Реферат по предмету "Литература"


Художественное мастерство Чехова-прозаика

Художественноемастерство Чехова-прозаика. АнтонПавлович Чехов один из величайших русских писателей-классиков. Он известенкак мастер реалистического рассказа. Сам писатель говорил так Художественнаялитература потому и называется художественной, что рисует жизнь такой, каковаона есть на самом деле . Правда жизни вот что привлекало его прежде всего.


Иэтой правде Чехов не изменял нигде и ни в чем.Рассказы Антон Павлович начал писать рано,еще в юности. Вначале это были просто зарисовки с натуры, которые постепенностановились все се рьезнее, глубже, приобретали общественное зна чение.Например, рассказ Смерть чиновника , относящийся к раннему периоду творчестваЧехо ва, это уже не просто насмешка, это сатира. Темы рассказов были самымиразными.


Но все же можно выделить среди них несколько таких, ко торые легли воснову всего творчества Чехова-про заика.А. С. Пушкин писал о Гоголе, что ни уодного писателя не было такого дара выставлять ярко пошлость жизни, уметьочертить с такой силой пошлость пошлого человека, чтобы вся эта ме лочь,которая ускользает из глаз, бросилась бы крупно в глаза всем. Эти слова мыможем с пол ным правом отнести к А. П.


Чехову. Пошлость пошлого человека это то, против чего всю свою жизнь боролся великий писатель, эта тема прошлачерез все его творчество. Она раскрывается в таких рассказах, как Ионыч , Дама с со бачкой , и во многих других. Протест против обыденщины главное вэтих произведениях. Жизнь пошлая и жизнь футлярная этосходные понятия. Человек в футляре Беликов, герой рассказа Крыжовник


Чимша-Гималайский тоже живут скучно, без всяких интересов, стараясь уединитьсяот мира, уйти в свой фут ляр . Разве такое существование не назовешь пошлым? Отчего вы живете так скучно, так не интересно, так мало берете от жизни? вот во прос, который можно задать этим людям.Чеховские формулировки так точны и образ ны,что многие стали крылатыми На деревню дедушке Ванька Жуков Человекунужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся


природа Крыжовник Как бы чего не вышло Человек в футляре .Названия некоторых рассказов Душечка , Палата 6 приобрели многозначность, они стали образами-символами определяют челове ка и характеризуют явления жизни.В рассказе Палата 6 в одном из наибо леесильных произведений Чехов протестует против непротивления злу насилием .


Герой рас сказа доктор Ратин считает, что при всяких усло виях можно найтиуспокоение в самом себе, а бо роться со злом не стоит все равно мир непеределаешь. Исходя из этого, Рагин даже не пы тается улучшить условия, в которыхсодержатся больные в его больнице, напоминающей тюрьму. Но есть там одинчеловек, Громов, который мыс лит здраво. Он страстно выступает против лжи инесправедливости, царящих в мире, но бессилен что-нибудь сделать,


находясь вэтой страшной тюрьме. К его призывам бороться со злом Рагин остается глух. Илишь сам попав в палату 6, он, наконец, понимает правоту Громова, но уже позд но.О силе художественного мастерства Чеховамы можем судить по огромному впечатлению, которое производит этот рассказ.В своих произведениях Чехов боролся ипротив такого общественного явления, как теория малых дел .


ЛидаВолчанинова, героиня рассказа Дом с мезонином , не хочет проводить жизнь впраздности. Она учительствует, помогает бедным, организует для них больницу. Новсе это дела малые. Они не могут изменить положение, а слу жат лишь длясамоуспокоения. И если бы Лида была истинно гуманным человеком, она поняла бывсю никчемность своей деятельности. Чехов, рисуя несколькими штрихами этусухую, эгоис тичную, самолюбивую натуру, показывает, что такие


люди не способныделать настоящее добро. Вызывая антипатию к поборникам теории малых дел ,автор тем самым как бы опровергает и саму эту теорию. Это один из своеобразныххудожест венных приемов писателя.Какими же средствами Чехов пользуется длядостижения той четкости, ясности, жизненной правдивости, которая отличает все его рассказы? Во-первых,самое главное этого автор добивался всегда краткость. Чехов считал, что умение писать это умение вычеркивать плохо написан ное .


Но, оставляя толькосамое важное, самое не обходимое, избегая пространных описаний, вели кийхудожник сумел создать полную и яркую картину, вызвать у читателя богатейшуюгамму чувств. Сам А. П. Чехов советовал Зачем по дробно описывать лунную ночь, как это делают некоторые авторы,достаточно сказать блестело горлышко разбитой бутылки и картина ясна .Интересно рассмотреть композиционный при ем, к которому прибегает


Чехов в рассказе Ионыч . Автор прослеживает две основные линии постепенный ростматериального благопо лучия Ионыча и параллельно с этим его мо ральнуюдеградацию. Первую писатель показывает при помощи таких штрихов вначале докторСтарцев ходит пешком, потом он уже нанимает извозчика, впоследствии едет насобственной тройке. Казалось бы, мелочь, а как о многом она говорит!Вторая линия раскрывается в следующем при ехавв город,


Старцев много и плодотворно работа ет, стремится сблизиться синтересными людьми которых, правда, не находит в городе С влюб ляется.Потом любовь проходит, он уже радуется, что не женился ведь это только лишниехлопо ты в конце концов Ионыч даже забывает о пред мете своей любви и,услыша разговор о Туркиных, спрашивает Это у каких Туркиных, у которых дочкана фортепьянах играет? Эта фраза знаме нует полное равнодушие Старцева кжизни.


