Реферат по предмету "Сексология"


Cоциальная сущность проституции

Cоциальная сущность проституции

Проблема
проституции уже немало лет привлекает внимание исследователей. Сложность темы
исследования, но вместе с тем и необычайный интерес к ней обусловлены тем, что
проституция - чрезвычайно немалогранное явление в истории и культуре
человечества. Вследствие этого спор о сущности проституции, ее отличительных
чертах продолжается с XIX в. Литература по данной теме исчисляется сотнями
наименований.

В
историографии данной темы имеется немало работ, посвященных изучению правовой и
медицинской регламентации проституции. Однако, вопрос об определении сущности и
содержания категории "проституция" в современной историографии
разработан весьма слабо. Из ненемалочисленных работ, затрагивающих этот вопрос,
можно выделить статьи С.И. Голода и И.С. Кона. Большинство современных
исследователей к данной проблеме подходят к социально-экономической, а не
культурологической точки зрения.

В
XIX - начале ХХ вв. вопрос о сущности и роли проституции был одним из
дискуссионных в исторической, социально-политической и медицинской литературе.
В ходе обсуждения он приобрел особенную остроту. Это было связано с тем, что
проституция, по мнению ученых, разрушая социальный строй жизни, к тому же являлась
злом, убивающим народное здоровье, распространяя венерические болезни.

В
официальных документах она понималась как "разврат или непотребство,
именуя таковыми торговлю своим телом, предложение плотской связи или согласие
на таковую за известное вознаграждение, с каждым, того пожелавшим" и
"снискивающая себе пропитание". Это определение относилось к
проститутке вообще, без разделения на категории.

Официальные
документы XIX в. определяют следующие основные признаки проституции:
продажность, публичность, профессиональность. И тем не менее это понятие не
охватывало большую часть продажных девиц (содержанок, временных и других). По
мнению А. Флекснера, оно имело чисто полицейский характер, так как в это
определение входили только зарегистрированные, профессиональные проститутки,
которые кроме проституции не имели других источников дохода.

Официальная
точка зрения на проституцию оказала самое непосредственное влияние на
общественную мысль. Так, с 15 по 22 января 1897 г. в Петербурге проходил съезд
"по обсуждению мер против сифилиса в России", участники которого
приняли ряд постановлений. В этих документах проституция определялась как
"неискоренимый элемент социального строя, как промысел, дающий индивиду
средства к существованию", вместе с тем в определение
"проститутки" включались как женщины профессионально занятые, так и
временные (случайные) , для которых проституция была источником побочного
заработка. В это определение был включен пункт, согласно которому к
проституткам причислялись как городские, так и сельские представительницы этой
профессии.

В
1903 г. второе отделение Русского общества охранения народного здравия
постановило создать комиссию для обсуждения вопроса о врачебно-полицейском
надзоре за проституцией в связи с общим вопросом о борьбе с нею. Эта комиссия
на своих заседаниях в 1903-1904 гг. рассматривала несколько вопросов,
касающихся проституции, в частности вопроса об определении таковой. Член
комиссии, присяжный поверенный П.П. Соколов в своем докладе говорил о том, что
"современное законодательство относительно проституции носит двойственный
характер: с одной стороны, оно не только отрицает возможность заниматься
проституцией, но даже карает лиц, как женщин, так и мужчин, за соблазнительный
образ жизни; а с другой стороны - существует особый порядок и организация
способов надзора за нею и порядок открытия и содержания публичных домов",
то есть законодательство XIX - начала ХХ вв. относилось к проституции
отрицательно, "признавая ее деяния преступными". Эта комиссия разбирала
несколько предложенных определений сущности проституции, но четких решений так
и не смогла принять. На рассмотрение собравшихся было предложено следующее
определение термина: "Проституткой именуется женщина, занимающаяся
продажей своего тела, как промыслом, - единственным или побочным при других
каких-либо занятиях". Это определение оспаривалось многими на том
основании, что в нем отсутствует понятие о публичности. Другое определение,
предложенное для анализа "проститутка есть женщина, добывающая средства публичной
продажей своего тела", так же было подвергнуто критике на том основании,
что понятие о публичности не всем одинаково понятно, так как некоторые
подразумевают под публичностью то, что делается на глазах у всех, а также, что
в нем отсутствует указание о занятии проституцией. Исследователи категории
"проституция" так же не были едины в своих изысканиях. Каждый из них
выделял свой главенствующий (по его мнению) признак.

