся знания
для объясн других. Переход от более общих знаний к более конкретным и
эмпирическим и составляет процедуру объяснения. Знания, кот служат основанием
для объясн называются объясняющими. Знания, кот ими обосновываются -
объясняемыми. В качестве объясняющего могут выступать как зак так и отдельные
факты.

Понимание - это
не единичный акт, а длятельный и сложн процесс. Мы постоянно переходим от
одного уровя понимания к другому. При этом осущ такие процедуры как
Интерпретация- превоначальное приписывание информации смысла и значения;
реинтерпретация - уточнение и изменение смысла и значения; ковергенция -
объединение, слияние прежде разрозненых смыслов и значений; Дивергенция -
разъединеие единого смысла на отдельные подсмыслы; конверсия - качественное
видоизменение смысла и значения, их радикальное преобразование.

Понимание,
следовательно представляет собой реализ многих процедур, обеспечивающих
преобразование информ при переходе от незнания к знанию.

Процесс поним
состоит не олько в усвоении уже выработанных другими людьми или эпохами знаний,
но м в конструировании на основе ряад сложных преобразований принципиально
новых знаний, не существовавших ранее.

Иррационализм -
фил учение, настаивающее на ограниченных возможностях разума, мышления и
признающее осн родом познания интуицию, чувство, инстинкт...Считает
действительность хаотичной, лишенной закономерностей, подчин игре слусая,
слепой воле. (ирр. в частности явл экзистенциализм)

Рационализм -
Учение в теор познания, согласно кот всеобщность и необходимость - логические
признаки всеобщего знания - не могут быть выведены из опыта и его обобщений.
Они могут быть почерпнуты из самого ума либо из понятий, присущих уму от
рождения (Декарт), либо из понятий, сущ только в виде задатков,
предрасположений ума. Опыт стимулирует из проявление. (Спиноза, Лейбниц, Кант,
Гегель, Фихте, Шеллинг.)

Мышление. Это
активный процесс познавательной деятельности сознания. Оно действ на том
уровне, где нет непосредственного контакта с объективной действительностью.
Мышл опирается на результаты чувств познания и дает обобщ-е знание. Сторонники
деалектического матер-ма: Мыш-е – это целенаправленное,опосредованное и
обобщенное отражение в сознании человека существенных свойств и отношений действительности.
Мышл осуществляется в трех формах. 1) Понятие – это форма мысли, в которой
отражаются общие, существенные свойства, связи и отношения действительности.
Понятие и представление сближает то, что их содержание носит обобщенный и
опосредованный характер. Но м/у ними есть различие. Предст-е дает наглядный
образ действительности. Содержание понятия лишено наглядности. 2) Суждение –
это такая форма мысли, в которой посредством связи утверждается (или
отрицается) что-либо о чем-либо. 3) Умозаключение – это форма мысли в виде
рассуждения, в ходе которого из одного или нескольких суждений именуемых
посылками выводится новое суждение, которое наз следствием или заключением.
Напр 1. Все элем частицы имеют массу 2ю Х – вновь открыта элем част, вытекает вывод
Х – имеет массу. Логическая деятельность мышления осуществляется в таких
формах: понятие, суждение, умозаключение, анализ и синтез, индукция и дедукция,
т.д.

Язык и
мышление. Основные аспекты и функции языка. Естественные и искусственные языки.

Принципиальное
отличие мышления от чувственного познания в том, что оно неразрывно связано с
языком, системой знаков. Знак – это материальный предмет который служит в
процессе мышления и общения людей представлением другого предмета. Виды знаков:
1) знаки индексы (высокая температура тела); 2) связаны с представляемыми ими
предметами некоторым причинным образом; 3) знаки символы ни как не связаны
физически с обозначаемыми предметами и не имеют структурного сходства, связь
устанавливается стихийно или по соглашению.

