Эстетическая проституция
Проституция
бывает различных категорий. В числе их выделяется эстетическая, или
просвещенная, проституция, которая впоследствии наблюдалась в 1500 году в
Италии и в 1700 году во Франции. Проститутки, принадлежащие к этому классу,
славились как искусные певицы, музыкантши и флейтистки. Они вели совершенно
свободный образ жизни и занимались своим искусством особенно во время различных
религиозных празднеств. Гетеры эти не отдавались за деньги, подобно
обыкновенным проституткам диктериад, первому встречному, но следовали в этом
отношении своим симпатиям и антипатиям. Они часто по своему уму, образованию и
изяществу манер становились достойными подругами самых выдающихся людей Греции.
Их
можно разделить на две различные категории, которые обе и составляют
аристократию этого рода проституции: на гетер-наперсниц и гетер-философок.
Представительницы второй категории, находясь постоянно в обществе мудрецов и
поэтов, научились от них искусству трактовать о философии и других науках и
бывали посвящены во все современные вопросы, между тем как гетеры-наперсницы,
менее образованные, чем эти, отличались умением веселиться, оживленностью и
умом, благодаря которому им удавалось подчинить себе выдающихся людей своими
утонченными ласками, и репутацией. Так, например, в Египте с Птолемеем
Филопатором совершенно разделяла власть его гетера Агатоклея.
Но
к какому бы классу проститутки ни принадлежали, положение их в Древней Греции
было официально, и находились они всегда в зависимости от народа. Они,
например, не имели права самовольно оставлять пределы республики, не испросив
на то предварительно разрешения архонтов, которые давали его только в тех
случаях, когда были уверены, что уезжавшие вернутся назад на свое место
жительства.
Гетеры
занимались своим ремеслом совершенно свободно, публично, и это доказывает,
насколько нормальным явлением считалась во все времена проституция. Если
молодому афинянину нравилась какая-нибудь гетера, он, по словам Люциана,
Алкифрона и Аристофана, писал ее имя на стенах храма, прибавляя к нему
несколько лестных или шутливых эпитетов.
Утром
каждая куртизанка посылала свою рабыню читать на стенах храма надписи, и если в
числе их находилось и ее имя, то она в знак согласия отправлялась в храм и там
ожидала своего поклонника у своей надписи.
Эсхил
прямо говорит, что "гетеры торгуют собою у ворот храма".
Люциан
выражается более точно, говоря, что "большой рынок гетер находится в конце
двора храма, направо, около ворот Dipylon". Нередко любовный торг
совершался и у подножия той или другой статуи, воздвигнутой в честь
какого-нибудь знаменитого гражданина, павшего в бою.
Значение
проституции в жизни греков было так велико, что она породила даже особую,
специальную литературу. Так, например, Киллистрат написал "Историю
гетер", а Макон собрал наиболее остроумные изречения всех знаменитых
куртизанок.
Аристофан
Византийский, Апполодор и Горгий собрали сведения о жизни ста тридцати пяти
гетер, которые прославились у афинян и славные подвиги которых были достойны
того, чтобы о них узнало потомство. Те из них, клиентами которых были
военачальники, правители городов, жрецы и философы, подчинялись одному только
ареопагу, между тем как все прочие проститутки зависели обыкновенно от низших судебно-административных
учреждений.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.troek.net/