Реферат по предмету "Психология"


Потребности. Их виды и развитие

Контрольная работа
по дисциплине Психологияи педагогика
натему «Потребности. Их виды и развитие»
потребность общениемотивационный достижение

Содержание
Введение
1.Определение потребностей
2.Виды потребностей
3.Развитие потребностей. Понятие опрофессионально-значимых особенностях мотивационно – потребностной сферыличности.
4.Потребности достижения и аффимации и их роль вдостижении профессионального успеха
Списоклитературы.
 

Введение
 
Потребности человека не знают границ,чем больше человек имеет и знает, тем больше потребностей. В настоящее время, когдавокруг нас суетится богатый мир материальных и духовных возможностей, потребностииграют особую роль – роль нашего путеводителя. Потребности – это наш двигатель,они направляют нас, заставляют идти вперед и не останавливаться на достигнутом.
Но вместе с тем есть и отрицательныестороны. Потребности зачастую сбивают с толку и мешают определить истинную цель,они же прививают нам ряд комплексов и недостатков.
Мир потребностей так же богат, как инаше воображение и так как я лишь дилетант в области психологии и педагогики, предлагаюобратиться к работам известных авторов.

1.Определениепотребностей
 
Маклаков А.Г.:»Потребность — это исходнаяформа активности живых организмов. Потребность можно описать как периодически возникающеесостояние напряжения в организме живых существ. Возникновение данного состоянияу человека вызвано нехваткой в организме какого-либо вещества или отсутствием необходимогодля индивида предмета. Это состояние объективной нужды организма в чем-то, что лежитвне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называетсяпотребностью.
Потребностью называют состояние нуждычеловека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах.Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человекачувства удовлетворенности или неудовлетворенности. Потребности есть у всех живыхсуществ, и этим живая природа отличается от неживой. Другим ее отличием, также связаннымс потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, чтосоставляет предмет потребностей, т. е. на то, чего организму в данный момент временине хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленноена поиск того, что требуется.
Количество и качество потребностей,которые имеют живые существа, зависит от уровня их организации, от образа и условийжизни, от места, занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице.Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду только в определенныхбиохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностейу человека, который кроме физических и органических потребностей обладает еще идуховными, социальными. Социальные потребности выражаются в стремлении человекажить в обществе, взаимодействовать с другими людьми.
Основные характеристики человеческихпотребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной,но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, являетсяпредметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальнойи духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.
 
2.Виды потребностей
 
Человексовременного общества занимается разнообразными видами деятельности. Классифицироватьвсе виды деятельности вряд ли представляется возможным, поскольку для того, чтобыпредставить и описать все виды человеческой деятельности, необходимо перечислитьнаиболее важные для данного человека потребности, а число потребностей очень велико,что обусловлено индивидуальными особенностями людей.
Однако можно обобщить и выделить свойственныевсем людям основные виды деятельности. Они будут соответствовать общим потребностям,которые можно обнаружить практически у всех без исключения людей, а точнее — темвидам социальной человеческой активности, в которые неизбежно включается каждыйчеловек в процессе своего индивидуального развития.
Различают потребности:
по сферам деятельности:
потребности труда
познания
общения
отдыха
по объекту потребностей:
материальные
духовные
этические
эстетические и др.
по значимости:
доминирующие/второстепенные
центральные/периферические
по временной устойчивости:
устойчивые
ситуативные
по функциональной роли:
естественные
обусловленные культурой
по субъекту потребностей:
групповые
индивидуальные
коллективные
общественные
Желание (конкретизированная потребность)— потребность, принявшая конкретную форму в соответствии с культурным уровнем иличностью индивида с историческими, географическими и другими факторами страны илирегиона
Потребность — это состояние индивида,создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо. Существуют разнообразные классификациипотребностей, одну из наиболее значимых из них предложил П. В. Симонов, он считал,что потребности человека могут быть разделены на биологические, или органические(потребность в пище, воде, кислороде и др.), и социальные. К социальным потребностямследует отнести в первую очередь потребность в контактах с себе подобными и потребностьво внешних впечатлениях, или познавательную потребность. Эти потребности начинаютпроявляться у человека в самом раннем возрасте и сохраняются на протяжении всейего жизни.
Немало важный вклад в классификацию потребностей внес американский психолог А. Маслоу.Наиболее подробно его идеи изложены в книге 1954 года «Мотивация и Личность»(Motivation and Personality).
Сам Маслоу выделяет 5 уровней потребностей,не ставя их в иерархическую последовательность:
1. Физиологические:голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Экзистенциальные:безопасность существования, комфорт, постоянство условий жизни.
3. Социальные:социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместнаядеятельность.
4. Престижные:самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокойоценки, служебный рост.
5. Духовные:познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
Позже была составлена более подробнаяклассификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов):
1. (низший)Физиологические потребности: голод, жажда, половое влечение и т. д.
2. Потребностьв безопасности: чувство уверенности, избавление от страха и неудач.
3. Потребностьв принадлежности и любви.
4. Потребностьв уважении: достижение успеха, одобрение, признание.
5. Познавательныепотребности: знать, уметь, исследовать.
6. Эстетическиепотребности: гармония, порядок, красота.
7. (высший)Потребность в самоактуализации: реализация своих целей, способностей, развитие собственнойличности.
По мере удовлетворения низлежащих потребностей,все более актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это вовсене означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняяудовлетворена полностью. Также потребности не находятся в неразрывной последовательностии не имеют фиксированных положений, как это показано на схеме. Такая закономерностьимеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностейможет варьироваться.
 
3.Развитиепотребностей. Понятие о профессионально-значимых особенностях мотивационно –потребностной сферы личности
Можно выделить два этапа в процессеразвития каждой потребности. Первый этап — это период до первой встречи с предметом,который удовлетворяет потребность. Второй этап — после этой встречи.
Как правило, на первом этапе потребностьдля субъекта оказывается скрыта, «не расшифрована». Человек может испытывать чувствокакого-то напряжения, но при этом не отдавать себе отчета в том, чем это состояниевызвано. Со стороны поведения состояние человека в этот период выражено в беспокойствеили постоянном поиске чего-либо. В ходе поисковой деятельности обычно происходитвстреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап «жизни» потребности.Процесс «узнавания» потребностью своего предмета получил название опредмечиванияпотребности.
В акте опредмечивания рождается мотив.Мотив и определяется как предмет потребности, или опредмеченная потребность. Именночерез мотив потребность получает свою конкретизацию, становится понятной субъекту.Вслед за опредмечнванием потребности и появлением мотива поведение человека резкоменяется. Если ранее оно было ненаправленным, то с появлением мотива оно получаетсвое направление, потому что мотив — это то, ради чего совершается действие.
Целью называют тот непосредственно-осознаваемыйрезультат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью,удовлетворяющей актуальную потребность. Психологически цель есть то содержание сознания,которое воспринимается человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результатего деятельности. Потребности, цели и мотивы – это основные составляющие мотивационнойсферы человека.
Мотив (от лат. приводить в движение,толкать) – внутренний побудитель деятельности, придающий ей личностный смысл. Т.е.это стимул к действию, причина, лежащая в основе выбора действий и поступков. Мотивымогут быть осознанные и неосознанные.
Осознанные – это когда человек отдаетсебе отчет в том, что побуждает его к деятельности, что является содержанием егопотребностей. Они характеризуются интересами, убеждениями, стремлениями. Неосознанные– это когда человек не отдает себе отчет в том, что побуждает его к деятельности.
Мотивы можно разделить на внешние ивнутренние. К внешним (ситуативным или узким мотивам) относятся такие побудителикак: наказание и награда, угроза и требование, давление группы и ожидание будущихблаг и т.д. Внутренние мотивы (широкие) такие, которые побуждают человека к деятельностикак к своей цели. Например, интерес к самим занятиям, любознательность, потребностьв информации и т.д.
Мотивация – это совокупность причинпсихологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленностьи активность. Мотивация – это процесс непрерывного выбора решений на основе взвешиванияповеденческих альтернатив.
Мотивировка – это рациональное объяснениесубъектом причин действия и поступков путем указания на социально-приемлемые длянего и общества обстоятельства.
Высшие мотивы образуют ценностное ядроличности, отказ от которого переживается человеком как отказ от самого себя. В 1908г американские психологи Иеркс и Додсон при исследовании мотивов вывели закон оптимальноймотивации, согласно которому по мере увеличения силы мотивации качество деятельностивначале возрастает, а затем постепенно понижается.
Мотивационную сферу человека, с точкизрения ее развитости, можно оценивать по следующим параметрам: широта, гибкостьи иврархизированностъ. Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразиемотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Чем большеу человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой являетсяего мотивационная сфера.
Гибкость мотивационной сферы выражаетсяв том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (болеевысокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителейболее низкого уровня. Например, более гибкой является мотивационная сфера человека,который в зависимости от обстоятельств удовлетворения одного и того же мотива можетиспользовать более разнообразные средства, чем другой человек. Скажем, для одногоиндивида потребность в знаниях может быть удовлетворена только с помощью телевидения,радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразныекниги, периодическая печать, общение с людьми. У последнего мотивационная сфера,по определению, будет более гибкой.
Следует отметить, что широта и гибкостьхарактеризуют мотивационную сферу человека по-разному. Широта — это разнообразиепотенциального круга предметов, способных служить для данного человека средствомудовлетворения актуальной потребности, а гибкость — подвижность связей, существующихмежду разными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивамии потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.