Аспекты языка:
Синтаксический аспект составляет многообразие отношений знаков к др знакам, а
также правила образования одних знаков из других при полном отвлечении от того
что они обозначают. Сематический аспект составляет совокупность отношений
знаков к объектам неязыковой действительности (каково значение и смысл слова?).
Прагматический аспект включает в себя эмоционально психологические факторы в
процессе употребления языка как средства общения. Два знака имеющие одинаковую
сематику могут иметь разную прогматику (дурак и не умный). Знаки
характеризуются выделением смысла и прдметного значения. Предметное значение
знака – это любой объект мысли, это не сам знак, а то что он обозначает.
Смысловое содержание знаков это такая характеристика связанная с обозначаемым
объектом знаком, которая позволяет выделить объект из множества других. В
случае наличия у одного знака разных значений – называется омонимония. Разные
знаки с одним значением – это синонимия.

Естественные и
искусственные языки. Искус языки создаются не просто для замены естественных. У
них разные цели. Естественные языки складываются в процессе коммуникативной
деятельности и служат средством общения, передачи информации, выражения эмоций
и мироощущений. Отсюда их многогранность, многоплановость, многозначность и
гибкость. И я ориентированны на строго ограниченные и специальные задачи
исследования. Они заключаются в построении выводимого знания из уже известных
исходных предпосылок. И я можно рассма-ть как фрагменты, модели определенных
аспектов естественных языков. Символические языки математики и др точных наук
преследуют не только цель сокращения записи. Это можно делать и при помощи
стенографии. Главное в том, что над формулами И Я можно проводить операции,
получать из них новые формулы и соотношения. Язык формул И Я становиться
инструментом познания. Введение И Я-в позволяет науке достигнуть тех
абстрактных положений, изучение закономерностей которых делает научное знание
универсальным.

Попытки
построить универсальный искус яз, к-ый, во-первых, максимально адекватно
отражал бы в себе все свойства реальности, и во-вторых, был бы максимально
подходящим фрагментам естественного языка обречены на следующее. Любой самый
богатый по своим возможностям искус яз не способен отразить в себе
противоречивую сущность реальности и быть во всех отношениях адекватным
заменителем естественного языка. Индикаторами этого служат так называемые
парадоксы. В первые на них обратил внимание др греч философ Зенон (V в д н э).
Его творчеству принадлежат априории (а – отрицание, порос – путь) Далее пример
о бегуне Ахиллесе который не мог бежать потому что каждый раз ему предстояло
пробегать половину пути, что предпологало бесконечное деление отрезка.
Философское
учение об истине. Объективность истины. Истина абсолютная и относительная.
Проблема критериев истины.

Обычно истину
определяют как соотв знания объекту. Истина - это адекватная информ о объекте,
получаемая посредством нго чувственного или интелектуального постижения либо
сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее достоверности. Т.о. истина
сущ как субъективная реальность в ее информ и ценностном аспектах. Ценность
знания определ мерой его истинности. Истина есть свойствознания, а не объекта
познания.

Знание есть
отражение и сущ в виде чувственного или понятийного образа. Образ может быть не
только отраж наличного бытия, но также и прошлого. А будущее - может ли оно
быть предм отражеия? Можно ли оценить как истинную идею, выступающую в виде
замысла? Видимо нет. Разумеется замысел строится на основании знаний. И в этом
смысле он опирается на истинное. Однако замысел оценивается в терминах
целесообразности и реализуемости, а не терм истинности или ложности.

Т.о. истину
определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,
воспроизводящей реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо
от сознания. Истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее резвия.
Это придает ей особ ценность, связанную с прогностическим измерением. Истиные
знания дают людям возможность разумно организовывать свои практ действия в
настоящем и предвидеть будущее.

Но человечество
редко достигает истины иначе, как через крайности и заблуждения. Заблуждение -
это содержание сознания, е соответствующее реальности, но принимаемое за
истинное. Заблуждения тоже отражают, правда односторонне, объективн
действительность, имеют реальный источик. В любом вымысле содержатся нити
реальности. Заблуждения обусловлены и относительной свободой выбора путей
познания, сложностью решаемых пробле, стремлением к реализ замыслов в ситуации
неполной информации.

