Признаки государственности, отраженные в эпосе «Манас»
Первые
сведения о кыргызах приводит китайский историк Сыма Цянь в 99 г. до н.э. Он
писал, что гунны покорили Царство Гэгунь в 201 г. до н.э. Термин «гэгунь»
китаистами прочитывается в форме «кыргыз».
2003
год в Кыргызстане в Международном масштабе объявлен годом государственности
кыргызов. В связи с этим перед историками, археологами, этнографами встала
задача более углубленно исследовать эту проблему.
При
рассмотрении вопросов государственности кыргызов до сих пор мы опираемся в
основном только на сообщения китайских историков. В качестве важного источника
можно обратится к богатейшему устному творчеству кыргызов, прежде всего
всемирно известному героическому эпосу «Манас». Новое значение этому придал
президент Кыргызской Республики, издав в 2002 г. книгу “Кыргызская
государственность и народный эпос «Манас»”.
Эпос
содержит в своих поэтических строках множество историко-этнографической
информации, в том числе сведения, подтверждающие наличие государственности у
древних кыргызов. Прежде всего, в эпосе «Манас» неоднократно упоминаются
различные атрибуты и символы государства: печать (мooр), флаг, стяг, знамя
(туу, асаба, байрак, желек). Атрибуты государственной власти видны в упоминании
эпосом ханской короны (таажы) и социальных терминов: хан, бек, бий, батыр,
сынчы (советник, знаток разных дел), чечен (военный эксперт), кул (раб) и др.
Эпос
«Манас» в художественной форме отразил в своих строках исторические события и
этнографические реалии, начиная с гуннского времени (с III в. до н.э.) и кончая
началом XX в. В конце XIII в. государство енисейских кыргызов (VI-XIII вв.)
пришло в упадок под воздействием монголов, которые переселяли кыргызов в
глубинные районы Центральной Азии. Этот момент, а также переселение кыргызов из
Алтая на Ала-Тоо очень метко отразился в эпосе. «Манас» повествует и о попытках
возрождения государственности кыргызов.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://manas.kyrgyz.ru/