Реферат по предмету "Литература и русский язык"


Чацкий против фамусовского общества (по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума")

Чацкий против фамусовского общества (покомедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»).
Комедия«Горе от ума» дает общую картину всей русской жизни 10-20-х годов XIXвека, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, которая с большой силойразвернулась в это время по всей России, а не только в Москве, между двумялагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми и крепостниками, оплотомстарины.
Фамусовскомуобществу в комедии, твердо хранившему традиции «века минувшего»,противопоставлен Александр Андреевич Чацкий. Это передовой человек «веканынешнего», точнее, того времени, когда после Отечественной войны 1812года, обострившей самосознание всех слоев общества России того времени, сталивозникать и развиваться тайные революционные кружки, политические общества.Чацкий в литературе 20-х годов XIX века — это типичный образ «нового»человека, положительного героя, декабриста по взглядам, общественному поведению,нравственным убеждениям, по всему складу ума и души.
СтолкновениеЧацкого — человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца заидею — с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимаетпостепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмойЧацкого — крушением его надежд на личное счастье. Его взгляды противсуществующих устоев общества становятся все более резкими.
ЕслиФамусов — защитник старого века, времени расцвета крепостничества, то Чацкий снегодованием революционера-декабриста говорит о крепостниках и крепостномправе. В монологе «А судьи кто?» он гневно выступает против техлюдей, которые являются столпами дворянского общества. Он резко высказываетсяпротив милых сердцу Фамусова порядков золотого екатерининского века, «векапокорности и страха — века лести и спеси».
ИдеалЧацкого не Максим Петрович, надменный вельможа и «охотникпоподличать», а независимая, свободная личность, чуждая рабскойприниженности.
ЕслиФамусов, Молчалин, Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод,службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит сослужбы именно потому, что он желал бы служить делу, а не лакействовать передначальством. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Онзащищает право служить просвещению, науке, литературе, но трудно в этихусловиях самодержавно-крепостнического строя: Теперь пускай из нас один, Измолодых людей, найдется враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, Внауки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар Кискусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас:-разбой! пожар! Ипрослывет у них мечтателем опасным...
Подэтими молодыми людьми разумеются такие люди, как Чацкий, двоюродный братСкалозуба, племянник княгини Тугоуховской — «химик и ботаник».
Еслифамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному,национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, дажепренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальнойкультуры, осваивающей лучшие, передовые достижения европейской цивилизации. Онсам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против«пустого, рабского, слепого подражанья» иностранцам. Чацкий стоит заединение интеллигенции с народом.
Еслифамусовское общество расценивает человека по его происхождению и количествукрепостных душ, имеющихся у него, то Чацкий ценит человека за его ум,образованость, его духовные и моральные качества.
ДляФамусова и его круга свято и непогрешимо мнение света, страшнее всего — «что станет говорить княгиня Марья Алексеевна!» Чацкий отстаиваетсвободу мыслей, мнений, признает за каждым человеком право иметь свои убежденияи открыто их высказывать. Он спрашивает Молчалина: «Зачем же мнения чужиетолько святы?» Чацкий резко выступает против произвола, деспотизма, противлести, лицемерия, против пустоты тех жизненных интересов, которыми живутконсервативные круги дворянства.
Духовныекачества его выявляются в подборе слов, в построении фразы, интонациях, манереговорить. Речь этого литературного героя — это речь оратора, прекрасновладеющего словом, высокообразованного человека. По мере обострения его борьбыс фамусовским обществом, речь Чацкого все больше окрашивается негодованием,едкой иронией.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта sochinenia1.narod.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.