Реферат по предмету "Военная кафедра"


А Ф Г А Н И С Т А Н: война 1979 – 1989 гг. и её последствия.

ПЛАН: I Введение. II История вопроса. III Советские боевые действия в Афганистане. IV “Советский Вьетнам”. V Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан. VI Изменения внешнеполитического курса США после декабря 1979 года. VII ООН и ситуация вокруг Афганистана. VIII Международно-правовое урегулирование кризиса.

IX Положение в Афганистане после вывода советских войск. X Заключение. XI Список используемой литературы. I. ВВЕДЕНИЕ. Несмотря на то, что внимание мирового сообщества в большей степени обращено к другим региональным вооруженным конфликтам, афганская проблема до сих пор остается одной из наиболее острых во всем мире. Конфликты на территории бывшей Югославии, Ирландии,

Ирана, Палестины с Израилем, столкновения на национальной почве в бывшем СССР, по сравнению с которыми война в Афганистане вызывает меньший интерес из-за того, что они возникли на территории Европейского континента или из-за того, что в их скорейшем урегулировании очень заинтересованы США, другие ведущие державы или даже весь мир в целом. При более глубоком рассмотрении, афганская проблема затрагивает интересы не только жителей этой страны,

но и России и всех стран Содружества Независимых Государств и, возможно, всего мира в целом. Пока не будет урегулирован этот кризис, СНГ, видимо, не сможет полностью отгородиться от Афганистана. Проблемность ситуации вокруг Афганистана для государств-членов Содружества сводится в основном к трем моментам. Во-первых, на территории этой страны проживает большое количество туркменов, узбеков и таджиков, что весьма тревожит бывшие среднеазиатские республики

СССР. Во-вторых, это проблема военнопленных. Лидеры афганской оппозиции неоднократно заявляли, что проблема военнопленных будет решена сразу и только после того, как СССР прекратит поставку вооружений в Кабул. Но, естественно, эти обязательства не были выполнены, так как, продолжая удерживать военнопленных, моджахеды будут и в дальнейшем обладать рычагами давления на страны Содружества, особенно в области выделения средств на восстановление разрушенной советско-афганской

войной экономики. Претензии Афганистана на возмещение правопреемниками СССР убытков войны - еще одно больное место в российско-афганских отношениях. В ответ на многочисленные заявления подобного содержания руководство России приняло заявление от 15 ноября 1992 года, в котором, в частности, говорится о том, что Россия будет участвовать в восстановлении разрушенного хозяйства

Афганистана, что поставки мирных товаров не прекратятся и что Россия будет всячески помогать многострадальному афганскому народу гуманитарной помощью и другими возможными средствами. Все это, безусловно, говорит о важности и актуальности афганской проблемы сейчас и, по крайней мере, в ближайшем будущем. Но, выбирая советско-афганскую войну темой своей курсовой работы, я руководствовался не только этими соображениями, а во многом и даже в основном желанием посмотреть на эту войну как на

часть исторического прошлого, пусть недалекого. Также я хотел выяснить для себя что это было “война” или “действия ограниченного контингента войск”. Если вспомнить… сначала ее замалчивали, потом стыдливо изображали как незначительные операции” ограниченного контингента ” против отдельных банд в отдельных районах Афганистана. Долго избегали слово “война”. Когда же “выполнение интернационального долга” затянулось на годы и превратилось в самую длительную

в этом веке для нашей страны войну, стали наконец говорить о войне, о жертвах войны, о ветеранах и инвалидах Афганской войны. Только на восьмом году войны начали хоронить наших солдат по-человечески, с указанием места гибели… Исторический и современный аспекты, в которых я хотел представить свою работу, однако, не исключают друг друга - ведь из любого урока истории, а особенно такого кровавого, можно при желании сделать очень полезные выводы. Главное, это чтобы такое желание возникло у тех, кто сейчас стреляет

друг в друга в "горячих точках планеты", не исключая и современный Афганистан. II. История вопроса. После завоевания Россией центрально – азиатских ханатов в середине XIX столетия Великобритания в целях защиты Индии расширила на северо–западе границы своего господства до Гиндукуша. Для обеспечения англо – индийской территории решающим было сохранение позиций в регионе Кабула и Герата. Так как исторический путь в Индию проходил через

Афганистан, Великобритания пыталась создать, проведя для этой цели две войны (1839-42гг. и 1878-80гг.), из афганских племен марионеточное государство. После второй войны это частично удалось: между границами Британской и Российской империй возник Афганистан, границы которого были установлены в 1896 году. Для того, чтобы Афганистан мог выполнять роль буферного государства вплоть, до Памира, эмир Афганистана получил на владение район

Вахан, граничивший Синьцзян. Внешнюю политику Афганистана определяла Великобритания, но внутри страны господствовал эмир Абдул Рахман Хан, создавший прочную государственную структуру и сильную армию. По окончании первой мировой войны король Афганистана Аманулла Хан попытался сбросить британскую опеку и начал третью англо – афганскую войну.

В результате ее (1919г.) англичане ушли из Афганистана и прекратили контроль над афганской внешней политикой, но одновременно остановили и регулярные субсидии афганскому эмиру. Образование Пакистана после ухода англичан из Индии привело к сложным внешнеполитическим конфликтам. В новое государство вошли относившиеся к Афганистану пуштунские области западнее Инда. В пятидесятых годах Афганистан лавировал во внешней политике между

СССР и США. Из – за конфликтной ситуации между Пакистаном и Афганистаном по поводу пуштунских областей США постепенно прекратили свою экономическую помощь Афганистану. В это же время СССР полностью стал на сторону Афганистана в вопросе его территориальных притязаний. Благодаря экономической поддержке США и СССР – в Афганистане была отстроена сеть дорог.

Советский Союз отстраивал обе оси Кушка – Герат – Кандагар и Термез – Мазари – Шариф – Кабул – Джелалабад, до пакистанской границы (с бетонным покрытием для нагрузок до 60 тонн), а США провели линию Кабул – Кандагар. В шестидесятых годах в Афганистане была создана коммунистическая партия под руководством Нур Мухаммед Тараки с названием Халк (народ.). В 1967 году партия раскололась на две части

Халк и Парчам (знамя.). Просоветской фракцией Парчам руководил генеральский сын Бабрак Кармаль. 17 июня 1973г. монархия была ликвидирована: государственный переворот совершил Мухаммед Дауд Хан, двоюродный брат короля. 27 апреля 1978г. Дауд был свергнут в результате в результате военного путча, проведенного фракциями коммунистической партии, объединившимися под названием “Демократическая

Народная Партия Афганистана”. Дауд и 30 членов его семьи были казнены. В результате этой “апрельской революции” президент стал коммунист Тараки. Бабрак Кармаль стал вице – президентом. В том же году обе фракции снова разделились. Бабрак Кармаль был отправлен послом в Чехословакию. Тараки получил экономическую и финансовую помощь от

СССР. Тысячи советских “советников” прибыли в Афганистан. Коммунистическое правительство хотело быстро превратить Афганистан в современное социалистическое государство. Декретами были проведены земельная, социальные и образовательные реформы. Но эта ускоренная программа не была осуществлена.

Ни фракции Халк, ни фракции Парчам не удалось создать себе базу среди верующего мусульманского населения. Члены партии вместе симпатизирующими составляли менее половины процента населения Афганистана. В апреле 1979 года, через год после «апрельской революции», одновременно во всех провинциях началось восстание против коммунистического режима. Правительство со своей в 90.000 человек контролировало только города, но потеряло власть над труднодоступной

центральной частью страны. В мае 1979 года премьер – министром стал Хафизулла Амин. Он жестоко подавлял восстание. Тюрьмы были переполнены, но восстание расширялось. Можно было ожидать скорого падения коммунистического режима в Афганистане. В то время как на Западе никто на это не реагировал, советское правительство обеспокоилось такой перспективой. Падение Кабула и приход к власти исламских фундаменталистов могли привести к беспорядкам

среди мусульманского населения советских центрально – азиатских республик. Узбеки, туркмены и таджики географически и по вере близки афганцам. Кроме того, у них еще со времен басмаческого движения двадцатых годов продолжают существовать родственные связи с афганцами. III. Советские боевые действия. Вторжении советских войск в Афганистан в конце декабря 1979 года потрясло мировое сообщество.

Президент США Картер в одном из своих первых заявлений по этому поводу сказал: “ вторжение изменило мое отношение к внешней политике СССР больше, чем что-либо другое за годы моего пребывания в должности”. Западная пресса, историки, политики и более широкие слои общественности имели свою, почти никем не оспариваемую за пределами социалистического лагеря точку зрения на произошедшие события: в 1978 году в Афганистане произошел государственный переворот под руководством коммунистической партии при несомненном

пособничестве СССР. В результате к власти пришел просоветский режим во главе с Нуром Мухамедом Тараки и, позже, Хафизуллой Амином. Советский Союз снабжал новых правителей технической и военной помощью и советниками для борьбы с приобретающим все большую силу оппозиционным движением. Первой реакцией советского руководства была отправка нескольких тысяч военных советников в Афганистан. Одновременно

Тараки было предложено убрать ненавистного народу, но национально настроенного Амина. Но Амин реагировал быстрее. 14 сентября 1979г. он штурмовал дворец. Тараки был тяжело ранен и умер 17 сентября. Начались приготовления к советскому вторжению в Афганистан. Расположенные в среднеазиатских республиках дивизии были пополнены и усилены, в основном, узбеками и туркменами. В то же время советское руководство пыталось убедить

Амина ко дню вступления советских войск уступить власть Бабраку Кармалю, чью кандидатуру поддерживал председатель КГБ Ю. Андропов. Окончательное решение о вводе войск было принято на заседании Политбюро 12 декабря 1979 г на котором присутствовали 11 членов (Брежнев, Андропов, Устинов, Громыко, Пономарев, Суслов, Гришин,

Кириленко, Пельше, Черненко, Тихонов). Используя, как предлог, просьбы Х.Амина о военной помощи (всего с сентября по декабрь 1979 г. было 7 таких обращений) было решено ввести в Афганистан два советских батальона. В первую декаду декабря, в Баграм, был передислоцирован т.н. “мусульманский батальон” (отряд особого назначения Главного Разведывательного Управления - ГРУ Генерального

Штаба, специально сформированный летом 1979 г. для охраны Н.Тараки и выполнения особых задач в Афганистане). Туда же, 14 декабря, перебросили батальон 345-го гвардейского отдельного парашютно-десантного полка (гв. опдп), для усиления батальона 111-го гв. пдп 105-й гв. вдд, который с 7 июля 1979 г. охранял в Баграме советские военно-транспортные самолеты и вертолеты (осенью того же года батальон вошел в состав 345-го

полка). Предполагалось использовать эти три батальона, как ударную силу, которая поможет прийти к власти Б.Кармалю в случае успешного покушения на Х.Амина, планировавшегося КГБ (Б.Кармаль и несколько его сторонников были тайно привезены в Афганистан 14 декабря и находились в Баграме среди советских военнослужащих). В случае необходимости предполагалось привлечь к этой акции части 103-й гв. вдд, переброшенной к 14

декабря из Белоруссии на аэродромы в ТуркВО. Но покушение на Х.Амина 16 декабря не удалось, он остался жив и Б.Кармаля срочно вывезли из страны в Союз. Из-за срыва этой операции было решено устранить Амина уже после ввода советских войск в Афганистан. В это время, уже с 10 декабря (еще до принятия окончательного решения о вводе на заседании

Политбюро), по личному приказанию Д. Устинова, проводилось развертывание и отмобилизация частей и соединений Туркестанского и Среднеазиатского ВО. Все указания политического руководства доводились до Министерства обороны устно, через министра. 13 декабря была сформирована Оперативная группа МО во главе с первым заместителем начальника Генерального Штаба генералом армии С. Ахромеевым (позднее ее возглавил первый заместитель министра обороны

маршал С. Соколов), приступившая к работе в ТуркВО с 14 декабря. Общая директива на отмоболизацию и приведение в боевую готовность не отдавались, войска приводились в готовность и разворачивались отдельными распоряжениями командования после устных приказов министра обороны Д. Устинова. Всего за три недели (до 31 декабря) было отдано более 30 таких распоряжений. До 25 декабря 1979 года было развернуто около 100 соединений и частей, армейский комплект частей боевого

и тылового обеспечения. В Туркестанском ВО - полевое управление 40-й общевойсковой армии (ОА), 2 мотострелковые дивизии (5-я гв. мсд в Кушке и 108-я мсд в Термезе), 353-я армейская артиллерийская бригада, 2-я зенитно-ракетная бригада (зрбр), 56-я гв. десантно-штурмовая бригада (дшбр), 45-й инженерно-саперный полк (исп), 103-й полк связи (опс), части боевого и тылового обеспечения.

В Среднеазиатском ВО - управление 34-го смешанного авиакорпуса, 860-й отдельный мотострелковый полк (омсп), 186-й мсп (вошедший с состав 108-й мсд). В качестве резерва были отмобилизованы три дивизии (58-я мсд - в Туркестанском ВО, 68-я и 201-я мсд - в Среднеазиатском ВО). В состав авиации входило 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков (апиб),

1 истребительнйый авиаполк (иап) и 2 вертолетных полка, части авиационно-технического и аэродромного обеспечения. На доукомплектование было призвано из запаса более 50 тысяч человек из среднеазиатских республик и Казахстана, передано из народного хозяйства около 8 тыс. автомобилей и другой техники. Это было крупнейшее мобилизационное развертывание за послевоенный период. Также в группировку были включены соединения и части центрального подчинения: от

ВДВ 103-я гв. вдд и 345-й гв. опдп (два батальона которого уже находились в Афганистане); от ВВС, для переброски частей ВДВ, привлекалось 3 дивизии и 2 отдельных полка Военно-транспортной авиации (ВТА). Командующим 40-й ОА был назначен генерал-лейтенант Ю. Тухаринов (первый заместитель командующего ТуркВО), начальником штаба - генерал-майор Л. Зенцов-

Лобанов. К вечеру 23 декабря, в Москву было доложено о готовности войск к вводу. На следующий день министр обороны Д. Устинов провел совещание с руководящим составом Министерства Обороны, где объявил о принятом решении ввести войска в Афганистан и подписал директиву № 312/12/001 на ввод. В ней туманно говорилось: “Принято решение о вводе некоторых контингентов советских войск, дислоцированных

в южных районах нашей страны, на территорию ДРА в целях оказания помощи дружественному афганского народу, а также создание благоприятных условий для воспрещения возможных антиафганских акций со стороны сопредельных государств”. Задача для командиров всех рангов весьма неопределенная. Участие советских войск в боевых действиях на территории Афганистана директивой не предусматривалось, так как политическим руководством страны боевые задачи

перед Министерством Обороны поставлены не были. Более того, не был определен порядок применения оружия даже в целях самообороны (но уже 27 декабря появился приказ Д. Устинова о подавлении сопротивления мятежников в случаях нападения). Предполагалось, что советские войска станут гарнизонами и возьмут под охрану важные промышленные и другие объекты, высвободив тем самым афганские части для активных действий против отрядов оппозиции,

а также против возможного внешнего вмешательства. Перед самым вводом войск в Афганистан, 24 декабря по приказу Х.Амина, в Термез, прибыл заместитель начальника Генштаба афганской армии для уточнения районов размещения советских гарнизонов. Утром 25 декабря генерал Ю. Тухаринов посетил в Кундузе старшего брата Амина, который отвечал за северные провинции

Афганистана и обсудил с ним тот же вопрос. В это время, “мусульманский батальон” (командир майор Х. Халбаев), переброшенный еще 20 декабря из Баграма в Кабуле, разместился около аминовского дворца Тадж-Бек и вошел в бригаду охраны, что существенно облегчило подготовку к штурму дворца. Кроме батальона, к штурму готовились и 2 спецгруппы КГБ, прибывшие из Союза в середине декабря. Время перехода государственной границы между

СССР и Афганистаном, было установлено в 15. 00 московского времени (17. 00 кабульского) 27 декабря 1979 года. Но еще утром 25 декабря, по наведенному понтонному мосту через Амударью, переправился 4-й батальон 56-й гв. дшбр с задачей захватить высокогорный перевал “Саланг” на дороге Термез - Кабул и обеспечить проход к столице Афганистана. В 15.00 начала переправу 108-я мсд (командир генерал - майор

К.Кузьмин, через два дня замененный полковником В. Мироновым), развернутая в Термезе. В арьергарде дивизии шел батальон 191-го мотострелкового полка (мсп) 201-й мсд.Воздушную границу Афганистана пересекли самолеты ВТА с личным составом и боевой техникой 103-й гв. вдд (командир полковник И. Рябченко) и 345-го гв. Опдп (командир подполковник

Н. Сердюков). Всего в Кабул и Баграм, по воздуху, было переброшено 7700 человек личного состава, 894 единицы боевой техники и 1062 тонн различных грузов. Штаб армии, 5-я гв. мсд, 56-я гв. дшбр, 860-й омсп, артбригада, зрбр, авиация, части усиления и обеспечения оставались на территории Советского Союза. Первоначально предполагалось, что 108-я мсд пойдет по маршруту Термез - Кундуз, но к вечеру 26 декабря задача была изменена.

Дивизия, так и не дойдя до Кундуза (кроме 186-го мсп), повернула на Кабул. Изменение планов было связано с тем, что находящиеся в Кабуле советские войска не могли обеспечивать полный контроль над городом и его окрестностями. В Кабуле части 103-й гв. вдд (за исключением одного полка и зенитного дивизиона), к полудню 27 декабря, закончили десантирование посадочным способом и взяли под свой контроль столичный аэропорт, блокировав

афганскую авиацию и батареи ПВО. Согласно плану, части дивизии сосредоточились в назначенных районах Кабула, где получили задачи по блокированию основных правительственных учреждений, афганских воинских частей и штабов, других важных объектов в городе и его окрестностях. Над Баграмской базой ВВС, после стычки с афганскими военнослужащими, установили контроль 357-й гв. парашютно-десантный полк (пдп) 103-й гв. вдд и 345-й гв. опдп, которые кроме этого, обеспечивали охрану

Б. Кармалю, вновь привезенному с группой ближайших сторонников в Афганистан 23 декабря. Из состава ВВС в Баграм перелетела эскадрилья 115-го гв. иап, остальная авиация совершала полеты с аэродромов, находящихся на территории Туркестанского ВО. Операция по свержению Х. Амина получила название “Шторм - 333“. Вечером 27 декабря “ мусульманский батальон “ (усиленный десантной ротой 345-го полка) и спецгруппы

КГБ “Гром” и “Зенит” взяли штурмом дворец Амина на окраине Кабула. Во время штурма Х. Амин был убит. В столице Афганистана действовали 317-й и 350-й гв. пдп 103 - й гв.вдд, захватившие здания ЦК НДПА, МО, МВД, Министерство связи, Главный штаб ВВС, ТВ и радиостанцию, другие государственные учреждения; афганские части, дислоцируемые в

Кабуле были блокированы (в некоторых местах пришлось подавлять вооруженное сопротивление). Вместе с десантниками эти задачи выполняли офицеры спецназа КГБ. Общее руководство операцией “Шторм – 333” осуществляли генерал - лейтенант КГБ В. Кирпиченко, заместитель начальника внешней разведки и генерал-лейтенант Н. Гуськов, начальник оперативной группы Штаба ВДВ, прибывшей в

Афганистан 23 декабря. Штурмом дворца Амина «Тадж – Бек» руководил полковник ГРУ В. Колесник (спецгруппами КГБ - генерал-майор Ю. Дроздов). В ночь с 27 на 28 декабря в Кабул из Баграма под охраной сотрудников КГБ и десантников прибыл новый афганский лидер Б. Кармаль. Радио Кабула передало обращение нового правителя к афганскому народу, где был провозглашен

второй этап “революции”. При проведении операции “Шторм – 333” погибло 6 человек из “мусульманского батальона “, 9 десантников и 5 офицеров спецназа КГБ. В эту же ночь в Афганистан, из Кушки, вошла 5-я гв. мсд (командир генерал - майор Ю. Шаталин) по маршруту Герат – Шинданд (приданный дивизии батальон 56-й гв. дшбр еще 26 декабря взял под контроль перевал Рабати-Мирза, между Кушкой и Гератом).