Итак
заблуждения имеют и гносеолог и психологические, и соц основания. Но их следует
отличать от лжи как нравственно-психологического феномена. Ложь - это искажение
действительного состояния дел, имеющее целью ввести кого-то в обман. Ложью м.б
как измышление о том чего не было, так и сознательное сокрытие того, что было.
Источником лжи м.б. и логически неправильное мышлеие.

Научное
познание по своей сути невозможно без столкнов различных мнений, убеждений,
также как невозможно и без ошибок. Ошибки нередко совершаются в ходе
наблюдения, измерения, расчетов, суждений, оценок. До тех пор пока чел
стремится вперед он блуждает," - говорил Гете.

Гораздо сложнее
все в обществ нуках в частности в истории. Тут и доступность источников и их
достоверность и политика.

Истина
исторична. Понятие конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой
объект познания - неисчерпаем, он меняется, облад множеством свойств и связан
бескон числом связей с окруж миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем
развития общества, науки... Научные знания поэтому нсят относительный характер.
Относит знаний закл в их неполноте и вероятностном характере. Истина поэтому
относительна, ибо она отраж объект не полностью, не исчерпывающим образом.
Относительная истина есть ограничено-верное знание о чем-либо.

К абсолютным
истинам относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения ,
смерти итд. Абс истина - это такое содержание знания, кот не опровергается
последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Термин
абсолютное примен и и к любой относит истине: поскольку она объективна, то в
кач момента содержит нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина
абсолютно-относительна. Развитие люб истины есть наращивание моментов
абсолютного. Новы н теории явл более полными и глубокими по сравн с
предыдущими. Но нов истины не сбрасывают под откос истории старые, а дополняют,
конкретизируют или включают их в себя как моменты более общих и глуб истин.
(Теор относит Эйнштейна и Ньютоновская механика).

Конкретность -
это свойство истины, основаное на знании реальных связей, взаимодействия всех
сторон объекта, главных, сущ свойств, тендеций его развития. Так истиность или
ложность тех или иных суждений не м.б. установлеа если не известны условия
места, времеи..., в кот они сфрмулированы. Суждение, верно отраж объект в даных
условиях, становится ложным по отнош к тому же объекту в иных
обстоятельствах.(кипение воды при100 град).

Каждый объект
наряду с общими чертами наделен и индивид особенностями. В силу этого наряду с
обобщеным необходим и конкретный подход к объекту: нет абстр истины, она всегда
конкретна. Истинны ли к примеру принципы клас механики? Да, но в опред
пределах. И так для люб истины.

Что дает людям
гарантию истиности знания? Декарт, Спиноза, Лейбниц - крит истины ясность и
отчетливость мышления. Пример: квадрат имеет 4 стороны. Однако ясность и
очевидность - субъект состояния сознания и они нуждаются в опоре на что-то
более прочное.

Выдвигался и
такой крит истины, как общезнанчимость: истино то, что соотв мнению
большинства. Однако вспомним Коперника. Он один был прав, а остальные - нет.

Сущ и
прагматический критерий истины: истинные идеи - это те кот хорошо работают.(
полезные) Что лучше работает на нас, ведет нас, что лучше всего подходит к
каждой части жизни и соединимо со всей совокупностью нашего опыта. Если
представл о боге будут удовлетворять этим критериям - то они истинные.

Крит истины
закл в практике. Именно в практике должен чел доказать истиность, т.е.
действительность своего мышления. Один из принципов н мышления гласит: некое
полож явл истинным, если возможно доказать, применимо ли оно в той или иной
конкретной ситуации. Этот принцип выраж в термином реализуемость. Посредством
реализации идеи в практ действии знание соизмеряется, сопоставляется со своим
объектом, выявляя тем самым настоящую меру объективности, истинности своего
содежания.

В кач критерия
истины практика раб не только как предметная деятельность. Она выступает и в
опосредованой форме - как логика, закалившаяся в горниле практики. Можно
сказать, что логика - это опосредованая пактиак. Наш разум дисциплинируется
логикой вещей, воспроизведенной в логике практ действий и всей системе дух
культуры.

