Реферат по предмету "Экономическая теория"


Кризис 2008 - 2009 года, его последствия

--PAGE_BREAK--
1.3 Факторы кризисных преобразований в экономике и их альтернативные варианты
Причины мирового финансового кризиса насколько многообразны, настолько и просты. Более того, основной причиной является перепроизводство доллара США, объективно взявшего на себя роль основной мировой валюты.

Немного истории. В 1971 году в США была отменена привязка доллара к государственному золотому запасу, в результате чего доллары стали печататься в неограниченных количествах. Причем точные объемы эмиссии доллара не известны ни только государствам, обеспечивающим его покупательную способность, но даже правительству США. Информацией об этом обладает лишь Федеральная резервная система (отдаленный аналог ЦБ любого государства) [13, c. 4].

По приблизительным оценкам экспертов ежемесячная долларовая эмиссия составляет порядка 100-200 миллиардов долларов (и это начиная с начала 70-х!). Объем долларовой массы уже давно превзошел реальный объем производимых в мире товаров. А, как же иначе, если ВВП США составляет 20 % от мирового ВВП, а страна потребляет все 40 % от производимых в мире товаров и услуг. Иными словами, практически весь мир до финансового кризиса «продавал» Соединенным Штатам свои товары в обмен на ничем необеспеченные деньги.

Другим важным аспектом выгоды США от неконтролируемой эмиссии доллара является возможность осуществлять внутри страны за счет профицитного бюджета грандиозные социальные, медицинские и прочие программы во благо простых американцев (надо отдать им в этом должное). До наступления финансового кризиса фантастические средства тратились банковской системой США на обеспечение более чем доступных потребительских кредитов, в том числе ипотечных. И, вот, мы уже практически приблизились к раскрытию механизма зарождения сегодняшнего финансового кризиса.

Основной причиной наступления финансового кризиса послужила дешевизна ипотеки в США, подогреваемая ежегодным ростом цен на недвижимость, в период с 2001 по 2005 привела к невиданному ранее спросу на жилье, в том числе и на то, которое население планировало использовать в качестве краткосрочных инвестиций. Требования к заемщикам снижались, так как все банки были уверены, что в случае невозврата кредита, недвижимость можно было изъять и с большой выгодой реализовать. Кроме того, в этой сфере крутились и огромные деньги страховых компаний, обеспечивающих страхование как заемщиков, так и банков в случае невозврата кредита.

Но в один определенный момент (2008 год), перед финансовым кризисом, рынок жилья на пике своей стоимости насытился и спрос на недвижимость прекратился. Реакция экономики? Конечно, прогнозируемая — цены упали. Другими словами, стоимость жилища стала в два раза дешевле, взятого простым американцем ипотечного кредита. И люди стали отказываться от взятых ранее обязательств. Банки соответственно не могут реализовать «свалившиеся» на них дорогие дома. Началась паника. Люди отказываются от ранее взятых кредитов, банки в свою очередь не могут вернуть свои кредиты другим банкам, страховщики разоряются на рисках населения и банкиров.

Когда грянул финансовый кризис на рынке недвижимости США все были уверены, что его можно было ликвидировать снижением учетной ставки ФРС, но оказалось, что все только начинается. Финансовая система, построенная на необеспеченном долларе не справилась с задачей.

Кризис ликвидности в американском финансовом секторе ударил по нескольким  направлениям экономики одновременно. Во-первых,  бывшие сотрудники банков,  риэлторских агентств и страховых компаний в большинстве своем пополнили ряды безработных.

Во-вторых,  кризис ликвидности резко снизил доступность кредитов для предприятий реального сектора,  что вкупе с упавшим спросом также  стало причиной разорения ряда компаний.

Итог  — еще больше безработных, еще больше неоплаченных кредитов, еще ниже потребительский спрос. Итог – общее снижение уровня жизни, очень болезненно воспринимаемое американцами

Практически все финансово-кредитные учреждения Америки выдавали ипотечные кредиты и практически все они пострадали в большей или меньшей степени.

Очень сильный удар по финансовой системе  США  нанесли  фактические банкротства  известных риэлтерских компаний Fannie May  и Freddie Mac (те самые, в активы которых было вложено порядка 20% Стабфонда РФ). Это произошло уже в 2008 году, когда правительство США обязало компании вернуть на свой баланс уже секьюритизованные кредиты [13, c. 15].

Новость автоматически повлекла за собой обвальное снижение стоимости бумаг компании. При этом правительство пообещало в случае чего «спасти» риэлторов  при помощи льготных кредитов.  Примерно так и произошло: руководство компаниями перешло в руки госчиновников,  а компании смогли получить доступ к госденьгам. 

Фактически это означает, что FannieMay  и Freddie Mac  были национализированы, а казна США потеряла огромные деньги. Впрочем, это был единственный выход:  компании выступают гарантами долговых обязательств на общую сумму порядка 5 триллионов долларов и их банкротство повлечет за собой  кризис мирового масштаба. 

Перечисленные выше события можно датировать концом 2006 – серединой 2007 года. В июле же 2007 неожиданно выяснилось,  что,   В США  «горят» не только американские деньги: так, например, холдинг Allianz вложил в американский ипотечный бизнес 1400 миллионов долларов. 

В результате многие банки опубликовали уточненные прогнозы прибыли с  достаточно низкими показателями. Это повлекло за собой снижение стоимости их акций, немалая часть которых была заложена.

Кредиторы банков часть начали требовать возврата кредитов, а частью – сбрасывать   горящие активы, еще больше обрушивая биржу. Так ипотечный кризис в США понемногу начал перерастать в финансовый кризис в Европе.

В сущности, этот кризис  практически ничем не отличается от  всех прочих: разница заключается лишь в том, что  американская экономика никогда  еще не была так тесно связана с мировой.

В дальнейшем следует ожидать более или менее длительной рецессии, которая сменится периодом медленного  и трудного роста [13, c. 16]. 

Существуют и более пессимистичные прогнозы: по мнению ряда экспертов, настоящий финансовый кризис США еще впереди и закончится он полный крахом американской экономики. Впрочем, особо радикальные экономисты предрекают гибель США, по меньшей мере, последние 90 лет.
2 Мировой финансовый кризис его влияние на экономику России
2.1 Причины и особенности экономического кризиса в современной России
Начнем с самого начала. В течение последних восьми лет цены на нефть постоянно росли  и, как следствие, росли доходы Российской Федерации. Никакой заслуги правительства или народа в этом нет – просто так сложилось, что в России есть нефть, а за пределами России есть спрос на нее. Это означает, что  в течение 8 лет Россия постоянно получала очень дешевые деньги, которые можно было тратить на те или иные цели, не думая ни о каком кризисе.

В первую очередь деньги   уходили в  Стабфонд Российской Федерации, объем которого  весной 2008 года составлял порядка 480 миллиардов долларов. О Стабфонде и методах управления таковым мы поговорим чуть позже.

Деньги уходили в карманы собственников нефтедобывающих предприятий. Это, в сущности, нормально: вопросы, связанные с тем, как эти люди обрели такую собственность,  мы оставим за кадром.

Деньги уходили в бюджет в виде налоговых отчислений. Это также нормально: вопросы  целевого расходования бюджета  опять же не относятся к теме статьи напрямую. Ну и, наконец, деньги  тратились на развитие инфраструктуры, обслуживающей добывающую отрасль.  При этом термин «инфраструктура» следует понимать широко: это и  финансовые учреждения, и телекоммуникации,   и элитные проститутки для топ-менеджеров и все необходимое для того чтобы главная кормилица страны – нефтедобывающая  отрасль —  чувствовала себя комфортно. При этом потребности других сфер игнорировались практически вчистую: в России до сих пор нет более-менее адекватного сельского хозяйства (за исключением зернового), нормальной промышленности, образования, здравоохранения и т.п.  Собственное производство практически полностью заменено импортом, благо цены на нефть позволяли закупать, не считая [16, c. 15].

Вообще традиция не считать деньги  — одна из старейших в России. Когда-то русские вельможи играли в карты и, ленясь считать монеты, ставили  внасыпку – стаканами. Теперь также внасыпку тратятся нефтедоллары – щедрое финансирование  госкорпораций, нацпроектов, помпезных мероприятий вошло в привычку у российского руководства.  О воровстве говорить не будем  (это тоже старая русская традиция)– достаточно лишь отметить, что при создании госкорпорации перед ней не ставится никаких задач и сроков – просто выделятся финансирование. То же самое происходит повсюду – строительство дорог в России   обходится в несколько десятков раз дороже, нежели в других странах Северной, и  тем более  Южной Европе.  Цены на недвижимость приводить смысла нет – о  реальном положении дел на российском рынке знают даже школьники.

Примерно также относились к деньгам и крупные компании, тратя налево и направо и при необходимости легко кредитуясь в западных банках. В сущности, вся кредитно-финансовая система Российской Федерации строилась именно на этом – взять дешевый кредит на Западе и дорого продать его в России.

Итак, в мировой экономический кризис Россия вошла с огромными долгами, неэффективными хозяйственными механизмами и  чудовищной, практически наркотической зависимостью от мировой цены на нефть.  Можно ли ожидать, что кризис будет для России легким?

Кризис начался  с паники на западных фондовых рынках и снижения цены на нефть. Первое привело к оттоку западного капитала  с  российского рынка и снижению стоимости акций, второй – к снижению стоимости акций напрямую. В итоге дешевых денег сразу стало не хватать. Если учесть, что  снижение стоимости акций, оформленных в качестве залога по кредитам перед западными банками, повлекло за собой ряд платежных требований, то денег стало не хватать много. Это и есть тот самый кризис ликвидности – банковских активов просто недостаточно для эффективной работы. Итог – сворачивание программ кредитования для населения и бизнеса, повышение процентных ставок и другие меры по удержанию активов. Первые сокращения, безработица в финансовом секторе, первые непогашенные кредитные взносы, не за горами первые  суды…

Кризис ликвидности автоматически наносит удар по промышленности и особенно по сельскому хозяйству, которое без кредитов попросту не может существовать. Отсутствие кредита вкупе со снижением спроса на российском и мировом рынке влечет за собой общеэкономический кризис. Приметы этого кризиса уже известны -  сокращения производства, неполная рабочая неделя, увольнения, опять же невыплаченные потребительские и ипотечные кредиты и т.д.  и т.п.

Уже сейчас спрос на некоторые виды продукции упал в 13…15 раз по сравнению прошлым годом. Неплохо чувствуют себя лишь те предприятия, которые не подсели на кредитную иглу: многие  конкуренты выбиты из седла, а  на бирже труда масса желающих получить работу. Среди них есть и ценнейшие кадры, заполучить  которые еще год назад было просто невозможно ни за какие деньги. Проблема заключается в том,  что ресурс  таких предприятий также ограничен и снижение платежеспособного спроса ударит и по ним.

Финансовый кризис, развивающийся в настоящее время в России, называют кризисом ликвидности. Используются и другие термины – например,  финансовый кризис, экономический кризис и даже дефолт. Все они, кроме дефолта, разумеется, более или менее пригодны для обозначения,  сложившейся ситуации,  однако с академической точки зрения происходящее является именно кризисом ликвидности и его последствиями. В этой статье мы поговорим о том, что такое кризис ликвидности,  почему он произошел, и чего нам следует ожидать в дальнейшем.

Для того чтобы понять, что такое кризис ликвидности, необходимо разобраться в самом определении ликвидности. В сущности, ликвидность представляет собой соотношение между активами  и пассивами банка за определенный период времени. При этом под  активами подразумевается лишь то, что может быть реализовано или истребовано в течение 30 дней. Кризис ликвидности отдельно взятого банка имеет место в том случае, когда пассивы ощутимо превышают активы, то есть обязательства банка    превышают  потенциальную возможность их покрытия. Разумеется, такое определение сильно утрировано, однако общее представление оно дает. По большому счету кризис ликвидности   — это ситуация, когда банк не имеет свободных средств для размещения  на устраивающих банк условиях.