Утром 28 декабря части 108-й мсд (кроме двух мсп) вышли к Кабулу и полностью блокировали столицу Афганистана. В январе 1980 года продолжалось усиление состава 40-й ОА. В Кабул передислоцировали штаб армии и 103-й опс, в Кундуз ввели 56-ю гв. дшбр (командир подполковник А.

Плохих); под Файзабад 860-й омсп (командир подполковник В.Кудлай), под Кандагар 373-й гв. мсп 5-й гв. мсд и батальон 56-й бригады (позднее переформированы в 70-ю гв. отдельную мотострелковую бригаду), под Пули-Хумри 191-й мсп 201-й мсд (вместо 177-го мсп 108-й мсд, переброшенного в Джабаль-Уссарадж). На аэродром Шинданда перелетели эскадрилья (аэ) 217-го апиб и 302-я отдельная вертолетная эскадрилья, на аэродром Кандагара - эскадрилья 136-го апиб и 280-й овп (одна эскадрилья),

в Баграм - эскадрилья 87-го отдельного разведывательного авиаполка, в Кундуз 181-й овп (одна эскадрилья в Файзабад). 9 января была проведена первая в Афганистане боевая операция: батальон 186-го мсп 108-й мсд подавил мятеж афганского артполка, потеряв 2 человек убитыми. Тогда же появилась директива министра обороны Д. Устинова о планировании и начале боевых действий - рейдов против отрядов мятежников в северных районах

Афганистана, прилегающих к советской границе, силами не менее усиленного батальона и использования огневых средств армии, включая ВВС для подавления сопротивления. Особо отмечалось о запрещении нанесения огневых ударов по населенным пунктам, даже если они заняты мятежниками. Начались такие рейды в первой половине февраля 1980 года: советские подразделения совершали марш на бронетехнике по территории, контролируемой оппозицией, с целью демонстрации силы и вступали

в бой только в случае нападения мятежников. В феврале были введены новые части: под Чарикар - 353-я армейская артиллерийская бригада (командир подполковник Ергашев) и 45-й исп (командир подполковник А. Абдеев), под Шинданд 28-й реактивный артиллерийский полк (реап). Из авиации в Баграм была переброшена аэ 136-го апиб и в

Шинданд – управление и аэ 217-го апиб. В районе Кундуза, вместо 186-го мсп ушедшего в Кабул, встала 201-я мсд (командир полковник В. Степанов), взявшая под контроль северный Афганистан (два мсп дивизии дислоцировались под Пули-Хумри и Ташкурганом). Комплектование этой дивизии велось с учетом тех сложностей, которые выявились в ходе развертывания 40-й ОА, при отмобилизации приписного состава из коренного населения

Средней Азии. Дивизия пополнялась, в основном, кадровым составом из частей групп советских войск за границей (ГДР, Венгрия и Чехословакия). Таким образом, были укомплектованы большинство частей, введенные в начале 1980 года. Позднее, таким же образом, была произведена замена всего приписного состава соединений и частей 40-й ОА. Полная замена личного состава запаса на кадровый была завершена к марту 1980 года (офицеры к ноябрю), всего было заменено 33,5 тысяч человек.

Одновременно были заменены на армейские образцы все автомобили и другая техника из народного хозяйства. В течение января - февраля 1980 года были выведены в Союз “мусульманский батальон”, 2-я зенитно-ракетная бригада, ракетные дивизионы 2 мсд. Летом домой вернулись 353-я артиллерийская бригада и 234-й танковый полк 201-й мсд. К апрелю 40-я армия была полностью сформирована: в ее состав входило 4 дивизии -

3 мсд и вдд, 6 отдельных бригад - дшбр, 2 омсбр, тпбр, идсбр, брмо, 6 отдельных полков - опдп, 2 омсп, исп, опс, реап. В составе авиации насчитывалось 6 полков – 3 вертолетных, 2 авиаполка истребителей-бомбардировщиков и истребительный авиаполк, 2 овэ. Общая численность советских войск в Афганистане, на данный период, составляла 81,1 тысяч военнослужащих,

в том числе 61,8 тысяч в боевых частях. На вооружение находилось около 3 тыс. единиц бронетехнике, около 900 орудий и минометов, более 100 вертолетов и около 100 самолетов. Оценивая ввод советских войск в Афганистан с военной точки зрения (не давая политической оценки), нельзя не отметить что, ввод, в целом, был хорошо спланирован и подготовлен, несмотря на ряд сложностей в комплектование соединений и частей приписным составом и техникой.

Развертывание дивизий ТуркВО весной 1979 года позволило накопить опыт в отмобилизации военнослужащих запаса, который был использован при развертывание в декабре 1979 года. Несмотря на зиму, тяжелые климатические условия ввод прошел без происшествий и больших потерь (в период с 25 по 31 декабре погибло 82 человека, из числа которых боевые потери составили 29 человек или 35 %) . Успешные действия частей 103-й гв. вдд в Кабуле были обусловлены тем, что командный состав десантников

в звене батальон-полк, в октябре 1979 года, провел скрытую рекогносцировку государственных и военных объектов в афганской столице, захват которых они осуществили при проведении операции “Шторм -333”. Хорошо проявили себя подразделения специального назначения ГРУ и КГБ, получившие в Афганистане первое боевое крещение: при штурме дворца Тадж-Бек, действуя против охраны, превышающие втрое силы атакующих, они сумели подавить сопротивление

противника и захватить дворец при минимальных потерях. Плановые боевые действия были крупномасштабными и проводились в целях разгрома крупных и особо опасных группировок. Как правило итогом каждой такой операции было резкое снижение активности оппозиции в определённом районе. За годы пребывания в Афганистане советские войска участвовали в 416 крупномасштабных операциях. Краткий перечень некоторых из них: апрель 1980 г операция в

Панджшере; январь 1982 г операция в районе Дарзаб; февраль 1982 г операция в районе Чарикар, Джабаль-Уссарадж, Махмудраки; апрель 1983 г операция по уничтожению базы наркотиков в Рабати-Джали; апрель 1983 г операция в ущелье Ниджраб (провинция Каписа); март 1984 г операция в провинциях Парван, Каписа, Кабул, Лагман; июнь 1986 г крупнейшая операция в округе

Хост по разгрому района Дживара (Волчья яма); июль-август 1988 г разгром крупной базы в Кокари-Шаршари; май-август 1987 г крупнейшая операция “Юг-87”; ноябрь 1987 - январь 1988 г операция “Магистраль”. IV. “Советский Вьетнам”. В западной, а позже и в отечественной прессе с легкой руки журналистов эта война часто называлась “советским Вьетнамом”. Никто не сомневался, что “русские” на своих боевых вертолетах могли достичь даже самых отдаленных районов этой изолированной от всего мира страны.

