Реферат по предмету "Социология"


Классическая социология.

Московский государственный университет, ф-т социологии.
Реферат по введению в специальность
Тема:
Классическая социология.
Выполнила: Захарова Т. А., 101 гр., вечернее отделение. Проверила: Мирошниченко Г. Л.
2001 год.
Социология как наука возникает около 150-200 лет назад. Именно в этот период она выделяется в качестве самостоятельной дисциплины, изучающей общество как целостную систему, развитие и функционирование элементов этой системы – социальных институтов. Причины этого выделения – это, с одной стороны, быстрое развитие капиталистического общества и нарастающая динамика социальных конфликтов, которые требовали не только социально- философского, но и «позитивно-политического» (термин О. Конта) объяснения; с другой стороны, бурное развитие других близких к социологии наук, таких как экономика, история, статистика (в особенности социальная), и др. Этот первый период развития социологии в начале – первой половине (((в. получил название классической социологии.
«Отцом-основателем» социологии считается Огюст Конт (1798-1857). Именно он впервые ввел в употребление сам термин «социология». Создав собственную классификацию наук, на ее вершину он поместил социологию, как наиболее, по его мнению, важную.
Введя новую науку, Конт резко отграничил ее от социальной философии (из которой она фактически вышла), призывая к тому, чтобы социология отказалась от «умозрительных» рассуждений, метафизики и теологии. Социология должна была стать точной наукой подобно физике или биологии и использовать методы естественных наук, такие, как наблюдение, эксперимент, сравнение, исторический метод и т.д. Новая наука должна отказаться от «неразрешимых» вопросов, т. е., таких, нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть с помощью известных фактов, доступных эмпирическому наблюдению. Подобный взгляд на науки, в целом достаточно распространенный в интеллектуальной среде Европы (((в. и получивший название позитивизма, объясняется феноменальными успехами естествознания того времени. Конт, так же увлекшись достижениями естественных наук, развивает учение об органической аналогии: общество уподобляется организму, их развитие и структура сходны. Составными частями общества являются индивиды, и, подобно частям организма, они подчиняются целому, т.е., обществу.
Конт выделил в социологии два раздела, назвав их подобно разделам физики: статику и динамику. Статика изучает общество в некой целостности и рассматривает функции его отдельных частей; она сходна с анатомией. Динамика выводит общие законы эволюции общества. По Конту, общество проходит в своем развитии три стадии, связанные с прогрессом «типов познания»:
. примитивные общества – теологическое познание;
. феодальное общество – метафизическое познание;
. индустриальное общество – «позитивное», т.е., научное познание.
Эволюция общества заключается в том, что оно становится все более сложным, дифференцированным, специализированным.
Несмотря на то, что Конт был сторонником позитивизма и негативно относился к социальной философии, его социология все еще оставалась ее (социальной философии( разновидностью, т.е., сугубо теоретической областью знания, тяготеющей к общим рассуждениям и схоластическим построениям.
Английский социолог Герберт Спенсер считается основоположником двух направлений социологии :органицизма и эволюционизма. Одной из центральных идей его теории была общая теория эволюции, которая трактовалась как переход от бессвязности к связности, от неопределенности к определенности, от однородности к разнородности; это универсальный процесс, охватывающий все формы бытия, в том числе и общество, которое мыслилось высшим ее проявлением. По мере развития усложняется структура общества, его составные части становятся все более непохожими друг на друга, а, следовательно, все более взаимозависимыми. Неудачные действия одной части общества уже не могут быть компенсированы действиями другой, а это значит, что сложные общества более уязвимы и хрупки. Эта уязвимость требует создания некой регулятивной системы, которая бы контролировала бы действия составных частей и их регуляцию. По характеру этой системы Спенсер делил общества на два типа: «воинствующие», регулируемые путем жесткого принуждения, и «индустриальные», где контроль и централизация слабее. Координация действий в обществе, по мнению Спенсера, сходна с координацией в живом организме.