Существует две теории возникновения кризиса ликвидности «западная» и  «восточная»

«Западная»  гипотеза о  причинах возникновения финансового кризиса ликвидности


Российские кредитно-финансовые учреждения  активно привлекали западные кредиты, отдавая в залог ценные бумаги.  Западные финансисты в свою очередь охотно приобретали российские ценные бумаги и активно торговали ими – до тех пор, пока  не начались проблемы на западном фондовом рынке.  По мере развития финансового кризиса в США и Европе инвесторы начали активно переводить капиталы туда, где они были нужнее. В результате   российская фондовая биржа  лишилась изрядной части   активов, что повлекло за собой  снижение стоимости ценных бумаг – тех самых, которые были залогом при получении кредитов. Снижение стоимости автоматически привело к тому, что кредиторы начали требовать возврата части кредитов, а взять новые кредиты российским предприятиям, привыкшим к легким деньгам, было негде.

«Восточная»  гипотеза  о возникновении финансового кризиса ликвидности
.

Восточная гипотеза, в сущности, мало отличается от западной: она также рассматривает в качестве движущей силы кризиса  западную кредитную «иглу», на которую «подсели» многие российские предприятия, включая такие гиганты как «Газпром». Необходимость платить по обязательствам и отсутствие возможности перекредитования повлекло  стали причиной некоторых сложностей.  Уменьшение притока дешевых денег,  связанное со снижением стоимости нефти и сокращением экспорта, добавило масла в огонь  и -   вот он,  кризис.

В условиях кризиса ликвидности банки преследуют две цели – увеличить приток высоколиквидных активов и снизить их отток.  Как правило, в это время сворачиваются кредитные программы, повышаются процентные ставки (в том числе и по ранее выданным кредитам)  и усиливается давление на неплательщиков. Россияне прочувствовали все это в полной мере: получить ипотечный или потребительский кредит сейчас очень сложно, а на приемлемых условиях – попросту невозможно.  То же самое касается и кредитов для бизнеса – банкам в условиях кризиса ликвидности попросту нечего выдавать.  Итог – общее снижение спроса на товары и услуги, спад производства,  массовые увольнения  — в общем, переход от кризиса ликвидности к общеэкономическому. Вся эта картина разворачивается на наших глазах: по утверждениям ряда   экспертов острая фаза  кризиса придется на  январь-февраль 2009 года.

Кризисы ликвидности заканчиваются двояко: либо рынок приходит в норму в связи с повышением стоимости активов   и (или)  грамотных действий правительства, либо он  кризис ликвидности  переходит в   общеэкономический. За общеэкономическим кризисом следует период медленного спада,  получивший название рецессии. По завершении рецессии начинается долгий и достаточно трудный подъем, нередко прерываемый локальными кризисами [18, c. 4]

Существует две точки зрения на эту проблему. Согласно первой, популярной у российских СМИ, кризис является отражением общего положения на финансовом рынке, а правительство  успешно предпринимает  меры  по смягчение последствий. По второй версии, причины кризиса во многом связаны с  действиями российского руководства – это и явный перекос экономики в сторону экспорта природного сырья, и крайне неэффективная политика по поддержке предпринимательства, и высочайший уровень коррупции, и конфликт в Грузии  и многое  другое. Истина, по всей видимости, лежит где-то посередине:  корень кризиса ликвидности, безусловно,  растет из  кризиса общемирового, однако действия российского правительства сделали его более тяжелым и скорее всего затяжным. Впрочем, говорить об этом пока рано: экономический кризис в России набирает обороты
2.2  Проявление кризиса
Мировой финансовый кризис сказался на бюджетном процессе в регионах. Если в течение последних двух-трех лет региональные бюджеты принимались в большинстве случаев уже в ноябре, то в этом году в подавляющем большинстве субъектов Федерации администрации в соответствии с рекомендациями российского Минфина отозвали уже внесенные в региональные парламенты проекты бюджетов. Это связано не только с собственно финансовым кризисом, но и с изменением прогнозных цен на нефть в 2009 году, которые существенно влияют на доходную часть бюджетов.
По предварительным данным, существенное изменение доходов по сравнению с первоначальными проектами произойдет в экономически развитых субъектах, которые в силу наличия ресурсов или географического положения успели стать логистическими или производственными центрами.

Нужно отметить, что снижение прогнозных поступлений в региональные бюджеты связаны не только с падением производства, но и с инициативами президента Дмитрия Медведева о снижении налогового бремени на малый бизнес. При этом снижено будет как раз «региональное бремя».
Очевидно, что самая распространенная и напрашивающаяся сама собой мера в этой ситуации — сокращение бюджетных расходов.

В каждом без исключения регионе и муниципалитете власти заявляют о том, что все социальные обязательства государства будут исполнены в полном объеме. В первую очередь речь идет о своевременной и в полном объеме выплате заработной платы, а также соблюдении стандартов социальных услуг.
В то же время ранее обещанное 30-процентное повышение зарплаты, которое должны обеспечить регионы, произойдет не везде. Например, в три раза будут сокращены расходы на программу развития сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в регионе на 2009-2012 годы; существенно сократятся расходы на программу газификации области.

Одновременно с сокращением расходных обязательств в регионах создаются стабилизационные фонды или так называемые «подушки безопасности». Во многих регионах планируется усилить работу по борьбе с «серыми» зарплатами, которые фактически не облагаются налогами. О таких мероприятиях заявили власти Иркутской, Кемеровской, Сахалинской и других областей [18, c. 11].

Одним из наиболее социально значимых последствий финансового кризиса является сокращение работников на предприятиях. При этом, судя по сообщениям СМИ, распространенным стало увольнение не в рамках сокращения штатов (тогда работодатель обязан выполнить ряд социальных обязательств перед увольняемым), а под давлением администрации предприятий, которые вынуждают работников писать заявления об увольнении по собственному желанию (в этом случае, в зависимости от воли работодателя, уволенному могут выплатить некоторое выходное пособие). Распространенным явлением стало уменьшение заработной платы, отказ от премий и других стимулирующих выплат, переход на четырехдневную рабочую неделю.
В этой связи региональные администрации посчитали необходимым осуществлять еженедельный мониторинг рынка труда. Создаются базы данных по людям, попавшим или потенциально попадающим под сокращение. Одной из задач администраций является оказание помощи сокращенным в трудоустройстве или переквалификации. Однако обобщенную картину на рынке труда власти раскрывают неохотно.

Сокращение работников происходят во всех без исключения регионах. Очевидно, что они будут происходить и в дальнейшем.

  Социально-экономическое развитие многих регионов на протяжении последних лет характеризуется резким спадом производства. Экономический кризис в регионах усугубляется региональными особенностями экономики, к которым следует отнести высокий удельный вес сырьевого производства, высокую долю предприятий, входящих в состав военно-промышленного комплекса, недостаточное развитие производства потребительских товаров, наличие экологических ограничений. Наличие этих особенностей определило специфику экономического развития региона.

   Экономическое положение в регионах усугубляется тем, что наибольшее снижение производства произошло в отраслях специализации, продукция которых предназначена в основном для экспорта или вывоза в другие регионы России. Это относится в первую очередь к легкой промышленности, машиностроению, а также к лесной, деревообрабатывающей и целлюлозобумажной промышленности. С другой стороны, отрасли, продукция которых потребляется в основном — электроэнергетика, топливная промышленность и пищевая отрасль в течение анализируемого периода работали более стабильно.

В силу этого увеличение удельного веса этих трех отраслей в общем объеме промышленного производства является, на наш взгляд, крайне негативным явлением и отражает таким образом депрессивность региона и неконкурентоспособность большей части производимой промышленной продукции.
3 Государственная программа борьбы с кризисом
3.1 Антикризисная программа правительства
В 2009 году и в последующие годы Правительство Российской Федерации намерено значительно активизировать использование всех имеющиеся инструментов экономической и социальной политики в целях недопущения необратимых разрушительных процессов в экономике, подрывающих долгосрочные перспективы развития страны, обеспечивая при этом и решение стратегических задач.

