Основные виды общения и их характеристики
Эффективные
а) понимающее общение - безоценочное реагирование на то, как
видит (что говорит) себе партнер, но и с учетом его поведения и разговора.
б) рефлексивное общение - “Я думаю за моего партнера и хочу
понять, правильно ли я его понимаю”.
Достаточно характерно для психолога.
Неэффективное
а) принижающее общение - ущемление прав партнера
б) агрессивное общение - то общение в процессе которого имеют
место нападки на партнера.
в) защитно-агрессивное общение - агрессивное общение,
вызванное другим партнером. Ответная форма (следствие, частный случай
агрессивного общения). Любая агрессия - это признак слабости, это форма, через
которую человек защищается.
Промежуточная форма эффективного и неэффективного общения -
директивное общение (прямое, указывающее) - прямое воздействие на другого без
принижения его достоинств, качеств и т.д.
Наиболее часто встречающиеся в практике:
Наиболее эффективное:
1) понимающее общение
2) директивное общение
Зависит от 3 факторов:
1) от целей;
2) от уровня развития взаимоотношений;
3) от конкретной ситуации.
Виды понимающего реагирования
I. Простые фразы (действия), свидетельствующие о наличии
контакта: “Я весь во внимании”, “Я вас внимательно слушаю”, но не “Я слушаю”.
Поведенческие акты:
1) наличие глазного контакта
2) кивание головой
3) наклоны туловища в сторону собеседника.
Уменьшение расстояния между партнерами + снижение голоса.
4) отсутствие защитных положений руки (рука у лица, у рта, у
лба, у щеки).
II. Перефразированное содержания мыслей, состояний, чувств,
переживаний, открыто выраженных у партнера: “Правильно ли я понял: так, так и
так?”, “Вот вы сказали и т.д.”
III. Выяснение
скрытых чувств собеседника, о которых он не заявляет, но о которых он знает,
переживает.
Зондирование - актуализация в сознании того, что партнер
скрывает, но что очень важно (консультации и следственное взаимодействие).
IV. Подведение резюме (резюмирование) после определенного
этапа взаимодействия.
V. Формы поджаривания, заверения и т.д.
Служащий партнер проявляет интерес к собеседнику и в том числе
может получить более подробную информацию.
Трудности в организации понимания общения:
1) трудность установления контакта с партнером
2) неспособность организатора установить контакт
Управленец: “Давай сразу к делу” - неправильно.
Возникает психологический барьер. Психологи тоже грешат этим.
3) Проблема выхода за границы дозволенного: незнакомые
(слабознакомые) в процессе разговора заходят “далеко” и этим разрушают контакт
(взаимодействие), следовательно, существует тактика отступления.
4) “чтение” молчания - оценка молчания собеседника.
Характеристика понимающего общения
Исходные положения:
1) Человек себя знает лучше, чем партнер по общению; поэтому
прежде всего надо понять человека, а не воздействовать на него (сначала понять,
а затем воздействовать).
2) Понимающее общение предполагает климат доверительности.
3) Основные установки (социальная психология) понимающего
общения):
а) установка на неоценочное реагирование. Проявляется: I. в
стремлении понять другого глазами другого (его же глазами); II. в желании уйти
от собственной системы отсчета; III. в желании уйти от крайнемодальных (+, -)
оценок.
б) установка на принятие личности другого таким, какой он
есть. Проявляется в стремлении уважения к другому, независимо от того, кем он
является.
в) установка на согласованность собственного поведения (и
психологическая готовность к этому), эмоций, слов и действий. Рассогласование
того, что говорится и делается, очень болезненно воспринимается партнером и не
характеризует понимающего общения.
4) Правила понимающего общения:
I. Понимающее общение предполагает больше слушать другого и
меньше говорить (если 1 из партнеров выступает в качестве организатора
общения).
II. Следовать за высказываниями собеседника.
Чтобы влиять на другого, необходимо встать на позицию
ведомого.
III. Воздерживаться от оценок и меньше задавать отвлекающих
вопросов.
IV. Реагировать на личностно значимую для партнера информацию.
V. Стремиться реагировать на эмоциональное состояние партнера,
а не только на рациональную часть.
Самые большие курсы по психологии общения читаются
разведчикам.
Молчание может оцениваться по разному:
1) свидетельство того, что человек не хочет говорить
2) молчание - знак согласия.
Эти виды трудно различить: одно подменяется другим.
5) Неспособность читать невербальные функции формы партнера.
Сложность выявления их. Следовательно, нужно повышать профессионализм (тренинг
и т.д.). Здесь сказывается опыт: “Что бы это значило? в профессиональном виде
деятельности, но не только в семье!!!
При подготовке этой работы были использованы материалы с сайта
http://www.studentu.ru