Реферат по предмету "Психология"


Искусственное и естественное в психотерапии

Искусственное
и естественное в психотерапии

Словосочетание
"техники психотерапии" сегодня прочно вошло в повседневный обиход
профессионалов, консультирующих по "проблемам души". Предлагаю на
время прислушаться к этому сочетанию слов и задуматься над его корректностью.

Казалось бы,
что здесь особенного: слово "техника" в данном контексте означает
"уменье", "навык", "прием",
"мастерство". Однако обратимся к более раннему пониманию этого слова,
в свете которого вышеуказанные значения приобретают особый смысл. Древние греки
относили слово "techne" к любой человеческой деятельности,
направленной на создание вещей, несуществующих в природе. Этому греческому
слову соответствовало латинское "arts", и это не случайно, так как
общим между техникой и искусством является то, что и в том и в другом случае
нечто существующее естественно (некая природная данность) изменяется человеком,
преобразуется им согласно определенной цели, или потребности, превращаясь в
дело рук человека.

Другими
словами, сфера "techne" ("arts") — это сфера
искусственного, которое противостоит естественному — тому, что происходит само
собой, без целенаправленного воздействия человека. "Искусственное"
соотносится с любым процессом созидания (будь то процесс производства или
творчества), то есть создания чего-либо (вещи, объекта, художественного
произведения и т.д.), а "естественное" соотносится с процессом
развития, то есть — жизнью.

Когда мы
говорим об искусственном процессе, то подразумеваем, что существует
"субъект" — живой производящий или творящий человек — и
"объект" — неживой предмет или материал. Процесс производства или
творчества всегда отталкивается от потребностей созидающего человека. Конечно,
потребности производящего и творящего человека различаются между собой: в
первом случае — это некие практические нужды, а во втором — выражение своих
мыслей и чувств в том или ином материале. Однако все потребности, мотивирующие
искусственный процесс, — это потребности субъекта, а не объекта (у последнего
их не может быть по определению).

В естественном
процессе развития мы имеем дело не с объектом (или материалом), а с
само-творящимся человеком. Это не означает, что он творит себя исключительно по
собственному изнутри положенному плану, не соотносящемуся с окружающим миром.
Человек развивается и живет, благодаря взаимодействию с другими людьми,
окружающими его предметами и т.д. Они также влияют на его развитие, как и его
собственная внутренняя природа. Но в отличие от объекта за человеком признается
его "субъектность", то есть некая внутренняя необходимость, лежащая в
основании его развития. (В этом смысле латинскому "subject" ближе
всего русское слово "под-лежащее".) Только эта необходимость приводит
к естественным для человека ("субъекта") изменениям, иной раз
непредсказуемым для внешнего наблюдателя — другого "субъекта".

Продукты
технического прогресса окружают нас со всех сторон. Постепенно
"технический аромат" проникает в самые разнообразные и интимные сферы
нашей жизни. Это неизбежно оказывает воздействие на наше восприятие мира,
других людей и самих себя. Человеческая душа превратилась в объект так
называемых "психотехник" и "психотехнологий" только
благодаря тому, что она стала восприниматься как некий механизм. Поэтому
сегодня можно говорить о тенденции — условно назовем ее "искусственной
психотерапией", — рядом с которой почти не осталось места другому
представлению о психотерапии — как о естественном процессе.

Ситуация
искусственной психотерапии — это ситуация, когда специалист общается с
клиентом, где последний есть не столько человек, сколько некая конструкция со
своим механизмом действия, в котором что-то вышло из строя, что необходимо с
помощью специальных приемов упорядочить, восстановить (представление об этом
механизме несколько различается в разных школах). Цели искусственной
психотерапии — это воздействие и коррекция, нормализация и адаптация, а
"техника" — это инструмент, с помощью которого специалист
воздействует на "душевный материал" (поведение, чувства, мысли,
настроение).

Ситуация
естественной психотерапии — это ситуация, когда один человек общается с другим
человеком, таким же живым, таким же неизмеримым и богатым по своему опыту, как
он сам. Основа естественной психотерапии — интерес к человеку, доверие к его
природе, надежда на его собственные силы и создание естественных условий для их
проявления. Сюда не подходит ни слово "техника", ни даже слово
"искусство", поскольку в контексте естественной психотерапии беседа
двух людей — это ни взаимодействие человека и механизма, ни взаимодействие
художника и материала. (И хотя эти метафоры могут раскрывать некоторые аспекты
психотерапевтических отношений, они тем не менее очень многое скрывают.)

