Учение
Холмса о праве
Оливер Вендел
Холмс (1841--1935) родился в Бостоне в семье известного поэта. Он успел стать
участником Гражданской войны, где был трижды ранен. Свое философское и
юридическое образование получил в Гарварде. Самый творческий период его жизни
приходится на 1882--1902 гг., когда он вначале стал членом Верховного суда в
Массачусетсе, а затем и Верховного суда США. Президенту Т. Рузвельту, который
рекомендовал его в члены Верховного суда США, сильно импонировали его послужной
список и “солдатская судьба”.
Между тем сам
Холмс готовил себя не в практикующие юристы, а в исследователи. После окончания
университета он читает лекции по конституционному праву в Гарварде,
редактирует юридический журнал. Его
классическая работа “Общее право” возникла на основе курса лекций. Именно здесь
была зафиксирована известная формула о том, что “жизнь права не имеет логики:
она имеет опыт”. Истоки права, согласно Холмсу, следует искать в желаниях примитивного
человека взять реванш у тех, кто
причинил ему какой-либо ущерб. Отсюда следует, что развитие права неизбежно
зависит от превалирующих условий
человеческого бытия: от насущных потребностей данного периода, преобладающих
моральных и политических теорий, от чутья в области политической деятельности,
уверенных или же неосознанных влечений,
даже предрассудков, которые судья разделяет вместе со своими коллегами.
Подобные условия в состоянии сделать гораздо больше для выработки правил по
управлению человеческим общением, чем какие-либо силлогизмы.
Конституция
страны для Холмса -- это своего рода социальный эксперимент, и в этом смысле она сравнима с человеческой жизнью,
которую тоже можно рассматривать как своеобразный эксперимент. В работе “Путь
права” (1897) он в духе господствовавшего
тогда прагматизма заявил, что объект изучения в праве составляет
“предсказание сферы применения публичной силы через посредство суда”. Чтобы
познать право как таковое, человек должен отказаться от моральных и чисто формальных
соображений и взглянуть на себя как на внеморального субъект та, который
заботится лишь о тех материальных приобретенияхк либо утратах, о которых ему в
состоянии-предсказать такое знание.
С учетом
изложенного Холмс выстраивает такое определение права: право есть не что иное,
как предсказание того, каким образом будет действовать суд на практике.
Представление о законном праве (как и о законной обязанности) связано с
предсказанием о том, как будет наказан человек в том или другом случае по решению
суда, если он сделает или не сделает то, что надо сделать. Рассматривая право
как серию предсказаний, он сближал его
с эмпирической наукой. Конечная цель науки, в том числе юридической,--
определять относительную ценность наших различных социальных целей.
Воззрение на
право Холмса не расходилось с установками позитивистов на
технико-вспомогательные свойства властно- принудительных дозволений или
запретов закона, однако в нем было несравненно больше реализма за счет
признания право- творческой роли суда и иной правоприменительной
деятельности. В праве, говорил Холмс,
как и в любой другой области человеческого общения, индивид может в полной мере
ощутить или проявить всю полноту своих чувств и своих намерений: он может
излить свой гнев на жизнь, он может испить здесь горькую чашу героизма, он
может износить свое сердце в погоне за недостижимым. В этом обобщении много
справедливого, поскольку право не воспринималось и не воспринимается
философско-правовой традицией неким
вспомогательным орудием правления, но всегда соизмеряется с добром,
справедливостью и общим благом.
Жизнь права, по
мнению Холмса, неизбежно зависит от превалирующих условий человеческого
существования-- насущных потребностей
данного момента или периода, преобладающих
моральных и политических убеждений и представлений, от наличия интуиции
и ее использования в политической деятельности, от явных или же неосознаваемых
влияний, даже предрассудков, которые судья разделяет вместе со своими
коллегами. Эти условия в состоянии сделать гораздо больше и повлиять гораздо
сильнее, чем какие-либо силлогизмы формально-юридического характера, а потому следует принимать как
аксиому -- “жизнь права не имеет логики; она имеет опыт”.
Связь концепции
Холмса с прагматизмом как философии действия (сам термин введен В.Джемсом)
более всего прослеживается в его
восприятии истины. Истина предстает не в виде непререкаемого абстрактного
абсолюта, а в тех формах, в каких она проявляет себя в процессе практического
использования, в ходе осуществления своей функции руководства к действию и т.д.
Правовой прагматизм Холмса оказал впоследствии заметное влияние на становление социологической
юриспруденции Р.Паунда и на доктрину “правовых реалистов” (Дж. Франк,
К.Ллевелин и др.).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/