ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ИНФОРМАЦИОННЫХ МЕТОДОВ В ИНЖЕНЕРНОЙ
ПСИХОЛОГИИ
Одной из самых актуальных проблем современной инженерной
психологии является проблема точного теоретического анализа и критериев оценки
информационных процессов в психике человека. Сложное системное, иерархическое
строение процессов приема и переработки информации предъявляет высокие
специфические требования к методам их теоретического анализа и уровню
экспериментального исследования.
В последнее время применение информационных методов, равно
как и других математических идей к решению задач инженерной психологии стало
столь частым явлением, что возникло естественное стремление рассматривать эти применения
как некоторое единство, имеющее свою собственную структуру. Приложения
математики в инженерной психологии разделяются, по крайней мере, на три крупных
класса, различных и по своей природе и по особенностям применения. Это,
во-первых, статистические методы описания результатов инженерно-психологических
экспериментальных исследований; во-вторых, разнообразные математические схемы,
используемые как модели психологических феноменов и, в-третьих, методы
формализации, методы построения систем.
Из этого перечня легко видеть, что все используемые в
инженерной психологии методы, безусловно, так или иначе связаны с
содержательной стороной решаемых с их помощью задач. А, как известно,
нахождение оптимального способа решения поставленной задачи возможно только
тогда, когда соответствующая модель для каждой задачи выбрана адекватно и
построена правильно. Именно поэтому не всегда "работают" стандартные
методы, вполне пригодные для других ситуаций, и для некоторых задач инженерной
психологии приходится искать специализированные решения.
Математический аппарат описания психических явлений,
используемый в большинстве современных инженерно-психологических концепций,
опирается на математическую теорию структур, теорию отображения, теорию
информации, теорию адаптивных систем и др. При этом отыскивается
операциональная структура преобразований и соответствующие инварианты их
результатов относительно определенных совокупностей преобразований.
Конкретные задачи прикладного анализа процессов приема и
переработки информации затрагивают, как минимум, две важнейшие проблемы.
Это, во-первых, проблема описания внешней информации
(стимульного материала) и производственной (экспериментальной) ситуации в
форме, адекватной реальной структуре процессов. Здесь необходим детальный
анализ сигнально-информационной структуры внешних воздействий, согласованный с
особыми свойствами человека как приемника информации: выбор адекватной
математической модели сигналов, оценка размерности, выбор геометрии сигнального
пространства, учет информационной значимости и семантической структуры
сообщений, особенности пространственно-временной динамики потока входной
информации, оценка плотности потока и общего количества информации.
Во-вторых, это проблема исследования оценки и способов
математического описания самих процессов приема информации человеком с точки
зрения их системной, целостной природы, которая преследует, с одной стороны,
цель анализа "мгновенных", квазистационарных свойств процесса, -
общих свойств его внутренней организации, количества и качества элементов его
структуры, характера и особенностей их взаимосвязей и отношений; а с другой -
оценки динамики этого процесса.
Динамика процесса может рассматриваться, по меньшей мере, в
двух различных масштабах времени: с точки зрения генезиса процесса, как
специальная форма его развития в пределах человеческой жизни, и с точки зрения
функционирования - в плане динамического развития в общей структуре
определенной деятельности (в реальной или экспериментальной ситуации). При этом
генезис чаще всего предполагает необратимые изменения процесса, а
функционирование - обратимые изменения на фоне некоторого стационарного
состояния.
Таким образом, системность исследуемых процессов дает
возможность выделить три аспекта анализа процессов приема и переработки информации
при исследовании их любыми доступными метолами:
1) анализ структуры и элементов процесса (квазистатический
структурный анализ);
2) анализ особенностей процесса в различных реальных и
экспериментальных условиях деятельности (анализ функционирования);
3) анализ происхождения и развития процесса в пределах
человеческой жизни (генетический анализ).
Цель анализа первых двух аспектов - определение
количественных характеристик информационной загрузки человека-оператора в
системах контроля и управления на основе применения теоретико-информационных
методов.
Однако, априорные теоретические предпосылки зачастую не
просматриваются явно, теряются из виду на долгом пути от теоретического
обоснования метода до конкретных применений. Так обстоит дело, например, с задачей
отображения пространства входных воздействий оператора на пространство
допустимых ответных реакций. Эта проблема не решается обычными средствами
теории информации ввиду нестационарности свойств человека-оператора, что
подтверждается многочисленными данными из области общей и экспериментальной
психологии познавательных процессов и современными теоретическими
представлениями о структуре сенсорно-перцептивных процессов.
Проблема, таким образом, состоит в том, чтобы наметить
некоторые подходы к взаимному сближению интегрально-информационных оценок
деятельности оператора и психологических закономерностей структуры и динамики
изучаемых процессов, которые могут рассматриваться как отправные данные для
дальнейшего анализа.
Список литературы
Харченко М.А., кандидат физико - математических наук,
доцент. Использование
информационных методов в инженерной
психологии