Э.
Шперк главным признаком проституции считал профессиональность. Он писал:
"публичная женщина та, которая избрала своим ремеслом проституцию и не
имеет и не желает другим путем приобретать средства к существованию", а
проституция - это " ремесло, законный, скоротечный и острый вид
брака"

Р.
Вардлоу определял проституцию как "всякие недозволенные сношения между
полами". Он даже отвергал всякое различие между развратом и проституцией и
называл публичной женщиной "всякую, которая за деньги, или безвозмездно,
добровольно жертвует своей добродетелью". Чтобы назвать женщину таковою,
недостаточно одного случая сношения; на женщину "накладывает печать
проституции только добровольное повторение полового акта.

Вслед
за Р. Вардлоу некоторые авторы в своих рассуждениях доходили до абсурда. Они
полагали, что проститутка - "это та женщина, которая по меньшей мере в
течение 20 часов отдавалась в публичном доме мужчинам".

Аналогично
определял проституцию и М. Кузнецов: "Проститутка, или, как привыкли
выражаться у нас, "публичная женщина", обыкновенно употребляется в
слишком широком плане; в сущности же проститутка есть женщина, отдающая за
деньги свое тело для удовлетворения полового инстинкта мужчины"; "В
этом смысле проституция есть торговля человеческим телом с преследованием
развратных целей, в обширном смысле, у нас иногда принимается за проституцию
вообще все внебрачные половые отношения.

По
М. Рабюто, единственный решающий признак проституции заключается в следующем:
"истинной проституткой мы называем ту женщину, которая под влиянием
вынужденной или свободной воли вступает в половые сношения без всякого выбора,
без симпатии или хотя бы и чувственной страсти. Как только существует известный
выбор, - на основании только импульсов половой страсти - мы имеем перед собой
разврат, распущенность, извращения, но не проституцию в истинном смысле этого
слова,...отсутствие индивидуального выбора, отдача себя безразлично всем и
каждому - вот самый существенный и универсальный признак".

Подобно
М. Рабюто, Л. Мартино называет проституткой, или публичной женщиной, ту
"женщину, которая не выбирает своего покупателя", но и не опровергает
мысли, что проституткой может быть и та, "которая его выбирает, но уже в
другом роде.., с крайним равнодушием к нему." Проституцию в целом он
определяет как "торговлю чувственных наслаждений для других".

В
определение "проституция" по мнению М. Чистякова нужно включать
только самые существенные признаки, а именно: "женщина, которая открыто и
не разбирая личность продает свою любовь за деньги и ищет известности, как
таковая и есть всегда проститутка".., т.е. "в это понятие не должен
входить критерий о ее здоровье, а также то, "проституирует она с ведома
администрации или нет".

Еще
один немаловажный аспект вносит в это определение А. Поспелов: - тайность
проституции. Он писал: "проститутка это девица или замужняя женщина,
которая открыто или тайно и по привычке отдается мужчине для удовлетворения его
полового влечения".

Если
все предыдущие авторы признавали, что проституция в то время была необходимым
элементом социального строя, то Д.Д. Ахшарумов в своем докладе
"Проституция и ее регламентация" заявляет о том, что это
"совокупность известных аномальных явлений в половой сфере жизни человека,
часть явлений его же жизни, но в патологических уклонениях от нормы", а
проститутка "есть бедная женщина, продающая свое тело всякому, - за
какую-либо небольшую плату; продающие его дорого - за тысячи, сотни или хотя бы
десятки рублей не могут считаться таковыми. Это совсем особое привилегированное
существо, и таковую никогда не называют проституткой. Ею может считаться только
женщина, живущая в доме терпимости, сама себя таковою объявившая". Таким
образом, здесь налицо приоритет продажности над другими признаками, причем из
этого понятия выпадают женщины из "высшего общества, но занимающиеся ею, а
также всякая свободная-тайная или явная одиночка". В противовес этому
определению он вместе с тем говорит, что проститутка - это "высокий идеал
женщины, губящей свою жизнь для всеобщего блага".

