Реферат по предмету "Психология"


Защитные механизмы психики

Защитные механизмы психики

Руководить
другими человек имеет моральное право лишь когда он уже решил свои
психологические проблемы и состоялся как профессионал; когда его карьерные
планы шире служебной субординации и когда ему одинаково комфортно с должностью
или без должности.

Вадим Игоревич Короткий, психолог-консультант,
разработчик авторских методик преподавания психологии.

Если
представить личность в виде ядра, окруженного несколькими слоями аксессуаров
(привычки, роли, мысли и т. п.), то самым наружным и самым главным слоем,
сдерживающим напор агрессивного мира, позволяющим нам сохранять свои привычки и
мысли, являются наши вещи.

Вещи
и деньги, на которые приобретаются вещи, представляют собой нечто вроде
крепости, внутри которой находимся мы. Пока сохраняется возможность приобретать
вещи, мы чувствуем себя хозяином жизни, спокойно разъезжающим на коне. В такие
моменты мы транслируем личность во вне и особо не печалимся по поводу внешнего
вида.

Крепость,
состоящая только из денег или только из вещей общего потребления — это не
крепость, а песочный замок. И этот песочный замок норовит обрушиться при первом
же появлении неприятеля — человека с более «крутыми» вещами. Стремление
обскакать другого в материальном плане — это фиктивная цель. Всегда найдется
новый другой, который нарушит тебе весь психологический баланс и все
психологическое равновесие.

В
начале 50-х гг. XX века Франкл записал, что самую большую осмысленность жизни
придает нахождение цели, достижение которой способствует развитию
неповторимости, непохожести, уникальности ее носителя. Еще за полвека до
Франкла, т. е. около ста лет тому назад, Джеймс утверждал, что внешний
вещественный охранный слой, в первую очередь, должен состоять из «произведений
наших рук и мозга», а не просто «больших денег», полученных на постылой работе,
так как наиболее тесно связаны с нашей личностью именно произведения нашего
кровного труда, будь-то коллекция насекомых или созданный нами бизнес. Если же
человек не проявил настойчивости и смелости, чтобы научиться зарабатывать
деньги своим любимым делом (читайте «неповторимым делом», т. к. никто не сможет
состязаться с нами в том, что мы действительно любим), то удел такого человека
— защитные механизмы психики, ибо из вещей общего потребления — телевизоров,
холодильников и прочего — крепости не построишь.
Смещение, или замещение

Подвергшись
негативным воздействиям извне или опасаясь их — это может быть угроза
безопасности, переживание унижения, а также внешний или внутренний, «вбитый
себе в голову», запрет на осуществление желания — человек нередко прибегает к
странным реакциям, которые нейтрализуют внутренний конфликт, причем протекают
они на бессознательном уровне. Эти реакции выдаются непроизвольно и называются
защитными механизмами психики. Первенство выделения защитных механизмов психики
принадлежит Зигмунду Фрейду.

На
сегодняшний день науке известно около 30 психологических защит. Мы ограничимся
«формулой Миллера», т. е. числом «семь плюс-минус два». Этого будет достаточно,
чтобы в целом получить представление о проблеме. Итак, защитные механизмы
психики — это психологические стратегии, с помощью которых люди снижают
интенсивность таких негативных состояний, как внутренний конфликт и фрустрация.
Фрустрацией называется психическое состояние, возникающее вследствие
столкновения с реальным или воображаемым препятствием на пути достижения цели.
В дословном переводе «фрустрация» означает «обман» или «тщетное ожидание».

Смещение
— один из самых известных и хорошо описанных защитных механизмов. К примеру,
молодые люди, а порой и не очень молодые люди, но тоже с неустроенной личной
жизнью, любят посещать дискотеки и рестораны, где можно расслабиться и
потанцевать. Танец — это такой вид замещающей деятельности, где нереализованная
сексуальная энергия находит себе выход в ритмичных телодвижениях и игровых
касаниях с партнером. Вы, наверно, уже обратили внимание, что женатых мужчин не
очень-то волнуют танцы.

Выделяют
два типа смещения. Первый называется «смещение объекта». Это когда человек
проявляет к одному лицу или объекту чувство, которое в действительности
испытывает к другому лицу или объекту. Например, человек, разозлившись на
своего начальника, может прийти домой и вести себя агрессивно по отношению к
детям или жене. Обычно смещение объекта происходит при невозможности выразить
чувство в адрес первичной фигуры. Исследовательские данные свидетельствуют, что
из большинства чувств, присущих человеку, чаще других смещается именно
агрессия.

При
втором типе смещения объект не меняется (мишень не меняется), но энергия,
связанная с одним чувством, переходит в другое чувство, отличное от
первоначального. Наиболее характерным случаем смещения по второму типу в
практике психоанализа является смещение сексуального и агрессивного драйва. Это
означает, что энергия, связанная с сексуальным возбуждением, может выразиться в
качестве агрессии, или, наоборот, агрессивная энергия по отношению к
конкретному лицу начинает проявляться в сексуальной активности.

Следующий
защитный механизм — регрессия. Здесь индивид, измученный своим опытом, как бы
возвращается на более раннюю стадию развития. Частным проявлением регрессии
являются ситуации, когда взрослый человек устраивает истерики, портит вещи
(ранний детский возраст, от года до трех), бессмысленно глядя в телевизор,
грызет ногти (младенческий возраст) и т. д. и т. п.

Понятие
регрессии предполагает, что при столкновении с препятствием или испытывая
напряжение человек возвращается на ту стадию жизни, в которой он чувствовал
себя в безопасности, в которой ему было хорошо и безоблачно. Основное
напряжение у людей 40-летнего возраста вызывает утрата иллюзий. «Сколько можно
мечтать, товарищ, давай освобождай дорогу другому», — это нас задвигает на
обочину жизни следующее поколение.
Подавление и вытеснение

Подавление
и вытеснение — вот самые «простые, прямые и бесхитростные» защитные механизмы
из всех, какие только можно себе представить! Подавление — это реакция
устранения из сознания, глушения, отвержения неприятной информации или опыта.
При подавлении человек откровенно отказывает себе в том, что с ним «это было»,
т. е. информация еще не ушла в бессознательное, а болтается где-то в
предсознании: между сознанием и бессознательным — посередине. Вытеснение — есть
уже собственно избирательное забывание материала, связанного с конфликтом и
напряжением. Материал уже ушел в бессознательное, и человек перестает о нем
знать что-либо.

Пьянство
— это очень ловкий способ ухода от действительности. Чернышевский был чертовски
прав, описывая подвиги студента Лопухова и сообщая приватно, что пить, дорогие
товарищи, иногда бывает значительно выгоднее, чем не пить! Во-первых, если до
начала беспробудного пьянства ты отличался хоть каким-нибудь талантом, то этот
талант теперь необязательно реализовывать.

Способный
человек, имеющий определенные достижения в прошлом, периодически уходит в
запои, так как отказывается признавать, что ему не догнать и не обскакать иных
своих знакомых, с которыми он инкогнито (опять же отказывая в этом публично)
себя сравнивает. Во-вторых, значительно проще не содержать своих близких, а
взять и запить.

Вообще,
по поводу пьянства у Эрика Берна есть более крутая теория, когда он
рассматривает данное явление в виде такой сюжетно-ролевой игры, где кайф
получает не только сам алкоголик, но и все другие действующие лица.
Проекция, или перенос

Проекция
— это приписывание своих мотивов или личностных характеристик другим людям,
когда человек не только вытесняет знание о собственных желаниях, но и
перемешает их за пределы своей личности.

Когда
очередной кандидат в Государственную Думу, взъерошенный и красный, кричит мне с
экрана, буквально вываливаясь из телевизора, о том, что действующие политики
все распродали, растащили и разворовали, у меня, как у человека думающего,
возникает встречный вопрос: «А ты не успел? Чего так разволновался?» Если вы
плюете в сторону каждого проезжающего мимо джипа, значит, джип является вашей
сокровенной мечтой в которой вы сами себе отказываете, хотите вы этого или нет.
Защитный механизм потому и называется защитным, что он, во-первых, снимает
отрицательные эмоциональные состояния; во-вторых, искажает реальность и,
в-третьих, протекает на бессознательном уровне, так что люди обычно не осознают
своих защитных механизмов.

Тема
защитных механизмов психики здорово пересекается с представлениями Карла
Густава Юнга о структуре человеческой личности. Юнг был любимым учеником
Фрейда, и именно Юнга Фрейд проклял перед смертью за принципиальное искажение
психоаналитической теории в сторону социальных моментов. Ученик, впрочем,
считал, что создал собственную теорию, назвав ее аналитической. Юнг выделяет 3
структурных компонента личности. Первый структурный компонент личности —
Персона, или Маска. Персона — это общественный фасад личности, весьма
удобоваримый, конкретный и одномерный. Персона — это «коллективно-пригодная»
или «социально-пригодная» (чтобы не прогнали) искусственная личность. Это
действительно такая маска, которая помогает индивидууму «добывать себе имя,
титулы и звания». Это удобная форма существования, рассчитанная на то, чтобы
производить на других нужное впечатление. Некоторые люди чрезмерно
злоупотребляют своей персоной, не хотят с ней расставаться ни днем, ни ночью,
тыкают нам в нос своей правильностью, своей фригидностью, чистотой и
непорочностью, этакие ангелочки (с маленькими рожками).

Однако
Персона — еще не есть вся личность. Персона — это всего лишь отштукатуренная
стенка личности. Второй структурный компонент личности по Юнгу называется
Тенью. Тень — это все асоциальные, вредоносные импульсы, это властные мощные
инстинкты, это животная природа человека. «Горе тому, — предупреждал Юнг, — кто
слишком увлекся своей Персоной и совершенно забыл о существовании Тени. «Тот,
кто выстраивает себе слишком хорошую Персону, расплачивается за это
возбужденностью чувств». «В какой степени человек признал в себе реальность
Тени, в такой степени он сможет освободиться от ее влияния». «Бабушкам» и
«дедушкам», наставляющим других, приходится очень туго, когда их Тень
вырывается наружу.
Реактивное образование

Третий
структурный компонент личности, по Юнгу, — Анима, или Анимус. Анима, Анимус —
это женская сторона личности у мужчины и мужская сторона личности у женщины.
Анима и Анимус не только заставляют каждый пол обнаруживать в своем поведении
некоторые черты противоположного пола, но также побуждают с сочувствием и
пониманием относиться к представителям другого пола.

Вам,
наверное, встречался мужчина, который напрочь вытеснил из себя всю женоподобную
слабость, демонстрирующий на людях свою твердолобость и маскулистость: такой
рычащий самурай. Это явление очень распространено у хозяйственников высокого
ранга — тех, кто не слезает с экранов телевизоров — и у мужчин, испытывающих
проблемы со смыслом жизни. Анализируя ситуацию, Юнг обнаружил, что мужчины,
отказавшиеся от своей Анимы, очень боятся, что они «внутри себя становятся
бабой».

Включение
в чрезмерную борьбу с вытесненным стремлением называется реактивным
образованием. Реактивное образование предполагает, что человек может пытаться
усилить вытеснение, ведя себя диаметрально противоположным содержанию
вытесненного материала образом.

Прочитав
в армии весь «джентльменский набор» русской классической литературы из полковой
библиотеки, я могу вам порекомендовать по этому поводу «Отца Сергия» Льва
Николаевича Толстого. Вот доведенный до абсурда пример реактивного образования
со всеми вытекающими отсюда последствиями: полжизни соблюдать «обет безбрачия»
(издеваться над собой), чтобы под старость лет так сорваться и опозорить свои
седины. После таких рассказов становится понятно, за что Льва Николаевича
отлучили от церкви.
Отождествление, или идентификация

Не
правда ли денег хочется много и сразу? Вот это и называется инфантилизмом!
Настала пора вернуться к разговору о вещах (и не только о вещах), который был
затеян в начале.