Но даже самые объективные прогнозы сводились к одному: если советские войска хотят получить выгодные для себя долгосрочные последствия, им надо “сойти на землю”. Иначе им никогда не справиться с вооруженными повстанцами у себя в тылу. Моджахеды не были едины в своей борьбе. Но, как это ни может показаться парадоксальным, опыт не только советско-афганской войны показывает, что сила не всегда в единстве.

Одно племя или аул могли, увидев для себя в этом выгоду, или под давлением силы заключить союз с завоевателями, но другие продолжали борьбу, так как в этой стране на протяжении многих столетий каждый сам обеспечивал себе выживание. В отсталом Афганистане было мало индустриальных центров, в городах промышленное производство было развито слабо, не было сколько-нибудь сильного рабочего класса и, вследствие этого, рабочей организации, на которую, согласно традиции, могла бы опереться марксистская партия.

Проводя иногда довольно продуманную колониальную политику, советские оккупанты и их афганские союзники наделяли властными дополнительными полномочиями многих местных князьков, что еще больше усиливало пульверизацию общества, начатую Амином и Тараки, и создавало опасную основу для сохранения раздробленности и междоусобной войны в Афганистане на многие годы вперед. С первых дней войны даже оптимисты считали, что для реинтегрирования страны потребовалась бы смена по крайней мере одного поколения и гораздо больше при условии, что русские,

не смотря на противодействие мирового сообщества, в ближайшем будущем не отказались бы от своего эксперимента - и это пророчество сбывается. В силу этих причин за пределами стран социалистического содружества почти никто не сомневался в том, что коммунистический режим в Афганистане не способен к самостоятельному существованию, и после вывода оттуда подразделений советской армии от него ничего не останется, кроме ненависти к русским, страна же впадет в продолжительный период

хаоса и гражданской войны. Даже высшее советское руководство и верхи генералитета во многом разделяли это бытовавшее на Западе мнение, и именно поэтому продолжали настаивать на дальнейшем военном вмешательстве. Советские лидеры просто не имели другого выхода - ведь они не могли допустить падение марксистского правительства. Однако, афганские повстанцы, располагая лишь ограниченным арсеналом оружия, которое доставалось им преимущественно от распадавшейся афганской армии (к концу 1980 года она составляла 30% от своей и

без того ранее сокращенной численности), а также не очень значительной военной помощью извне (преимущественно ракеты земля-воздух), оказывали агрессору отчаянное сопротивление. Не смотря на то, что советское военное присутствие в Афганистане было обеспеченно огромными техническими и людскими резервами, даже по самым оптимистичным оценкам умиротворение должно было бы занять многие годы.

Многие прекрасно помнили о том, как России в конце XIX века пришлось потратить целых 25 лет на завоевание гораздо меньшей по площади страны на Кавказе - Дагестана. V. Реакция мирового сообщества на ввод советских войск в Афганистан. Положение в Афганистане по оценке западной прессы “резко обострило отношения между Востоком и Западом и привело к переоценке международной ситуации в целом в связи с новым и более трезвым

взглядом на ту опасность, которую политика СССР представляет для глобальной стабильности и международного мира”. Сразу и надолго ухудшились, на пример, отношения между двумя ядерными сверхдержавами в области двусторонних соглашений по ограничению вооружений. Особенную панику в Западном мире вызвало начало кризиса, так как расценивалось как переломный момент в советской внешней политике и новый этап международных отношений во всем мире.

Впервые Советский Союз применил организованную вооруженную силу за пределами своих границ и стран всеми признанного просоветского блока в Восточной Европе. Введение ограниченного контингента советских войск в Афганистан было, несомненно, ничем не прикрытой попыткой грубой силой решать судьбу суверенной и формально несоюзной страны, которой приписывались далеко идущие последствия.

Естественной реакцией Западного мира было противодействие советской агрессии, что толкало капиталистические страны на сближение. Исключительное место в этом формальном (в рамках ООН и НАТО) и неформальном союзе занимали США, еще более утвердившиеся в своем положении сверхдержавы. После нескольких раундов совещаний со своими европейскими союзниками, которые все-таки не хотели просто выполнять то, что им скажут американцы, администрации

Картера удалось выработать основные направления совместной политики, направленной на усмирение агрессора и стабилизацию положения в регионе и во всем мире в целом. Предполагалось, во-первых, оказывать всемерную военную и экономическую помощь Пакистану. Во-вторых, поставить Советский Союз перед выбором: либо продолжать свою агрессивную политику в Афганистане и поплатиться за это своими едва наладившимися отношениями с

Западом, либо сохранить доброе имя в системе международных отношений. В-третьих, как более отдаленную перспективу США уже без своих союзников планировали усилить свое военное присутствие и развить сеть оборонных систем и военных институтов в регионе. Еще один удар по СССР нанесли страны третьего мира. На пример, конференция исламских стран в Исламабаде большинством голосов осудила действия

Советского Союза как агрессивные, не смотря на оказанную им длительную помощь многим из этих стран. Единство мусульманских государств, однако, было существенно нарушено недавней Ирано-Иракской войной, и поэтому они не могли в сколь либо значительной степени влиять на внешнюю политику СССР. Лидирующую роль в подталкивании СССР к переговорам о выводе войск из Афганистана играли Западные страны. Предусматривалась даже возможность сохранения части контингента

в столице и некоторых крупных центрах страны для поддержания коммунистического режима. Президент Франции Вальри Гискар д`Естан и канцлер ФРГ Гельмут Шмидт лично говорили с Брежневым о возможности таких переговоров, но тщетно. Причины этого были ясны: афганский коммунистический режим очевидно вынашивался в СССР и не имел почти никаких шансов выжить без военной поддержки своего покровителя. “Вряд ли что-либо

заставит русских бросить свой режим в Афганистане на произвол судьбы” - так не без основания считало большинство политиков на Западе. Сейчас, после распада Советского Союза и исчезновения “красной угрозы”, значение афганского кризиса оценивается несколько иначе. Военное вмешательство во внутренние дела Демократической Республики Афганистан вызвало резкое обострение международной обстановки и на некоторое время затормозила

переговоры по сокращению вооружений. Советско-афганская война унесла около 15 000 жизней советских солдат и насчитанное количество афганских повстанцев и мирных жителей. Кроме того, эта война на много лет приблизила глубочайший экономический и политический кризис в СССР, распад Союза и крах коммунистического режима. VI. Изменение внешнеполитического курса США после декабря 1979 года.

После ввода ограниченного контингента в Афганистан “четвертая власть” США развернула кампанию активной критики высшего руководства страны. Признавалось по крайней мере странным, что для Президента и его администрации готовность русских пойти на любые необходимые меры для поддержки режима-клиента оказалась полной неожиданностью. Ведь американская разведка должна была знать о предстоящем вторжении по крайней мере уже с начала декабря 1979

года! Возможно, администрация была слишком занята экономическим кризисом у себя дома, и о вторжении узнала лишь когда “ограниченный контингент” советских солдат количеством в 50 000 человек оказалось в Афганистане (причем он сразу же получил тенденцию увеличиться вдвое) - слишком большая ошибка президента, по мнению американских журналистов. В средствах массовой информации, особенно в США, широкую поддержку получило вызванное этим конфликтом наращивание американского военного присутствия

в третьем мире и разработанная администрацией США во главе с Президентом Картером так называемая “доктрина Картера”, состоящая из ряда мер политического и экономического воздействия на Советский Союз и его внешнюю политику. Во-первых, предлагалось установить эмбарго на поставки зерна в СССР; во-вторых, сокращался находившийся только на стадии становления обмен в культурной, научной и

технической областях. В-третьих, большинство западных держав бойкотировали Олимпийские игры в Москве 1980 года. В-четвертых, США оказывали давление на европейские страны и Японию, требуя сократить предоставление кредитов Советскому Союзу. Массовому читателю внушалось, что на Советский Союз и на большинство стран третьего мира действует только силовое воздействие. “Доктрина

Картера” объявляла зону Персидского залива жизненно важной для экономики США, в силу чего американцы готовы были пойти на любые меры вплоть до применения оружия для обеспечения своих интересов в регионе. Однако, предусмотренные доктриной меры не могли сработать полностью вследствие того, что стабильное положение экономики некоторых европейских держав, в частности Франции и ФРГ, во многом зависела от экспорта продукции тяжелой индустрии в

СССР; во всяком случае отказ от торговли с Советским Союзом принес бы ощутимые внутренние экономические потрясения - очень весомый фактор в политике европейских правительств. Эмбарго на поставки зерна нанесло удар по экономике стран Северной Америки - самих США и, особенно, Канады. Олимпийские игры все-таки состоялись, так как основная масса африканских и многие азиатские страны не присоединились к бойкоту.

Все эти факторы сорвали применение сильного политического и экономического давления на СССР в полной их степени и сказались на внутреннем положении стран Запада, и Администрация Рейгана вынуждена была отказаться от “доктрины Картера” и выдвинуть свою. В результате агрессии СССР отношения между США и Пакистаном к большому удовольствию администрации и самого

Президента резко улучшились, поднявшись с самого низкого уровня за весь послевоенный период (в ноябре 1979 года толпа, разъяренная сведениями о вторжении американцев в Гренаду, сожгла посольство США в Пакистане, а правительство предприняло лишь слабые попытки остановить беспорядки.) Воспользовавшись новым кризисом, правительство США немедленно пригласила министра иностранных дел

Пакистана в Вашингтон и предложило 400 млн. долларов в качестве экономической и военной помощи. Но президент Пакистана заявил, что его стране необходимо 2-3 млрд. долларов для восстановления экономики и вооруженных сил, после отказа в предоставлении помощи в таких размерах назвал 400 млн. смешной суммой, особенно если учесть, что за нее он может поплатиться вторжением русских, выполняющих свой интернациональный долг и защищающих свои южные рубежи от мирового капитала.

Все дороги, по которым вооружение могло попадать к моджахедам в Афганистан, лежали на территории Пакистана, и правительство генерала Зиа неохотно предоставляло услуги по его транзиту, так как боялось за свою собственную безопасность. Со стороны правительства СССР прозвучало несколько предупреждений Пакистану о возможности очищения и этой страны от американских империалистов, и по крайней мере один

раз советскими войсками был совершен рейд в северные приграничные территории Пакистана, где были расположены лагеря повстанцев. Если бы Пакистан стал настоящей опорной базой афганских моджахедов, Советский Союз вряд ли бы остановился на Хиберском перевале, что вызвало бы непременно падение шаткого режима генерала Зиа, и без того переживавшего большие экономические и социальные потрясения.

Новая внешнеполитическая концепция США – “неоглобализм”, как называли ее многие советские (и не только) журналисты, политики и историки - предусматривала наращивание военного присутствия американцев во всем мире и особенно в зонах, объявленных жизненно важными для интересов США. Активизировалось военное сотрудничество со многими странами третьего мира, совершенствовались силы быстрого развертывания и оснащались крылатыми ракетами и ракетами “Трейдент”, наращивались и модернизировались

ВВС и ВМС. США постоянно держали в районе Персидского залива 1-2 авианосных соединения. В целом, являясь ответом на агрессию СССР в Афганистане, новая внешнеполитическая стратегия США вызвала резкое обострение международной обстановки, взвинтила гонку вооружений и на некоторое время затормозила переговоры по сокращению вооружений. В результате такой внешней политики США СССР ввязался в губительную для его экстенсивного хозяйства гонку вооружения, на много лет приблизившую

глубочайший экономический и политический кризис, распад Союза и крах коммунистического режима. В конечном итоге этими внешними и внутренними причинами и был вызван вывод советских войск из Афганистана 15 февраля 1989 года. VII. ООН и ситуация вокруг Афганистана. В начале января 1980 года США взяли на себя инициативу выступления перед Советом

Безопасности ООН, который квалифицировал акцию Советского Союза как открытое применение вооруженной силы за пределами своих границ и военную интервенцию. СССР наложил вето на резолюцию Совета Безопасности; его поддержали пять государств-членов Совета из третьего мира. 14 января 1980 года Генеральная Ассамблея ООН на своей Чрезвычайной сессии подтвердила резолюцию

Совета Безопасности 108 голосами против 14 - явное и полное дипломатическое поражение СССР. Страну Советов поддержали только полуколониальные и откровенно симпатизирующие ей страны. Образовался почти единый фронт западных держав и государств третьего мира, в том числе арабских и мусульманских, проголосовавших за такую резолюцию. Даже Ирак, долгое время получавший военную и техническую помощь из России, отвернулся от своего бывшего покровителя.

Советско-американское заявление от 13 сентября 1991 года провозгласило право афганского народа определять свою судьбу без вмешательства извне, подчеркнуло необходимость прекращения военных действий, немедленного проведения свободных выборов и создание переходного механизма под эгидой ООН. В тот же день были взаимно прекращены поставки оружия в Афганистан. 15 ноября 1991 на переговорах между делегациями от моджахедов и от

СССР и РСФСР представители афганской оппозиции в принятом совместном заявлении заявили о своем согласии с перечисленными в советско-американском документе мерами по урегулированию ситуации в регионе. Но, к сожалению, кровопролитие в стране продолжается. На путях политического урегулирования афганской проблемы и создания в Афганистане неагрессивного государства в дальнейшем необходимо сосредоточить основные внешнеполитические

усилия всех заинтересованных в этом государств во взаимодействии со всем международным сообществом в целом. Видимо, это сотрудничество большей частью будет проходить в рамках ООН, поэтому повышение роли этой международной организации в регионе, несомненно, будет весьма плодотворным для разрешения афганского кризиса. VIII. Международно-правовое урегулирование кризиса. Западные страны играли лидирующую роль в подталкивании

СССР к переговорам о выводе войск из Афганистана. Но советское руководство пошло на них лишь после долгих лет войны, когда ее бесперспективность и безнадежность стала очевидной. 14 апреля 1988 года было принято совместное советско-американское соглашение “О взаимосвязи для урегулирования положения, относящегося к Афганистану”. Соглашение устанавливало крайние сроки вывода советских войск из страны: половина ограниченного контингента выводилась к 15 августа 1988 года и все подразделения

еще через шесть месяцев, то есть к 15 февраля Это соглашение было в точности выполнено советской стороной. Было также принято “Двустороннее соглашение между Республикой Афганистан и Исламской Республикой Пакистан о принципах взаимоотношений и, в частности, о невмешательстве и об отказе от интервенции”. Соглашение подчеркивало необходимость “уважать суверенитет, политическую независимость и территориальную целостность

РА и ИРП”, “обеспечивать, чтобы территория не использовалась каким-либо образом для нарушения суверенитета, политической независимости, территориальной целостности и национального единства или для подрыва политической, экономической и общественной стабильности другого государства” и “не допускать на своей территории обучения, снаряжения, финансирования и рекрутирования наемников какого бы то ни было происхождения”. Необходимость соблюдения провозглашенных в этом соглашении принципов взаимоотношения между

РА и ИРП была зафиксирована в “Декларации о международных гарантиях”, принятая совместно СССР и США. После подписания Женевских соглашений часть советских и большинство афганских руководителей настаивало на том, чтобы сохранить присутствие в Афганистане 25% находившихся там войск для охраны коммуникаций (преимущественно на трассе Хайратон - Кабул) до полного прекращения военных действий. Подобное половинчатое решение сводило бы на нет все

Женевские соглашения, хотя бы потому что для подержания остававшегося контингента пришлось бы снова вводить дополнительные формирования. Не смотря на определенный военный риск, советское руководство в точности соблюло соглашения и вывело все войска к 15 февраля 1989 года. IX. Положение в Афганистане после вывода советских войск. Прогнозы Запада о том, что кабульский режим сразу после прекращения советского военного присутствия

падет по причине своей полной нежизнеспособности, а коалиционное правительство группировок моджахедов приведет страну к миру после изгнания “коммунистической чумы”, оказались несостоятельными. Это свидетельствует о некоторой необъективности в их подходе к афганской проблеме - пожалуй, единственное, в чем я могу не согласиться с тогдашней точкой зрения Запада на афганскую проблему. Но, к их оправданию, нужно сказать, что эта точка зрения также претерпела

изменения и была откорректирована временем. Действительно, вывод войск 15 февраля 1989 года не вызвал, как ожидалось, начала процесса умиротворения в Афганистане, а, наоборот, побудил оппозицию к активизации военных действий. Непосредственно за этим событием последовали крупнейшие наступательные операции моджахедов под Джелалабадом, Хостом, Кандагаром, Кабулом, Салангом. Однако, правительственные войска успешно отразили эти наступления и в ряде районов перешли в контрнаступление,

в результате чего восстановили свое оперативное положение и смогли его удерживать еще три года. Оппозиция была ослаблена, и в этом сыграли роль несколько факторов: во-первых, с уходом подразделений советских оккупационных войск она была лишена своей идеологической базы, побуждавшей афганцев к борьбе против завоевателей и неверных; во-вторых, агрессивные тенденции Пакистана вызвали некоторые патриотические настроения и оттолкнули часть повстанцев от борьбы с правительством;

в-третьих, СССР продолжал поставку оружия, хотя и в сокращенном размере (что, между прочим, не противоречило Женевским соглашениям и международному праву). С определенной степенью точности можно говорить о том, что марксистский режим в Афганистане держался не только на иностранных штыках, но и, по крайней мере, получил за время присутствия контингента советских войск определенную опору внутри страны - на одном только этом он не продержался бы три года. Однако, пассивность

РА в военных действиях, надежды на решение проблемы силой, активная подрывная работа оппозиции в армии РА, связь в психологии населения всех бед с Апрельской революцией и общая усталость и, главное, отсутствие реальных действий для улучшения прежде всего экономической ситуации в районах, контролируемых правительством, привели в конце концов к падению режима Наджибулы. X. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. Афганская война, очевидно, займёт особое место в истории, потому что на протяжении почти

целого десятилетия, урегулирование положения в небольшой азиатской стране являлось одной из главных проблем мирового сообщества. Афганистан оказался яблоком раздора и вместе с тем жертвой соперничества двух сверхдержав, а также козырной картой нескольких мусульманских режимов. До тех пор пока ситуация в Афганистане и во всём регионе окончательно не стабилизируется, вряд ли можно объективно оценить значение тех или иных решений, действий и вовлечённых в конфликт политических сил.

Тем не менее некоторые выводы можно сформировать уже сегодня. Окончание всякой войны подразумевает определение победителя и побеждённого в соответствии с теми целями, которых необходимо было добиться каждой из противоборствующих сторон. Для Ограниченного контингента советских войск афганская война завершилась 15 февраля 1989 года. Однако за долго до этого дня начались разговоры о том что

Советская Армия потерпела в Афганистане не просто поражение, а сокрушительный разгром. Мне кажется: не существует оснований для утверждения о том, что 40-я армия потерпела поражение, равно как и том что мы одержали военную победу в Афганистане. Советские войска в конце 1979 года беспрепятственно вошли в страну, выполнили – в отличие от американцев во Вьетнаме – свои задачи и организовано вернулись на

Родину. Перед 40-й армией стояло несколько основных задач. В первую очередь она должна была оказать помощь правительству Афганистана в урегулировании внутриполитических ситуаций. В основном это помощь заключалась в борьбе с вооружёнными отрядами оппозиции. Кроме того, присутствие значительного воинского контингента в

Афганистане должно было предотвратить агрессию извне. Эти задачи личным составом 40-й армии были выполнены полностью. Перед Ограниченным контингентом никто и никогда не ставил задачу одержать военную победу в Афганистане. Все боевые действия, которые с 40-й армией приходилось вести с 1980 года и практически до последних дней нашего пребывание в стране, носили либо упреждающий, либо ответный характер.

Совместно с правительственными войсками мы проводили войсковые операции только для того, чтобы исключить нападения на наши гарнизоны, аэродромы, автомобильные колоны и коммуникации. Сегодня по-прежнему активно муссируется вопрос о жертвах которые понесло мирное население Афганистана за девять лет войны. Называется цифра которая на самом деле способна поразить воображение 1 миллион погибших. Доказательств для такого утверждения не существует.

