Реферат по предмету "Право"


Регистрация недвижимости: разрешение арбитражными судами споров, возникающих из административных правоотношений

Регистрация
недвижимости: разрешение арбитражными судами споров, возникающих из
административных правоотношений

В настоящее
время отсутствует официальная точка зрения на разрешение судами споров,
возникающих из административных правоотношений в ходе применения Федерального
закона РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок
с ним» (далее — Закон о регистрации прав). В работе предпринята попытка
рассмотреть правовую сторону проблемы разрешения арбитражными судами споров,
возникающих из административных правоотношений, и проанализирована судебная
практика.

Конституция РФ
устанавливает, что решения и действия (или бездействие) органов государственной
власти могут быть обжалованы в суде, а также то, что никто не может быть лишен
права на рассмотрение его дела в суде по установленным правилам подсудности.

Разбирательство
дел, возникающих из управленческих (административных) правоотношений по
заявлениям заинтересованныхлиц, в арбитражных судах производится в исковой
форме. В соответствии с п.2 ст.22 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации (далее — АПК РФ) к спорам, возникающим из административных
правоотношений в сфере действия Закона о регистрации прав, арбитражному суду
подведомственны споры:

— о признании
недействительными (полностью или частично) ненормативных актов государственных
органов, органов местного самоуправления и иных органов, не соответствующих
законам и иным нормативным правовым актам и нарушающим права и законные
интересы организаций и граждан;

— об
обжаловании отказа в государственной регистрации либо уклонения от
государственной регистрации в установленный срок организации или гражданина и в
других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом.

Субъектами,
имеющими право обращения с исковыми заявлениями в арбитражный суд по
экономическим спорам, вытекающим из административных правоотношений, могут быть:

— юридические
лица или граждане-предприниматели в случае отказа или уклонения от
государственной регистрации их прав на недвижимое имущество и сделок с ним;


государственные органы, органы местного самоуправления и прокурор в защиту
государственных и общественных интересов.

Разрешение
споров, возникающих из административных отношений, — это способ судебной
проверки законности и обоснованности решений административных органов
идолжностныхлиц. Спор считается административным, если предмет, составляющий
существо спора, является вопросом административного права. В делах, возникающих
из административных правоотношений, суд разрешает спор о праве, но не
гражданском, а административном. Наличие спора свидетельствует о
предположительном или действительном нарушении органами, осуществляющими
государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним,
субъективных прав организаций и граждан-предпринимателей или о создании помех в
осуществлении этих прав. В юридической литературе такие споры носят название
административно-правовых споров, это — споры о праве административном.

В исковых
заявлениях, возникающих из административных отношений, также возникают
юридические споры о праве, но они затрагивают права и охраняемые законом
интересы юридических лиц и граждан-предпринимателей. В исковом заявлении
истецдолжен квалифицироватьдействия (или бездействие) учреждений юстиции по
регистрации прав как нарушение его прав и интересов и заявлять в суде
требование об их защите. В ходе рассмотрения искового заявления судья должен
проверить законность и обоснованность управленческого акта и с учетом этого
разрешить спор о праве. При удовлетворении иска это будет означать защиту
нарушенных прав или интересов, а при отказе — подтверждение правильности
принятого органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, решения.
Арбитражный суд, рассматривая дело о признании незаконным отказа в
государственной регистрации, при удовлетворении требования в резолютивной части
решения, обязывает соответствующий орган совершить такую регистрацию (п.2 ст.
132 АПК РФ).

Юридические
лица и граждане-предприниматели могут обжаловать в арбитражный суд такие
действия и решения, как, например, отказ либо уклонение учреждения юстиции по
регистрации прав от государственной регистрации (п.5 ст.2 Закона о регистрации
прав); отказ в выдаче информации о зарегистрированных правах (п.2 ст.7 Закона о
регистрации прав); отказ в исправлении технической ошибки (п.2 ст.21 Закона о
регистрации прав); нарушение сроков регистрации, выдачи информации и исправления
технической ошибки. Установлен также и порядок такого обжалования — в
арбитражный суд.

Судебная
практика показывает, что в основе своей спорные ситуации не отличаются
разнообразием. В арбитражный суд обратились два юридических лица с исковым заявлением
об обжаловании отказа в государственной регистрации договора купли-продажи
предприятия — имущественного комплекса и перехода права собственности.
Основанием для отказа в государственной регистрации договора послужило то, что
предмет договора (имущественный комплекс) являлся предметом спора между одним
из истцов и другим юридическим лицом. Судом 1-й инстанции отказ в
государственной регистрации был признан незаконным, а учреждение юстиции
обязывалось произвести такую регистрацию. При этом судом правильно было
отмечено, что факт наличия спора не может являться основанием для отказа в
государственной регистрации. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в
государственной регистрации прав приведен в ст.20 Закона о государственной
регистрации прав, и данное основание в нем не содержится. В апелляционной
инстанции было отмечено, что требования апелляционной жалобы являются
необоснованными, суд 1-й инстанции рассматривал нетребования, связанные со
спором о собственности, атребования о защите прав на фиксацию соглашения о
купле-продаже согласно соответствующим документам. Защита гражданских прав
согласно ст. 12 ГК РФ (5) осуществляется в том числе путем признания права,
признания сделки недействительной и т.п.

Изучение
практики показывает, что основной ошибкой в определении предмета спора является
рассмотрение в судебном заседании исковых требований об обжаловании действий
учреждений юстиции, тогда как на самом деле имеет место гражданско-правовой
спор о праве. В случае отказа суды чаще обязывают учреждения юстиции произвести
регистрацию, чем признают их действия правомерными и переводят исковое
заявления об обжаловании отказа в государственной регистрации в исковое
заявление о признании права.