Нельзя
забывать, что практика не может полностью подтвердить или опровергнуть какое бы
то ни было предсавление, знание. " Атом неделим" - так считалось
много веков и практика подтверждала это. Практика хранит молчание относительно
того, что находится за пределами ее исторически ограниченных возможностей.
Однако она постояно развивается, совершенствуется. В процессе развития
истинного знания, увеличеия его объема наука и практика все больше выступают в
нераздельном единстве.

Понятие как
форма мысли, его роль в научном мышлении. Основные операции с понятиями.

Понятие – есть
результат обобщения предметов некоторого вида по опред-й совокупности общих для
них и совокупности отличительных для них признаков. Переход от чувственного
понятия мышления, к абстрактному мышлению есть переход от отражения мира в
формах ощущения к отражению его в понятиях. Мышление представляет собой
механизм оперирования понятиями. Пон выражается словами или словосочетаниями.
Понятие не есть языковое выражение, но выражается с помощью языковых выражений
(снег, snow ...).

Понятие есть
форма мысли, которая является результатом мысленного выделения однотипных
предметов некоторого множества по общим и существенным признакам. Каждое
понятие имеет содержание и объем. Объем понятия – это совокупность предметов
понятия. Содержание понятия – это совокупность признаков, на основе которой
объекты выделены и обобщены в понятии. М/у содержанием и объемом понятия есть
связь в виде закона обратного отношения: чем больше содержание понятия, тем
меньше круг объектов функционирующих в нем, и наоборот, чем больше объем тем
уже содержание.

Понятие
отличается от форм чувственного познания: в представлении дается усредненный
объект чувственного познания, а понятие может отражать и чувственно не
воспринимаемое (скорость света, леший ...).

Виды понятий:
1) по количественному критерию а) единичные (нынешняя королева Англии) б) общие
в) пустые (вечный двигатель, круглый квадрат) 2) по характеру признаков а)
положительные, если выражает наличие у предмета какого-то признака б)
отрицательные 3) по характеру мыслимых в понятии предметов а) абстрактные
понятия б) конкретные (студент, атом).

Виды отношений
м/у понятиями: сравнимые (электрон, позитрон) и несравнимые (электрон и город)
во множестве сравниваемых выделяют а) совместимые – признаки составляющие
содержание понятий могут принадлежать одним предметам (спортсмен и аспирант) б)
несовместимые – если пересечение их объемов является пустым множеством (студент
отличник и студент неуспевающий).

Виды
совместимости: 1 Равнозначные (равноугольный треуг и равносторонний), 2 понятия
находящиеся в состоянии логического подчинения (аспирант и учащийся) 3
перекрещивающиеся понятия (аспирант и спортсмен).

Виды
несовместимости: 1 противоречащие – в одном из которых есть признаки, наличие
которых отрицается в другом (мужчина и не мужчина), род при этом исчерпывается
этими понятиями.2 противоположные (высокий и низкий) 3 соподчиненные (прокурор
и адвокат – объединены в юрист, но не имеют общих признаков, треугольник и
квадрат).

Операции с
понятиями. 1. Операции с объемами понятий (классов) а) пересечение двух классов
образует класс, элементами которого являются те и только те предметы, которые
входят как в первый так и во второй классы; 2 объединение двух классов, в
результате этой операции образуется класс элементами которого являются те и
только те предметы, которые входят по крайней мере в один из исходных классов;
3 дополнением к классу называется операция, в результате которой к классу
WxA(x) образуется класс класс (с чертой), элементами которого являются те и
только те предметы из области значений переменной х, который не входят в класс
WxA(x). 4 Разность классов называется операция м/у двумя классами, в результате
которой образуется класс содержащий те и только те элементы первого класса,
которые не входят во второй класс.

Основными операциями
над содержаниями понятий являются: отрицание содержания, конъюнкция содержаний
и дизъюнкция содержаний.