Что же касается индивида и его положения в обществе, то Спенсер рассматривал его двояко. Хотя индивид и есть часть целого, но это не обычная часть, а такая, которая характеризуется многими признаками целого и обладает относительной свободой в рамках общественного организма. Общество тем и отличается от организма, что в нем целое (т.е., общество) существует ради частей (т.е., индивидов).
Спенсер считал, что в обществе действуют те же механизмы естественного отбора, что и в природе. Поэтому любое постороннее вмешательство вроде благотворительности, государственного контроля, социальной помощи мешает нормальному течению естественного отбора, а значит, это делать не стоит.
Социологическая теория Спенсера считается предшественницей структурного функционализма. Спенсер первым применил в социологии понятия структуры и функции, системы, института. В своих работах он отводил большое место проблеме объективности социологического знания.
Кризис биолого-натуралистических взглядов в конце (((в. способствовал усилению психологической тенденции в социологии. В этот момент она тесно сближается социальной психологией.
Габриэль Тард (1843-1904) развил общую теорию законов природы и общества. Согласно этой теории, которая, как считал Тард, выводила социологию в ранг подлинной науки, все науки в целом стремятся к тому, чтобы рассматривать все существующее с трех точек зрения: повторения, приспособления, противопоставления. Закон повторения применительно к социологии получил название закона подражания. Элементарное социальное отношение по Тарду есть передача или попытка передачи верования или желания. Всякое нововведение есть продукт индивидуального творчества, результат творческого акта воображения. Успешная адаптация новшества вызывает волну повторений, принимающих форму подражания. Эти выводы во многом предвосхитили развитие теории массовых коммуникаций и психологии общения.
Французский ученый Гюстав Ленбон (1841-1931) пытался выявить соотношение индивидуального и массового начал в социальных процессах. По его мнению, носителем сознательного, организующего начала в общественных процессах является элита; основная же масса людей - толпа - является носителем слепостихийного поведения. В (((в. европейское общество вступает в «эру толпы», когда интересы отдельной личности растворяются в массовых, и культура также приобретает откровенно массовый характер. Задачу социологии как науки Ленбон видел в умении предвидеть стихию коллективных эмоций и действий.
Итальянский исследователь Вильфредо Парето (1848-1923) продолжил традиции как позитивизма, так и психологического направления в социологии. Стремясь разработать такие принципы построения социологического знания, которые бы обеспечили его достоверность, надежность и обоснованность и сделали бы социологию такой же точной как физика или астрономия, он разработал метод, который назвал «логико-экспериментальным». Он предлагал пользоваться только эмпирически обоснованными описательными суждениями, строго соблюдая логические правила при переходе от наблюдения к обобщению. Этические и вообще ценностные элементы в теории, по мнению Парето, всегда ведут к искажению, фальсификации фактов, и потому подлежат устранению. Парето подверг сомнению отношение причинности, поскольку оно выражает отношение, которое нельзя наблюдать. Он так же считал, что, поскольку каждое социальное явление – функция нескольких переменных, то социология должна принимать во внимание все факторы, действующие в обществе.
Парето так же утверждал, что история движется благодаря не сознательным актам человеческого волеизъявления, а благодаря скрытым импульсам или реликтам. История имеет скорее иррациональный, чем разумный смысл. Логика, научная теория и идеология лишь маскируют проявления инстинктов; задача же социологии как раз и состоит в том, чтобы изучать инстинкты, прояснять их смысл и через них угадывать скрытые пружины человеческого поведения и социального действия.
Классиком французской социологии считается Эмиль Дюркгейм (1857-1917). В его понимании социологии прослеживаются две тенденции: натурализм и социологический реализм.
