Реферат по предмету "Психология"


К обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности

К
обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности

I. С одной
стороны, научная рефлексия проблем, связанных с виртуальной реальностью вообще
и с реальностью Интернет-коммуникации в частности, только начинается и по
насчитывает лет десять, не более.

С другой - на
сегодняшний день нет, пожалуй, другой области исследований, сравнимой с ней по
динамике становления и развития.

Очевидная
актуализация исследовательского интереса специалистов самых разных
дисциплинарных принадлежностей к данной проблематике обусловлена, как
представляется, двумя рядами факторов. Первые связаны со спецификой самого
объекта исследования, вторые - с характеристиками той макрокультурной ситуации,
в которой эти исследования разворачиваются.

Первая группа
факторов может быть раскрыта через:

саму динамику
развития новых информационных технологий;

"многомерность"
виртуальной реальности с точки зрения заложенных в ней функциональных
возможностей - для многих профессионалов она выступает как новое средство
(массовой информации, обучения, экономической и политической власти и пр.)

Вторая группа
факторов задается "созвучностью" самой феноменологии виртуальной реальности
тому соционормативному канону человека и мира, который утверждается эпохой
постмодерна. Остановимся на этом подробнее.

II.
Представляется, что определенное соответствие базовых особенностей виртуальной
реальности этосу разворачивающегося проекта постмодерна может быть раскрыто по
следующим пунктам:

анонимность
коммуникации в виртуальности (Интернет никому не принадлежит и не
контролируется, следовательно - не управляется; не случайно основа всех
социальных конфликтов вокруг Интернета - неподконтрольность и уход от надзора
социальных институтов) - общий кризис рационализма сегодня, утверждение
иррациональности социального бытия, утрата социальной реальностью своей
определенности и устойчивости (отсутствие "подлинного имени" многих
вещей);

построенное по
принципу гипертекста виртуальное пространство; возможность "игры" с
ролями и построением множественного "Я" в Интернете - реальность
постмодерна как принципиально множественная, следовательно, требующая от
человека постоянных переключений на различные социальные ситуации
(прерывистость повседневности);

единственная
реальность личности в виртуальности суть реальность самопрезентации (создание
WEB-страничек как аналог "здесь был Вася") - сегодня "Я"
как регулирующая и смыслообразующая структура становится избыточным
("неуловимая идентичность" человека эпохи постмодерна как
"неуловимый Джо", который на фиг никому не нужен); нужна только
инсценировка своей индивидуальности, в результате личность проявляет себя лишь
через "фасад" Я;

характеристики
социальных отношений в виртуальных сетях - соответствующие изменения в
характере социальных сетей в реальности, задающие особенности современной
идентичности;

виртуальность
предлагает человеку максимум возможностей для любого рода конструирования (как
СМИ - в конструировании новостей, как средство коммуникации - в конструировании
адресата сообщения, как сообщество - в конструировании норм взаимодействия и
пр.); "императив виртуализации" утверждает власть образа: образа
товара, имиджа политика, модели дискурса, способа самопрезентации -
постмодернистское состояние неопределенности вызывает к жизни креативного
субъекта; в силу потери социальных ориентиров возрастает необходимость
конструирования социальных отношений.

III. Эти же
факторы определяют и "проблемные точки" в изучении виртуальной
реальности, а именно:

само явление
виртуальной реальности неотделимо от ее технологического обеспечения,
следовательно, является объектом рефлексии преимущественно специалистов в
области новых информационных технологий; в результате проблематика часто
сводится к программному обеспечению и т.п.;

многофункциональность
виртуальности позволяет различным специалистам выбрать свой,
"любимый" фокус анализа и описывать ее в совокупностях своих
дисциплинарных терминов; в результате - все как в притче о слоне, ощупываемом в
темноте несколькими людьми. К тому же сами совокупности этих терминов родились
исходно для исследования реальности, а не виртуальности, и в итоге специфика
чего-либо в Интернете задается через противопоставление аналогичным штукам в
реальности (что особенно ярко наблюдается при исследовании коммуникации).

