Понятия
«самоактуализация» и «самореализация» в психологии
Гуманистическая
психология исходит из положения о том, что стремление к постижению подлинных
ценностей Бытия и их осуществлению в практической деятельности является
необходимым фактором полноценного развития человека. Она считает главным
направлением преобразования общества и его социальных институтов такое, которое
позволит каждому входящему в мир ребенку на протяжении жизни максимально
развить свои задатки и реализовать их на благо общества и на пользу себе. В
центре ее внимания находится проблема воспитания и развития гармоничной и
компетентной личности, максимально реализующей свой потенциал в интересах
личностного и общественного роста. Она предлагает теорию самоактуализации в
качестве метода решения этой проблемы.
Развитие
гуманистической психологии привело к тому, что многие социологи и футурологи,
еще недавно отстаивавшие необходимость воспитания «человека адаптирующегося»,
сегодня говорят о необходимости для выживания и нормального развития
цивилизации в целом создания условий для саморазвития и самосовершенствования
«человека действующего». Сложность решения этой задачи связывавется с тем, что предпосылки
к творческой, «надситуативной активности» (термин В.А. Петровского) вызревают
на протяжении жизни лишь в процессе успешного решения человеком адаптационных,
ситуационно обусловленных проблем. Человек, способный творчески действовать,
развивается и «вырастает» на протяжении жизни из человека адаптирующегося;
способность к надситуативной активности надстраивается над сформированными
социальными и индивидуальными компетентностями.
Самоактуализация
и самореализация — это научные понятия, реферирующее определенные процессы в
мире действительности. На глобальном, метапсихологическом уровне, тенденция к
самоактуализации, по К. Роджерсу, есть проявление глубинной тенденции к
актуализации: «Подтверждением этому служит универсальность проявления этой
тенденции во вселенной, на всех уровнях, а не только в живых системах… Мы
подключаемся к тенденции, пронизывающей всю фактическую жизнь и выявляющей всю
сложность, на которую способен организм. На еще более широком уровне, как я
уверен, мы имеем дело с могучей созидательной тенденцией, сформировавшей нашу
вселенную: от самой крохотной снежинки до самой огромной галактики, от самой
ничтожной амебы до самой тонкой и одаренной личности. Возможно, мы касаемся
острия нашей способности преобразовывать себя, создавать новые, более духовные
направления в эволюции человека».
На уровне
человека А. Маслоу определяет самоактуализацию «как такое развитие личности,
которое освобождает человека от дефицита проблем роста и от невротических (или
инфантильных, или воображаемых, или «ненужных», или «ненастоящих») проблем
жизни. Так, что он может обратиться к «настоящим» проблемам жизни (сущностно и
предельно человеческим проблемам, неустранимым «экзистенциальным» проблемам, у
которых нет окончательного решения), — и не только обратиться, но и устоять
перед ними, и взяться за них. То есть самоактуализация — это не отсутствие
проблем, но движение от преходящих или ненастоящих проблем к настоящим
проблемам».
Процесс
самоактуализации человека должен рассматриваться и описываться «изнутри» жизни
человека, с его точки зрения, как определенный, сознательный выбор жизненных
целей и путей их достижения. И видится он с этой точки как определенная
последовательность эпизодов, ситуаций, в каждой из которых «Я» сталкиваюсь с
определенными проблемами, принимаю вызов, и, прилагая собственные усилия, по
мере решения проблем совершенствуюсь, развиваюсь, сознательно выбираю для себя
еще более трудные (но соответствующие моим силам и возможностям, моей
«самости») реалистические проблемы. Или же деградирую, не принимая вызовов,
отказываясь от приложения собственных усилий в решении проблем или выбирая те,
которые не соответствуют моим силам и возможностям, моей «самости». В этом
случае, не находя своевременно решения, «Я» так же неизбежно прихожу в результате
к столкновению с более трудными проблемами, но иного, «невротического»
качества, решение которых будет вынужденным, сузит возможности моего
самоопределения, потребует психологической, социальной или медицинской помощи.
Маслоу подчеркивает, что выбор в пользу роста, в направлении самоактуализации
должен осуществляться человеком в каждой ситуации выбора.
Отказ человека
от усилий по реализации своего потенциала чреват возникновением патологии:
нервными или психическими расстройствами, соматическими заболеваниям или, в
наиболее тяжелом случае, развитием метапатологии, «свертыванием» отдельных
способностей, инволюцией, деградацией. Отсутствие в том или ином регионе,
стране, сообществе условий для самоактуализации человека приводит к явлениям
застоя, социального и экономического кризиса. Проведение властными элитами
политики, направленной на воспрепятствование процессам самоактуализации,
чревато антисоциальными проявлениями экстремизма, терроризма. Нарастание
инволюционных тенденций, вовлечение в процессы инволюции больших групп людей,
маргинализация отдельных регионов и стран чреваты серьезной угрозой для
развития цивилизации и культуры в целом.
О
самоактуализации в широком смысле слова можно говорить на каждом возрастном
этапе развития человека. Акт самоактуализации можно увидеть, например, в
овладении ребенком определенным навыком (скажем, езды на велосипеде), в
овладении подростком техникой игры на гитаре, в овладении школьником
определенной суммы знаний, достаточной для успешного поступления в ВУЗ. В
каждом случае речь идет о том, что все более продолжительные усилия человека в
какой-то момент приводят к осознанию: Я умею! Я знаю! Долго накапливаемые
упорным трудом количественные изменения приносят одномоментно проявляющееся
новое качество, характеризующее себя в практике жизни как определенная
социальная или личная компетентность. Такого рода осознание, дополняемое
положительными оценками друзей, экзаменаторов, взрослых, приносит пиковые
переживания, которые отражают состояние счастья.
В строгом
значении термина, самоактуализация есть проявление в поведенческом плане
способности к саморегуляции. Поэтому, говоря о самоактуализации ребенка, мы
должны помнить, что его поведенческие акты определяются по большей части
бессознательными мотивами, а регулируются основными эмоциями, прямо связанными
с удовлетворением биологических нужд, и внешними факторами контроля. Нижняя
возрастная граница возможного наблюдения полноценных актов самоактуализации
относится к подростковому возрасту и связывается с (1) обретением подростком
понятийного уровня мышления; (2) наличием определенной зрелости механизмов
центрального торможения; (3) накопленным в предшествующий период развития
опытом положительного решения ситуационно обусловленных проблем; (4) наличием
тенденции к саморазвитию в мотивационной сфере. В этом случае возможен, но не
неизбежен переход подростка от фантазирования, мечты и игровых мотивов,
доминирующих в детстве, к составлению реалистических жизненных планов и попыток
их реализации через многошаговые стратегии и саморегуляцию. Именно в этих
первых попытках самоактуализации происходит «стыковка» и согласование
мотивационной сферы, механизмов когнитивного анализа и волевых аспектов,
необходимых для исполнения задуманного. Успехи в попытках самоактуализации
позволяют подростку формировать иерархическую структуру мотивов, приобретать
высшие формы эмоций и личностные смыслы.
Уточним
соотношение между понятиями самоактуализация и самореализация. Реализация
(realization), в истолковании Оксфордского словаря современного английского
языка для студентов (1984) — это, прежде всего, осознание, мыслительная
(когнитивная) деятельность. Актуализация (actualization) — имеет значение
деятельности как процесса, трату сил (от латинского корня actus — поступок),
имеющую вещественный результат. Понятие «самореализация» означает, таким
образом, мыслительный, когнитивный аспект деятельности, теоретическую
деятельность, работу на внутреннем плане. Самореализация проявляется в
построении и корректировке, перестройке «концепции Я», включая «идеальное Я»,
картины мира и жизненного плана, осознании результатов предшествующей
деятельности (формирование концепции прошлого). Самоактуализация и
самореализация оказываются, таким образом, двумя неразрывными сторонами одного
процесса, процесса развития и роста, результатом которого является человек,
максимально раскрывший и использующий свой человеческий потенциал,
самоактуализировавшаяся личность.
Акт
самоактуализации – это некоторое конечное число действий, выполняемых субъектом
на основании сознательно поставленных перед собой в ходе самореализации целей и
выработанной стратегии их достижения. Каждый акт самоактуализации завершается
специфической эмоциональной реакцией - «пиковым переживанием», положительным в
случае успеха, и отрицательным (боль, разочарование) – в случае неудачи.
Список
литературы
1. Вахромов
Е.Е. Психологические концепции развития человека: теория самоактуализации. –
М.: Международная педагогическая академия, 2001
2.
Гуманистическая и трансперсональная психология. / Сост. К.В. Сельченок. – М.:
АСТ, 2000.
3. Маслоу А.
Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия, 1997
4. Маслоу А.
Мотивация и личность. – СПб.: Евразия, 1999
5. Маслоу А.
Психология бытия. – Киев, 1997
6. Психология с
человеческим лицом. Гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. /
Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. - М.: Смысл, 1997
7. Роджерс К.
Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, 1998
8. Роджерс К.
Клиенто-центриролванная терапия. – Киев, 1997
Вахромов Е.Е.,
кандидат психологических наук, сотрудник лаборатории исторической психологии
личности Психологического института
РАО. Понятия «самоактуализация»
и «самореализация» в психологии