Реферат по предмету "Религия и мифология"


Аллилуйя

Аллилуйя

Аллилуйя
(из греч. ἀλληλούια,
восходящее к др.-евр. hallelū jah! "хвалите Господа!") - возглас
или песенный припев, часто употребляемый в церковном обряде. В славянской
народной традиции в большинстве случаев десемантизирован, внешне (фонетически)
видоизменен, приближен к междометию, иногда превращен в название ритуала,
группы лиц, его совершающих, ритуального предмета, ритуальной еды, костра и
даже не-чистого места и нечистой силы (Ср. различие в ряде культур святое-положительное
и святое отрицательное, связанное с запретом для человека входить с ним в
контакт. Ср. греч. ιερός -
άγιος; лат. sacer - sanctus; готск. hails - weihs;
авест. spanta - yaoždāta"; у древних евреев слово кедеш означало
и "святое" и "нечистое"; у французов sácre - и
"святой" и "проклятый").

В
большинстве случаев Аллилуйя и ее модификации известны в виде припева к
колядным, подблюдным, весенним, троицким и др. обрядовым песням. Так, русские
веснянки имеют припев ай лёли-лёли, ой лялё-лялё, ай люли-люли или просто
люли-люли с удвоением второго компонента. В масленичных торопецких песнях
обычна краткая форма лёли без удвоения, в троицких костромских - лелю, а в
троицких каширских зафиксировано О ж леля! Ср. сложные формы, далеко ушедшие
фонетически от "прототипа" - брянские весняночные лелемьё-лелен и
витебские жнивные Аля-леля, лялё, лялё. Эти и подобные формы побудили некоторых
мифологов еще в XVIII-XIX вв. изобрести славянского бога Леля.

Припев
Аллилуйя, восходящий к возгласу "Аллилуйя!", отсутствует в эпических,
балладных, лирических и бытовых песнях, а известен в календарных и свадебных
песнях, что также указывает на его прежний сакральный характер.

В
вост. Сербии на масленицу исполнялся обряд алалиjа или олалиjа: в сумерках на
месте, где обычно тан-цуют коло, зажигали костер и танцевали вокруг него не
более трех раз. В той же вост. Сербии в Сочельник молодежь в полночь жгла
костры, называемые алалиjaили рана, прыгала через них и плясала. В Боснии в
канун Петрова дня вечером пастушата жгли факелы (лиле) и обходили с ними дома и
загоны для скота. В Каринтии в пасхальное утро громко кричали
"Alelujo!", чтобы нечистая сила не входила в зону слышимости этого
слова. В зап. Болгарии Олелия - пустынное необитаемое место, куда отсылают градовую
тучу в отгонных заклинаниях: "Тáмо, Боже, тáмо-о-о-о / У
пýсту гору Олелиiу", а в вост. Сербии олалиjе - ночные нечистые
существа, бродящие ватагами, как пьяные на свадьбе, появляющиеся обычно на
Святки, т.е. в "некрещенные дни". Вероятно, болгарское междометие,
выражающее удивление, страх и горе, - алéлей, олеле - также восходит к
Аллилуйя. Ср. фольклорно-книжное восприятие Аллилуйи у протопопа Аввакума в
"Житии": "По Алфавиту, аль - Отцу, иль - Сыну, уŭя - Духу
Святому".
Список литературы

Н.
И. Толстой. Аллилуйя // Славянские древности. Т.1, М., 1995

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ec-dejavu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :