Реферат по предмету "Психология"


Психологическая характеристика деятельности человека

Психологическая характеристика деятельности человека

 Человек способен со­здать себе условия и обитать в любой среде и в любой точке земного шара (а в
последние годы и вне Земли). Ни одно живое существо не в состоянии сравниться с ним по разнообразию, распространению и формам активности.

Деятельность можно определить как специфический вид ак­тивности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего
мира, включая самого себя и ус­ловия своего существования. В деятельности человек создает предметы материальной и духовной культуры, преобразует свои
способности, сохраняет и совершенствует природу, строит об­щество, создает то, что без его активности не существовало к природе. Творческий характер
человеческой деятельности про является в том, что благодаря ей он выходит за пределы своей природной ограниченности, т.е. превосходит свои же генотипически
обусловленные возможности. Вследствие продуктив­ного, творческого характера своей деятельности человек создал знаковые системы, орудия воздействия на себя
и природу. Поль­зуясь этими орудиями, он построил современное общество, го­рода, машины, с их помощью произвел на свет новые предметы потребления, материальную
и духовную культуру и в конечном счете преобразовал самого себя. Исторический прогресс, имев­ший место за последние несколько десятков тысяч лет, обязан
своим происхождением именно деятельности, а не совершен­ствованию биологической природы людей.

Современный человек живет в окружении таких предметов, ни один из которых не является чистым творением природы. Ко всем таким
предметам, особенно на работе и в быту, оказа­лись в той или иной степени приложенными руки и разум че­ловека, так что их можно считать материальным
воплощением человеческих способностей. В них как бы опредмечены дости­жения разума людей. Усвоение способов обращения с такими предметами, включение их в
деятельность выступает как собст­венное развитие человека. Всем этим человеческая деятельность отличается от активности животных, которые не
производят ни­чего подобного: ни одежды, ни мебели, ни машин, ни знаковых систем, ни орудий труда, ни средств передвижения и многого другого. Для
удовлетворения своих потребностей животные поль­зуются только тем, что им предоставила природа.

Породив и продолжая совершенствовать предметы потреб­ления, человек кроме способностей развивает свои потребно­сти. Оказавшись связанными с
предметами материальной и ду­ховной культуры, потребности людей приобретают культурный характер.

Формы и способы организации человеческой деятельности также отличаются от активности животных. Почти все они свя­заны со сложными
двигательными умениями и навыками, кото­рых нет у животных, — умениями и навыками, приобретенны­ми в результате сознательного целенаправленного организован­ного
обучения. Уже с раннего детства ребенка специально обу­чают по-человечески пользоваться предметами домашнего оби­хода, различными инструментами, которые
преобразуют заданные от природы движения конечностей. Они начинают подчиняться логике предметов, с которыми человек имеет дело. Возникает предметная
деятельность, которая отли­чается от естественной активности животных.

 У человека сами движения рук и ног преобразуются, подчиняясь правилам куль­туры использования
соответствующих предметов, т.е. становят­ся искусственными, более совершенными и социально обус­ловленными.

Че­ловек  больше создает, чем потребляет. Если бы его деятельность, так же как и активность
животных, носила в ос­новном потребительский характер, то нескольким десяткам по­колений людей не удалось бы за исторически сравнительно ко­роткий срок
достигнуть такого прогресса, создать грандиозный мир духовной и материальной культуры. Все это — благодаря деятельностному характеру человеческой
активности.

 Деятельность всегда целенаправленна, активна, нацелена на создание некоторого продукта.

Деятельность человека имеет следующие основные характе­ристики: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности
называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. В качестве мотива обычно выступает конкрет­ная потребность, которая в ходе и с помощью
данной деятель­ности удовлетворяется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самыми раз­личными; органическими, функциональными, материальными,
социальными, духовными. Органические мотивы направлены на удовлетворение естественных потребностей организма (у че­ловека — на создание условий, в
наибольшей степени этому способствующих). Такие мотивы связаны с ростом, самосохра­нением и развитием организма. Это — производство продуктов питания,
жилища, одежды и т.п. Функциональные мотивы удов­летворяются с помощью разного рода культурных форм актив­ности, например игр и занятий спортом.
Материальные-побуждают человека к деятельности, направленной на создание предметов, непосредственно в виде продуктов, обслуживающих естественные
потребности. Социальные мотивы порождают раз­личные виды деятельности, направленные на то, чтобы занять определенное место в обществе, получить
признание и уваже­ние со стороны окружающих людей. Духовные мотивы лежат в основе тех видов деятельности, которые связаны с самосовер­шенствованием
человека. Тип деятельности обычно определя­ется по ее доминирующему мотиву (доминирующему потому, что всякая человеческая деятельность полимотивирована,
т.е. побуждается несколькими различными мотивами).

В качестве цели деятельности выступает ее продукт. Он мо­жет представлять собой реальный физический предмет, созда­ваемый
человеком, определенные знания, умения и навыки,

приобретаемые в ходе деятельности, творческий результат (мысль, идея, теория, произведение искусства).

