Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Моделирование содержания и структуры тренировочного процесса (в том числе средств, методов и динамики нагрузок)

Моделирование содержания и структуры тренировочного
процесса (в том числе средств, методов и динамики нагрузок)

Кандидат педагогических наук, доцент А.Г. Баталов,
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Для
того чтобы изменить количественные и качественные параметры состояния
спортсмена до состояния готовности, обеспечивающей реализацию целевой соревновательной
деятельности, необходимо избрать адекватный состав средств и методов
воздействия, а также оптимальную структуру их применения в заданном интервале
времени.
1. Моделирование состава средств и методов
тренировочного процесса

Мы
исходим из того, что потенциальные возможности трансформации исходного
состояния спортсмена в целевое состояние определяются прежде всего методикой
целевой физической подготовки спортсмена. Основная функция специальной
физической подготовки состоит в последовательной интенсификации режима работы
организма спортсмена, обеспечивающего адекватные процессы развития и
приспособления к специфическим условиям целевой соревновательной деятельности.
Практическим выражением этой функции является достижение необходимой
функциональной и структурной подготовленности организма спортсмена для
совершенствования технико-тактического мастерства и планомерного выхода на
скорость выполнения соревновательного упражнения.

Такой
подход к пониманию функций целевой физической подготовки требует определения
состава средств и методов тренировочных воздействий в аспекте их сходства и
различия с целевой соревновательной деятельностью, по отношению к которой
строится подготовка в пределах большого подготовительно-соревновательного
цикла. Исходя из этого признака, все упражнения можно разделить на три основные
группы. К первой относятся упражнения, в которых все элементы целевой
соревновательной деятельности по возможности представлены в
"собранном" виде, т.е. относительно целостно моделирующие соревновательную
деятельность (модельно-целевые), ко второй - упражнения, содержащие частичные
признаки модели (смешанные), и к третьей - упражнения, в которых признаки
модели соревновательной деятельности практически отсутствуют (преимущественно
общеподготовительные) [13, 14].

Установленные
в практике лыжных гонок средства тренировки используются как упражнения,
формирующие высокий уровень специальной физической подготовленности спортсмена.
По степени и направленности воздействия эти упражнения подразделяются на развивающие
и поддерживающие достигнутый уровень тренированности. Эта группа упражнений
создает объективные возможности для освоения спортсменом режима сверхнагрузок,
т.е. режима и характера работы, соответству ющего целевой соревновательной
деятельности. И в этом аспекте необходимо выделить упражнения, условия и способ
выполнения которых позволяли бы наиболее адекватно моделировать основные
параметры целевой соревновательной деятельности. К таким упражнениям относятся
упражнения модельно-целевого типа.

Наряду
с традиционными методами формирования нагрузки модельно-целевой способ
построения спортивной подготовки требует выделения специфических методов. К ним
относятся методы частично моделирующего упражнения, в которых соревновательная
деятельность моделируется лишь фрагментарно, и методы целостно-приближенного
упражнения, где соревновательные действия, их комбинации и сопряженные с ними
параметры нагрузки моделируются по возможности в целостном виде [13]. Этой
группе упражнений присущи определенные признаки. Для использования указанных
методов в подготовке лыжников-гонщиков высокого класса нами разработаны
основные внешние и внутренние признаки методов моделирующего упражнения. При их
разработке учитывались основные факторы специфичности нагрузок в модельно-целевом
способе построения спортивной тренировки. Один из факторов специфичности
заключается в том, что механизмы энергообеспечения мышечной деятельности
адаптируются теми механизмами, которые используются в тренировочном процессе.
Одновременно с этим снижается эффективность механизмов производства энергии,
используемых в меньшей степени. Следующий фактор специфичности - тренировка
определенных групп мышц и их клеток. Необходимый белковый синтез происходит
именно в тех мышцах и частях мышц, которые обеспечивают работу непосредственно
в процессе тренировки. И, наконец, еще один фактор специфичности связан с
деятельностью нервной системы. Под влиянием тренировки в центральной нервной
системе формируется "память движения", т.е. модель тех движений,
орбит движений, сил, скоростей движений и т. п., которые используются
непосредственно в процессе тренировки. Причем эта модель не должна значительно
отличаться от модели движений, которая требуется для реализации целевой
соревновательной деятельности.