Апеллируя к общенаучным понятиям в духе первой из них, Дюркгейм говорит, что для превращения социологии в самостоятельную науку необходимо наличие особого предмета, изучаемого исключительно ею. Под таким предметом он понимал социальные факты, совокупность которых – общество. Социальные факты – это всякий образ действия, четко определенный или нет, но способный оказывать на индивидов внешнее давление и имеющий собственное независимое существование. В своей работе «Правила социологического метода» Дюркгейм формулирует правила, определяющие специфику социального факта: 1. необходимо рассматривать социальные факты как вещи, т.е.:
V социальные факты внешни для индивидов;
V социальные факты могут быть объектами в том плане, что они материальны, т.е., строго наблюдаемы и безличны;
V факты связанны между собой отношениями причинности. 2. при изучении социальных фактов социологу необходимо освободиться от личных пристрастий, предрассудков и идеологических систем, т.к. это приводит к искажению социальных фактов; 3. целостная система первична перед составляющими ее частями, т.е.:
V источник социальных фактов находится в обществе, а не в мышлении и поведении индивидов;
V общество есть автономная система со своими законами функционирования.
Таким образом, Дюркгейм выступал против чрезмерной индивидуализации истории и общественной жизни, полагая, что общество есть особая целостность, элементарной ячейкой которого являются не отдельные индивиды, а более сложные коллективные комплексы. В этом плане социология предстает как общетеоретическая и общеметодологическая основа для всех наук.
Дюркгейм подчеркивал важность солидарности в современном обществе. Существует два типа солидарности: механическая и органическая, и общество развивается от первой ко второй. Механическая солидарность, характерная для примитивных обществ, основана на сходстве людей, общество сплочено т.к. индивиды еще не дифференцированы. По мере усложнения связей между людьми возникает органическая солидарность, порожденная разделением труда и основанная не на сходстве, а на различии между людьми, т.к. все зависят друг от друга. Но в современном обществе эта солидарность может нарушаться - возникает аномия - распад норм, а поэтому необходимо тщательно следить за сохранением солидарности. Дюркгейм считал, что важным условием солидарной, согласованной деятельности рабочих является соответствие выполняемых ими функций их способностям и наклонностям; т.е. дифференциация общества должна строится не на социальных привилегиях, а на различии индивидуальных способностей каждого.
Особый вклад в развитие социологии внесли немецкие ученые – Г. Зиммель, Ф. Теннис, М. Вебер. По мнению этих исследователей, социология должна была бы занимать промежуточное положение между естественными и гуманитарными науками. Как естественная наука, она должна сохранять приверженность к точным фактам и причинным объяснениям; но в то же время как гуманитарная наука, она не должна избегать такого метода как понимание; т.е., объяснение и понимание не противопоставляются, а дополняют друг друга.
Георг Зиммель (1858-1918) развил так называемую «формальную социологию». Социология должна отделяться от всех наук не путем выбора «незанятого» предмета изучения, а как метод науки, не обладающий собственным содержанием, но выявляющий закономерности, недоступные другим наукам. Все общественные науки пользуются социологическим методом выявления закономерностей в рамках традиционного предмета – это общая социология; чистая же или «формальная» социология должна описывать и систематизировать чистые формы «социации» (или общения). Она должна служить выработке ориентиров, позволяющих исследователям в других науках об обществе подходить к своему предмету более «социологично», т.е., осознанно. «Формальная» социология по отношению ко всем другим наукам должна выполнять методологическую функцию, становясь своеобразной теорией познания частных общественных наук.
Фердинанд Теннис (1855-1936) предложил дифференцировать социологию на три вида: теоретическую, прикладную и эмпирическую. Он так же выступал за свободу от ценностей как принцип научной социологии.
Что же касается его взгляда на общество, то Теннис придавал огромное значение понятию воли, причем рассматривал ее не как чисто психологический фактор, а отождествляя волю и разум. По Теннису, побуждение к совместной социальной жизни исходит от воли, т.е., от разума. Теннис различал волю, поскольку в ней содержится мышление, и мышление, поскольку в нем содержится воля. Первый тип воли – «сущностная» воля, второй – «избирательная». В общине, где социальные связи основаны на привязанности, душевной склонности, а социальное целое предшествует частям, господствует первый тип; в обществе, где социальные связи основаны на рациональном обмене, смене находящихся во владении вещей, а целое складывается из частей, - второй.