На практике в
процессе судебного разбирательства нередко выясняется, что спору о праве
нередко предшествует, а также нередко его провоцирует неправомерное поведение
самих заявителей, в частности непредставление необходимых документов при
обращении с заявлением о регистрации права собственности или иных вещных прав
на недвижимое имущество и сделок с ним.

В арбитражный
суд в защиту государственных и общественных интересов обратился природоохранный
прокурор с исковым заявлением о признании недействительным Постановления Главы
администрации района и недействительной регистрации права бессрочного
пользования на земельный участок за организацией. Постановление, как
указывалось в исковом заявлении, было издано с нарушением природоохранного
законодательства и причиняет ущерб окружающей природной среде. Из материалов
дела следует, что спорный участок входит в состав государственного лесного
фонда и занят лесами 1-й группы. Судом 1-й инстанции государственная
регистрация была признана недействительной.

Апелляционной
инстанцией решение суда 1-й инстанции оставлено без изменения. В решении
указывалось, что в соответствии со ст. 9, 13 Закона о государственной
регистрации прав регистрирующий орган обязан осуществлять проверку
действительности поданных заявителем документов и наличие соответствующих прав,
проводить правовую экспертизу документов, чего в надлежащем объеме сделано не
было.

В данном случае
основанием для отмены государственной регистрации права послужили искаженные
данные органов, ответственных за учет земель, т.е. органов (организаций) по
земельным ресурсам и землеустройству (постановление Правительства РФ от
25.08.1992 г.). Их ответственность наступает в соответствии с аб.2 п. 1 ст.31
Закона о регистрации прав за своевременность и точность предоставляемых данных
об объектах недвижимого имущества. Органы, осуществляющие государственную
регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, производят регистрацию
на основании Закона и в соответствии со своей компетенцией. Учреждение юстиции
при проведении правовой экспертизы основывалось на том, что постановление Главы
администрации района не было никем оспорено или признано недействительным в
соответствии с законодательством. Кроме того, к документам прилагался план
земельного участка устаноапен-ного образца. Представленный кадастровый план
земельного участка не содержал сведений о том, что земли относятся к
государственному лесному фонду. Таким образом, не обладая необходимыми
сведениями, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, считают
постановление действительным. Сокрытие факта принадлежности земель к лесному
фонду послужило основанием для признания арбитражным судом государственной
регистрации права недействительной.

Судебная
практика, основываясь на положениях ст.22 АП К РФ, идет по пути признания
регистрации недействительной, хотя Законом о государственной регистрации прав
не предусмотрено признание ее недействительной, а в соответствии с аб.2 п.
1.ст.2 в судебном порядке может быть оспорено зарегистрированное право.
Использованный законодателем подход к данной проблеме усложнил правоприменение.
Такая формулировка Закона о регистрации прав оставляет открытым вопрос об
обжаловании государственной регистрации как ненормативного акта или действия
органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на недвижимое
имущество и сделок с ним.

Интересным
также представляется вопрос о признании недействительной регистрации прав,
основанной на ненормативном акте государственного органа или органа местного
самоуправления, которые легли в основу проведения государственной регистрации
права. По действующему АПК РФ суд, рассматривающий дело, без наличия в исковых
заявлениях соответствующих требований о признании незаконным ненормативного
акта государственного органа или органа местного самоуправления, послужившего
основанием для государственной регистрации прав, не может рассматривать в
судебном заседании вопрос о признании его недействительным или отменить этот
акт, такими полномочиями он не обладает. Естественно, данное положение
осложняет деятельность учреждений юстиции по регистрации прав. Представляется
необходимым, чтобы в результате рассмотрения спора суды кроме отмены акта
государтсенной регистрации признавали бы недействительными и акты
государственных органов или органов местного самоуправления, являющиеся
основаниями проведения государственной регистрации.

В заключение
хотелось бы отметить, что арбитражные суды, разрешая споры, возникающие из
административных правоотношений, в сфере действия Закона о регистрации прав,
востанавливают нарушенные права и обеспечивают действенный контроль за
соблюдением законности органами, осуществляющими государственную регистрацию
недвижимости.
Список
литературы

СЗ РФ, 1997,
№30, ст.3594.

Конституция
Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993г.

СЗ РФ, 1995, №
18, ст. 1589.

Административное
право/ под ред.Ю.М.Козлова, Л .Л. Попова/, М., Юристь, 1999, стр.405-406.

СЗ РФ, 1994,
№32, ст. 3301.

САПП РФ, 1992,
№ 9, ст. 609.

Матеенков
А.В.,судья Арбитражного сула Московской области, Михольская В.В.,аспирантка
кафедры административного права МГЮА. Регистрация недвижимости: разрешение
арбитражными судами споров, возникающих из административных правоотношений


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Средства обучения и методика контроля работы учеников
Реферат Вирусный гепатит А Ig М желтушная форма средней степени тяжести
Реферат Государственное регулирование в малом и среднем бизнесе
Реферат Есенин ("Свищет ветер, серебряный ветер")
Реферат Отчетность малого предприятия
Реферат Патохарактерологический диагностический опросник для подростков
Реферат Контрольная работа по программе GURU
Реферат ААЛевандовский
Реферат 58. Медиапланирование как элемент коммуникационного маркетинга
Реферат Тесты по частной неврологии 4 курс
Реферат «В то время я гостила на земле»
Реферат Анализ финансового состояния предприятия ЗАО Светлогорский хлеб
Реферат Сравнительные конструкции со значением приблизительности в немецком языке
Реферат Психофизиологические механизмы памяти
Реферат Толстой: Война и мир. Эпилог