Таким
образом, к основным внешним признакам методов моделирующего упражнения следует
отнести:

-
длительность работы (время, километраж) должна быть не менее 50% от целевой
соревнова тельной деятельности;

-
тренировочные упражнения должны быть из категории модельно-целевых и смешанных;

-
структура отрезка дистанции или дистанции в целом относительно рельефа
соревновательной трассы должна моделировать ее характерные параметры (длину и
крутизну подъемов, их расположение на трассе и др.);

-
скорость (длина и частота шагов) и ее дистанционная динамика при передвижении
на лыжах и лыжероллерах должны соответствовать модели динамики целевой
соревновательной скорости;

-
тактика применения различных способов передвижения (техника соревновательного
упражнения) должна соответствовать прогнозируемому целевому варианту;

-
тренировка проводится в форме соревнований с установкой на максимальный
результат.

Таблица
3. Модельные характеристики целевой соревновательной деятельности на дистанции
30 км классическим стилем (женщины-мсмк)




Внешние параметры деятельности







Целевой спортивный результат -
1ч 34 мин 47с







К характерным структурным
особенностям дистанции в зависимости от рельефа соревновательной трассы
относятся: подъемы категорий А, В, С общей протяженностью 12 210 м (40,7%);
спуски средней сложности общей протяженностью! 1 910 м (39,3%), средняя
крутизна - 8,4%; холмистые участки трассы составляют 5880 м (20,0%);
соотношение, точная характеристика и расположение участков трассы
представляются на схеме и профиле трассы







Условия скольжения: kтр ск =
0,025 -0,027 (коэффициент трения скольжения)







Основные способы передвижения
по трассе: на подъемах категорий А, В, С используется попеременный двухшажный
ход, который по мере увеличения крутизны подъема переходит в "скользящий
подъем", "беговой подъем" и подъем "елочкой"; да
холмистых участках чередуются попеременный двухшажный (до 20%), одновременный
бесшажный (50%) и одношажный (30%) ходы; спуски преодолеваются активно в
средней стойке







Соревновательная дистанция 30
км включает в себя 3 круга по 10 км. Среднедистанционная скорость
соревнований составляет 5,27 м/с-1. Средняя скорость первой трети дистанции
(10 км) - 5,53м/с-1 (30 мин 08 с). Средняя скорость третьего 10-километрового
круга должна быть в пределах 5,03м/с-1 (33 мин 08 с)







Внутренние параметры
функционирования







ЧССсрд, % от макс = 87,8%, с
учетом характера пересеченности рельефа трассы вариативность частоты пульса
может достигать 8%







VO2срд, % от макс = 82,4 %







Индивидуальный анаэробный порог
к моменту главных соревнований составляет приблизительно 90% от максимальной
величины пульса (или примерно 85,5% от VO2макс)







Соотношение биохимических
механизмов энергообеспечения целевой соревновательной деятельности: работа на
подъемах (средней продолжительностью от 1,5 до 4 мин) обеспечивается преимущественно
анаэробным и аэробным углеводным ресинтезом АТФ с преимуществом мощностного
компонента этого источника, основным субстратом которого является гликоген
мышц; энергообеспечение работы на холмистых, равнинных участках трассы и на
спусках обеспечивается преимущественно аэробным фосфорилированием с
мощностным и емкостным компонентами этого источника, основными субстратами
которых является гликоген мышц и печени. С увеличением времени работы к
углеводному ресинтезу активнее подключается липидный ресинтез АТФ







Эффективность соревновательной
деятельности: пульсовая стоимость одного метра пути (Р1м) в среднем равна
0,5553 (при индивидуальной ЧССмакс = 200 уд/мин-1)






Основной
внутренний признак методов моделирующего упражнения - характер и уровень
напряженности систем и органов организма спортсмена, которые должны
соответствовать целевой или быть близкими к ней, при этом время воспроизведения
напряженности - в пределах > 50 - 100% от целевой соревновательной
деятельности.