Так Чехов в коротком рассказе сумел отобразить не простой процесс превращение неглупого, интел лигентного человека в тупого обывателя.Необходимо обратить внимание на роль пейза жав произведениях Чехова. Например, в том же рассказе Ионыч только двепейзажные зарисов ки. Обе они связаны с духовным миром героя. Первая описаниелунной ночи, которое соответ ствует душевному настрою влюбленного Старцева.Вторая зарисовка всего несколько предложе ний, в которых говорится онаступлении


осени. Такая осень и в душе героя.Для достижения все той же краткости Чеховнередко прибегает к рассказу в рассказе , напри мер в Крыжовнике и Человекев футляре . Этот прием также помогает добиться объективнос ти в изображении.Чехов непревзойденный мастер юмористи ческогорассказа. Наряду со смешными ситуация ми и другими приемами автор используетассоци ативность.


Например, на ассоциациях построен рассказ Лошадинаяфамилия . Нужно срочно за говорить больной зуб. Но какая же фамилия у знахаря?Никто не может вспомнить. Запомнилось только то, что фамилия лошадиная .Гнедов, Бу ланов, Чересседельников. Оказалось Овсов. Об этом приказчиквспомнил, когда доктор, вырвав, наконец, зуб, попросил у него продать овса.


Но Чехов не только смеялся. Он высмеивал.Один из наиболее ярких сатирических расска зов Человек в футляре . Здесьавтор в качест ве основного приема использует художественную деталь, ноиспользует ее не так, как, например, Л. Н. Толстой, не для раскрытиявнутреннего мира героя или обрисовки его внешности хотя и для этого тоже , аскорее для изображения обще ственного явления футлярной жизни . Этахудожественная деталь футляр, которым всег да стремился окружить себяБеликов, герой рас сказа.


В любую погоду, даже когда ярко светило солнце, онносил с собой зонтик, надевал калоши, поднимал воротник своего черного пальто.Садясь в экипаж, Беликов просил поднять верх. Любимое его выражение как бычего не вышло . Он не способен радоваться, восторгаться.Еще один интересный прием, которым пользу етсяЧехов. Он не описывает непосредственно предмет или явление, а показывает лишьвпечат ление от него.


Так, в рассказе Ионыч когда дочь Туркиных, Котик,играет на фортепьяно Старцеву представляется, что с горы падают камни, падаюти падают. Чехов не говорит о том, плохо играла Котик или хорошо, но одна де таль и уже все становится ясно.Язык чеховских рассказов удивительно много образен.В рассказе Злоумышленник мы встре тим и канцелярский стиль, которым написано


Уложение о наказаниях , и просторечие. Для ла коничных, но ярких описанийЧехов находит очень точные и выразительные сравнения, харак терные исвоеобразные эпитеты. Л. Толстой гово рил, что манера Чехова писать резкоотличается от манеры всех других русских классиков.Сюжетное построение рассказов А. П. Чеховапросто и оригинально. В основе сюжета чаще всего конфликт героев, которые имеютразные характе ры, разные идеалы и нравственные


принципы. Например,столкновение Беликова и Коваленко в рассказе Человек в футляре дополняетсяпояс нениями повествователя Буркина противоречи вые взгляды на жизнь двухбратьев Ивана Ивано вича и Николая Ивановича Чимша-Гималайских составляетсюжетную основу рассказа Крыжов ник . В некоторых рассказах сюжет развиваетсяпараллельно с изменением характера героя, кото рый


в свою очередь зависит отего пребывания в той или иной среде, общения с разными людьми. Вспомнимметаморфозы, происходящие с Ионы-чем в одноименном рассказе. По этому типу по строенырассказы Черный монах , Учитель сло весности и др.Следует отметить также пафос чеховских рас сказов.Кроме сатирического и комического, в прозе Чехова часто проступает лирическоеначало, задушевное чувство сквозь дымку грусти .


Это достигается олицетворениемпредметов и их воз действием на повествователя или автора ми лый, наивныйстарый дом, который, казалось, ок нами своего мезонина глядел на меня, какглазами, и понимал все Дом с мезонином У старых лип и берез, белых отинея, добродушное выражение, они ближе к сердцу, чем кипарисы и пальмы Дамас собачкой И кажется, что звезды смотрят на нее ласково и с умилением, ичто зла уже нет на земле и все благополучно Человек в футляре .Значение


Чехова-прозаика в русской и миро войлитературе огромно. Никто ни до него, ни после не умел писать так ярко илаконично, на нескольких страничках умещая целую человечес кую жизнь. Л.Толстой считал, что Чехов в создании короткой новеллы превзошел Мопассана.Проза А. П. Чехова образец художественности, она развивает важнейшую традициюрусской ли тературы прозу малых жанров.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Местное самоуправление в системе народовластия
Реферат ХІМІЧНІ БОЙОВІ ОТРУЙНІ РЕЧОВИНИ
Реферат О международном коммерческом арбитраже
Реферат Клеточное ядро
Реферат Диагностика полиурии и артериальной гипертензии
Реферат Перенос столицы России из Москвы в Санкт-Петербург 1730-е
Реферат Лечение телеангиэктазий. Тромбозы вен нижних конечностей
Реферат Опыт и реализация стратегии социально-экономического развития муниципального образования
Реферат Внутренняя политика России в 1801-1812 гг
Реферат Аудиторская проверка формирования и использования финансовых результатов
Реферат 13. Признать утратившим силу распоряжение Государственной административно-технической инспекции от 24. 11. 2005 n 50
Реферат Введение в Microsoft .NET для начинающих
Реферат Поярков Василий Данилович
Реферат Население в международном праве
Реферат Види ринку