Реферат по предмету "Право"


Краткие лекции и шпаргалка по конституционному праву зарубежных стран

КПЗС как учебная дисциплина – это систематизированный курс обучения, особенностью которого является комплексный характер: базируется на изучении конституций разных стран. Анализу подвергаются не правовые системы в целом, а только одна отрасль – конституционное право.
Основные цели учебной дисциплины: 1) расширение юридического, политического кругозора, 2) повышение уровня правовой культуры, 3) выработка навыков анализа нормативно-правовых актов 4) самостоятельная ориентация в конституционных процессах за рубежом
КПЗС как наука – система знаний о теориях конституций зарубежных стран Функции: - учебно-познавательная, - возможность прогнозировать политические процессы (прогностическая функция), - рекомендательная (возможность перенимания опыта)
Методы: 1. Общенаучные: a. диалектический (все процессы изучаются во взаимосвязи и постоянном развитии, 2. Частнонаучные: a. метод сравнительно-правового анализа, b. конкретно-исторические методы, c. социологический, d. системного анализа. КП как отрасль – система правовых норм, регулирующих положение человека в обществе и государстве, основы общественного строя, основы организации и деятельности системы государственных органов и органов самоуправления и управления.
Характерные черты КП как ведущей отрасли: - закрепляет политические отношения, - принципы, предписания и правила, действие которых общеобязательно для всех - единственная отрасль, где основным источником выступает основной закон государства, т.е. конституция - имеет особый предмет регулирования, в частности – отношения между человеком, обществом, государством, а также положения относящиеся к устройству государства.
Преобладающий метод конституционно- правового регулирования – императивный, предполагающий четкий вариант поведения.
КП использует диспозитивный метод регулирования в большей степени при регламентации правового положения человека
Субъекты КП: Физические лица (граждане, иностранцы, лица без гражданства, лица с двойным гражданством, беженцы, вынужденные переселенцы, избиратели, депутаты, другие лица с особой правоспособностью), Общественные образования (государство в целом, отдельные государственные органы (парламент, суды, …), территориальные единицы, политические партии, высшие должностные лица государства).
Объекты конституционных отношений: - социально-экономические и социально-политические ценности, - основы личных благ и свобод, - отношения собственности, - национальные и расовые отношения.
Особенности конституционно-правовых норм: 1) отсутствует санкция, 2) действуют непосредственно, 3) делятся на управомочивающие, обязывающие, запрещающие
по функциям: регулятивные (их больше) и охранительные.
Источники – формы выражения норм права: - конституция (основной), - конституционные законы (поправки к конституции США), - органические законы, регулирующие деятельность государственных органов, - обычные законы государства, если они содержат конст-прав. нормы
(например, закон о гражданстве), - нормативно-правовые акты исполнительных органов власти (указы президента), - регламенты парламентов - нормы, определяющие порядок деятельности палат парламента, а также их внутреннюю структуру - решения органов местного самоуправления – только в случае, когда регулируют общественные отношения, связанные с осуществлением публичной власти (местные уставы …), - судебные прецеденты (США, Великобритания, Индия), - конституционно-правовые акты органов конституционного надзора, - конституционные обычаи – нигде юридически не зафиксированы, но регулируют важнейшие вопросы государственной жизни, - труды ученых юристов, - общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры, - религиозные источники (Иран, ОАЭ), - внутригосударственные договоры, если они регулируют конституционные проблемы (например, между федерацией и землей в Германии).
Конституция как основной источник КПЗС
Конституция – это документ, обладающий высшей юридической силой, регламентирующий наиболее важные общественные отношения, принимаемый и изменяемый в особом порядке.
Юридические свойства конституции: 1) обладает высшей юридической силой, 2) является базой текущего законодательства, 3) имеет прямое действие, 4) имеет особый порядок принятия и внесения поправок.
Функции конституции: - учредительная (подтверждает существующий общественный порядок или создает условия для развития новых общественных отношений), - организаторская (закрепляет определенные правила, которым должно подчиняться общество), - внешнеполитическая (формирует направление внешней политики и служит информацией о том, что творится в обществе для внешнего мира), - идеологическая (закладывает основы мировоззрения - например, идея прав и свобод), - юридическая (основа всего правопорядка в обществе, непосредственно порождает права и обязанности и служит фундаментом для всех нормативно- правовых актов.