Упражнения,
моделирующие целевую соревновательную деятельность, приобретают статус особого
метода тогда, когда модельно-целевые нагрузки воспроизводятся серийно с
интервалами, позволяющими гарантировать кумуляцию эффекта
модельно-соревновательной деятельности [14].

В
табл. 3 представлены основные параметры, характеризующие внешнюю и внутреннюю
стороны целевой соревновательной деятельности лыжниц-гонщиц (уровень мсмк,
прогноз на предстоящий годичный цикл) на дистанции 30 км классическим стилем с
параметрами рельефа трассы, предусмотренными правилами ФИС.

В
соответствии с данной целевой соревнова тельной деятельностью к группе
модельно-целе вых упражнений могут быть отнесены:

-
упражнения на лыжах и лыжероллерах с использованием способов передвижения,
аналогичных соревновательному упражнению, с напряженностью, равной целевой или
близкой к ней, и в условиях, моделирующих основные внешние параметры
соревновательной деятельности;

К
группе смешанных упражнений:

-
прыжковая имитация попеременного 2-шажного классического хода на подъемах с
палками;

-
кросс в сочетании с имитацией (прыжковой, шаговой, с палками, без палок)
попеременного 2-шажного классического хода на подъемах;

-
кросс по пересеченной местности, моделирующей рельеф соревновательной трассы.

К
группе преимущественно общеподготовительных упражненийотносятся:

-
приближенные к группе модельно-целевых и смешанных упражнений: упражнения на
специальных имитационных тренажерах, кросс, бег, ходьба, велоезда, гребля,
плавание и др.;

-
контрастные по отношению к модельно-целе вым и смешанным: спортигры, упражнения
силового, скоростного, координационного характера и др.

Таким
образом, при формировании в организме спортсмена единой
функционально-двигательной системы, обеспечивающей в конечном итоге реализацию
целевой соревновательной деятельности, все средства и методы воздействия должны
быть подобраны на основании структуры и функциональной активности типичной
целевой соревновательной деятельности, т.к. их специфичность в большей мере
приближает к особенностям целевого спортивного результата, чем любые другие
средства подготовки.
2. Моделирование динамики нагрузок макроцикла

На
рис. 8 и 9 представлена количественная характеристика работы, выполненная в
предолимпийском цикле тренировки Ю. Чепаловой с использованием модельно-целевых
спортивных упражнений (передвижение на лыжах и лыжероллерах в 3 - 4-й зонах
интенсивности), смешанных ( передвижение на лыжах и лыжероллерах во 2-й зоне
интенсивности, в имитации и кроссе с имитацией во 2 - 4-й зонах интенсивности,
в кроссе по трассам, моделирующим сновные параметры соревновательной трассы, в
3 - 4-й зонах) и преимущественно общеподготовительных упражнений (все
упражнения, не вошедшие в группу модельно-це левых и смешанных).



Рис.
8. Динамика параметров объема работы (км) за месяц, выполненных с
использованием моделирующих, смешанных и общеподготовительных упражнений в
предолимпийском цикле тренировки Ю. Чепаловой



Рис.
9. Соотношение параметров объема работы (%), выполненных с использованием
моделирующих , смешанных и общеподготовительных упражнений в предолимпийском
цикле тренировки Ю. Чепаловой

В
динамике соотношений объема работы с применением рассматриваемых упражнений
присутствуют два выраженных периода: первый период динамичного увеличения с
последующей стабилизацией объема работы с использованием смешанных и
общеподготовительных упражнений (май - сентябрь) и второй период, в котором на
фоне постепенного снижения объема работы в упражнениях смешанного и
преимущественно общеподготовительного характера (сентябрь - февраль) объем
работы с применением упражнений модельно-целевого типа постепенно увеличивается
и стабилизируется на уровне в среднем примерно 10-12% от общего объема работы
вплоть до кануна главных соревнований сезона (Олимпийских игр 1998 г. - с 12 по
20 февраля). Наибольший процент применения модельно-целевых упражнений
относительно других зарегистрирован в первый месяц соревновательного периода -
в декабре, их доля составила примерно 20%. Из диаграммы видно, что доля
упражнений моделирующего характера с начала подготовительного периода и до начала
главных соревнований сезона увеличилась более чем на 10%.

