Реферат по предмету "Психология"


Характеристика методов психологического исследования

Характеристика методов психологического исследования

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения,
используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций. Сила науки во многом за­висит от совершенства методов
исследования, от того, насколь­ко они  надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна
воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук. Там, где это удается сделать, обычно наблюдается заметный
про­рыв вперед в познании мира.

Все сказанное относится и к психологии. Ее явления на­столько сложны и своеобразны, что на протяжении всей истории этой науки ее успе­хи
непосредственно зависели от совершенства применяемых методов исследования. Со временем в ней оказались интегри­рованными методы самых разных наук: методы
филосо­фии и социологии, математики и физики, информатики и ки­бернетики, физиологии и медицины, биологии и истории, ряда других наук. Благодаря
применению методов естественных и точных на­ук, психология начиная со второй половины прошлого века вы­делилась в самостоятельную науку и стала активно
развиваться.

Наряду с математизацией и технизацией исследований в пси­хологии до сих пор не утратили своего значения традиционные методы сбора научной
информации, в том числе такие, как на­блюдение, самонаблюдение и опрос. Причин сохранения их значе­ния несколько. Первая состоит в том, что явления, изучаемые
в психологии, сложны и уникальны, их не всегда можно изучить с помощью методов, заимствованных из других наук. Для ис­следования таких тонких явлений, которыми
занимается пси­хология, методы естественных и точных наук во многих случаях не годятся. Наблюдение и самонаблюдение позволяют уловить многое из того, что
практически недоступно приборам, неописуемо с помощью точных математических формул. Самонаблю­дение нередко применяется в тех случаях, когда исследователь
хочет непосредственно сам, а не со слов других лиц или по показаниям бездушных приборов получить сведения об ощу­щениях, эмоциональных переживаниях, образах,
представлениях, мыслях, сопровождающих тот или иной поведенческий акт.

Однако данные наблюдения, и особенно самонаблюдения, почти всегда требуют проверки на достоверность и надежность. Там, где это
возможно, эти данные необходимо контролиро­вать при помощи иных, более объективных методов, в частно­сти математических расчетов.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора   первичных данных.

     Наблюдение имеет несколько вариантов. Внешнее наблюде­ние — это способ сбора данных
о психологии и поведении че­ловека путем прямого наблюдения за ним со стороны. Внешнее наблюдение менее субъективно, чем самонаблюдение, и обычно применяется
там, где признаки, за которыми необходимо наблюдать, легко могут быть выделены и оценены извне.       Внут­реннее
наблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когда психолог-исследователь ставит перед собой задачу изу­чить интересующее его
явление в том виде, в каком оно непос­редственно представлено в его сознании. Внутренне восприни­мая соответствующее явление, психолог как бы наблюдает за
ним (например, за своими образами, чувствами, мыслями, пе­реживаниями). Свободное
наблюдение не имеет заранее установленных ра­мок, программы, процедуры его проведения. Оно может ме­нять предмет или объект наблюдения, его характер в
ходе само­го наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя. Свободное наблюдение целесообразно проводить в тех случаях, когда невозможно точно
определить, что следует на­блюдать, когда признаки изучаемого явления и его вероятный ход заранее не известны исследователю.

Стан­дартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается.
Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в про­цессе наблюдения с
объектом или самим наблюдателем. Стандартизированное наблюдение  лучше использовать тогда, когда у ис­следователя
имеется точный и достаточно полный перечень при­знаков, относимых к изучаемому феномену.

При включенном наблюдении (оно чаще всего используется в общей, возрастной, педагогической и социальной психоло­гии)
исследователь выступает в качестве непосредственного уча­стника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение. Например, психолог может решать в уме
какую-либо задачу, одновременно наблюдая за собой. Другой вариант включенного наблюдения: исследуя взаимоотношения людей, эксперимента­тор может включиться
сам в общение с наблюдаемыми людьми, не прекращая в то же время наблюдать за складывающимися между ними и этими людьми взаимоотношениями. Включенное
наблюдение полезно в том случае, когда психо­лог может дать правильную оценку явлению, лишь прочувст­вовав его на самом себе. Однако если под влиянием
личного участия исследователя его восприятие и понимание события может быть искажено, то лучше обращаться к стороннему на­блюдению, применение которого
позволяет более объективно судить о наблюдаемом. Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает лично­го участия наблюдателя в том
процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои осо­бенности и применяется там, где он
может дать наиболее до­стоверные результаты.

       Опрос представляет собой метод, при использовании кото­рого человек отвечает на ряд
задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои до­стоинства и недостатки. Рассмотрим их: 
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отве­чающего на вопросы. Этот
вид опроса позволяет глубже, чем письменный, проникнуть в психологию человека, однако тре­бует специальной подготовки, обучения и, как правило, больших затрат
времени на проведение исследования. Ответы испытуе­мых, получаемые при устном опросе, существенно зависят и от личности того человека, который ведет опрос, и
от индивидуальных особенностей того, кто отвечает на вопросы, и от пове­дения обоих лиц в ситуации опроса.

Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета. Но ее
недостатком является то, что, применяя анкету, нельзя заранее учесть реакции отвечающего на содержание ее вопросов и, ис­ходя из этого, изменить их.

Свободный опрос — разновидность устного или письменно­го опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и воз­можных
ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко ме­нять тактику исследования, содержание задаваемых
вопросов, получать на них нестандартные ответы. В свою очередь стан­дартизированный опрос, при котором вопросы и характер воз­можных ответов на них определены
заранее и обычно ограни­чены достаточно узкими рамками, более экономичен во време­ни и в материальных затратах, чем свободный опрос.  Тесты являются специализированными методами
психоди­агностического обследования, применяя которые можно полу­чить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других
методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки первичных данных, а также своеобразие их последу­ющей
интерпретации. С помощью тестов можно изучать и срав­нивать между собой психологию разных людей, давать диффе­ренцированные и сопоставимые оценки.

Варианты теста: тест-опросник и тест-задание. Тест-опрос­ник основан на системе заранее продуманных, тщательно ото­бранных и проверенных с
точки зрения их  надеж­ности вопросов, по ответам на которые можно судить о психо­логических качествах испытуемых.

Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испы­туемому
предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень
образования, разные профессии и неодинако­вый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А не­достаток состоит в том, что при использовании
тестов испыту­емый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по
его результатам будут оценивать его психоло­гию и поведение.  Кроме того, тест-опросник и тест-задание
неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психо­логические свойства и характеристики, в существовании кото­рых испытуемый не может быть полностью
уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя. Такими характеристиками являются, например, многие отрицательные личностные
качества и мотивы поведения. Третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые
собственные качества, осо­бенно недостатки, человек склонен приписывать другим лю­дям. Проективные тесты предназначены для изучения психоло­гических и
поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение. Применяя тесты подобного рода, о пси­хологии испытуемого судят на основании того, как он
воспри-

нимает и оценивает ситуации, психологию и поведение людей, какие личностные свойства, мотивы положительного или отри­цательного
характера он им приписывает.

Пользуясь проективным тестом, психолог с его помощью вво­дит испытуемого в воображаемую,
сюжетно неопределенную си­туацию, подлежащую произвольной интерпретации. Такой си­туацией может стать, например, поиск определенного смысла в картинке, где
изображены неизвестно какие люди, непонятно чем занятые. Нужно ответить на вопросы, кто эти люди, чем они озабочены, а чем думают и что произойдет дальше.
На ос­новании содержательной интерпретации ответов судят о собст­венной психологии отвечающих. Тесты проективного типа предъявляют повышенные требо­вания
к уровню образованности и интеллектуальной зрелости испытуемых, и в этом состоит основное практическое ограни-, чение их применимости. Кроме того, такие
тесты требуют боль­шой специальной подготовки и высокой профессиональной ква­лификации со стороны самого психолога.

         Специфика эксперимента как метода психологического исс­ледования
заключается в том, что в нем целенаправленно и про­думанно создается искусственная ситуация, в которой изучае­мое свойство выделяется, проявляется и
оценивается лучше все­го. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных
связях исследуемого явления с дру­гими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий,
отвеча­ющий всем требованиям психологический эксперимент на прак­тике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встре­чается реже, чем другие
методы.

Имеются две основные разновидности эксперимента: есте­ственный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать
психологию и поведение людей в усло­виях, отдаленных или приближенных к действительности. Ес­тественный эксперимент организуется и проводится в
обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вме­шивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами
по себе. Лабораторный экспери­мент предполагает создание некоторой искусственной ситуа­ции, в которой изучаемое свойство можно лучше всего
изучить.Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии
людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контроли­ровать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство.
Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрыва­ют в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.

       Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса,
теста или эксперимента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого
фено­мена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данное явление и делают выводы о его природе.

    Модели могут быть техническими, логическими, математи­ческими, кибернетическими. Математическая
модель представ­ляет собой выражение или формулу, включающую переменные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отно­шения в изучаемом
явлении. Техническое моделирование пред­полагает создание прибора , по своему действию напоминающего то, что подлежит изучению. Кибернетическое
моделирование основано на использовании в качестве элемен­тов модели понятий из области информатики и кибернетики. Логическое моделирование основано
на идеях и символике, при­меняемой в математической логике. Логиче­ское моделирование широко используется при изучении мыш­ления человека и его
сравнении с решением задач вычисли­тельной машиной.  Примеры тех­нического моделирования встречаются в научных исследо­ваниях,
посвященных изучению восприятия и памяти человека. Это-попытки построения спец.машин, способ­ных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сен­сорную
информацию, запоминать и воспроизводить ее.

    Иллюстрацией кибернетического моделирования является ис­пользование в психологии идей математического
программиро­вания на ЭВМ. Развитие программного обеспечения работы ЭВМ за последние несколько десятков лет открыло для психологии новые перспективы
изучения интересующих ее процессов и че­ловеческого поведения, так как оказалось, что мыслительные операции, используемые людьми, логика их
рассуждений при решении задач весьма близки к операциям и логике, на основе которых разрабатываются программы для ЭВМ. Это привело к попыткам представления
и описания поведения человека, его психологии по аналогии с действием электронно-вычислитель­ных устройств .Кроме перечисленных методов,
предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются раз­личные способы и приемы обработки этих данных, их логиче­ского и
математического анализа для получения вторичных ре­зультатов, т.е. фактов и выводов, вытекающих из интерпрета­ции переработанной первичной информации. Для
этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математи­ческой статистики, без которых зачастую невозможно полу­чить достоверную информацию об
изучаемых явлениях, а так­же методы качественного анализа.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Поволжская физико-географическая провинция
Реферат Польша экономическая и политическая характеристика
Реферат Политико-географическое положение России
Реферат по Географии 3
Реферат по Мексике
Реферат Построение геологической модели и прогнозного разреза
Реферат По следам путешествия Миклухо-Маклая
Реферат Порівняння Чорного та Червоного морів
Реферат Политическая карта мира и мировые природные ресурсы
Реферат Поволжский экономический район. Территориальная организация строительного комплекса России
Реферат Полесско-опольские ландшафтные экотоны
Реферат Потребности населения в продуктах питания
Реферат Показники економічного рівня країн Типи країн Типовий план порівняльної економіко-географічної
Реферат Предварительные расчеты в триангуляции
Реферат по Экономической географии и регионалистика