Реферат по предмету "Философия"


Альтруизм

Альтруизм


Альтруизм (фр. altruisme от лат. alter — другой) —
нравственный принцип, предписывающий бескорыстные действия, направленные на
благо (удовлетворение интересов) др. людей.

Термин
«А.» был введен О. Контом для фиксации понятия, противоположного понятию
«эгоизм»; вслед за Контом это понятие активно использовалось Г. Спенсером. В 19
в. под влиянием утилитаризма А. понимался как ограничение личного интереса ради
общего, а в некоторых интерпретациях именно общественного интереса. Как
требование, предъявляемое к отношениям между людьми, А. шире принципа уважения,
запрещающего отношение к другому как к средству достижения собственных целей, и
принципа справедливости, запрещающего ущемление интересов другого и
обязывающего воздавать другим по заслугам. В своем существенном содержании
принцип А. был воплощен в заповеди любви. Принципом А. не исчерпывается
христианская заповедь милосердия, впервые встречающаяся в Пятикнижии и принятая
в христианстве в качестве основополагающего нравственного закона. В
новоевропейской философии милосердие начинает трактоваться именно в духе А., а
содействие благу другого рассматривается как основа морали вообще. В эпоху
Просвещения, в учениях А. Шефтсбери, Ф. Хатчесона, А. Смита, Ж.Ж. Руссо, И.Г.
Гердера, И.В. Гёте и др., в 19 в. в учениях Л. Шопенгауэра и B.C. Соловьева
благожелательности как принципу человеческих взаимоотношений, в которых благо
другого является приоритетным к личному благу, придается исключительное
значение.

В
19 и нач. 20 в. А. как нравственный принцип стал предметом критики
христианских, в особенности православных, мыслителей, полагавших, что
новоевропейский А. неприемлем как человекоугодие, при котором забываются Бог и
обязанность человека угождать Богу и выполнять все его заповеди (К.Н.
Леонтьев). Христианская критика А. была обусловлена тем, что концепция А.
вырастает из традиций европейского гуманизма, из стремления понять добродетели
человека секуляризованного, а нравственность — как выражение потребностей и
интересов человека, включенного в отношения с др. людьми, в общественные связи.
В качестве нравственного принципа А. отвергался и как «учение
буржуазно-демократической морали» (Н.А. Бердяев), как абстрактный и формальный
принцип. Однако Соловьев трактовал А. именновдухе заповеди любви, распространяя
ее на отношение как к др. людям, так и к др. народам. В марксизме А. отвергался
как иллюзия, как идеологическое средство, призванное оправдать
капиталистическую эксплуатацию. Ф. Ницше отвергал А. как одно из выражений
«морали рабов».

Во
втор. пол. 20 в. философско-этическая проблематика, связанная с А., получила
развитие в исследованиях помогающего, или шире — «просоциального», поведения, в
которых А. анализируется в контексте практических отношений между людьми, на
материале различных форм солидарности, благодеяния, благотворительности и т.д.
Эта проблема переосмысливается также в контексте этики заботы (К. Гиллиган, Н.
Ноддингс). Достижения эволюционной генетики позволили представителям
социобиологии (Р. Триверс, Э. Уилсон) показать биологические предпосылки А. и
функциональную неопределенность того, что принято считать «личным интересом».
Однако действительная проблема, отраженная в дилемме «А. — эгоизм», заключается
в противоречии не частного и общего интересов, а моего и чужого интересов. Как
видно из определения А., речь идет о содействии не общему интересу, а именно
интересу др. человека как возможно равного и непременно как ближнего, и
уточняется, что А. необходимо отличать от коллективизма как принципа,
ориентирующего человека на благо сообщества (группы). Такое определение
нуждается в нормативной и прагматической спецификации; в частности,
относительно того, кто судит о благе другого, в особенности когда другой не
может считаться в полной мере суверенным и судить о том, что составляет его
действительный интерес.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Досократики
Реферат Censorship Essay Research Paper Censorship Censorship
Реферат Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки
Реферат Проблеми іпотечного кредитування та перспективи його розвитку в Україні
Реферат Финансовая устойчивость и платежеспособность предприятий
Реферат Учет правительственных субсидии и раскрытие информации о правительственной помощи
Реферат Вредные и опасные факторы. Меры безопасности при работе на тракторах
Реферат по Правоохранительным органам
Реферат Бхопальская катастрофа
Реферат Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви.. По роману М. А. Булгакова Ма 2
Реферат Предствительные органы государственной власти, краев, областей РФ
Реферат Игровая деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках основ безопасности
Реферат Сатира на социалистическую действительность по романам Двенадцать стульев, Золотой теленок И. Ил
Реферат Cloning Essay Research Paper Cloning has many
Реферат Формы международных расчетов 2