С
целью выявления закономерностей в динамике (траектории) уровня приближенности
подготовительно-соревновательной деятельности к целевой и вариативности его
воспроизведения в годичном цикле тренировки разработана методика определения
интегрального коэффициента приближенности (Кп), в которой за единицу
принимаются основные параметры, характеризующие целевую соревновательную
деятельность. Кп определяется как произведение пяти коэффициентов, соответствующих
различным характеристикам спортивной нагрузки: упражнению, стилю, зоне
интенсивности, продолжительности упражнения и методу его выполнения.

Оценка
всех упражнений, примененных в предолимпийской подготовке Ю. Чепаловой,
относительно ее целевой соревновательной деятельности (30 км, F: 20.02.1998 г.)
свидетельствует о цикличности воспроизведения спортивных нагрузок и чередовании
"острых" модельно-целевого типа нагрузок (Кп>0,5) и нагрузок
подготовительного характера. В динамике нагрузок модельно-целевого характера на
всем протяжении подготовки, от начала до кануна главных соревнований,
присутствуют два этапа. Этап с умеренной тенденцией увеличения концентрации
целевой деятельности (июнь - октябрь) и этап с динамичным ростом доли
спортивных нагрузок с высокой концентра цией целевой деятельности - с ноября до
кануна главных соревнований (рис. 10, 11).



Рис.
10. Оценка динамики параметра интегрального коэффициента в предолимпийском
цикле подготовки Ю. Чепаловой



Рис.
11. Динамика среднемесячного показателя в предолимпийском цикле подготовки Ю.
Чепаловой

Система
соревнований, реализованная Ю. Чепаловой (рис. 12), также имеет ряд характерных
признаков модельно-целевого способа построения соревновательного цикла. К ним
относятся: закономерное чередование "острых", по возможности
приближенных к целевой деятельности, нагрузок и нагрузок
контрольно-подготовительного характера; неуклонное и постоянное увеличение
концентрации целевой деятельности с выходом на целевую деятельность в расчетное
время главных соревнований; локально-избирательная структура системы
соревнований, состоящая из четырех серий стартов с увеличенным интервалом
времени, без участия в ответственных соревнованиях перед главными стартами
сезона; траектория динамики

становления
спортивной формы, диктуемая реальным временем участия спортсменки в главных
соревнованиях (подробнее см. А.Г. Баталов, Н.А. Храмов. Подходы к моделированию
индивидуальных целевых систем соревнований высококвалифицированных
лыжников-гонщиков /Бюллетень № 5 ЦАО. - М.: РИО РГАФК, 2000).

В
представленном материале автор попытался обосновать возможность использования
модельно-целевого способа построения спортивной тренировки в подготовке
высококвалифицированных лыжников-гонщиков. При наличии объективных трудностей
осуществления такого подхода в зимних циклических видах спорта (переменные
внешние условия тренировочной и соревновательной деятельности) модельно-целевой
подход объективно позволяет придать всему процессу формирования и реализации
спортивного макроцикла осознанную целенаправленность и реалистичность. Это
выражается в самой технологии модельно-це левого подхода, которая предполагает
системное единство всех входящих в нее операций: выбор индивидуальной
объективно доступной спортивной цели; всестороннюю характеристику внешних и
внутренних параметров целевой соревновательной деятельности; моделирование
необходимых для целевого результата сдвигов подготовленнос ти спортсмена; выбор
адекватных средств и методов спортивной тренировки и структуры их применения,
обеспечивающих выход спортсмена на уровень подготовленности, необходимый для
реализации целевой деятельности в установленном интервале времени.



Рис.
12. Динамика показателя интегрального коэффициента в системе соревнований Ю.
Чепаловой
Список литературы

1.
Баландин В.И., Блудов Ю.М., Плахтиенко В.А. Прогнозирование в спорте. - М.:
ФиС, 1986. - 193 с.