Понятие и формы конституций
Термин конституция употребляется в юридическом смысле как система юридических норм. Фактическая конституция – те реальные отношения, которые сложились в обществе. Если юридическая и фактическая конституции не совпадают – фиктивная конституция. Конституция употребляется в материальном смысле как вся совокупность нормативно-правовых актов, регламентирующих конституционные отношения. Чаще термин употребляемся в формальном значении (закон высшей юридической силы).
Общие черты конституций зарубежных стран: 1) провозглашают народный и государственный суверенитет, 2) провозглашают охрану частной собственности, 3) закрепляют принцип разделения властей, 4) закрепляют формы правления либо прямым указанием, либо форма правления подразумевается, 5) закрепляют формы политико-территориального устройства, централизма или федерализма, 6) закрепляют основы прав граждан и подданных, 7) определяется организация высших органов государственной власти и основ судопроизводства.
В зависимости от формы Конституции бывают: 1. Кодифицированная Конституция – единый писанный конституционный акт (Конституция Франции 1958г., Основной Закон Германии 1949г.), 2. Некодифицированная Конституция – совокупность нескольких писанных конституционных актов (Швеция – 3 акта: форма правления 1974г., о престолонаследии 1810г., о свободе печати 1974г.; в Финляндии – аналогичная система актов, в Израиле – 8 основных законов), 3. Смешанная Конституция – имеет несистематизированный, комбинированный характер, состоит из писанной и неписаной частей (Великобритания: писанная – статусное право, т.е. акт о парламенте, с 1215г. – «Великая Хартия Вольностей», неписаная – судебные прецеденты, конституционный обычай, труды ученых-юристов; Конституция Новой Зеландии), 4. Неписаная – полное отсутствие документов (Конституция Румынии в 1-е месяцы после декабрьского восстания 1989г.).
Каждая Конституция имеет структуру: - преамбула – отражаются приоритеты государства, цели и задачи, - основные положения – права и свободы человека и гражданина, устройство государства, - заключительные и переходные положения – порядок пересмотра Конституции и порядок ее вступления в действие.
Классификация Конституций (порядок принятия и изменения): 1. По времени принятия: - старые (действуют до сих пор: Конституции США 1787г., Бельгии 1831г., Швейцарии 1874г.), - новые («второй волны», «нового поколения»: Германии 1949г., Греции 1952г., Франции 1958г.) – акцент на права и свободы человека и гражданина, ставится проблематика международных отношений, усиливается роль государства в экономической сфере, закрепляется тенденция укрепления исполнительной власти, закрепляется конституционный надзор. 2. По способу принятия: - принятые представительными учреждениями (США), - принятые избирательным корпусом, - дарованные (Бельгии 1831г., Кувейт), 3. По способу изменения: - жесткие – изменение осуществляется следующим образом: а) регламентация права инициативы (кто может поставить вопрос: обычно глава гос-ва или парламент), б) одобрение поправки квалифицированным большинством парламента (2/3), в) окончательное одобрение на референдуме или главой государства (США,
Италия, Япония), - гибкие – менее сложный порядок (Великобритания, Основной закон ФРГ), - гибко-жесткие – двойной порядок внесения поправок (Франция, Индии 1950г.). 4. По сроку действия: - временные – на определенный период (Таиланд 1959г.), - постоянные – без ограничения срока действия.
Общая характеристика и субъекты Конституционного надзора.
Конституционный надзор – за соблюдением Конституции, гарантии исполнения Конституции.
Виды конституционного надзора: 1) Американская модель: решение конституционно-правовых вопросов всегда происходит в форме рассмотрения судом высшей инстанции конкретного спора по праву (США, Индия). Сторонники этой модели считают, что политическое давление на суд минимально. 2) Специальная конституционная юрисдикция – заключается в рационализации процедуры исследования обстоятельств дела и принятия решения (Германия, Франция: 2 органа конституционного надзора: конституционный совет рассматривает вопросы о несоответствии Конституции актов Парламента, а Госсовет – несоответствие Конституции актов исполнительной власти), существует ряд вопросов, решение которых отнесено к исключительной юрисдикции Конституционного суда: а) споры между высшими органами государства по поводу их компетенции, б) споры между органами и субъектами федерации, в) признание конституционных законов, принятых парламентом, г) проверка конституционности референдума, д) окончательное решение вопросов, связанных с проверкой результатов выборов в высшие органы государства, е) отстранение от должности высших должностных лиц государства за нарушение Конституции, ж) установление антиконституционного характера политических партий.