Точная статистика погибших афганцев вызывает сомнение уже потому, что в стране несколько десятилетий не проводилась перепись населения. Кроме того, что для уничтожения миллиона человек необходимо вести специальные крупномасштабные боевые действия. Для Советского Союза это было не допустимо. Самым скорбным итогом афганской войны является гибель наших солдат и офицеров. С 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года убито, умерло от ран и болезней 13833 военнослужащих 40-й

армии, в том числе 1979 офицеров и генералов. Дальше я приведу официальные данные о советских потерях в Афганистане. Девять лет войны, тысячи погибших солдат и офицеров, горе матерей, неисчислимые затраты на содержание афганского населения и развитие экономики этой страны… Неужели всё даром? Нет. Как бы это ни было горько, но сегодня мы вынуждены признать: Афганистан для многих, но прежде всего для нас самих оказался ярчайшим примером того, что силовые методы

решения политических проблем бесперспективны. Нынешние и будущие политики постоянно должны помнить о том, что не должно быть разрыва между целью и средствами её достижения. Только взаимное согласие, только переговоры, только достижение компромисса помогут выйти из тупика. Это единственно верный путь при разрешении любых сложных проблем. В противном случае даже самые благие намерения не станут гарантией от увеличения числа жертв вооружённых

конфликтов. Численность личного состава войск и их потери. Срок пребывания военнослужащих в составе ограниченного контингента советских войск (ОКСВ) в Афганистане был установлен не более 2 лет — для офицеров и 1,5 года для сержантов и солдат. Всего за период с 25 декабря 1979 года по 15 февраля 1989 года в войсках, находившихся на территории ДРА, прошло военную службу 620000 чел. из них: в частях

Советской Армии 525000 чел. рабочих и служащих СА 21000 чел. в пограничных и других подразделениях КГБ СССР 90000 чел. в формированиях МВД СССР 5000 чел. Ежегодная списочная численность войск СА составляла 80 - 104 тыс. военнослужащих и 5-7 тыс. рабочих и служащих. Общие безвозвратные людские потери (убито, умерло от ран и болезней, погибло в катастрофах, в результате

происшествий и несчастных случаев) 14453 чел. В том числе: Советская Армия 13833 чел КГБ 572 чел. МВД 28 чел. Госкино, Гостелерадио, Минстрой и др. 20 чел В числе погибших и умерших: военных советников (всех рангов) 190 чел генералов 4 чел. офицеров 2129 чел. прапорщиков 632 чел. солдат и сержантов 11549 чел. рабочих и служащих СА 139 чел. Пропали без вести и попали в плен:

417 чел. Были освобождены: 119 чел. Из них: возвращены на родину 97 чел. находятся в других странах 22 чел. Санитарные потери составили: 469685 чел. В том числе: ранено, контужено, травмировано 53753 чел. заболело 415932 чел. В их числе: офицеров и прапорщиков 10287 чел. сержантов и солдат 447498 чел. рабочих и служащих 11905 чел. Из 11654 чел уволенных из армии в связи с ранениями, увечьем и тяжелыми заболеваниями стали инвалидами: 10751 чел. В том числе: первой группы 672 чел. второй группы 4216 чел. третьей группы 5863

чел. Потери техники и вооружения составили: самолетов 118 вертолетов 333 танков 147 БМП, БМД, БТР 1314 орудий и минометов 433 радиостанций и командно-штабных машин 1138 инженерных машин 510 автомобилей бортовых и бензовозов 11369 Краткая справка о награжденных и о национальном составе погибших Источник: Ляховский А. А Забродин В.М. Тайны афганской войны. М.: Планета, 1991. Награждено медалями и орденами

СССР 200153 человека, из них 10955 человек — посмертно. Звания Героя Советского Союза удостоены 71 человек, из них 25 — посмертно. Среди награжденных — 110 тысяч солдат и сержантов, около 20 тысяч прапорщиков, более 65 тысяч офицеров и генералов, более 2,5 тысяч служащих СА, в том числе — 1350 женщин. За 110 месяцев войны в Афганистане погибло: Русские 6888 чел.

Армяне 95 чел. Ингуши 12 чел. Татары 442 чел. Украинцы 2376 чел. Молдаване 194 чел Кабардинцы 25 чел Тувинцы 4 чел. Белорусы 613 чел. Литовцы 57 чел. Калмыки 22 чел. Удмурты 22 чел. Узбеки 1066 чел. Латыши 23 чел. Каракалпаки 5 чел Чеченцы 35 чел. Казахи 362 чел. Эстонцы 15 чел Карелы 6 чел.

Чуваши 125 чел. Туркмены 263 чел. Абхазы 6 чел. Коми 16 чел. Якуты 1 чел. Таджики 236 чел. Балкарцы 9 чел. Марийцы 49 чел. Другие народы и национальности 168 чел. Киргизы 102 чел. Башкиры 98 чел. Мордва 66 чел. Грузины 81 чел. Буряты 4 чел. Народности Дагестана 101 чел. Азербайджанцы 195 чел.

Евреи 7 чел. Осетины 30 чел. Безвозвратные потери Советского Союза в Афганской войне Данные Генштаба МО СССР ( Источник: газета "Правда" от 17.08.1989 года) 1979 год 86 чел. 1980 год 1484 чел. 1981 год 1298 чел. 1982 год 1948 чел. 1983 год 1446 чел. 1984 год 2346 чел. 1985 год 1868 чел.

1986 год 1333 чел. 1987 год 1215 чел. 1988 год 759 чел. 1989 год 53 чел. Советские потери, согласно оценкам западных экспертов Ряд западных экспертов оценивает безвозвратные потери СССР приблизительно в 40 000 человек. Документального подтверждения этих цифр на сегодняшний день нет. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 1) “США и региональные конфликты”

М.: Наука,1990 г. 2) Гареев. М “Афганская проблема - три года без советских войск”-//Международная жизнь № 2, 1992 г. 3) Волков А. Ввод советских войск в Афганистан. 4) Громов Б.В. Ограниченный контингент. М.: Прогресс – Культура, 2002 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Product placement: Троянский конь
Реферат Расторжение трудового договора по инициативе работника по собственному желанию 2
Реферат Bessie Smith Essay Research Paper Bessie SmithMeredith
Реферат Льюис Мериветер
Реферат Окончание предварительного расследования с составлением обвинительного заключения
Реферат Примеры решения задач по программированию
Реферат Влияние языка рекламы на обогащение лексического состава русского языка
Реферат Сущность бюджетной системы в Российской Федерации
Реферат Программа контроля учебного процесса образовательного учреждения 2
Реферат Принципы разработки алгоритмов и программ для решения прикладных задач
Реферат 1. Реєстрація випуску облігацій, що проводиться Державною комісією з цінних паперів та фондового ринку, не може розглядатися як гарантія вартості цих облігацій
Реферат Самостоятельные работы для тематического контроля знаний учащихся на уроках алгебры в 8 классе
Реферат Европейская Конвенция по правам человека и основным свободам и российское законодательство
Реферат Правовая информатика 2
Реферат Комплексный экономический анализ деловой активности предприятия