Реферат по предмету "Философия"


Философский дебют Артура Шопенгауэра

ФИЛОСОФСКИЙДЕБЮТ АРТУРА ШОПЕНГАУЕРАДокторскаядиссертация Шопенгауэра О четверояком корне закона достаточного основания в1847 г. была издана вторым, доработанным и расширенным изданием. В предисловиик своему главному труду Шопенгауэр указывал, что без знакомства с этой работойсовершенно невозможно как следует его понять, она является необходимымвведением и содержание е всюду здесь предполагается настолько, как если бынаходилось

в самой книге .Закон достаточного основанияслужит основанием всей его системы. Это всеобщий закон всякого бытия ипознания. На нем зиждутся все науки. Так как ничто не существует без основаниядля своего бытия, оно является тем самым и законом основания познания,принципом всякого объяснения Объяснить какую-нибудь вещь значит свестие данное содержание, или связь, к какой-либо форме закона основания .Коль скоро вс имеет сво основание, то почему можно назвать

матерьювсех наук .Однако вс то, чему до сих поручили о законе достаточного основания, не удовлетворяет Шопенгауэра. Постепенноважным является различение между основанием познания и основанием бытия причиной . Аристотель до известной степени обнаруживает правильный взгляд наэтот коренной вопрос, но до совершенно ясного сознания этой разницы он ещ недош л . Не дали удовлетворительного решения этого вопроса ни Декарт, ниСпиноза, ни Лейбниц, ни Юм. К правильному его решению вплотную подош л лишьКант, но противники

Канта к которым Шопенгауэр относит и его классическихпродолжателей вроде Шеллинга извратили его понимание, договариваясь до легкомысленной и вздорной болтовни , которая не заслуживает места средимнений серь зных и честных исследователей . Однако, заключает Шопенгауэр, как ниважно различие применений закона достаточного основания одно к суждениям,другого к измерениям самих вещей, есть слишком много примеров того, что выражения основание

и причина смешиваются иупотребляются безразлично .На ч м покоится наше убеждение вдостоверности и универсальности закона достаточного основания, этой архимедовойточки опоры всего познания? Имеем ли мы достаточные основания для уверенности внепререкаемой истине закона достаточного основания? Ответ Шопенгауэра на этотвопрос как и многое другое в его рассуждениях является неожиданным нет ибыть не может. В специальном параграфе О доказательствах этого закона онутверждает, что искать отдельного

доказательства для закона достаточногооснования это особенно странное заблуждение, которое свидетельствует онедостатке сообразительности . Любое доказательство предполагает доказательность,т. е. уже руководствуется законом достаточного основания. Тем самым ищущийтакого доказательства попадает в заколдованный круг он требует доказательствадля права требовать доказательства. Поскольку закон основания являетсяпринципом всякого объяснения, самый этот закон не подда тся дальнейшемуобъяснению,

ибо нет принципа, которыйобъяснял бы принцип всякого объяснения . Отсюда один шаг до утверждения,что не существует познания познания . Такое словосочетание либо тавтология, либо contradictio in se невозможно, чтобы познающий субъект отделился от познания и вс -таки познавалпри этом познание. Однако на деле, своей собственной философской практикой,Шопенгауэр опровергает это отрицание им металогики, гносеологии наряду сметафизикой его философское

учение вслед за Кантом прида т вс жепервостепенное значение признанному им непознаваемым познанию познания. Что жетакое вся его дианойология , как не познание познания?Закон достаточного основанияобнаруживает всевозможные связи и отношения, принимающие различные формысогласно различию рассматриваемых объектов познания. Лежащие в его основеразновидности отношений являются корнем этого закона. Все нашипредставления находятся между собой в закономерной связи, в силу которой ничтоне

существует само по себе, изолированно, как отдельное и независимое.Говоря об объектах познания,Шопенгауэр употребляет это понятие в кантовском смысле. Заявляя, что нашепознающее сознание распадается на субъект и объект и, кроме них, не содержит всебе ничего , он тут же добавляет быть объектом для субъекта и быть нашимпредставлением это одно и то же. Все наши представления объекты субъекта, ивсе объекты субъекта наши представления .

Признание того, что всякое познаниенеизбежно предполагает субъект и объект, он сопровождает пояснением бытьсубъектом значит то же самое, что иметь объект, и точно так же быть объектомзначит то же, что быть познаваемым со стороны субъекта - без субъекта нет иобъекта. Таким образом, идеалистическая направленность философииШопенгауэра заложена уже в самом его понимании корня фундаментальногозакона достаточного основания.

Сказать ли нет более чувственности и рассудка,или мир кончился, это одно и то же , гласит ч ткая и выразительная формула его диссертации.Тем самым лежащий в основе всегонашего познания закон это закон трансцендентальный, прирожд нный нашемуразуму . Подводя итоги своей диссертации, в параграфе Два главных результата Шопенгауэр закрепляет свой тезис Закон основания во всех своих формахаприорен . Это в равной мере относится к обеим формам этого закона

как кфизической причине и действию, так и к логическому основанию и следствию. В предисловиик своему главному труду Шопенгауэр вновь убеждает читателя, что законоснования это не что иное, как форма, в коей постоянно обусловленныйсубъектом объект, какого бы рода он ни был, всюду позна тся, поскольку субъектявляется познающим индивидуумом . Без этого убеждения нельзя приступить кпредлагаемому им методу философствования.