2.
Баталов А.Г., Кубеев А.В., Манжосов В.Н. Контроль спортивной нагрузки в лыжных
гонках. / Тр. ученых ГЦОЛИФКа. - М.: РИО ГЦОЛИФК, 1993, с. 217 - 225.

3.
Баталов А.Г. и др. Таблицы эквивалентных результатов в лыжных гонках. - М.:
ФиС, 1999. - 500 с.

4.
Баталов А.Г., Храмов Н.А. Подходы к моделированию индивидуальных целевых систем
соревнований высококвалифицированных лыжников-гонщиков / Бюлл. № 5 ЦАО. - М.:
РИО РГАФК, 2000.

5.
Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.:
ФиС, 1988. - 329 с.

6.
Верхошанский Ю.В. Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки
//Теор. и практ. физ.культ. 1998, № 7, с. 41 - 54.

7.
Ермаков В.В. Техника лыжных ходов: Учебн. пос. Смоленск, 1989. - 77 с.

8.
Кубеев А.В., Баталов А.Г. Тренеру о микрокомпьютере МК-85 //Теор. и практ. физ.
культ. 1995, № 2, с. 34 - 35; № 3, c. 32 - 33.

9.
Манжосов В.Н. Тренировка лыжников-гонщиков (Очерки теории и методики). - М.:
ФиС, 1986. - 95 с.

10.
Мартынов В.С. Комплексный контроль в лыжных видах спорта. - М.: ФиС, 1991. -
171 с.

11.
Матвеев Л.П. Проблемы периодизации спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1964,
1965; модернизированные переводы - 1996-1998 гг.

12.
Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. - М.: ФиС, 1977. - 280 с.

13.
Матвеев Л.П. Общая теория спорта. - М.: Воениздат, 1997. - 304 с.

14.
Матвеев Л.П. Модельно-целевой подход к построению спортивной подготовки //Теор.
и практ. физ. культ. 2000, № 26, с. 28 - 37; № 3, с. 28 - 37.

15.
Платонов В.Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте. - Киев:
Олимпийская литература, 1997.

16.
Проблемы моделирования соревновательной деятельности / Сб. научн. статей, ред.
Б.Н. Шустин. - М.: ВНИИФК, 1985.

17.
Раменская Т.И. Биоэнергетическое моделирование соревновательной деятельности
сильнейших лыжников-гонщиков на XVIII зимних Олимпийских играх (Нагано, 1998)
//Теор. и практ. физ. культ. 2000, № 2, с. 6 - 12.

18.
Современная система спортивной подготовки / Под ред. Ф.П. Суслова, В.Л. Сыча,
Б.Н. Шустина - М.: СААМ, 1995. - 445 с.

19.
Уилмор Дж.Х., Костилл Д.Л. Физиология спорта и двигательной активности. (Пер. с
англ.). - Киев: Олимпийская литература, 1997.

20.
Kantola H., Rusko H. Hiihto - ja kesta vyysharjoittelun perusteet //Yiihto
sydamen aiiaksi. - 1986. - 75-94, Suomi.

21. Neumann D. Sci di fondo е valutazione funzionale. Rivista di
cultura sportiva, 1987, n 7 - 8, p. 87 - 93.

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Диагностика внутренних болезней (инфаркт миокарда)
Реферат Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением, для объектов использования атомной энергии
Реферат Кукрыниксы
Реферат "Стихотворения в прозе" И.С.Тургенев
Реферат Развитие творческих способностей младших школьников на уроках окружающего мира по проекту Н Ф Виноградовой
Реферат Завести ребенка О чем разговор
Реферат Biligual Education Essay Research Paper For the
Реферат Товароведение продовольственных товаров и экспертиза хлеба
Реферат Преподавание оригами
Реферат Партия чёрных пантер
Реферат The Relationship Between Snowball And Napoleon In
Реферат Господа Головлевы
Реферат Профессионально – квалифицированный состав и структура кадров. Движение кадров и показатели их оборота
Реферат Схемотехника основных блоков радиопередающего устройства
Реферат Birdhouse Essay Research Paper My Own Two