В
своих работах А. Бляшко называл проституцией такие формы внебрачных половых
сношений, при которых мотивом сношений для определенной части женщин является
не личная привязанность и не чувственный инстинкт, а только заработок.

А.Х.
Сабинин называл проституцией "всякую половую связь, при которой одна
сторона совершенно не заботится о благе другой, т.е. всякое временное удовлетворение
полового влечения, лишенное чувства любви и преданности и не принимающее во
внимание могущих произойти при этом последствий". Если при этом имеет
место денежная плата, то это и есть проституция в узком смысле слова, но в тех
случаях когда этого нет, она таковой не является". Таким образом, у него
на первый план выступает принцип продажности как основной.

Одним
из исследователей, который долгое время изучал проституцию и считал принцип
продажности главенствующим признаком в определении проституции, был В.М.
Тарновский. В работе "Проституция и аболиционизм" он касается
определения этого вопроса. По его словам "проституция" "само по
себе и во всех своих проявлениях есть нравственное зло и зло, при настоящих
условиях жизни, неизбежное. С ведома или без ведома полиции совершается
купля-продажа полового акта, она всегда одинаково унижает человеческое
достоинство женщины". Х.М. Чарыхов вводил в понятие проституции новые
элементы. Во-первых, он отмечает, что явление это характерно только для
человеческого рода; во-вторых, то, что основной причиной, толкающей на этот
путь женщину, называют материально-экономическую, т.е. деньги, не признавая тем
самым другие виды вознаграждения, и в-третьих, определяет ее как чисто
городское явление. Он писал: "Проституция это позорный факт истории
человечества; который немым упреком станет перед грядущим поколением, как факт
жестокий и неизбежный. Проституция это излюбленная дочь городов. Она как
специфическое социальное отношение, характеризуется как промысел, имеет своею целью
материально-экономический субстрат - деньги. Поэтому проституция, как известный
способ обеспечения своего материального положения в борьбе за существование,
становится уделом наиболее экономически не обеспеченных элементов общества.

Другое
характерное для того времени определение проституции предложил немецкий ученый
И. Блох в своей работе "История проституции". По его мнению,
"проституция - есть определенная форма внебрачных половых отношений,
отличающаяся тем, что вступающий на путь проституции индивидуум постоянно,
несомненно и публично отдается более или менее без разбора, неопределенно
большому числу лиц; редко без вознаграждения, в большинстве случаев промышляя
продажей своего тела для совокупления или вообще провоцируя их половое
возбуждение и удовлетворяя его; причем проституирующий субъект, вследствие
своего развратного промысла, приобретает определенный постоянный тип".

Таким
образом, он выделяет 9 признаков проституции в ее развитии. Но это определение
страдает некоторыми недостатками. Во-первых, из него исключаются лица,
непрофессионально занимающиеся проституцией, т.е. те, у которых проституция
выступала как бы второстепенным промыслом; во-вторых, он не относит сюда
"случайную проституцию и жизнь на содержании", иначе говоря, женщин,
занимающихся развратом с определенным кругом мужчин и получающих от них не
деньги, а подарки; в-третьих, исключается и тайная, нерегламентированная
проституция, а между тем, как показывала практика, именно она преобладала, а
также то, что публичные женщины могли оставить свое занятие и перейти к
честному образу жизни: статистика подтверждает, что такие случаю были нередки.
Проституция использовалась ими для скопления определенных сумм, например, в
качестве приданного.

Таким
образом, рассмотренные нами определения категории "проституция" в
общественной и научной мысли XIX - начала XX вв. отражали такие основные
признаки проституции: продажность, публичность, профессиональность. При этом
некоторые авторы выделяли один из них как главный признак, объявляя остальные
два второстепенными. Это связано с пониманием проституции, с одной стороны, как
промысла, с другой - как преступления; то есть авторы определений рассматривали
категорию "проституция" с точки зрения правового понимания социальной
природы явления или с точки зрения общественно-трудового понимания.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.troek.net/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.