ВОЗВРАЩЕНИЕ ПЕРВОЗВАННОГО
АПОСТОЛА
(о почитании святых
мощей святого апостола Андрея Первозванного)
"И Слово стало Плотью". Из этого основополагающего
утверждения христианства возникло совершенно новое, незнакомое античному миру,
отношение к телесности.
Если Бог стал человеком, если Он стал плотоносцем,
значит персть уже не "темница духа", как думали античные философы, а данное
человеку от Бога благословение - знак полноты его бытия. "Человек более, чем
ангел создан по образу Божию" - учил в XIV веке святитель Григорий Палама, один
из наиболее известных Отцов Церкви. Смог ли принять подобный строй мысли, не
изменив своему мировоззрению, античный грек? Сомнительно. Отношение к плоти
как к сосуду благодати возможно лишь для того, кто принимает веру в то, что
Бог стал человеком… Поэтому известное обвинение протестантов - "православные
отошли от чистоты христианской веры, так как они поклоняются мощам и иконам"
- не только несправедливо, но и свидетельствует об умалении христианского мировоззрения
в самом протестантизме. Это сам протестант мыслит по-эллински, когда недоумевает,
как Бог в Своей благодати может реально присутствовать в мощах или иконе. Это
его христианская вера недостаточно последовательна. Ведь если Слово стало плотью,
плоть освящена, духоносна, приобщена Божеству, а значит, и достойна почитания.
Нетление - свидетельство победы, знак жизненной
полноты, приобщенности к благодати. Нетленные мощи - это видимое свидетельство
о том, что Бог в Своей Славе соприсутствует персти. Человек находится не где-то
на периферии мироздания. Его не только "видят". Бог дарует человеку не только
Свой взгляд, но и Свою благодать, человек сопричастен Божеству - Той Славе,
Которой был облечен Бог еще до создания мира.
Нетление мощей, истечение из них мира или
чудеса, происходящие от них, - свидетельство святости человека, т.е. свидетельство
того, что он жив, предстоит Богу и испрашивает у Него для нас полноту жизни.
Слово "мощи" понимается шире, чем телесные останки. Можно сказать, что мощи
- это то, что "оставил" нам святой. Греческое слово "та лепсана" происходит
от глагола "лепо" - оставляю. Акцент здесь на идее связи, живого и животворящего
наследия. Это то, что осталось от святого, не только его телесные останки, но
и личные вещи или одежда, к примеру, "милоть" пророка Илии или опоясание с тела
апостола Павла.
Почитание мощей - очень древняя христианская
традиция. Первым достоверным свидетельством такого почитания является рукопись
"Мученичество Поликарпа" (II век по Р. Х.), где описывается мученическая кончина
ученика святого апостола Иоанна Богослова Поликарпа Смирнского и, в частности,
почитание его останков смирнскими христианами.
Традиция совершать литургию на антиминсе
(плат с изображением положения во гроб Спасителя со вшитыми в него мощами) происходит
от практики древних христиан, которые совершали Евхаристию в катакомбах, на
гробах мучеников. Отсюда же и традиция строительства над мощами храмов или обычай
возлагать святые мощи в основание церковных престолов.
О вселенском измерении почитания Божиих
угодников свидетельствует другая благочестивая традиция - торжественно переносить
мощи из одного города в другой. В строгом смысле слова не существует "русских",
"украинских" или "греческих" святых, есть святые единой Кафолической (Соборной)
Церкви, просиявшие в Греции, России, Украине или какой-либо другой стране. Поэтому
иногда для того, чтобы открыть возможность непосредственного общения со святыней,
ее торжественно доставляют в другой город или страну. Это выражает тождество
веры и духовного опыта, другими словами, кафолическое измерение Церкви. Вместе
с тем это еще и свидетельство любви, которая связывает различные общины, епархии
или Поместные Церкви.
Прибытие в Киев, в Свято-Успенскую Киево-Печерскую
Лавру честной главы святого апостола Андрея Первозванного и является таким даром,
даром любви.
Апостол Андрей, брат апостола Петра и ученик
Иоанна Крестителя был первым апостолом, призванным Господом на служение. Именно
поэтому церковное предание усвояет ему имя Первозванного. Услышав слова своего
учителя "Се Агнец Божий", апостол прилепляется сердцем ко Христу и неотлучно
за Ним следует. После сошествия Святого Духа апостол Андрей проповедовал в Эфимии,
Никодимии, Синопе, Трапезунте, Крыме и Кавказе, Керчи и
Херсонесе.
В 66 г., в царствование императора Нерона
апостол Андрей был распят на кресте, подобно Христу и своему брату апостолу
Петру. Местом его мученической кончины стал греческий город Патры. Согласно
древнему преданию, апостол Андрей был распят вниз головой - так же, как и апостол
Павел.
До IV века мощи апостола находились в Патрах.
В 353 г., исполняя волю императора Константина, византийский военачальник Артемий
перенес мощи в храм Двенадцати Апостолов в Константинополе, где для мощей каждого
апостола была приготовлена специальная ниша. Честная глава апостола осталась
в Патрах. Другая часть мощей, оказавшаяся в Константинополе, во время разграбления
его крестоносцами была украдена Капуйским кардиналом Петром и вывезена в итальянский
город Гаэта. По другим сведениям, мощи апостола Андрея (кроме главы) находились
в Риме, где в 1527 г. даже были осквернены немецкими воинами. Что же касается
честной главы апостола, то она либо вообще не вывозилась из Патр в Константинополь,
либо была вывезена вместе с остальными мощами, а позже возвращена императором
Василием I (867-886) в качестве дара за взятую в жены богатую вдовицу Даниилиду,
родом из Патр. Позже глава апостола была перенесена в Рим Фомой Палеологом,
братом константинопольского императора Константина Палеолога. Какие мотивы двигали
императором Константином? Скорее всего это было чисто политическим шагом - последней
попыткой византийского императора склонить папу к поддержке Византии против
турков. Однако в своих надеждах Константин был обманут. Рим безучастно взирал
на страдания ромеев (как называли себя византийцы), и предельно истощенная империя
пала. А древняя православная святыня так и осталась в Риме до 1966 г., когда
по просьбе Константинопольского патриарха Афинагора папа Павел VI принял наконец
решение вернуть главу апостола в Патры, место его мученической кончины. Так,
спустя 502 г. пребывания на чужбине, великая православная святыня возвратилась
в лоно Православной Церкви.
История честной главы апостола Андрея свидетельствует
о том, как драгоценен этот дар, преподнесенный нашей Церкви - возможность приложиться
к святыне в стенах Свято-Успенской Киево-Печерской Лавры. После стольких лет
разлуки греки ревниво относятся к своей святыне, и нынешнее пребывание в Украине
- это четвертый случай, когда после своего возвращения мощи покидают Патры.
Пребывание мощей в Киеве как бы завершает некий исторический цикл. Ведь мы поклоняемся
не мощам, а святому апостолу, соприсутствующему им, а вернее - Божественной
благодати, которая навсегда почила в сердце Андрея, когда он впервые увидел
Христа.
Церковное предание свидетельствует о том,
что святой апостол Андрей уже был здесь, благословив эту землю, предсказав будущность
Киева: "Видите ли горы эти? На этих горах воссияет Благодать Божия, будет город
великий и воздвигнет Бог много церквей".
25 августа апостол пришел в страну сбывшегося
пророчества. У его честных мощей собралось множество христиан, собранных из
множества воздвигнутых за тысячелетие видимой разлуки церквей. Хотя можем ли
мы вообще говорить здесь о разлуке, даже с прилагательным "видимая"? Разве ушла
воссиявшая по его пророческой молитве благодать?
5 сентября святые мощи вернулись в Грецию.
Однако, вернувшись к себе домой, апостол не покинул святой лаврской обители
и киевских гор. И не он ли первым увидит грядущего во славе Христа - пришедшую
судить мир Распятую Любовь?
Список литературы
Петр ЗУЕВ, священник "Возвращение
Первозванного Апостола"