То есть
системное исследование виртуальной реальности сталкивается со всеми
традиционными трудностями любого междисциплинарного исследования, оставаясь к
тому же, как правило, на позициях реал-центризма, тем самым неявно предполагая,
что ничего специфичного в ней нет.

в силу
"погруженности" Интернета в поле современных социокультурных
тенденций (именно тенденций, ибо незавершенность проекта постмодерна заставляет
говорить о нем как о потенциальности, особенно для нас) эти исследования
сопровождаются известной полемичностью этических оценок самого феномена
виртуальной реальности. Создается впечатление, что свою основную задачу
исследователи видят в выяснении того, хорошо это или плохо, а не в прояснении
вопроса, что же это такое вообще.

IV. Отмеченные
трудности задают необходимость методологического поиска, основные направления
которого могут обозначены следующим образом:

прежде всего
это касается выбора той или иной исследовательской парадигмы: при
позитивистском выборе мы не можем ответить на вопрос о направлении той или иной
причинной зависимости (как всегда при корреляционном исследовании) и теряем
саму специфику объекта исследования, задаваемую процессом конструирования (если
используем эксперимент); при феноменологическом - оказываемся
"заперты" в определенную систему интерпретаций;

при
исследовании виртуальности очевидна необходимость поиска единиц анализа - это
должны быть не виртуальные нормы, коммуникация и т.п., не их соотношение с
реальными аналогами, а то, что отражало бы "пограничный момент",
момент конструирования человеком виртуального социального пространства.

Именно тогда мы
сможем ответить на два основных (для исследователя-психолога, конечно) вопроса:


с общепсихологической
точки зрения - каковы условия "перехода" из одной реальности в другую
(Лем - развитие электроники задает в будущем основную гносеологическую
проблему: как человеку понять, где он? Развитие новых информационных технологий
идет по пути максимального уподобления реальности, но и у этого есть границы:
можно сделать квазиматериальную основу переживания, но не сопутствующие ему
ассоциации, следовательно, суждения и опыт);

с
социально-психологической точки зрения - каковы закономерности виртуального
конструирования социальной реальности (Бергер, Лукман);

необходим также
поиск некой общей методологической "платформы", позволяющей
реинтерпретировать узкодисциплинарные результаты.

Представляется,
что это может быть (условно!) социокультурная платформа (как косвенное
подтверждение - многие исследователи Интернета говорят сегодня о необходимости
анализа его как определенного пласта культуры). В приложении к изучению
виртуальной реальности последнее означает учет двух взаимосвязанных процессов:

отражение в
виртуальности общих социальных закономерностей и

понимание
виртуальности как непрерывного конструирования образа мира и образа человека
(пример реинтерпретации существующих психотерапевтических трактовок
Интернет-коммуникации).

Договориться об
этом надо сегодня, так как есть ощущение, что завтра данное исследовательское
поле будет окончательно размежевано на множество узкодисциплинарных
"огородиков". (Да здравствует ISN...)
Список
литературы

Белинская Е.П.
К обоснованию социокультурного подхода в анализе виртуальной реальности


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат История Гавайских островов
Реферат Демографічна ситуація у сучасному світі
Реферат Деятельность Движения Харе Кришна в свете трансформационных процессов современности
Реферат Деньги - не средство, а цель жизни
Реферат Дифференциация народонаселения
Реферат Допомога соціального працівника
Реферат Демографическая ситуация в России на примере Саратовской области
Реферат Документные классификационные системы
Реферат Cream
Реферат Лингвистические основы формирования развития письменной речи в связи с развитием речи учащихся 5–6 классов дагестанской национальной школы
Реферат Дети в детском доме
Реферат Эдит Хэйбер. "Ведьма" Тэффи: мифология русской души
Реферат Демографическая ситуация в Труновском районе Ставропольского края
Реферат Достоверность социологического знания
Реферат Истоки и основные направления студенческих выступлений за рубежом