Используя
защитную идентификацию, человек принимает личностные черты, особенности
поведения, заимствует элементы логики и мышления, а также некоторые аксессуары
того лица, которому, как кажется со стороны, везет в удовлетворении своих
потребностей. «Алло, Мусий Карпович, это Гриша! Ах, вы на совещании у
генерального. Бога ради извините! Я вам потом перезвоню». В связи с отсутствием
реальной деятельности индивидуум, неудовлетворенный своим реальным положением,
довольствуется срисовыванием внешних характеристик.

Я
давно пропагандирую среди своих знакомых (моих бывших учеников) мысль, что если
сразу «не повезло с должностью» — это удача повернулась к тебе лицом! Должность
отвлекает нас от реальной деятельности. После того как человек занимает
должность, на него обрушивается столько сиюминутных, почему-то очень
обязательных (а попросту говоря, совершенно бессмысленных и маразматических)
административных проблем, что для решения творческих задач времени просто не
остается. Вспомните, как Франкл отпихивался от денег — не то что от должности! Пока
ты сидишь в кресле начальника и тебя распирает от ложной гордости (в силу того
что включился известный защитный механизм), другие продолжают делать или, по
крайней мере, искать свое дело. Пока ты крутишься, командуешь, рисуешься,
звонишь «Мусию Карповичу, который у генерального», люди ставят самые что ни на
есть смысложизненные цели и достигают их.

Власть
и престиж укрепляют шаткое представление индивидуума о собственной
значительности. При этом решение вопроса о собственном предназначении временно
откладывается. Вместо того чтобы залить фундамент для нового здания, человек с
должностью подпирает ветхое строение своей самооценки досочками и сам не
понимает, насколько жестоко он обманывается. С какими целями вы идете в
должность? Подумайте хорошенько, все ли вы уже сделали из того, что хотели
сделать? Наличие должности снимает негативное побудительное состояние, которое
толкает человека вперед к его Эвересту. Руководить другими индивид имеет
моральное право лишь в том случае, когда он уже решил свои психологические
проблемы, когда он уже состоялся как профессионал: когда ему, что с должностью,
что без должности, одинаково комфортно, и когда его личные карьерные планы
гораздо шире служебной субординации.

Тот,
кто захочет прожить эту жизнь максимально продуктивно, рано или поздно начнет
смещать акцент с ценностей материальных и ценностей статусных в сторону
ценностей творчества, так как именно творчество продуцирует самые долгоиграющие
смысложизненные задачи. Что же касается счастья, то счастье — это вообще категория
прошлого. И как доказал в свое время Уотсон, только два обстоятельства
определяет нашу удовлетворенность прошлым (нашу «счастливость») — это
сложившаяся личная жизнь и завершенность трудового процесса.
Рационализация

Рационализация
— это оправдание своего поведения, причина которого маскируется как для других,
так и для себя. Помимо рационализации, есть еще интеллектуализация — тоже
защитный механизм. Интеллектуализацией называется тщательное анализирование,
которое приводит к росту чувства субъективного контроля над ситуацией. Скажем,
юноша поступает в престижное учебное заведение и проваливается на экзамене.
Согласитесь, достаточно сильный удар по самооценке, поэтому на помощь такому
юноше обязательно придет рационализация или интеллектуализация. «А не больно-то
и хотелось» — это рационализация. «Нет худа без добра, лучше сначала сходить в
армию, потому что после института все равно заберут, и тогда будет тяжелее» —
это интеллектуализация. Вам какой вариант больше нравится?

Защитные
механизмы — это когда человек смотрит на звездную карьеру и бубнит себе под
нос: «Ну, правильно, у него же родители». Когда же молодой человек отказывается
от банальной карьеры банковского клерка, уезжает за тысячу километров и
начинает «гнуть свою линию» — это называется жизненная позиция. (Однако же пора
и остановиться. На протестной психологии далеко не уедешь.) Мы рассмотрели
далеко не все известные защитные механизмы, но рассмотрели их достаточно лично.
Знание о самом себе — неприятная вещь, но эта неприятная вещь создает основу
для нового качества жизни. «Высшая цель развития интеллекта, — писал Новалис, —
дать человеку идеальное знание своего «Я» и власть над ним». Мужайтесь. Удача
тянется к сильным!
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.