Реферат по предмету "Психология"


Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте

Общение ребенка со сверстниками в дошкольном возрасте

Ремизова Г.Е.

В
дошкольничестве впервые возникает деятельность, свободная от влияния взрослых,
- это общение со сверстниками. Чем же оно отличается от общения ребенка со
взрослым?
Общаясь со взрослым, ребенок просто воспринимает его точку зрения, но не
переосмысливает ее, не перепроверяет. Взрослый для ребенка - образец,
практически, трудно достигаемый.
В общении со сверстником у ребенка совсем иная позиция. Точка зрения, особенно
не совпадающая с его собственной, тщательно обдумывается, мнение сверстника
можно попытаться и изменить, чего нельзя сделать при общении со взрослым.
Общение только со взрослыми не дает личностного и познавательного развития.
Ребенок должен выработать свою точку зрения, сделать моральный выбор. Только
общаясь со сверстником, ребенок может стать, действительно, равным партнером в
общении. Сверстник выступает объектом сравнения с собой, это та мерка, которая
позволяет оценить ребенку себя на уровне реальных возможностей, увидеть их
воплощенными в другом.

Какова
специфика общения со сверстниками?

·
Общение со сверстниками более многообразно, чем общение со взрослыми. В игре
детей могут проявляться те качества и личностные характеристики, которые не
проявляются в общении со взрослыми, например, способность придумывать новые
игры.

·
В общении со сверстниками всем видам деятельности присуща яркая эмоциональная
насыщенность. Ребенок приобретает способность сочувствовать другому, переживать
чужие радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку
зрения другого.

·
Все формы обращения к сверстникам гораздо менее нормативны и регламентированы.

·
В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять инициативу.

А
что же взрослый? Неужели он не может вмешиваться в общение между детьми?

Давайте
посмотрим, как развиваются формы общения ребенка и какова здесь роль взрослого.
Внимание к сверстникам может проявляться уже в возрасте 1 года (а может и не
проявляться!), но если оно есть, то это еще не означает, что оно сформировалось
до конца. Где-то к 1 г. 7 мес. внимание к сверстнику становится устойчивым, но
ребенок еще не умеет привлекать внимание другого к себе адекватными способами.
Такое умение может появиться после 2 лет.

Но
даже в 3-4 года ребенок вполне может обходиться один, не обращая ни на кого
внимания, играя один. Может только проявлять интерес, наблюдая за другим, но не
вступая в контакт. Может подражать играющему рядом ребенку, но опять-таки, не
общаясь. А может и обмениваться игрушками с другим ребенком, а потом сказать,
что он играл один!

Здесь
вмешательство взрослого может оказаться как раз кстати. Поскольку единственной
формой общения являются симметричные игры, т. е. обмен игрушками друг с другом,
основанный на подражании, то Вы вполне можете подготовить свое чадо к этому -
показать, как это здорово - поменяться игрушками! Ты - мне, я - тебе, и еще
раз... Взрослый, таким образом, создает общий игровой замысел.

К
4- 5,5 годам появляется связная игра, но ребенок еще не умеет сам создавать
игру с другими, распределять роли. Вот тут Вы и можете ему помочь, постепенно
учить детей организовывать микроигры, а средством организации игры будет
служить обыкновенная считалка. В 5-6 лет появляется феномен первой детской
дружбы. Возникает стойкая избирательность - хочу играть только с ним!

В
детском саду многие впервые получают возможность завязать дружбу. У детей,
имеющих друзей, более позитивная самооценка, они более уверенны в себе.
Поддерживать дружбу - значит, делиться игрушками, какими любимыми они бы не
были, заступаться друг за друга, помогать в чем-то. Друзья учатся
договариваться о том, чтобы время от времени меняться ролями в игре, мириться
друг с другом, если произошла ссора, просить прощения у другого, сохранять
общие секреты и тайны.

В
детской дружбе уже сложно найти место взрослому, ведь ее нельзя навязать. Если
Вам не нравится лучший друг ребенка - никогда не критикуйте его, тогда для
Вашего ребенка он будет выглядеть еще привлекательнее. С возрастом
избирательность привязанностей Вашего ребенка будет расти, все больше
освобождаясь от ситуативных воздействий (например, внешней привлекательности
или дисциплинированности), а в школе у него появятся новые друзья.
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.eti-deti.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Национальные объединения Восточной Сибири
Реферат Українська освітньо-виховна система в світлі ідей Г Ващенка
Реферат Исследование мотивации педагогической деятельности
Реферат Проблема системного единства международной и национальной составляющих правового регулирования свободы совести
Реферат Анализ деловой активности предприятия на примере ОАО Омега 3
Реферат Основы текстового редактора Microsoft Word
Реферат Психологические особенности личности тренера
Реферат Словарь основных понятий
Реферат Арм за цим Договором здійснюється шляхом прийняття даних сигналів пожежної тривоги та тривожних сигналів систем раннього виявлення загроз надзвичайних ситуацій
Реферат Психология и бизнес. Россия. Конец 20 века.
Реферат Платежная система Российской Федерации 2
Реферат Влияние выхлопных газов автомобилей на размер прироста, биомассу и жизнеспособность пыльцы хвойных растений памятника природы "Комсомольская роща"
Реферат Правовые основы возникновения министерства труда и социальной защиты РФ
Реферат Русское духовенство при Петре Первом
Реферат Open Campus Essay Research Paper Westview High