Искусство выставочного
дизайна (Материализация замысла)
В этой статье кратко
описаны 5 шагов которые приходится пройти, чтобы получить отличный и удобный
выставочный стенд. Надеюсь этот материал поможет разобраться участникам
выставок в их выставочном деле...
шаг первый: общее
знакомство
шаг второй: анализ и
функциональное зонирование экспоместа
шаг третий:
разработка концепции и художественно-архитектурного проекта
шаг четвертый:
разработка технического проекта
шаг завершающий:
изготовление и монтаж стенда
Беседуя с деловыми
людьми, порой удивляешься разнобою отношений и подходов к выставкам, их задачам
и эффективности. Этому мощному маркетинговому инструменту чаще всего отводят
роль профессиональной тусовки, места обретения новых связей с потенциальными
партнерами. И только некоторые из бизнесменов понимают: основной результат
такой акции - позитивный образ фирмы-участницы, который остается в сознании
посетителя после проведения выставки.
Конечно, формируется
такой образ множеством факторов и выставочный стенд в их ряду, наверное, не
главный. Но первой и последней "нотой" общения на форуме, его внешней
средой, все же остается стенд, точность его замысла, профессионализм реализации.
Другими словами, его технико-организационные и эстетические параметры.
Точное определение
идеи стенда, ее реализация в пространстве выставочного зала - несомненная удача
Дизайнера, предпосылка успеха для Участника выставки. Об этапах их творческого
взаимодействия рассказывает директор фирмы "Агентство "Коммерческая
графика" Александр Мясников.
шаг первый: общее
знакомство
Работы по созданию
художественно-архитектурного образа участника выставки начинаются с анализа
информации об экспоненте. Разработчик стенда должен достаточно полно изучить
существующий корпоративный стиль экспонента (фирменный стиль компании, торговые
марки, слоганы, рекламные публикации, видеоматериалы, примеры участия на других
выставках и т.д.), ознакомиться с традициями и сложившимися приоритетами.
Пожелания, условия и требования экспонента необходимо тщательно зафиксировать.
В дальнейшем это позволит избежать многих недоразумений.
Отсутствие
корпоративного стиля, например, при первом выставочном показе, презентации
новой компании, как правило, не оказывает существенного влияния на процесс
создания стенда. На практике, в таких случаях дизайнерские предложения
ориентируются на будущий (предполагаемый) фирменный стиль. Иногда используются
элементы "одноразового" стиля, разрабатываемые специально под
выставку.
Необходимо
подчеркнуть, что корпоративный стиль - это одна из важных составляющих имиджа
эспонента, и поэтому бережное и умелое обращение с ним во многом предопределяет
успех или неудачу при разработке концепции и художественно-архитектурного
проекта.
шаг второй: анализ и
функциональное зонирование экспоместа
В наших условиях
экспоместо выбирается Участником без согласования с разработчиком стенда. Этот
выбор, в основном, предопределяется выставочным бюджетом. Если разработчик
имеет возможность влиять на выбор экспоместа, то это в конечном итоге
практически всегда приводит как к экономии финансовых средств, так и к
повышенияю качества проводимых работ.
Анализ экспоместа
дает возможность разработчику:
сделать привязку на месте,
уточнить размеры, тип поверхности, высоту помещения,
получить полное
представление о наличии и месте расположения гидро-, электро - и других
технических коммуникаций,
скоординировать
планируемые технико-организационные мероприятия и соотнести последующие
строительные работы применительно к другим имеющимся конструкциям и
нефункциональным зонам (например, колоннам, распределительным щитам, люкам),
расположенным на площади экспоместа.
Кроме того, этот
анализ позволяет классифицировать стенд по его расположению относительно других
стендов выставки и определиться с тем, является ли он:
стендом в ряду,
открытым лишь со стороны одного прохода;
угловым стендом,
т.е. стендом, расположенным в конце ряда стендов и окрытым для обозрения с двух
сторон;
головным стендом,
расположенным также в конце ряда стендов, но открытым с трех сторон;
блок-стендом или,
другими словами, отдельно стоящим стендом, открытым со всех сторон.
Следующей стадией
этого этапа реализации проекта является анализ представляемых экспонатов,
определение их необходимого и достаточного количества, проведение компоновки
экспонатов по группам, задание требований к их демонстрации. Кроме того, на
этом этапе определяются необходимые размеры презентационных площадей, мест для
переговоров и подсобных помещений.
Очевидно, что
размеры презентационных площадей напрямую зависят от количества и величины
экспонатов, предполагаемого количества посетителей и стендистов, и их объем
задается целями участия в выставке. К презентационным площадям относят все
поверхности (не только горизонтальные), которые служат для демонстрации
экспонатов или их рекламы, включая информационные табло, мониторы, проекционные
экраны и т.п.
Места для
переговоров на стенде могут быть представлены отдельными кабинками, уголками
для сидения, просторными помещениями-офисами. Кроме того, для общения на стенде
могут быть предназначены столики для приема посетителей, барные стойки, места
размещения информационых служб - reception, мини-кафе.
Подсобные помещения
на стенде - это, прежде всего, кухня, склад, место для рекламных материалов,
помещения для персонала, раздевалки и т.д. Количество и характер подсобных
помещений могут существенно варьироваться исходя из функций стенда и целей
участия в выставке.
Далее, исходя из
того, что является главным на выставочном стенде:
ориентация на товар,
ориентация на
информацию,
ориентация на
консультации и переговоры,
определяется
соотношение между презентационной площадью и площадями, отведенными для
переговоров и подсобных помещений. Процентное соотношение этих площадей друг к
другу позволяет условно классифицировать стенды на:
"имидживые",
больше переговоров, чем показ экспонатов,
"торговые",
больше экспонатов, чем переговоров,
"смешанные",
относительное равновесие между переговорами и показом экспонатов.
Правильная
классификация стенда по отношению площадей его функциональных зон, в свою
очередь, также существенно влияет на разработку концепции и создание
художественно-архитектурного проекта.
Таким образом,
именно на этом этапе реализации проекта выполняются работы по разбивке
выставочного пространства на функциональные зоны с последующим предполагаемым
заполнением этих зон выставочным оборудованием и другими
технико-художественными элементами стенда.
шаг третий:
разработка концепции и художественно-архитектурного проекта
Решив вопросы
функционального зонирования стенда переходят к следующему, пожалуй, самому
отвественному и определяющему этапу - разработке концепции и
художественно-архитектурному проектированию. Цель этих работ - предложить
единое дизайнерское решение стенда и разработать художественно-архитектурный
проект, удовлетворяющий экспонента. Разработка концепции и, далее,
художественно-архитектурного проекта определяется:
целями участия в
выставке,
планируемым
результатом,
наличием творческого
потенциала у разработчика выставочного стенда,
ассортиментом
представляемых товаров и услуг,
предполагаемым
количеством обслуживающего персонала и стендистов,
корпоративными
стилем и традициями,
существующим
имиджем,
технико-организационными
требованиями к выставочному стенду, его размерами и типом,
техническими
характеристиками и количеством экспонатов,
выставочным
бюджетом.
Концепция стенда -
это, собственно, художественно-архитектурная идея, замысел дизайнера,
предполагаемый образ - все то, что, в конечном итоге, создает единичность и
уникальность стенда, его особую эстетику и атмосферу. Это творческий поиск
такого дизайнерского решения, которое должно гармонично объединять в себе
предполагаемый художественный образ, имидж экспонента, возможности технической
реализации проекта и основной минимум элементов оформления. Но, главное, это
такое решение, которое выделяет экспонента среди конкурентов и привлекает
внимание посетителей выставки именно к его стенду, его товарам и его услугам.
В то же время,
художественно-архитектурный проект представляет собой практическую
конкретизацию концепции и является главным документом экспозиционного,
конструктивного и художественного решения. Его содержание позволяет
окончательно определить то, каким образом, при помощи каких художественных
средств, в каком виде, размерах, объеме, при помощи каких материалов и
конструкций возможно построение выставочного стенда, размещение экспонатов,
ведение переговоров и движение посетителей.
Художественно-архитектурный
проект включает в себя необходимое количество проекций стенда, эскизы и
предполагаемую план-схему архитектурной планировки с использованием
стандартного выставочного оборудования или конструкций, которые необходимо
дополнительно изготовить.
шаг четвертый:
разработка технического проекта
Главное назначение
технического проекта - получение полной технической документации для
материализации концепции, т.е. создания стенда.
Технический проект
включает в себя:
необходимые
технические расчеты и рабочие чертежи и документацию для изготовления всех
нестандартные конструкций, элементов оформления и крепления,
электрические схемы
подключения освещения, оборудования, элементов оформления и экспонатов стенда,
схему установки на
стенде акустических систем,
схему мест подачи и
слива воды,
сборочные чертежи
для стандартного выставочного оборудования.
В наших условиях,
большая часть конструктива стенда является стандартной (используется
выставочное оборудование типа "Октанорм", "Просистем" и
т.п.) и в рамках реализации технического проекта разрабатываются только
отдельные технические и художественные элементы дизайна. Поэтому довольно часто
суть технического проекта заключается в привязке специально разработанных
технических и художественных деталей к используемому выставочному конструктиву.
Однако, в отдельных случаях, когда речь идет об специальных стендах
многоразового использования, базирующихся на нестандартных конструкциях,
значение технического проктирования существенно возрастает.
В настоящее время
наблюдается тенденция минимизации использования стандартного выставочного
оборудования. Оно применяется для "строительства" подсобных помещений
и создания рабочих поверхностей и объемов, которые потом декорируются в
соответствии с разработанной концепцией.
В результате,
"скрывая" стандартные конструкции и более широко используя
технические "ноу-хау" и специальные способы и элементы дизайна
(обшивка деревом, применение зеркал, скульптура, инсталяции, подвесные детали и
т.д.), можно, при достаточно небольшом выставочном бюджете, реализовать стенд,
который по своим характеристикам будет приближаться к стенду из нестандартных
конструкций.
Широкий выбор
строительных и декоративных материалов и новейшие технологии изготовления
элементов дизайна, использование специальной компьютерной техники, режущих и
печатающих плоттеров, самоклеящихся пленок, многообразных источников света,
легких цветных пластиков и т.д. - все это позволяет реализовать практически
любые художественные идеи с высочайшим качеством.
Этап технического
проектирования завершается составлением сметы расходов по созданию стенда и
последующей коррекцией этой сметы с учетом выставочного бюджета и других
факторов как технического, так и творческого характера. Во многих случаях
практической реализации уменьшение стоимости стенда достигается за счет
правильного и рационального подбора материалов и оборудования, причем это
уменьшение никак не отражается на функциональных и художественных
характеристиках стенда.
Таким образом,
экспонент получает полную художественно-архитектурную и
организационно-техническую информацию о своем стенде и можно переходить к той
части реализации проекта, которая касается уже собственно построения стенда как
такового.
шаг завершающий:
изготовление и монтаж стенда
Как уже было отмечено,
в большинстве случаев основой конструкции стенда является стандартное
сборно-разборное (модульное) выставочное оборудование. Это оборудование можно
разделить на каркасное и бескаркасное. Каркасные системы представляет собой
конструктивное соединение вертикальных (стоек) и горизонтальных (ригелей)
элементов с использованием различных конструктивных систем соединений
("шар-труба", соединение по типу строительных лесов и другие). К
бескаркасному оборудованию можно отнести стенды-ширмы, вантовые подвесные
конструкции и ряд других конструктивов.
Важно отметить, что
все элементы конструкций и дизайна, из которых монтируется стенд, должны быть
изготовлены таким образом, чтобы сам процесс монтажа стенда не занимал много
времени и не требовал привлечения большого количества специальной техники и
монтажников. Обычно, время, которое отводится организаторами выставки на
монтаж, колеблется от нескольких часов до нескольких суток.
В заключение
хотелось бы подчеркнуть, что во многом вышеизложенное - обобщение того
практического опыта, который автор получил в течение последних лет,
профессионально занимаясь вопросами выставочного дизайна. Обозначены только
основные подходы к созданию выставочного стенда, показана структура этого
процесса и отмечены определяющие факторы. Вне рамок изложения осталось
достаточно много специальных вопросов, требующих отдельного освещения.
По мнению автора,
именно вышеизложенная методика разработки и построения выставочного стенда,
основой которой является создание единой художественно-архитектурной концепции,
позволяет в большинстве случаев найти уникальное и неповторимое решение для
всех типов стендов, удовлетворить различные вкусы и создать ту атмосферу
праздника, которая должна сопутствовать каждой выставке
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.statya.ru