Следующая характеристика мотивационнойсферы — это иерархизированность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникаютчаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частотеактуализации мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированностьмотивационной сферы.
Следует отметить, что проблема исследованиямотивации всегда привлекала внимание исследователей. Поэтому существует много разнообразныхконцепций и теорий, посвященных мотивам, мотивации и направленности личности. Рассмотримв общих чертах некоторые из них.
4.Потребностидостижения и аффимации и их роль в достижении профессионального успеха
Потребность в достижении — наиболееподробно изученная из 20 психол. потребностей, описанных Г. А. Мюрреем в его классическойработе «Исследование личности». В ранних исследованиях предполагалось, что Потребностьдостижения (далее П. д.) присутствует в любой ситуации, где имеет место соревнованиес неким уровнем совершенства. (Этот уровень совершенства может устанавливаться какна основе результатов, достигаемых другими, так и на основе собственных представленийо желаемом результате.) В большинстве этих исслед., особенно в тех, к-рые проводилисьД. К. Мак-Клелландом и его сотрудниками, П. д. измерялась на основе анализа историй,рассказываемых испытуемыми по картинкам, подобным тем, которые включены в набортеста тематической апперцепции (ТАТ). Диагностическая валидность ТАТ была продемонстрированав исследовании Мак-Клелланда и Аткинсона, в котором морские кадеты в ситуации «неуспеха»(создаваемой путем предоставления ложной информации о результатах выполнения имиважных тестов) включали в свои истории больше тем, связанных с достижением, чемучастники контрольной группы. Прогностическая валидность метода ТАТ была доказанаМак-Клелландом, который обнаружил, что студенты колледжа, имевшие высокие оценкиП. д., в последующие годы с большей вероятностью осваивали предпринимательские профессии,чем студенты, имевшие низкие оценки П. д. Мак-Клелланд полагал, что уровень экономическогоразвития, достигаемого обществом, определяется способами воспитания детей в этомобществе. Эта идея стала центральной темой его наиболее известной работы «Обществодостижений», в которой он на основе анализа проявлений темы достижения в таких разныхвыразительных формах, как узоры керамических изделий, литература и детские учебники,прогнозировал уровни экономического подъема спустя десятилетия в различных странахи культурах античного, среднего веков и современного общества. Влияние практикуемыхв обществе методов воспитания детей можно, однако, изменить на противоположное.Мак-Клелланд и Уинтер описали результаты полевых исследований, проведенных с индийскимибизнесменами, имевшими первонач. низкие уровни П. д. и участвовавшими в специальнойпрограмме повышения уровня притязаний, что впоследствии привело к расширению имипредпринимательской деятельности и способствовало их значительному вкладу в экономикусвоей страны.
Работы Мак-Клелланда и его сотрудниковбыли подвергнуты критике по целому ряду позиций. М. С. Вайнштейн указывал на то,что он, как и многие другие исследователи, обнаружили низкую надежность и сомнительнуювалидность измерений с использованием ТАТ. Мейер и Николлс ставили в упрек Мак-Клелландуи его группе преимущественное акцентирование личности как критической переменнойв прогнозировании поведения, узость их критериев достижения и неудачные попыткив получении значимых результатов в отношении мотивации достижения у женщин. Многиедругие исследователи так же не смогли установить значимые связи между оценками П.д. у женщин и связанными с достижением переменными. Хорнер высказал предположение,что женщины, по-видимому, считают неуместным для себя иметь честолюбивые стремления,особенно в тех областях, в которых доминируют мужчины, в результате чего их достижениятормозятся «боязнью успеха». Но дальнейшие исследования Сида и Линдгрен показали,что боязнь успеха может оказываться сдерживающим фактором не только для женщин,но и для мужчин.
Одна из причин, по которым не удаетсясвязать оценки П. д. с достижениями женщин, может заключаться в традиционных способахизмерения П. д. Такие измерения на основе ТАТ и опросников, как правило, пытаютсяохватить все известные компоненты того, что рассматривается под мотивацией достижения:ориентация на задачу, позитивные аттитюды к проблемным ситуациям и ответственности,чувствительность к эффекту Зейгарник, предпочтение задач средней трудности (в противоположностьзадачам высокой и низкой степени трудности), дух соперничества и стремление работатьв одиночку для достижения самостоятельно поставленных целей скорее, чем для групп.Неудовлетворительная надежность и валидность мер П. д. может быть следствием попытокизмерения слишком широкого спектра черт. Линдгрен высказал предположение, что заложенныев таких мерах проблемы можно было бы обойти путем использования опросника в форматепринудительного выбора, в котором респонденты должны осуществлять выбор между индивидуальнымистилями, связанными с достижением и аффилиацией. Рациональным основанием для совместногоиспользования этих факторов являются данные исследований, обнаруживших отрицательнуюкорреляционную связь между потребностями в достижении и аффилиации. ИсследованияЛиндгрен, Садд и др. с использованием такого опросника показали: а) отсутствие значимыхразличий в средних показателях П. д. у мужчин и женщин, полученных на выборке студентов-старшекурсников,и б) наличие положительных корреляций между показателями П. д. и академической успеваемости.
Сильный акцент на кош. психологии, появившийсяв 1970-е гг., существенно сказался на характере исследований в области мотивациидостижения. Как указывают Мейер и Николлс, в течение этого периода исследователейинтересовали преимущественно представления испытуемых о характере достижений, ихнамерения в отношении реализации связанных с достижениями действий и их атрибуциив отношении причин полученных результатов. Кросс-культурные исследования, например,обратились к изучению межнациональных сходств и различий, фокусируясь на культурныхособенностях определения «успеха» и «неудачи» и атрибуциях предпосылок/последствийуспеха.
К началу 1980-х гг. вопрос о том, можетли мотивация достижения адекватным образом исследоваться в качестве черты личностиили ее надлежит исследовать с когнитивных позиций, так и остался неразрешенным,вследствие чего приверженцы психологии личности и когнитивные психологи продолжаютидти различными путями. Прежние вопросы, поднятые Вайнштейном в отношении того,можно ли измерить мотивацию достижения и существует ли она вообще, по-видимому,нашли свой ответ в результате исследовательской деятельности в этой области, активновозраставшей на всем протяжении 1970-х и 1980-х гг. Критика Вайнштейном надежностиизмерений мотивации достижения с помощью ТАТ стимулировала разработку соответствующихопросников, и в большинстве исследований мотивации достижения в 1980-х гг. использовалсяэтот потенциально более надежный тип психологической оценки.
Потребность в аффилиации
Потребность в аффилиации (Далее П. а.)была 1 из 20 психол. потребностей, описанных Г. А. Мюрреем и измеряемых на основетеста тематической апперцепции (ТАТ). П. а. отмечается в том случае, когда одинили более из персонажей истории, составляемой испытуемым, выражает стремление к«установлению, поддержанию или сохранению положительных эмоциональных отношенийс др. чел.». Люди с высокими показателями П. а. по Контрольному списку прилагательныхГоха описывают себя как дружелюбных, сердечных, доверчивых, разговорчивых, неунывающих,добрых, преданных, помогающих, одобряющих, принимающих и великодушных. Эти характеристики,по-видимому, в большей степени связаны с феминными, нежели с маскулинными стереотипамиличности. С. Миллер и К. М. Нардини обнаружили, например, что женщины, по сравнениюс мужчинами, получают более высокие оценки по измеряемой аффилиативной тенденции,а Боуз, Дас Гупта и Линдгрен отметили, что студентки из Калькутты, с которыми проводилсяБенгальский тест, измеряющий П. а. и потребность в достижении (П. д.), получалипо нему более высокие оценки по П. а. и более низкие по П. д., чем их сокурсники-мужчины.
Существуют многочисленные доказательстваотрицательной корреляции между П. д. и П. а., вероятно, вследствие того, что этидва мотива обычно выражаются во взаимно несовместимых формах поведения.
Исследования подтверждают в целом гипотезы,основанные на теории П. а. Лэнсинг и Хейнс, например, установили, что П. а. былазначимо связана с количеством местных телефонных звонков, сделанных испытуемыми,хотя она и имела слабую связь с числом написанных ими писем или визитов к живущимот них на некотором расстоянии родственникам и близким друзьям. Сид и Линдгрен обнаружили,что женщины-студентки, специализирующиеся в области воспитания и образования, имелиболее высокие оценки по мере П. а., чем студентки, специализирующиеся в других областях,и что П. а. у женщин, готовящихся стать матерями, оказывалась выше, чем в любойдругой тестируемой группе.
Предположение о том, что тенденция каффилиации характеризуется чувствительностью к отвержению, рассматривалось Меграбяном,который не обнаружил значимой связи между этими двумя чертами. Обе переменные отрицательнокоррелировали с мерой тенденции к достижению, однако тенденция к аффилиации положительнокоррелировала с мерами эмпатии и тенденцией к поиску возбуждения, тогда как чувствительностьк отвержению отрицательно коррелировала с тенденцией к поиску возбуждения и соц.желательностью. Тем не менее Меграбян пришел к заключению, что показатели по мерамтенденции к аффилиации и чувствительности к отвержению можно было бы объединитьдля получения отдельной меры зависимости.

Список литературы
1. ГригоровичЛ.А., Марцинковская Т.Д. Г83 Педагогика и психология: Учеб. пособие.— М.: Гардарики, 2003. — 480 с.
2. МаклаковА. Г. М15 Общая психология. — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.: ил. — (Серия «Учебникнового века»)
3. Общаяпсихология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования/ Сост. Е.И.Рогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 448 с.
4. Общаяпсихология:Учебник / Под ред. Тугушева Р. X. и Гарбера Е.И. — М.: Изд-во Эксмо, 2006. — 560с. — (Образовательный стандарт XXI).
5. ОрловА.Б. – Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учебноепособие для студ. психол. фак. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002.– 272 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Class V Caste System Essay Research Paper
Реферат Изготовление обечайки
Реферат Wireless Communications Essay Research Paper INTRODUCTION
Реферат Sound Waves Essay Research Paper Sound WavesWaves
Реферат Синтез и анализ ХТС в производстве ацетона
Реферат Варианты курсовых работ по теме Аудит
Реферат Бюджетный процесс и его участники
Реферат Физическая культура в системе социальной работы с населением
Реферат Разработка туристического тура по Тилигульскому лиману
Реферат Герпес Этиология и патогенез
Реферат Анализ деятельности предприятия Определение степени угрозы банкротства
Реферат Проблемы и пути их решения в области налоговой политики государства в связи со вступлением в ВТО (на примере Армении)
Реферат Внешняя политика Турецкой республики в Центрально-Азиатском регионе и Закавказье
Реферат Бюджетное право и финансовый контроль в России
Реферат Facts About Our Cultural Food Boshintang Essay