Суждение как
форма мысли. Структура и разновидности суждений.

Суждение в
процессе познания играет важную роль.Всякое знание существует в логической
форме уждения.

Суждение - это
мысль, заключенная в предложении, содержит 3 элемента: субъект, предикат,
связку ("есть" или "не есть").Субъект и предикат в суждении
могут быть выражены несколькими словами, например: "Некоторые осужденные к
лишению свободы не содержатся в исправительных колониях" - первые четыре
слова - субъект, вторые два слова - предикат, "не содержатся" -
связка.

Найти кол-во
суюдения - значит выяснить, утверждается ли (или отрицается) предикат
относительно всего объема или только относительно части объема субъекта.

Признаки
суждений: общеутвердительных - слова "каж-дый", " всякий",
"любой", стоящее перед субъектом; общеотрицательных - "ни
один", стоящее или подразумевающееся перед субъектом; частное -
"некоторые", "часть", "обычно" и т.п. Т.О. чтобы
найти количество суждения, необходимо: 1.найти субъект и предикат; 2.
исследовать его путем прибавления к нему слов ("каждый"),если
суждение утвердительное, (или "ни один") если оно отрицательное.

Для определения
качества суждения необходимо найти или восстановить связку суждения, отражающую
характер связи субъекта и предиката.

Суждение - это
мысль, в которой при высказывании ее нечто утверждается о предмете
действительности и которая объективно является либо истинной, либо ложной и при
этом одной из двух. Истинной называется мысль, соответствующая
действительности, ложной - в которой искаженно отражена действительность. В
языке суждение выражается с помощью повествовательных предложений и
риторического вопроса.

Простым
называется суждение, в котором нельзя выделить правильную часть, т.е. не
совпадающую с целым, а в свою очередь являющуюся суждением. среди простых
суждений выделяют атрибутивные (категоричные) суждения, суждения об отношениях
и суждения существования.

Субъект
суждения - это понятие о предмете суждения. Предикат - понятие о признаке
предмета, рассматриваемом в суждении.

Атрибутивные
суждения делятся по качеству на утвердительные и отрицательные, по количеству
на единичные, частные и общие.

Термин
называется распределительным, если его объем полностью входит в объем др.
термина или полностью искл. из него, т.е. в суждении говорится о всех
предметах, охватываемых д. термином.

Суждения
существования отражают факт существования или несуществования предметов.
("Существует город Москва"). В данных суждениях субъектом явл.
понятие о предмете суждения, объективное существование которого утверждается
или отрицается Предикатом явл. мысль о существовании или несуществовании
предмета.

Отношения между
предметами и явлениями действительности выражаются в суждении об отношениях.
("Мораль возникла раньше религии")

Сложными
называются суждения, в которых можно выделить правильные части, являющиеся
суждениями.

Осн. виды
сложных суждений:

1.
соединительные - образованы посредством связи двух или нескольких простых
суждений логическим союзом "и";

2.
разделительные - образованы посредством связи двух или нескольких простых
суждений логическим союзом "или".

3. условные -
сложные суждения, образованные при пом. логического союза "если ...
то".

4. эквивалентности
- сложные суждения, образованные посредством связи двух или более суждений
логическим союзом "если и только если ..., то", "тогда и только
тогда ..., когда..."

5. суждение с
внешним отрицанием - суждение, в кот. утверждается отсутствие некоторой
ситуации ("неверно, что...)

В выделяющих
суждениях всегда что-либо утверждается или отрицается только о предмете данного
суждения.

В единичном
выделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к одному определенному предмету
какого-либо класса предметов.(Толстой -автор романа"Анна Каренина").

В
частновыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к некоторым предметам
известного класса.

В
общевыделяющем суждении выделяющая хар-ка относится к каждому предмету к-л
класса.

Исключающие
суждения - общие суждения, в кот. искл. часть предметов, не обладающих
признаком, присущим всем предметам рассматриваемого класса. ("Всякое
об-во, за искл. первобытного, явл. классовым").