Формы контроля за конституционностью законов: 1. превентивный, предварительный контроль (осуществляется до принятия законов – позволяет выяснить спорные конституционные вопросы на ранней стадии законодательного регулирования, что не вредит авторитету законодателя, но затягивает и усложняет процедуру принятия законодательных актов), 2. регрессивный (?), последующий контроль (только по высшим нормативным актам и законам, а более низкие акты рассматривают суды общей юрисдикции).
Субъекты конституционного надзора
1. высшие государственные органы и должностные лица, 2. территориальные единицы, 3. суды, 4. частные лица по конкретным спорам.
Принципы конституционного надзора: 1. независимость судей, 2. законность, 3. рациональная организация Конституционного суда
Конституция действенна в том случае, если надзор реален, эффективен.
Формы современных зарубежных государств.
Формы правления – порядок организации и взаимодействия высших органов государственной власти, их взаимодействие между собой и с населением.
1. Монархия – имеется глава государства, власть которого передается по наследству. o абсолютная: власть монарха ничем не ограничена, Конституция отсутствует
(Султанат Оман); но по сути, независимо от наличия конституций и парламентов к абсолютной монархии можно отнести Кувейт, ОАЭ: монарх может приостановить действие конституции. o парламентарная – глава государства – монарх, но его законодательные и исполнительные полномочия ограничены, он является символом нации, правительство фактически формируется парламентом, юридическая сила актов монарха появляется только после визирования акта соответствующим министром, монарх не имеет права вето по отношению к правительственным актам (данная форма – в большинстве монархий: Япония, Великобритания,
Бельгия, Дания). 2. Республика – выборность высших органов государственной власти, их ответственность перед населением. o президентская (США): а) президент избирается не парламентским способом, б) Президент формирует Правительство,
Правительство подотчетно только Президенту,
Президент не имеет права роспуска нижней палаты парламента, o парламентарная (Германия, Индия): а) Президент избирается парламентским путем, б) Парламент участвует в формировании Правительства, в) Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, г) Президент может распускать нижнюю палату парламента, o смешанная – на примере Франции: а) Президент избирается всенародно и формирует Правительство, б) парламент, в частности, нижняя палата, может принять резолюцию порицаний, что может привести к роспуску правительства, отставке правительства, в) Президент может распускать нижнюю палату парламента.
Форма государственного устройства – территориальная организация власти, порядок взаимоотношений между государством и его частями, а также между центральными и местными органами власти.
1. Унитарные государства – единые государства, с единой системой органов власти и единым законодательством. - простые унитарные (Польша, Румыния) - сложные унитарные – отдельным территориальным единицам предоставлено право формировать органы гос. власти и принимать законы (Великобритания,
Франция), 2. Федерации – помимо федеральных органов гос. власти и федерального законодательства существуют органы гос. власти и законодательство субъектов федерации (США, Германия, Индия) - договорные федерации – образуются в результате союза (США, Швейцария), - конституционные федерации (Германия, Индия), - симметричные – все субъекты равноправны, - асимметричные – некоторым субъектам дано больше прав, - централизованные – сильная концентрация власти в центре (Индия), - децентрализованные – все вопросы каждый штат решает отдельно (США),
База деления федераций – по территориальному (США) или национальному
(Индия) признаку.
Политические режимы – совокупность способов, приемов, методов осуществления государственной власти.
1. демократия (США, Франция, Германия, Великобритания): - власть исходит от народа, либо народ участвует в формировании органов гос. власти (Великобритания), - реально обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, - многопартийная система, - политический плюрализм, - при осуществлении гос. власти преобладает метод убеждения, а не принуждения. 2. Антидемократический режим: тоталитарный (Китай), авторитарный (Марокко,
Иордания). - отсутствует многопартийная система, - не обеспечиваются права и свободы человека и гражданина, - отсутствует принцип разделения властей, - доминируют насильственные методы, - все сферы жизни под контролем государства, 3. Либерально-политический режим – характерен для стран 19 века, в настоящее время – Индия, Филиппины.
Высокая степень политической свободы, но вследствие культурной отсталости большинства общества реально пользоваться демократическими и политическими институтами могут сравнительно немногие; государство часто прибегает к принудительным формам воздействия.
По Франции – см. отдельный лист
Сравнительная таблица конституций
|Госуда|Конституция |Конституционн|Форма |Форма |Политическ|Судебная | |рство | |ый контроль |правления |территор|ий режим |система | | | | | |иального| | | | | | | |устройст| | | | | | | |ва | | | |США |1787г. | Верховный |Президентс|федераци|демократия|«американск| | |писаная, состоит |Суд США и |кая |я 50 | |ий тип»: | | |из 7 (?) статей +|верховные | |штатов | |отличается | | |27 поправок, |суды штатов | | | |централизов| | |прилагаемых к | | | | |анностью, | | |тексту | | | | |возглавляет| | |Конституции. | | | | |Верховный | | |«Жесткая». | | | | |Суд США, | | | | | | | |различают | | | | | | | |федеральную| | | | | | | |судебную | | | | | | | |систему и | | | | | | | |судебную | | | | | | | |систему | | | | | | | |штатов | |Велико|нет писаной |Такого |Парламентс|Сложное |демократич|англо-саксо| |британ|конституции. |института |кая |унитарно|еский, |нская | |ия |Источниками |нет. |монархия. |е |строгого |(американск| | |являются: |Была |Руководящу|государс|разделения|ая), | | |- акты |сформулирован|ю роль |тво. |властей |единство | | |парламента, |а концепция |играет | |нет |судебной | | |- великая хартия |верховенства |парламент.| | |системы | | |вольностей |парламента. | | | | | | |1215г., | | | | | | | |- судебные | | | | | | | |прецеденты, | | | | | | | |- конституционные| | | | | | | |обычаи, | | | | | | | |- доктрины ученых| | | | | | | |юристов. | | | | | | | |«Гибкая» | | | | | | |Франци|Конституция |осуществляетс|смешанная |Сложное |Демократич|Романо-герм| |я |1958г. |я |республика|унитарно|еский |анская | | |Писаная. |Конституционн|(полупрези|е | |(децентрали| | |«Жесткая», не |ым советом |дентская).|государс| |зованная) | | |содержит главы о |(рассматривае| |тво | | | | |правах и свободах|т на предмет |Доминирующ| | | | | |– ссылается на |соответствия |ее | | | | | |Декларацию прав и|Конституции |положение | | | | | |свобод гражданина|акты органов |занимает | | | | | |1789г. и |законодательн|исполнител| | | | | |преамбулу |ой власти, |ьная | | | | | |Конституции |состоит из 9 |власть | | | | | |1946г. |человек, по 3| | | | | | | |чел. в каждой| | | | | | | |из палат). | | | | | | | |Госсовет | | | | | | | |рассматривает| | | | | | | |акты | | | | | | | |исполнительно| | | | | | | |й власти. | | | | | |Герман|1949г., писаная. |Федеральный |парламента|федераци|демократич|романо-герм| |ия |«Жесткая» |конституционн|рная |я 16 |еский |анская, | | | |ый суд |республика|земель | |децентрализ| | | |Германии и | | | |ованная, 5 | | | |конституционн| | | |независимых| | | |ые суды | | | |ветвей | | | |земель | | | | | |Китай |1982г., писаная. |Спец. органа |народная |унитарно|тоталитарн|Социалистич| | |«Жесткая». |нет, но его |республика|е |ый режим, |еская. | | |Придерживается |функцию |с |государс|нет |Судебная | | |концепции |выполняет |демократич|тво с |разделения|система | | |социальных прав и|постоянный |еской |национал|властей, |подчинена | | |свобод, отвергает|комитет ВСНП |диктатурой|ьно-терр|руководяща|органам | | |естественные | |народа |иториаль|я роль |гос.власти | | |права. | | |ными |коммунисти|и властям | | | | | |автономи|ческой |на местах. | | | | | |ями |партии | |


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.