Цель деятельности не равнозначна ее мотиву, хотя иногда мотив и цель деятельности могут совпадать друг с другом. Раз­личные
виды деятельности, имеющие одну и ту же цель (конеч­ный результат), могут побуждаться и поддерживаться различ­ными мотивами. Напротив, в основе ряда
деятельностей с раз­ными конечными целями могут лежать одни и те же мотивы. Например, чтение книги для человека может выступить как сред­ство
удовлетворения материальных (продемонстрировать зна­ния и за это получить высокооплачиваемую работу), социаль­ных (добиться их расположения), духовных
(расширить свой кругозор, под­няться на более высокий уровень нравственного развития) по­требностей. Такие разные виды деятельности, как приобрете­ние модных,
престижных вещей, чтение литературы, забота о внешнем виде, выработка умения себя вести, могут в конечном счете преследовать одну и ту же цель: добиться во
что бы то ни стало чьего-либо расположения.

Предметом деятельности называется то, с чем она непосред­ственно имеет дело. Так, например, предметом познавательной
деятельности является всякого рода информация, предметом учебной деятельности — знания, умения и навыки, предметом трудовой деятельности — создаваемый
материальный продукт.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составля­ющие деятельности. Действием
называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель. Например, действием, включенным в структуру познаватель­ной
деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение;

Операцией именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно
выделить различных операций. Характер операции зависит от условий выполнения действия, от имеющихся у человека уме­ний и навыков, от наличных инструментов и
средств осущест­вления действия.

В качестве средств осуществления деятельности для человека выступают те инструменты, которыми он пользуется, выполняя те или  иные действия и операции. Развитие средств деятельно­сти ведет к
ее совершенствованию, в результате чего деятель­ность становится более продуктивной и качественной.

Мотивация деятельности в ходе ее развития не остается неиз­менной. Так, например, у трудовой или творческой
деятельности со временем могут появиться другие мотивы, а прежние отойти на второй план. Иногда действие, ранее включенное в состав де­ятельности, может
выделиться из нее и приобрести самостоятель­ный статус, превратиться в деятельность с собственным мотивом. В этом случае мы отмечаем факт рождения
новой деятельности.

С возрастом по мере развития человека происходит измене­ние мотивации его деятельности. Если человек изменяется как личность, то мотивы его
деятельности преобразуются. Прогрес­сивное развитие человека характеризуется движением мотивов в
сторону их все большего одухотворения .

Всякая человеческая деятельность имеет внешние и внут­ренние компоненты. К внутренним относятся анатомо-физиологические структуры и
процессы, участвующие в управлении деятельностью со стороны центральной нервной системы, а так­же психологические процессы и состояния, включенные в регуляцию
деятельности. К внешним компонентам можно отнести разнообразные движения, связанные с практическим выполнением деятельности.

Соотношение внутренних и внешних компонентов деятель­ности не является постоянным. По мере развития и преобразо­вания деятельности
осуществляется систематический переход внешних компонентов во внутренние.

У современного человека имеется  множество различных видов деятельности, число которых примерно соответствует количеству
его потребностей. Если обобщить и выделить основные виды деятельности, свойственные всем людям, то они будут соответствовать общим потребностям людей.
Это- общение, игра, учение.

Важнейшими компонентами любой человеческой деятельности выступают такие психические процессы, как: восприятие, внимание,
воображение, память, мышление, речь. Без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как неотъемлемые внутренние
компоненты.  Псих.  процессы не просто учавствуют в деятельности, они в ней развиваютсяи  и
сами собой представляют особые виды деятельности.

Так, восприятие в процессе практической деятельности приобретает свои важнейшие психологические качества, в деятельности формируются
ее основные виды: восприятие глубины, направления и скорости движения, времени и пространства.

Воображение тоже связано с деятельностью, потому как человек не в состоянии представить или вообразить такое, что не выступало в опыте, не
было условием или моментом какой-либо деятельности. Фактура воображения является  отражением, хоть и не
буквальным, опыта человеческой деятельности.

 Один из основных процессов памяти - запоминание осуществляется в деятельности , и само оно
представляет собой своего рода мнемоническую деятельность, которая содержит действия и операции, направленные на 
подготовку материала к лучшему запоминанию(осмысление, структурирование, ассоциирование и др.).

Мышление в ряде своих случаев идентично практической деятельности ( так называемое “ручное”, или практическое мышление). В более
развитых формах - образной и логической деятельности момент выступает в нем в виде внутренних, мыслительных действий и операций .

Речь также представляет собой особого рода деятельность, так что часто, характеризуя ее, пользуются словосочетанием “речевая
деятельность”

Также экспериментально было доказано, что внутренние, т.е. психические процессы по происхождению и структуре являются  деятельностями.  Доказано: всякая деятельность- это соединение внутренних и
внешних, психических и поведенческих действий и операций.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://stroy.nm.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Молодежная проблематика в современной русской литературе по повести А Бондаря Барабанщица
Реферат Особливості теорії позитивної психотерапії
Реферат Оптимізація інтегрованого захисту посівної цибулі від шкідників на основі виділення головних екологічних та економічних чинників та застосування нових агентів біологічного методу
Реферат Программирование в Pascal. Моделирование 3D-объектов.
Реферат Основные черты устной деловой речи
Реферат Шереметев, Михаил Борисович
Реферат Страхування життя в міжнародній системі пенсійного забезпечення
Реферат Возникновение турбулентности
Реферат Правила и требования к месту проведения соревнований по прыжкам с шестом
Реферат Структурированная кабельная система на оборудовании Nexans
Реферат Топонимы как средства стилистики английского языка
Реферат Кризис 2008 - 2009 года, его последствия
Реферат Особенности развития и размещения отраслей топливно-энергетического комплекса России
Реферат Гражданско-процессуальное право
Реферат Оценка активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте