Реферат по предмету "Религия и мифология"


Китайская мифология

Китайская мифология

О
том, что мужское и женское начало создали мир, может рассказать китайская
мифология. Именно в Китае самыми главными космическими силами были не стихии, а
мужское и женское начала, которые являются главными действующими силами в мире.
Известный китайский знак инь и ян - это самый распространенный символ в Китае.

Один
из наиболее известных мифов о сотворении мира записан во II веке до н. э. Из
него следует, что в глубокой древности существовал лишь мрачный хаос, в котором
постепенно сами собой сформировались два начала - Инь (мрачный) и Ян (светлый),
установившие восемь главных направлений мирового пространства. После
установления этих направлений дух Ян стал управлять небесами, а дух Инь - землей.


Самыми
ранними письменными текстами в Китае были гадательные надписи. Понятие
словесность - "вэнь" (рисунок, орнамент) в начале обозначалось как
изображение человека с татуировкой (иероглиф). К VI в. до н. э. понятие
"вэнь" приобрело значение - "слово".

Первыми
появились книги конфуцианского канона (Конфуций - философ, основатель главной
ветви религиозно-философских представлений Китая): "Книга перемен" -
"Ицзин", "Книга истории" - "Шу цзин", Книга
песен" - "Ши цзин" XI - VII вв. до н. э. Также появились и
обрядовые книги: "Книга ритуала" - "Ли цзи", "Записи о
музыке" - "Юэ цзи"; летописи царства Лу: "Весна и
Осень" - "Чунь цю", "Беседы и суждения" - "Лунь
юй".

Список
этих и многих других книг был составлен Бань Гу (32-92 гг. н. э.). В книгу
"История династии Хань" он записал всю литературу прошлого и своего
времени. В I - II вв. н. э. один из ярких сборников был "Изборник" -
"Девятнадцать древних стихотворений". Стихи эти подчинены одной
главной мысли - быстротечности краткого мига жизни.

В
обрядовых книгах существует следующее предание о творении мира: "Небо и
земля жили в смеси - хаосе, подобно содержимому куриного яйца: Паньгу жил в
середине (это можно сравнить со славянским представлением начала мира, когда
Род был в яйце). Минуло 18 000 лет. Небо и Земля отделились: мужской чистый ян
образовал Небо, женская мутная инь образовала Землю. Паньгу был в середине и в
один день претерпевал девять метаморфоз. Дух в Небе, совершенная мудрость в
Земле. Небо в день поднималось на один чжан, Земля в день опускалась на один
чжан, Паньгу вырастал в день на один чжан. Так шло 18 000 лет. Небо отсчитало
предел высоты, Земля отсчитала предел глубины, Паньгу предельно вырос".

В
"Книге песен" ("Шу цзин") рассказывается о началах космоса:
"Первое начало - вода, второе - огонь, третье - дерево, четвертое - металл
и пятое - земля. [Постоянная природа] воды - быть мокрой и течь вниз; огня -
гореть и подниматься вверх; дерева - [поддаваться] сжиманию и выпрямлению;
металла - подчиняться [внешнему воздействию] и изменяться; [природа] земли
проявляется в том, что она принимает посев и дает урожай. То, что мокрое и
течет вниз (вода), создает соленое; то, что горит и поднимается вверх (огонь),
создает горькое; то, что поддается сжиманию и выпрямлению (дерево), создает
кислое; то, что подчиняется и изменяется (металл), создает острое; то, что
принимает посев и дает урожай (земля), создает сладкое".

В
ней рассказывается о начале мира, о Паньгу. Когда небо и земля были еще не
отделены друг от друга. Вселенная, пребывавшая в состоянии первобытного хаоса,
напоминала по форме своей гигантское куриное яйцо. В этом яйце и зародился
Паньгу. Он вырос и уснул, проспав восемнадцать тысяч лет, а проснувшись и
открыв глаза, не увидел ничего, кроме липкого мрака. Паньгу взял оказавшийся рядом
топор и стал пробивать им мрак. Раздался оглушительный грохот, и огромное яйцо
раскололось. Все легкое и чистое тут же поднялось вверх и образовало небо, а
все тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало землю. Так Небо и Земля,
смешанные первоначально в сплошной хаос, отделились друг от друга. После этого
Паньгу, опасаясь нового соединения, уперся ногами в землю и подпер головой
небо. Так он и стоял восемнадцать тысяч лет. Каждый день небо становилось выше
на один чжан, земля становилась толще на один чжан, а Паньгу подрастал на один
чжан.

Со
временем небо поднялось очень высоко, земля стала очень толстой, а Паньгу вырос
до девяноста тысяч ли. Некоторое неопределенное время, равнявшееся целым
эпохам, он поддерживал небо, упираясь в землю, и, наконец, дождался того, что
они достаточно окрепли. Выполнив эту важнейшую задачу, Паньгу почувствовал
страшную усталость, прилег (упал) на землю и умер. Вздох, вырвавшийся из его
рта, стал ветром и облаками. Голос - громом, левый глаз - солнцем, правый -
луной, туловище с руками и ногами - четырьмя сторонами света и пятью великими
горами, кровь - реками, жилы - дорогами, плоть - почвой, волосы на голове -
звездами на небосклоне, кожа и волосы на теле - деревьями, травами и цветами,
зубы и кости - металлами, драгоценными камнями. Слезы - дождем и росой. Паньгу
он является и прародителем всех людей, которые произошли от паразитов,
ползающих по телу умирающего божества.

История
Паньгу во многих деталях напоминает миф о рождении мира из яйца славянского
Рода и индийского Брахмы, миф об оторвавшем небо от земли индийском Индре и,
некоторыми мотивами, шумерские мифы.

В
основе "Книги перемен" ("И цзин"), созданной VIII - VII вв.
до н. э., находится 8 триграмм: цянь (небо), гэнь (гора), ли (огонь), сюнь
(ветер, дерево), дуй (водоем), кунь (земля), чжэнь (гром), кань (вода), которые
являются основой 64 гексаграмм, говорящих о взаимодействии вышеперечисленных
начал и дающих возможность предсказать жизненные ситуации человека. Основные
состояния человеческой души также определяются сочетаниями этих стихий.

Мы
приведем основные гексаграммы, на которых строятся все прочие. Какое-либо
отклонение, или изменение 4 основных гексаграмм, рассматривалось как некое иное
состояние, которое определялось по наличию в большей степени мужского или
женского начала (Ян или Инь). Линия прямая - это символ мужского начала Ян, а
линия прерывистая - символ женского начала Инь. Это два природных начала, из
которых состоит весь мир. Инь (Луна) - ритм и цикл жизни. Ян (Солнце) - ритм и
цикл жизни.

_______
Ян

___
___ Инь

Цянь
(творчество)

___
___

_______


_______


_______


_______


_______


Кунь
(исполнение)

___
___

___
___

___
___

___
___

___
___

___
___

Гу
ань (созерцание)

_______


_______


___
___

___
___

___
___

___
___

Хэн
(постоянство)

___
___

___
___

_______


_______


___
___

___
___
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://florell-page.narod.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.