Другими
словами, можно сказать, что в искусственной психотерапии главное внимание
сосредоточено на результате, а в естественной психотерапии — на процессе. Можно
также сказать, что основной смысл искусственной психотерапии — это контроль
проявлений "объекта" и их коррекция, а смысл естественной психотерапии
— понимание другого и создание условий для его саморазвития.

К этому надо
добавить, что объектное отношение к другому — обратная сторона объектного
отношения психотерапевта к самому себе. Поэтому попытка отнестись к другому как
"субъекту" необходима, на мой взгляд, не только для этого другого, но
также и для самого психотерапевта. Однако я не буду здесь выступать активным
пропагандистом естественной психотерапии, так как понимаю, что в искусственной
психотерапии есть свой преходящий смысл, который будет обозначен чуть ниже.

С одной
стороны, термин "искусственная психотерапия" — это абсурдное
словосочетание, поскольку "psyche" означает "душа",
которая, по Аристотелю, есть "самодвижущееся", то есть то что
существует и движется само собой — естественным образом. А с другой стороны,
искусственная психотерапия — это именно то, что успешно процветает сегодня и
находит себе законное место в ряду других технологий (промышленных,
политических, рекламных и пр.). Техницистское мышление создало такие
словосочетания-кентавры, как "гуманитарные технологии",
"экзистенциальные техники", "эмпатические техники" и т.д. Я
предполагаю, что слова "психотехника" и "психотехнология",
состоящие из известных греческих корней, у самих древних греков вызвали бы
недоумение, поскольку дословно они могли бы перевести их примерно так:
"искусственное творение души".

Я не ставлю
себе задачу изменить "техническое мышление". Думаю, это будет нечто
неестественное, поскольку оно не есть какая-то случайная и нелепая "ошибка
человечества". Как уже говорилось, техницистский подход к душе,
действительно, имеет некий смысл. В частности, я хочу обратить внимание на те
комфортные условия, что искусственная психотерапия создает для исповедующего ее
психотерапевта.

(1) Прежде
всего искусственная психотерапия защищает психотерапевта перед лицом
"брата своего". "Техники" и другие виды профессиональной
формализации скрывают от моего собеседника мое личное, мое человеческое. В
каком-то смысле, они на время убивают меня живого. Теперь я — профессионально
работающий специалист.

(2)
Искусственная психотерапия "работает" не с живым человеком, а с неким
"психическим механизмом" (можно сказать — "биороботом").
Это повышает уверенность психотерапевта, поскольку главное свойство механизма —
его предсказуемость. Ради этого комфорта специалист готов поверить в любую
схему или модель, предназначенную для объяснения этого механизма. Благодаря
такой "принципиальной схеме" специалист получает алгоритмы и
пошаговые инструкции на предмет того, как надо поступать в тех или иных случаях,
как добиваться того или иного результата. Предсказуемость — это качество,
которое мастер должен навязать своему материалу, поскольку в любом виде
искусства мастер отличается от дилетанта своим умением владеть материалом.

(3) В
искусственной психотерапии четко очерчено представление о результате. Благодаря
спасительной схеме специалист уверен в положительном результате, даже если
"клиент" (то есть "механизм", с которым он
"работал") его отрицает. На этот случай в искусственной психотерапии
есть, например, такая фраза: "Результаты нашей работы могут проявиться
через три дня (три недели, полгода и т.д.)." ("В конце концов, что он
может понимать, если я работаю с его подсознанием!") Оценка результата в
искусственной психотерапии происходит по стандартным "параметрам",
лицо становится приборной доской, а глаза — стрелочками и индикаторами на ней.
Вот такое техницистское преломление идеи "зеркала души"! Технические
метафоры позволяют стандартизировать человеческое поведение, сделать человека
объектом научно-диагностических калькуляций и психотерапевтических манипуляций.


(4)
"Приемы воздействия" и четко очерченные результаты этого воздействия
позволяют увидеть и оценить участие специалиста в психотерапевтическом
процессе. Это необходимо психотерапевту как с материальной, так и с
нематериальной точки зрения. Если мастер видит результаты своей работы — он
морально удовлетворен; если результаты работы мастера видны со стороны как
результаты именно его работы — значит ему есть за что платить. Это очень важно
в искусственной психотерапии — оценить ту долю, которую вложил специалист в
достижение результата.