Умозаключение
как логическая операция, его структура, основные разновидности и роль в научном
познании.

Умозаключение
это процесс получения знания или правдоподобного утверждения, выраженного в
суждении, из одного, двух или более суждений, принимаемых за истинные или
правдоподобные, на основе специфики логических форм исходных и получаемого суждения
с использованием или без использования особых методологических средств, а также
на основе мысленного оперирования предметами и т.д. Исходные суждения
называются посылками умозаключения, а получаемое суждение – заключением.
Выделяют два вида умозаключений: 1) непосредственные – содержат одно суждение в
качестве посылки и одно в качестве заключения; и 2) опосредованные – содержат
более чем одну посылку. Виды непосредственных умозакл: умозаключение по
логическому квадрату, умозаключение модальности, умозаключение превращения,
-"- обращения, -"- противопоставления предикату.

Умозакл по лог
кв: 1. Умозакл противоречия основывается на законе исключенного третьего,
согласно которому если утверждение чего либо истинно, то отрицание этого ложно,
и наоборот; 2. Умозакл противоположности происходит на базе закона
противоречия. Заключением такого умоз-я является ложное суждение (напр из истин
сужд-я "ни один человек не является машиной" можно установить
ложность суждения "все люди – машины") 3. Умозакл-е субконтрарности
дает возможность получить истинные частноутвердительные или частноотрицательные
суждения (из истенности суждения "некоторые философы были
материалисты" можно получить истинное суждение "некоторые философы не
были материалистами"); 4.умозакл-я подчинения позволяют получить истинные
частноутвердительные или частноотрицательные суждения, но дают возможность
сделать вывод о ложности обще утвердит и обще отриц суждений на основе ложности
соответствующих частноутверд и частно отриц суждений (если ложно "некоторые
люди растения", то ложно "все люди растения").

Умозакл-я
модальности строятся на принципах: 1 что необходимо, то действительно; 2 что
необходимо, товозможно; 3 что действительно, то возможно; 4 что невозможно, то
недействительно; 5 что невозможно, то не необходимо; 6 что недействительно, то
не необходимо.(если невозможно что 2*2=5, то нет такого положения дел, в
котором 2*2=5.

Умозак-е
превращения иммеют одну из следующих схем: 1 если S есть Р, то S не есть не Р,
2 если S не есть Р, то S есть не Р, 3 если S есть не Р, то S не есть Р, 4 если
S не есть не Р, то S есть Р. (Из суждения "эта выставка не интересна"
легко получить суждение "эта выставка не относится к интересным").

Умозакл-я
обращения. В посылке выражается зависимость м/у отношением субъекта к предивату
и предиката к субъекту, т е то что было субъектом становиться предикатом, а то
что было предикатом – субъектом. Схемы умозакл обращения таковы: 1 если все S
ест Р, то некоторые Р есть S, 2 Если ни один S не есть Р, то ни один Р не есть
S, 3 Если некоторые S есть Р, то некоторые Р есть S. (напр, из суждения
"некоторые библейские пророки были долгожителями" следует
"некоторые долгожители были пророками").

Противопоставлением
предикату наз-ся такое непосред умозакл-е, в результате которого в выводном
суждении субъектом становиться понятие, противоречащее предикату сходного
суждения, а предикатом – субъект исходного суждения. Схемы: 1 Если все S есть
Р, то ни один не Р не есть S, 2 Если ни одно S не есть Р, то некоторые не Р
есть S, 3 Если некоторые S не есть Р, то некоторые не Р есть S.

Рассмотрим
опосредованные умозаключения, как они были сформулированы в силлогистике.
Силогистика – теория дедуктивного вывода, оперирующая высказываниями
субъектно-предикативной структуры. (следование из одной посылки – это
непосредст силлогический вывод; из двух – силлогизм; из многих –
полисиллогизм).

Опосредованные
умозакл-я: простой категорический силлогизм, сложные, сокращенные и
сложносокращенные силлогизмы, условные, разделительные и условно-разделительные
силлогизмы.