В кризисных условиях объективно возрастает роль государства в экономической жизни страны. Правительство будет с максимальной ответственностью подходить ко всем своим действиям, с тем, чтобы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотивации предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритет опоры в развитии экономики на частную инициативу будет обеспечен и в кризисных условиях. При этом роль государства будет постепенно снижаться по мере посткризисного восстановления.

Правительство будет осуществлять свою деятельность, исходя из семи основных приоритетов:

1. Публичные обязательства государства перед населением будут выполняться в полном объеме. Гражданам и семьям, наиболее пострадавшим в период мирового экономического кризиса, будет оказана поддержка. Это предполагает усиление социальной защиты населения, повышение объемов и качества оказания социальных и медицинских услуг, улучшение ситуации с лекарственным обеспечением, особенно жизненно важными препаратами. Особое внимание будет уделено сохранению трудового потенциала. Будут расширены масштабы деятельности государства в сфере занятости, противодействия росту безработицы, развития программ переобучения и переподготовки работников, находящихся под риском увольнения;

2. Промышленный и технологический потенциал будущего роста должен быть сохранен и усилен. Правительство не будет вкладывать деньги налогоплательщиков в сохранение неэффективных производств. В то же время, предприятия, повысившие в последние годы свою эффективность, инвестировавшие в развитие производства и создание новой продукции, повысившие производительность труда, вправе рассчитывать на содействие государства в решении наиболее острых проблем, вызванных кризисом;

3. Основой посткризисного восстановления и последующего поступательного развития должен стать внутренний спрос. Ослабление зависимости экономического роста от внешних факторов, максимально эффективное задействование внутренних ресурсов будут ключевыми задачами Правительства в ближайшие годы. В условиях кризиса важную роль будет играть внутренний спрос со стороны государства (госинвестиции и госзакупки), но по мере стабилизации ситуации частный спрос (спрос на жилье, потребительские товары, услуги отечественного производства) будет играть все большую роль, и Правительство предпримет все необходимые меры к его наращиванию.

4. Кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны. Такая работа будет активизирована и ускорена. Главная модернизационная задача Правительства — смена сложившейся модели экономического роста. Вместо «нефтяного» роста мы должны перейти к инновационному. Будут поддержаны важнейшие инновационные процессы, включая повышение энергоэффективности экономики. Инвестиции в человеческий капитал — образование и здравоохранение — будут ключевым приоритетом бюджетных расходов. Инфраструктурные объекты, необходимые для повышения эффективности экономики, должны быть реализованы, при этом будет значительно повышена эффективность расходования как бюджетных, так и частных средств.

5. Бизнес должен быть освобожден от давления чиновников. Правительство продолжит снижать административные барьеры для бизнеса, являющиеся одной из причин коррупции. Будет также предложен новый комплекс мер, позволяющий малому бизнесу успешно развиваться в условиях кризиса.

6. Экономика должна опираться на мощную национальную финансовую систему. Правительство предпримет все необходимые усилия для нормализации функционирования финансового сектора, включая банковскую и страховую системы, фондовый рынок, для поступления в экономику необходимых объемов инвестиционных ресурсов. При этом особое внимание будет уделено скорости принятия и реализации решений.

7. Правительство и Центральный Банк будут реализовывать ответственную макроэкономическую политику, направленную как на поддержание макроэкономической стабильности, так и на создание необходимых условий, стимулов для роста сбережений населения, повышения инвестиционной привлекательности экономики, на формирование качественно иной модели экономического развития. Это предполагает взвешенную бюджетную политику, поддержание равновесного обменного курса рубля. Денежная политика будет направлена на борьбу с кризисом ликвидности в финансовой сфере при одновременном снижении инфляции. Принимаемые меры должны привести к повышению доверия к национальной валюте, увеличению уровня монетизации экономики, снижение инфляции, обеспечивая тем самым необходимые условия для восстановления устойчивого экономического роста.

В условиях кризиса ключевую роль будет играть бюджетная политика Правительства. Федеральный бюджет на 2009 год имеет ярко выраженный антикризисный характер. В условиях падения прогнозируемых доходов бюджета более, чем на четверть, по сравнению с 2008 годом, планируемые расходы будут сохранены на уровне не ниже расходов прошлого года, что само по себе является важнейшей антикризисной мерой. При этом решения о сокращении значительного объема текущих расходов, носящих необязательный характер, дают возможность реализации дополнительных антикризисных мер, а также реализации в полном объеме тех обязательств бюджета, которые позволят обеспечить стабильность экономики и развитие социальной сферы.

Велика вероятность того, что кризис будет продолжительным. Правительство учитывает это при выработке и реализации антикризисных мер и исходит из необходимости сохранения необходимого объема накопленных финансовых ресурсов для решения как антикризисных задач, так и задач стратегического развития в последующие годы.

Глобальный экономический кризис носит системный характер, затрагивает большинство отраслей экономики и социальной сферы в каждой стране, влияет на структуру мировой экономики и принципы международных экономических отношений. Поэтому важную роль в преодолении кризиса будет играть тесное сотрудничество с другими странами мира в преодолении кризиса и его последствий. Из глобального кризиса невозможно выбраться в одиночку. Такое сотрудничество будет обеспечено как на основе двустороннего сотрудничества с отдельными странами, так и в рамках международных организаций (G8 и G20, АТЭС, ШОС и др.). Россия будет проводить активную политику по продвижению своих антикризисных инициатив по формированию новой архитектуры мировой экономики и финансов.

Необходимость решения текущих экономических проблем не отменяет стратегический курс Правительства, основой которого является модернизация. Соответствующие приоритеты определены Правительством в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2012 г.

В ближайшие годы будет последовательно проводиться политика интенсивного наращивания человеческого потенциала, структурного обновления и диверсификации экономики, макроэкономического оздоровления, повышения уровня социальной защищенности. Антикризисная политика будет последовательно сочетаться с мерами по комплексной модернизации российского общества.

Меры антикризисного пакета будут не только смягчать неблагоприятное воздействие кризиса, но и стимулировать прогрессивные структурные и институциональные сдвиги, способствовать обновлению российской экономики и общества.

К важнейшим направлениям модернизационной политики Правительства на ближайшие годы относятся:

Проведение институциональных реформ, обеспечивающих устойчивое и динамическое развитие человеческого капитала. Именно инвестиции в человека являются приоритетом государственной политики и приоритетом бюджетных расходов: повышение эффективности систем образования, здравоохранения, пенсионного обеспечения, создание стимулов и инструментов улучшения жилищных условий. Именно эти сектора должны стать генераторами внутреннего спроса, вызывающего рост во многих других отраслях — в науке, исследованиях и разработках, в промышленности и инфраструктуре.

Усиление роли внутреннего спроса в обеспечении экономического роста. Структурное обновление экономики, ведущее к снижению зависимости производства и финансовой системы от экспорта топливно-сырьевых продуктов. Последовательная демонополизация и развитие конкуренции, без чего все меры стимулирования спроса не будут эффективными.

Устойчивый экономический рост основывается на незыблемости и защищенности частной собственности. В ходе реализации антикризисных мер во многих странах происходит возрастание доли государства в собственности, особенно это касается промышленности и финансового сектора. Эти процессы являются вынужденными в условиях противодействия кризису. По мере стабилизации социально-экономической ситуации государство будет сокращать свою долю во владении промышленными и финансовыми активами. Будет проведена приватизация в интересах эффективного собственника. Приватизация будет проводиться по заранее известным правилам и с обеспечением необходимой прозрачности.

Обеспечение макроэкономической сбалансированности, предполагающее сокращение бюджетного дефицита, снижение инфляции и процентных ставок, стабилизацию курса национальной валюты. Предстоит осуществить сложный комплекс институциональных и организационных мероприятий по реструктуризации расходных обязательств, нацеленной на повышение эффективности и усиление целевого характера бюджетных расходов.

Необходимо выработать и приступить к последовательной реализации мер по повышению международной привлекательности рубля и расширению возможностей его использования в международных расчетах. Это требует повышения стабильности российской валюты, низких темпов инфляции и снижения процентных ставок.

Повышение эффективности и надежности банковской системы будет еще одним приоритетом деятельности Правительства. Будут предприняты шаги по повышению эффективности банковского и финансового регулирования. Это будет способствовать повышению доступности финансово-кредитных услуг, формированию устойчивого финансового рынка, привлекательного для отечественных и иностранных инвесторов, созданию условий для появления инструментов долгосрочного инвестирования («длинных денег»).

Смягчение региональной поляризации за счет ускорения развития депрессивных и слаборазвитых регионов, развития системы стратегического управления на региональном уровне.

Сокращение дифференциации по уровню доходов, включая уменьшение разрыва по уровню жизни работающего и нетрудоспособного населения. Последовательная политика адресной социальной поддержки малообеспеченных слоев населения, борьбы с бедностью, формирования и реализации эффективной политики занятости, в том числе путем содействия самозанятости и поощрения предпринимательской инициативы граждан.

Развитие государственной системы здравоохранения, с тем, чтобы не допустить в кризисный период ухудшения показателей здоровья населения, в том числе из-за роста стоимости медицинских и лекарственных препаратов, и снижения доступности качественной медицинской помощи. Несмотря на финансовые ограничения должны быть конкретизированы и при этом полностью обеспечены государственные гарантии бесплатной медицинской помощи и приняты меры по повышению эффективности использования ресурсов, включая структурные преобразования в здравоохранении. Система обязательного медицинского страхования должна стать основным источником средств для оплаты медицинской помощи. Большое внимание должно уделяться повышению открытости управления организациями здравоохранения, созданию действенных механизмов обеспечения прав пациентов и медицинских работников.

Совершенствование правоприменительных институтов как условия эффективного функционирование экономической системы (экономических институтов). Эффективная экономика требует эффективной системы защиты прав человека и собственника, обеспечения исполнения действующего законодательства. Реформа правоприменительной (и прежде всего судебной) системы является неотъемлемой частью политики экономической модернизации.

Радикальное повышение инновационной активности в экономике, формирование «критической массы» эффективных, динамично развивающихся, конкурентоспособных предприятий во всех секторах производства, продолжение технологической модернизации отечественной промышленности. Стимулирование повышения энерго- и ресурсоэффективности.

Развитие инфраструктуры — транспортной, энергетической, информационной, создающей основу для повышения эффективности и снижения уровня издержек всех секторов экономики.

Приоритеты экономической политики модернизации также найдут отражение при формировании приоритетов бюджетной политики на 2010 и последующие годы.    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технология бурения гидромеханика
Реферат 1-4 класи спеціалізованих шкіл з поглибленим вивченням іноземної мови Спеціалізована школа Англійська мова
Реферат Разработка ИВС для обеспечения обмена информацией структурных подразделений администрации Владимирской области (территориальная сеть)
Реферат 1. Понятие объективной истины. Специфика научной истины Проблема истины является ведущей в гносеологии
Реферат Патриарх Филарет
Реферат Реализация идей поликультурного образования при обучении английскому языку в начальной школе
Реферат Кризис преемника мормонизм
Реферат Соціальна політика як складова демократичного розвитку суспільства
Реферат Витебское княжество
Реферат "Истоки и этапы становления идеологии белорусского государства"
Реферат Правовое положение римских граждан
Реферат Особенности процесса воспитания несовершеннолетних осужденных
Реферат Анализ состояния системы маркетинга организации на примере ООО ТЕХНО СЕРВИС
Реферат Рязань
Реферат Композиция и ее роль в раскрытии идеи "Слова о полку Игореве"