Утвердив основоположный закон,объемлющий все возможные виды отношений между объектами познания, Шопенгауэрустанавливает классификацию основных типов этих отношений, выделяющихся вотличные одна от другой, разнородные группы. Вс , что может стать для насобъектом то есть, значит, все наши представления , расчленяется им на четырекласса, анализу которых посвящ н его трактат. Подобно тому, как не существует треугольникавообще, а различные виды треугольника остро прямо тупоугольные

и т.д так же не существует и основания вообще, а каждое основаниепринадлежит к одному из четыр х возможных его видов. Вот почему я и стараюсь вэтом трактате представить закон достаточного основания как суждение, котороеимеет четвероякую основу на четыре различные основы а одну основу,являющуюся в четыр х видах, или, как я е образно называю, четвероякий корень .Прич м каждая отрасль знания, каждая наука имеет своей путеводной нитьюкакую-нибудь одну форму закона

основания преимущественно перед другими .Исходя из этойчетвероякой классификации, Шопенгауэр приступает к исследованию каждого изкорней в его своеобразии и соответствующей им четвероякой необходимости .ПЕРВЫМ КОРНЕМ являетсяфизическая необходимость по закону причинности, в силу которой лишь тольконаступила причина, действие не может не произойти . Корень е закондостаточного основания становления, которому подчиняются всеобъекты, являющиеся в эмпирическом

представлении и составляющие всюэмпирическую реальность. В этом сво м проявлении закон выражается во всяком изменениии имеет дело исключительно с ним и ни с чем другим.Закон достаточного основаниявыступает здесь в форме закона причинности, неотъемлемой от нашихпредставлений, неизбежно осуществляемых в пространстве и времени.ВТОРЫМ КОРНЕМ этого законаявляется корень, в котором он выступает в совершенно отличной от первогологической

форме как закон основания познания. Онотносится не к сфере представлений, не к отношениям и связи между образами, а ксфере понятий, к отношениям и связи между основанными на абстракцииспособностями образовать представления из представлений - способностям суждения,мышления.В своей диссертации Шопенгауэрразличает четыре вида истинности - логическая- эмпирическая- трансцендентальная- металогическаяТРЕТИЙ КОРЕНЬшопенгауэровского закона достаточного основания закон основаниябытия, отличаемый

им не только от отношения между основанием иследствием познания, но и от отношения между причиной и действием. Это чистоматематическое отношение, имеющее в отличие от последнего не эмпирическое, атрансцендентальное происхождение. Время и пространство, рассматриваемые внесвязи с причинностью, в этом виде отношения чувственно не воспринимаются,а созерцаются пут м чистой интуиции. На истинности этойтрансцендентальной интуиции покоятся априорные материалистические науки какаксиоматически

предопределяемые учения о последовательности арифметика иположении геометрия . Наша уверенность в истинности теоремы зиждется не наданных, приобретаемых в опыте, и не на основе дискуссивного доказательства, ана интуитивном постижении оснований бытия, данном на трансцендентальнойапперцепции.ЧЕТВ РТЫЙ КОРЕНЬ закона закон достаточного основания действия, закон мотивации.Речь ид т озаконе достаточного основания как волевом акте, обусловленном тем или иныммотивом.

Субъект может рассматриваться двояко не только как субъект познания,познающий, но и как субъект хотения, воли.Прич м самосознание последнего совершенно своеобразный вид познания. Внутреннее Я хочу непричастно кпространству, а только ко времени. Мотивация это причинность,видимая изнутри , непосредственно воспринимаемая нами как воля,которая приводит в действие все пружины деятельного субъекта . При наступлениимотива субъект должен исполнить диктуемое

им действие, по отношению к которомуданный мотив служит законом достаточного основания. Тем самым этот четв ртыйкорень изучаемого в диссертации закона, закон мотивации, будучи причинойповедения, является также и путеводной нитью этики , тогда как ранеерассмотренные законы изменения, суждения и бытия являются путеводныминитями физики, логики и математики.Таковы теоретические предпосылкифилософской системы, пять лет спустя сформулированной в умозаключенияхосновного

труда Шопенгауэра Мир как воля и представление .При составлении реферата былииспользованы материалы из книги Шопенгауэр , Б. Э. Быховский, издательство Мысль , Москва, 1975. Глава II, стр. 28-38



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Vii международная научно-практическая конференция молодых ученых экологический интеллект 2012 посвящена памяти профессора Плахотника В. Н
Реферат Акмеологія як складова підвищення якості освіти та забезпечення професійного успіху Кузьмінська О. Г., Національний університет біоресурсів та природокористування (нубіП) України, м. Київ
Реферат Iii всероссийская научно-практическая конференция «Актуальные проблемы экономики современной России» «Золотую ленточку»
Реферат "Мысль народная" в "Войне и мире"
Реферат Позднее Возрождение. Феномен Т.Г. Шевченко в истории украинской и мировой культуры. Картины И. Р
Реферат Феномен маргинальности в современном российском обществе
Реферат Сравнительно-сопоставительный анализ по освободительному движению стран Азии и Африки в 2030-е
Реферат Роль фотографии в рекламе
Реферат Розвиток процесів пам яті в молодшому шкільному віці
Реферат Письмо Веры Печорину
Реферат Вклад Х.Д. Алчевської у розробку методики читання
Реферат Рахметов
Реферат Смысл заглавия романа М.Горького "Мать". Образ Ниловны
Реферат Особенности композиции поэмы А. Блока «Соловьиный сад»
Реферат Образ царя-реформатора (по роману А. Н. Толстого "Петр 1")