Макс Вебер (1864-1920) – один из наиболее влиятельных ученых- социологов, во многом способствовавший становлению исторической социологии. Вебер стремился выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотически разбросанные данные о социальных феноменах, происходящих в разных странах.
Вебер считал, что в социологии невозможно применять методы естественных наук, и, говоря об обществе, невозможно вывести законы, подобные естественным. Однако Вебер также критиковал и метод «непосредственного вживания», т.к. он страдал субъективизмом и психологизмом. В качестве одной из основных методологических конструкций социологии Вебер разработал концепцию «понимания». «Понимание» есть раскрытие сущности всей социальной реальности, человеческой истории, причем подчеркивался рационалистический характер этой операции: это скорее систематическое и точное исследование, чем просто «переживание» социального феномена.
Вебер развил концепцию свободы науки от ценностных суждений, однако не отрицал полностью значения оценок. По его мнению, ценности должны фигурировать в начале и в конце исследования; процесс же сбора данных, точное наблюдение, систематическое их сравнение должны быть беспристрастны.
По Веберу, основной объект исследования социологии есть социальные действия. Это такие действия индивидов, которые, во-первых, осознанны (а не чисто реактивны), и, во-вторых, тем или иным образом затрагивают интересы, оказывают влияние на других индивидов. Вебер выделял 4 типа социальных действий: аффективные, традиционные, ценностно-рациональные и целерациональные.
Вебер ввел концепцию «идеальных типов». «Идеальный тип» есть логически сконструированное понятие, выводящееся индуктивно из реального мира социальной истории и позволяющее выделить основные черты исследуемого социального феномена. По Веберу, это не статическое, а динамическое понятие, меняющееся вслед за изменениями в обществе. Вебер так же работал над социологией религии, социологией политики, исследовал феномены бюрократии и «рационализации».
Говоря о немецкой социологии ((( века, невозможно не упомянуть Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895). Сами они никогда не называли себя социологами, но влияние, оказанное ими на социологию ((( и (( века, огромно.
Маркс и Энгельс разработали концепцию общественно-экономических формаций, основанную на материалистическом понимании истории. Общество развивается от формации к формации. Каждая общественно-экономическая формация состоит из базиса – совокупности общественных отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения и потребления материальных благ, где главное – собственность на средства производства, и надстройки – совокупности политических, правовых, идеологических, культурных взглядов, учреждений, отношений, не охваченных базисом. Базис определяет надстройку, т.е., характер любого общества определяется характером организации экономики (экономический детерминизм). В основе выделения классов лежат отношения собственности. Источник развития общества – внутри самого общества, и законы его развития объективны, т.е., не зависят от людей, хотя и реализуются через их поведение. В определенный момент времени более динамично развивающиеся производственные силы (люди и средства производства) вступают в конфликт с производственными отношениями (сложившимися отношениями между классами по поводу средств производства), и этот конфликт в итоге завершается сменой формации; т.о., Маркс и Энгельс допускали наличие конфликта в самой сердцевине общества как нечто естественное и неизбежное, что дает основания считать их теорию своеобразной предшественницей такого направления в социологии как конфликтологии. Их концепция общественно-экономических формаций дала возможность подметить повторяемость явлений общественной жизни, объединить явления и процессы, происходящие в разных странах, понятием общественной формации.
Таким образом, в период с середины до конца (((в. социология выделяется как самостоятельная наука; формируется ее предметная область, начинают выделяться основные школы и направления. Как результат, в начале ((в. начинается процесс ее институционализации.
Литература:
1. «Социология», учебник для высших учебных заведений; Осипов Г. В.,
Тульчинский М. Р., Кабыща А. В. и др.; М., "Наука", 1995.
2. «Социология», учебное пособие; Елсуков А. Н., Бабосов Е. М., Данилов
А. Н., Соколова Г. Н., Яскевич Я. С. и др. под редакцией Елсукова;
Минск, "ТетраСистемс", 2000.
3. «Социология»; монография; Осипов Г. В. , Ю. П. Коваленко, Н. И.
Щипанов, Р. Г. Яновский; М., Мысль, 1990.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.