Реферат по предмету "Право"


Что такое "местное самоуправление"?

ЧТО ТАКОЕ “МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ”?

     Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления” от № -ФЗ (в
ред. от 17.03.97 г. № 55-ФЗ) в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет роль
местного самоуправления в осуществлении народовластия, правовые, экономические и финансовые основы местного самоуправления и государственные гарантии его
осуществления, устанавливает общие принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации.

     Местное самоуправление в Российской Федерации - признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации
самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного
значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из
основ конституционного строя Российской Федерации (ст.2).

     Местное самоуправление осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным
законом, другими федеральными законами, конституциями, уставами субъектов Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации.

Законодательное регулирование субъектами Российской Федерации вопросов местного самоуправления
осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

     Федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие нормы муниципального права, не могут
противоречить Конституции Российской Федерации и настоящему Федеральному закону, ограничивать гарантированные ими права местного самоуправления.

     В случае противоречия норм муниципального права, содержащихся в законах, положениям Конституции Российской Федерации,
настоящего Федерального закона применяются положения Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона.

     Граждане Российской Федерации осуществляют свое право на местное самоуправление в городских, сельских
поселениях и других муниципальных образованиях в соответствии с федеральными гарантиями избирательных прав граждан путем референдума, выборов, других форм
прямого волеизъявления, а также через выборные и другие органы местного самоуправления.       

     Граждане Российской Федерации имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так
и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным объединениям.

     Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

     Граждане Российской Федерации имеют право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного
самоуправления.

     Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность
ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, а также возможность получения гражданами и
другой полной и достоверной информации о деятельности органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.

     Предметы ведения местного самоуправления (ст.6):

1. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения, а также
отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

2. К вопросам местного значения относятся:

1) принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

2) владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

3) местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, решение других финансовых вопросов
местного значения;

4) комплексное социально - экономическое развитие муниципального образования;

5) содержание и использование муниципальных жилищного фонда и нежилых помещений;

6) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

7) организация, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения,
обеспечение санитарного благополучия населения;

8) охрана общественного порядка, организация и содержание муниципальных органов
охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

9) регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований;

10) создание условий для жилищного и социально - культурного строительства;

11) контроль за использованием земель на территории муниципального образования;

12) регулирование использования водных объектов местного значения, месторождений
общераспространенных полезных ископаемых, также недр для строительства подземных сооружений местного значения;

13) организация, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и
водоснабжения и канализации;

14) организация снабжения населения и муниципальных учреждений топливом;

15) муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

16) благоустройство и озеленение территории муниципального образования;

17) организация утилизации и переработки бытовых отходов;

18) организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения;

19) организация и содержание муниципальных архивов;

20) организация транспортного обслуживания населения и муниципальных учреждений,
обеспечения населения услугами связи;

21) создание условий для обеспечения населения услугами торговли, общественного
питания и бытового обслуживания;

22) создание условий для деятельности учреждений культуры в муниципальном образовании;

23) сохранение памятников истории и культуры, находящихся в муниципальной собственности;

24) организация и содержание муниципальной информационной службы;

25) создание условий для деятельности средств массовой информации муниципального
образования;

26) создание условий для организации зрелищных мероприятий;

27) создание условий для развития физической культуры и спорта в муниципальном
образовании;

28) обеспечение социальной поддержки и содействие занятости населения;

29) участие в охране окружающей среды на территории муниципального образования;

30) обеспечение противопожарной безопасности в муниципальном образовании, организация муниципальной пожарной службы.

Муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность
в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями. Подчиненность одного муниципального образования другому не
допускается.

     Положения данного Федерального закона в равной мере распространяются на республики, края, области, города федерального
значения, автономную область, автономные округа.

     Муниципальное образование имеет Устав, в котором указываются:

1) границы и состав территории муниципального образования;

2) вопросы местного значения, относящиеся к ведению муниципального образования;

3) формы, порядок и гарантии непосредственного участия населения в решении вопросов
местного значения;

4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;

5) наименование и полномочия выборных, других органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления;

6) срок полномочий депутатов представительных органов местного самоуправления,
членов других выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления;

7) виды, порядок принятия и вступления в силу нормативных правовых актов органов
местного самоуправления;

8) основания и виды ответственности органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления;

9) порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц
местного самоуправления;

10) статус и социальные гарантии депутатов, членов других выборных органов местного
самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок прекращения их полномочий;

11) гарантии прав должностных лиц местного самоуправления;

12) условия и порядок организации муниципальной службы;

13) экономическая и финансовая основа осуществления местного самоуправления, общий
порядок владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью;

     Устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно. Устав        принимается представительным органом
местного самоуправления или населением непосредственно.

     Устав муниципального образования подлежит государственной регистрации в порядке, установленном законом субъекта
Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов
Российской Федерации обязаны создавать необходимые правовые, организационные, материально - финансовые условия для становления и развития местного
самоуправления, и оказывают содействие населению в осуществлении права на местное самоуправление (ст.9).

     Муниципальные образования вправе иметь собственную символику (гербы, эмблемы, другую символику), отражающую
исторические, культурные, социально - экономические, национальные и иные местные традиции (ст.11).

     К органам местного самоуправления относятся:

1. Выборные органы, образуемые в соответствии с настоящим Федеральным законом,
законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.

2. Другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

     Наличие выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным.      

     Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией в
решении вопросов местного значения.

     Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Осуществление местного самоуправления
органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается.

     Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

     Органы местного самоуправления:

1. Представительный орган местного самоуправления состоит из депутатов, избираемых
на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации.

     Численный состав представительного органа местного самоуправления определяется уставом муниципального образования.

     В исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находятся:

1) принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования,
предусмотренных уставом муниципального образования;

2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение
отчетов об их исполнении;

4) установление местных налогов и сборов;

5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью;

6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц
местного самоуправления, предусмотренных уставами муниципальных образований.

     В отдельных поселениях уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской
Федерации может быть предусмотрена возможность осуществления полномочий представительных органов местного самоуправления собраниями (сходами) граждан
(ст.15).

2. Исполнительный орган - уставом муниципального образования могут быть предусмотрены должность главы муниципального образования - выборного
должностного лица, возглавляющего деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, а также должности иных
выборных должностных лиц местного самоуправления.

     Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной
компетенцией по решению вопросов местного значения в соответствии с уставом муниципального образования.

     Глава муниципального образования и другие выборные должностные лица местного самоуправления в соответствии с уставом
муниципального образования подотчетны населению непосредственно, а также представительному
органу местного самоуправления.

     В уставе муниципального образования помимо представительных органов и выборных должностных лиц местного
самоуправления могут быть предусмотрены и иные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.

     Наименование органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, порядок формирования
органов местного самоуправления, компетенция, сроки полномочий, подотчетность, вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

     Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами
государственной власти и государственными должностными лицами не допускаются.

     Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления по вопросам своего ведения принимают
(издают) правовые акты. Наименование и виды правовых актов органов местного самоуправления, выборных и других должностных лиц местного самоуправления,
полномочия по изданию указанных актов, порядок их принятия и вступления в силу определяются уставом муниципального образования в соответствии с законами
субъектов Российской Федерации.

     Формы осуществления местного самоуправления:

     По вопросам местного значения может проводиться местный референдум (ст. 22).

     В местном референдуме имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории муниципального образования,
обладающие избирательным правом. Граждане участвуют в местном референдуме непосредственно и на добровольной основе.

     Голосование на местном референдуме осуществляется тайно - контроль за волеизъявлением граждан не допускается.

     Решение, принятое на местном референдуме, не нуждается в утверждении какими-либо органами государственной власти,
государственными должностными лицами или органами местного самоуправления. Если для его реализации требуется издание нормативного правового акта, орган
местного самоуправления, в чью компетенцию входит данный вопрос, обязан принять такой акт. Принятое на местном референдуме решение и итоги голосования подлежат
официальному опубликованию (обнародованию).

     Муниципальные выборы (ст. 23): выборы депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных
должностных лиц местного самоуправления осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании при обеспечении
установленных законом избирательных прав граждан.

     Порядок проведения муниципальных выборов определяется законами субъектов Российской Федерации.

     Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации гарантируют
проведение муниципальных выборов.

     В муниципальном образовании для решения вопросов местного значения могут созываться собрания (сходы) граждан (ст.24).

     Порядок созыва и проведения собрания (схода) граждан, принятия и изменения его решений, пределы его компетенции
устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.

     Население в соответствии с уставом муниципального образования имеет право на правотворческую инициативу (ст.25) в
вопросах местного значения. Проекты правовых актов по вопросам местного значения, внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат
обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию
(обнародованию).

     Граждане имеют право на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам
местного самоуправления (ст.26).

     Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны дать ответ по существу
обращений граждан в течение одного месяца.

     Территориальное общественное самоуправление (ст.27) – это самоорганизация граждан по месту их жительства на
части территории муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов
и других территориях) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно
населением или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления.

     Наряду с предусмотренными настоящим Федеральным законом формами участия населения в осуществлении местного
самоуправления граждане вправе участвовать в осуществлении местного самоуправления в иных формах (ч.2 ст.27), не противоречащих Конституции
Российской Федерации, настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам, законам субъектов Российской Федерации.

Гарантии местного самоуправления:

1. Ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, запрещается (ст.43).

2. Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, принятые в
пределах их полномочий, обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и
организациями независимо от их организационно - правовых форм, а также органами местного самоуправления и гражданами (ст.44).

3. Неисполнение или ненадлежащее исполнение решений, принятых путем прямого волеизъявления граждан, решений органов местного самоуправления и должностных
лиц местного самоуправления влечет ответственность в соответствии с законами.

4. Граждане, проживающие на территории муниципального образования, органы местного
самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе предъявлять в суд или арбитражный суд иски о признании недействительными нарушающих права
местного самоуправления актов органов государственной власти и государственных должностных лиц, органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, а также общественных объединений (ст.46).

5. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут
ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с законом (ст.47).

А. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления перед населением наступает в результате утраты доверия населения. Порядок и условия ответственности органов местного самоуправления и
должностных лиц местного самоуправления в результате утраты доверия населения определяются уставами муниципальных образований.

 Б. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством
наступает в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, конституции, устава субъекта Российской Федерации, федеральных законов, законов субъекта
Российской Федерации, устава муниципального образования.

В. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного
самоуправления перед физическими и юридическими лицами наступает в порядке, установленном федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации,
уставами муниципальных образований.

Г. Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением федеральных
законов, законов субъектов Российской Федерации и уставов муниципальных образований органами местного самоуправления и должностными лицами местного
самоуправления.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bankreferatov.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.