Конечно, в
свете этих явных преимуществ привлекательность естественной психотерапии
необратимо меркнет. "Психотерапия" — это, дословно, "забота о
душе", что значит - забота о душе живого человека, который всегда есть
гораздо большее, чем все существующие схемы и теории вместе взятые. Поэтому в
естественном процессе психотерапевт обречен находиться в неопределенной и
непредсказуемой ситуации; и его задача — не проецировать готовый стереотип, а
полнее и глубже понять индивидуальность сидящего перед ним человека. Это и
есть, на мой взгляд, главная забота о душе. И, конечно, результаты этой заботы
может определить лишь сам человек, обращающийся к психотерапевту (если вообще
корректно говорить о "результатах" в естественной психотерапии).
Человек приходит ко мне с одним состоянием, а уходит с другим, и только он один
может сказать, какие изменения в нем произошли. И хотя в том, что эти изменения
случились, действительно, есть мое непосредственное участие, однако долю моего
участия в естественной психотерапии определить крайне трудно, так как изменения
происходят естественным образом. В этом смысле естественная психотерапия — не
коммерческое и не прибыльное занятие.

Может
показаться, что я здесь выступаю против всякого проявления искусственного в
психотерапии и, в частности, против так называемых "техник" и
"технологий". Это не совсем так. В любом психотерапевтическом
процессе всегда есть некая доля искусственности (хотя бы в том смысле, что
психотерапевт занимается решением не своих проблем, а чужих), и вопрос состоит
в том, какова эта доля. Что же касается термина "техника", то я,
действительно, не приемлю его в рамках индивидуального консультирования. На мой
взгляд, психотерапевт не предназначен "работать техниками", а призван
сам общаться с другим человеком. (Поэтому вопроса о том, насколько надо
"вовлекаться в проблемы клиента", в естественной психотерапии нет:
психотерапевт либо вовлечен в процесс психотерапевтического общения, либо он не
занимается психотерапией вообще.)

Думаю, что
термин "техника" более адекватен в контексте обучения специалиста
своим профессиональным навыкам. Здесь понятие "техника" приобретает
специфический смысл: как создание неких искусственных условий, в которые
человек сознательно помещает себя, чтобы сфокусировать внимание на отдельных
аспектах своего опыта, и таким образом расширить его. Возможно, для этого
больше подходит сочетание слов "осознанный эксперимент", поскольку
последний предполагает открытый, ненормированный и индивидуальный результат, в
отличии от техники, более ориентированной на конкретную цель. Благодаря тому,
что человек в этих экспериментах осознает нечто новое в себе, он получает
способность лучше понимать других людей и естественным образом помогать им
осознавать себя.

Таким образом,
моя задача здесь — не столько критиковать проявление искусственного в
психотерапии, сколько обратить внимание своих коллег на эту всепоглощающую
тенденцию и просто напомнить о чем-то ином... Хочу привести слова русского
философа В.Розанова, которые он написал в начале XX в.: "Техника,
присоединившись к душе, дала ей всемогущество. Но она же ее и раздавила.
Появилась “техническая душа”... И вдохновение умерло" [Розанов В.В. Мысли
о литературе. М., 1993. С. 223].
Список
литературы

Дмитрий
Геннадьевич Трунов. Врач-психотерапевт, кандидат философских наук, член
Арт-терапевтической ассоциации. Искусственное и естественное в психотерапии.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Pearl Harbor Essay Research Paper Pearl Harbor
Реферат Mary Flannery O
Реферат Неожиданный гибрид
Реферат Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам
Реферат The Pleasure Of Meaning Essay Research Paper
Реферат Управление организационным поведением персонала предприятия на основе использования мотивов удов
Реферат 02 березня поточного року головою обласної державної адміністрації Присяжнюком А. Й. проведено нараду „Стан залучення кредитних ресурсів для потреб агропромислового комплексу Київської області
Реферат Прояв агресії у підлітків з адіктивною поведінкою
Реферат Договор купли-продажи: понятие, содержание. Иные виды договоров
Реферат Frank Lloyd Wright Essay Research Paper These
Реферат Договор аренды недвижимости
Реферат Анализ и аудит Направление подготовки 080100. 68 Экономика Получаемая квалификация Магистр экономики Срок обучения по заочной форм е 2 год
Реферат Договор найма жилого помещения, его особенности
Реферат Майский Жук-Носорог
Реферат Петр Первый и его эпоха в романе Алексея Толстого Петр Первый