Политические
идеи "нестяжателей"
Основные
положения учения нестяжания наиболее полно были разработаны Максимом Греком
(ум. 1556), подлинное имя которого Михаил Триволис. Он родился в знатной семье
в Греции в конце XV в.; в юности получил образование у себя на родине, затем
продолжил его в Италии, где слушал университетские курсы в Падуе, Болонье, Ферраре и Милане. В Италии мыслитель был
свидетелем движения Джироламо Савонаролы, возможно, что именно под впечатлением
проповедей Савонаролы он постригся в
монахи в доминиканском монастыре. Затем возвратился в Грецию, в 1504 г. принял
православие и поселился в Ватопедском
монастыре на Афоне под именем Максима, посвятив свою жизнь филологическим
трудам.
В 1515 г.
великий князь московский Василий III обратился к афонским старцам, известным
своей образованностью, с просьбой об
отправлении в Россию книжного переводчика для исправления Богослужебных книг. Во исполнение этой
просьбы ровно через три года “...придоша старцы от Святые горы Афонские” в
Москву. Среди них был и Максим. Старец Максим поселился на Москве в Чудовом
монастыре, где вокруг него довольно скоро сложился кружок образованных людей.
В 1525 г.
Максим, прозванный в России Греком, был осужден Соборным судом по обвинению в
протурецкой ориентации. По приговору суда он был сослан в Иосифа-Волоколамский
монастырь, где содержался в тяжелых
условиях. В 1531 г. Максим Грек вторично предстал перед Соборным судом, в этом
случае уже совместно с “нестяжателем” Вассианом Патрикеевым. На сей раз он
обвинялся в “нестяжательских” симпатиях, и в частности непосредственно в
отрицании вотчинных прав монастырей. В
результате он был вновь осужден и направлен в Тверской Отрочь монастырь, но и в
заточении афонский монах пользовался славой ученого человека и сумел написать
много произведений, в которых затронул большой круг политических тем. Его
интересовали проблемы, связанные с происхождением и сущностью верховной власти,
формами ее организации и способами осуществления.
Большое
внимание он уделил вопросам законности в действиях верховной власти, устройству правосудия в стране,
определению курса внешней политики,
проблемам войны и мира.
К законным
способам происхождения власти Максим Грек относит не только наследственное
восприятие престола, но и занятие его выборным путем, считая его вполне
законным получением царского достоинства и трона. Причем он подчеркивает, что в выборах должны участвовать не только
бояре и дворяне, но и “простейшие”, чье мнение знать далеко не бесполезно для
властей предержащих. Авторитет великого князя московского весьма высок в глазах
Макима Грека; он называет его “высшим царем”, а Московское государство--
“всевидимой, преславной державой”.
Предпочтительной
формой власти, по Максиму Греку, является
такая организация, в которой царь управляет своим народом “ в
синклитских советах царских”, где находятся “благохитростные советники и
крепкодушные воеводы”. Плохих советников, “ говорящих что-нибудь развратное”,
следует немедленно удалять, чтобы царь не подвергался их влиянию. Перечисляя
состав “советующих лиц”. Максим Грек рядом с боярством упоминает и дворянство
(воеводы, военачальники). В наличии совета мыслитель усматривает реальное
противодействие самоволию властвующей
персоны. Развивает он и положение о необходимости ограничения верховной власти
законом. Царская власть в своих действиях связана законами и божественными и
положительными. Суд в государстве совершается только на основании
государственных (положительных) законов. Разоблачению современных судебных порядков в произведениях М. Грека отведено
значительное место. Он отмечает взяточничество
судей, их лихоимство и несправедливость. Такой суд наносит ущерб не
только подданным государства, но и авторитету
царева имени как в своей стране, так и за рубежом “окрест себя живущих
ляхов, немец... у которых суд свершается на основании грацких законов”.
Царю необходимо
проявлять заботу о воинах, награждать их, особенно заботиться о пострадавших в
бою, возмещать утраты семьям погибших и т. п. Воин должен быть воспитан в
уважении к поселянам, к которым следует иметь “пощажение и береже- ние”. Сам
воин обязан быть “целомудренным и всякими добродетелями украшенным”.
Крайние выводы
из нестяжательской доктрины были сделаны
Феодосией Косым. Следует отметить, что если Нил Сорский, Вассиан
Патрикеев и Максим Грек оставались внутрицерков- ными мыслителями и при всей
критичности своих позиций они хотели добиться улучшения деятельности церковной
организации, особенно в монашеском ее звене,
то Феодосий Косой порывает не только с церковью, но и выступаете критикой ряда
догматов вероучения и почти полностью отрицает обрядовую технику. Таким
образом, его доктрина формулирует еретические
положения, а сам он выступает в роли ересиарха. Социальное освобождение человека он связывал с полным
уничтожением форм подчинения и церкви и
государству: “не подобает христианам властем быти”. Его .идеалом является
община, основанная на общей собственности, в которой все члены одинаково равны и называются чадами и духовными
братьями. Причем Феодосий не ограничивался мирной проповедью, а призывал к
действенному созданию таких общин, поэтому и был охарактеризован как “мятежник”
и “злой деятель”.
Отрицание
Феодосием “всяческих властей”, по-видимому, навеяно идеализацией
раннехристианских общин в качестве образца человеческого общежития, лишенного
внутренних и внешних противоречий (войн с другими государствами).
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.zakroma.narod.ru/