Простой
категорический силлогизм. Его посылки и заключение представляют собой
категорические, или атрибутивные, суждения (напр "все планеты имеют форму
шара", "земля – планета" следовательно Земля имеет форму
шара).Схема М – Р, S – Р => S – Р. Принцип с помощью к-ого обосновывается
вывод из посылок категорического силлогизма, называется аксиомой силлогизма.
Она имеет два две формулировки: 1, Все что утверждается или отрицается
относительно всех предметов класса, также утверждается или отрицается относительно
каждого предмета и любой части предметов этого класса. 2, Признак признака вещи
есть признак самой вещи: то, что противоречит признаку вещи, противоречит самой
вещи. Характерной чертой простого катег сил явл-ся то, что в нем некоторое
общее знание применяется к единичному или частному на основании установления
связи данного единичного или частного случая с общим. От местоположения
среднего термина выделяют четыре фигуры силлогизма (см рис).

Умозаключение,
в котором пропущена одна из из его частей (посылка или заключение), называется
сокращенным умозаключением (энтимемой). Пример "Иванов – студент,
следовательно он должен получать стипендию" . При анализе легко
восстановить недостающие части. Одним из сложносокращенных силлогизмов явл-яс сорит:
прогрессивный и регрессивный, их схемы соответственно: 1.Все А есть В, все С
есть А, все Д есть С, все Е есть Д следовательно все Е есть В. 2. Все А есть В,
все В есть С, все С есть Д, все Д есть Е, следовательно все А есть Е. Пример:
Все научные законы имеют объективное содержание. Все законы естествознания –
научные законы. Все законы физики – законы естествознания. Все законы квантовой
физики – физические законы. Следовательно, все законы квантовой физики имеют
объективное содержание.

Условные
силлогизмы в них одна либо обе посылки – условные суждения. Схема: Если А, то
В, Если В, то С, следовательно если А, то С.

Разделительными
силлогизмами называются такие, в которых первая посылка разделительное суждение
(дизъюнктивное) суждение. Вторая посылка и вывод представляют собою
разделительные или категорические суждения.

В
условно-разделительном силлогизме одна посылка является условным суждением, а
вторая – разделительным . В зависимости от количества альтернатив содержащихся
в разделительном суждении силлогизма, он называется дилеммой, трилеммой,
тетралеммой. Наиболее употребительна в практике мышления – дилемма. Она бывает
простой и сложной, конструктивной и деструктивной. Схемы: а) простая
конструктивная дилемма Если А, то В; Если С, то В; А или С, => В. б) простая
деструктивная дилемма Если А, то не В; Если С, то не В; А или С => В. в)
сложная конструктивная дилемма: Если А, то В; Если С, то Д; => В или Д. Г)
сложная деструктивная дилемма аналог последней, но к В и Д добавляется частица
"не".
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.starat.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Катушки индуктивности дроссели и трансформаторы
Реферат Структура та штатна чисельність апарату місцевого суду
Реферат «Нарушение и исправление звукопроизношения свистящих звуков у детей дошкольного возраста»
Реферат Сравнение воздушной и костной проводимости .
Реферат Hemingway Essay Research Paper ERNEST HEMINGWAYBIOGRAPHYOn the
Реферат Насилие как аксиома: реальное и воображаемое порнографии
Реферат Производство керамического кирпича 3
Реферат Електронний журнал в системі інформаційних ресурсів бібліотеки: друга половина ХХ – початок ХХІ століття
Реферат Блочно-симметричные модели и методы проектирования систем обработки данных
Реферат Игровые методы обучения при изучении органической химии как средство повышения познавательной активности
Реферат Інструкція з бухгалтерського обліку необоротних активів бюджетних установ
Реферат High School Uniforms Essay Research Paper High
Реферат Денежные системы в странах с развитой рыночной экономикой на примере США
Реферат Social Welfare Essay Research Paper httpSocial Welfare
Реферат Проект реорганізації швейного цеху на швейній фабриці Ricco