Тревога,
как усилие человека быть
Мячин Иван
Внутренняя
противоречивость и многогранность, личностная вовлеченность и ответственность,
борьба с научной дискурсивностью и однозначностью – вот те моменты,
характеризующие рассмотрение всякой проблемы в русле экзистенциальной
психологии.
Систематический
анализ, как известно, не является козырем экзистенциальной психологии, поэтому
при написании этой работы представляется возможным избежать хронологической
последовательности в развитии взглядов (от Л. Бинсвангера и П. Тиллиха к С.
Мадди и А. Лэнгли). Тем более, что подобный способ рассмотрения оказывается по
сути своей противоречащим экзистенциальной традиции, неотъемлемой максимой которой
является установка на историчность и диалогичность. Иными словами, сама логика
рассмотрения обладает нудительной силой, навязывающей форму диалога Я-Ты, когда
представляется возможным сместить акценты с монолога однозначности на
мозаичность и полифонию разных голосов, когда впервые только и появляется
возможность быть услышанным или, в нашем случае, дать возможность быть
услышанным.
Избрав эту
точку в качестве отправной, необходимо дополнить общий контекст рассмотрения
центральной проблемы – проблемы тревоги. Этот контекст в самом общем виде можно
определить как экзистенциальный, т. е. феномен тревоги как экзистенциальный
феномен. Для того, чтобы удержаться в таком способе понимания, нужно
определить, в чем заключается подлинный экзистенциальный статус тревоги. Как
соотносятся бытие и тревога, чтосодержит в себе тревога, что позволяет
рассматривать её в качестве таковой.
Ответы на эти
вопросы не могут быть однозначными, хотя всегда проще отделаться поверхностным
вариантом: тревога – это осознание нерешенных конфликтов между структурными
элементами личности. Но такое понимание вряд ли открывает для нас что-то
убедительное.
Экзистенциальное
понимание тревоги связано, прежде всего, с отношением бытия к небытию. Тревога
– это та базовая категория, которая позволяет сделать это отношение более
наглядным. Осознание возможности бытия-небытия – это и есть состояние тревоги,
вытягивающее человека из линейности временной перспективы в том смысле, что
простое планирование будущего оказывается невозможным. Человек ощущает этот
нудительный характер тревоги, благодаря которой для него открывается
возможность установиться в качестве такового.
Позитивная
функция тревоги заключается в том, что она как бы маркирует для человека
возможность быть. Тревога открывает ему глаза на его уникальность и
незаменимость в бытии. Или, выражаясь словами М. Бахтина, впервые только и
приоткрывает позицию «не-алиби в бытии». В противовес негативному способу
понимания тревоги, как состояния, которое необходимо преодолеть и чем быстрее,
тем лучше, экзистенциальное понимание утверждает противное: тревогу невозможно
преодолеть. П. Тиллих в работе «Мужество быть» вводит схожее представление:
«Мужество не устраняет тревогу: тревога экзистенциальна, и её невозможно
устранить. Мужество – это самоутверждение «вопреки», а именно вопреки небытию.
Тот, кто действует мужественно, принимает в своемсамоутверждениитревогу
небытия. Тревога толкает нас к мужеству, так как альтернативой мужеству может
быть лишь отчаяние.Мужество сопротивляется отчаянию, принимая тревогу в себя».
Этот небольшой, но необычайно глубокий пассаж иллюстрирует принципиально иной
способ понимания не только отдельно взятого феномена тревоги, но и
предназначение человека, как существа самоустанавливающегося, принимающего себя
во всей своей уникальности и единственности. Отсюда возникает и смена
психотерапевтических установок – переход от тотальной самоотстраненности и
редуцированности к целостному самопринятию и самоутверждению.
Рассмотрение
тревоги было бы не полным, если ограничиться указанием лишь на её позитивную
направленность. Безусловно, тревога содержит в себе опасность
трансформироваться в страх, посредством чего запускается механизм
неврозообразования.Человек может устранится от самопринятия и самоутверждения,
убежав в невроз. Невроз в данном случае – это способ самоукрывательства. Он
дает возможность спрятаться от небытия, но в тоже время, убегая от небытия,
человек бежит и от возможности подлинного бытия, чем запускает цикличный
механизм саморедуцирования. Тревога – ее внешняя фиксация – страх –
самоограничение – последующее усиление тревоги – итак по кругу. Невротик
оказывается помещенным в фантомный мир, подлинная реальность его жизни
становится для него практически недоступной. Он находится в постоянном
конфликте с реальностью, которая представляется ему болезненной и травмирующей.
Как пишет П. Тиллих: «Ограниченное и фиксированное самоутверждение невротика и
охраняет его от невыносимого давлениятревоги, и разрушает его, обращая против
реальности, а реальность против него, вновь вызывая невыносимый приступ
тревоги».
Важный момент,
какой здесь следует отметить, невротик утрачивает специфически человеческое
качество – экзистенциальную открытость миру, игнорируя которую, человек
выпадает из своей причастности бытию, из своего «бытия-в-мире» (Л. Бинсвангер).
Мир распадается на отдельные фантомы, теряя свою целостность; утрачивается
специфически человеческая заброшенность в мир. Такое состояние М. Бахтин
характеризует как «неспособность к диалогу».
Наметки
психотерапевтической стратегии работы с неврозом и невыносимостью тревоги
имплицитно содержатся в наших рассуждениях и, тем не менее, попытаемся их
выразить более отчетливо. Психотерапевтическая помощь в ее экзистенциальном
варианте предполагает диалогичность, которая открывает для пациента возможность
признания своей уникальности и принятия ответственности за свою жизнь.Подводя
итог, следует отметить, что экзистенциальное рассмотрение феномена тревоги
обнаруживает принципиальную несводимость к однозначности понимания, в том
смысле, чтотревога заключает в себе возможность выбора - свободу. Как на то
указывает Р. Мэй: «Появление свободы тесно связано с тревогой: возможность
свободы всегда вызывает беспокойство, и способ встречи с тревогой определяет,
пожертвует ли человек свободой или утвердит её». Иными словами, тревога как
возможность человека быть.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.temenos.ru/