Реферат по предмету "Право"


Сравнительный анализ социально-экономических прав, свобод и обязанностей в конституциях Китая и Испании

ВВЕДЕНИЕ
Экономические, социальные и культурные права и свободы – это права, признаваемые за человеком как за членом гражданского общества, большинство из которых гарантируются государством. Экономические права – это это возможности человека по обеспечению и развитию своего материального благосостояния. Социальные права – это права на содействие в обеспечении достойных условий материального и физиологического существования. Экономические, социальные и культурные права и свободы обеспечивают свободу человека в экономической, социальной и культурной сферах и дает ему возможность защитить свои жизненные потребности. Данная группа прав неотделима от личных и политических прав, поскольку все права и свободы взаимосвязаны и составляют единый правовой статус человека и гражданина. Однако, защита этих прав весьма затруднительна. Конституционное закрепление таких прав не является основанием для возбуждения дела. В основном, во многих странах существуют законы, которые закрепляют многие социально-экономические права юридически. Например, в России – Закон о пенсии, Закон об образовании, Закон об охране окружающей среды и др. Таким образом, экономические, социальные и культурные конституционные права являются не столько юридическими нормами, сколько стандартом, к которому стремится государство в своей политике. Международный Пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства "принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенное полное осуществление признаваемых в Пакте прав" ( ч.1 ст.2 ). В целях защиты таких прав государствах существуют специальные органы защиты прав человека. Помимо экономических, социальных и культурных прав и свобод в данной работе рассматриваются также и конституционные обязанности человека и гражданина. Закрепление в конституциях обязанностей необходимо для успешного осуществления данной группы прав. В основном обязанности людей классические – защита Отечества, соблюдение законов страны, уплата налогов, беречь природу, но, существуют и специфические обязанности граждан – обязанность трудиться, получить образование и др. Правовое регулирование экономических, социальных и культурных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина в разных государствах неодинаково. 1. РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ И ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВАХ.
|Демократические страны |Социалистические государства (Куба, | |(США, ФРГ, Греция, Италия, Испания) |КНДР, Китай) | |право собственности | |Можно обладать любой собственностью,|Существует разделение собственности | |не запрещенной законом. Частная |– государственная и общественная. | |собственность неприкосновенна и |Государственная собственность | |имеет высокую юридическую защиту. |подлежит особой правовой защите. | | |Допускается личная (предметы | | |обихода) и частная трудовая (орудия | | |труда) собственность, государство | | |гарантирует её защиту. Частная | | |собственность на средства | | |производства запрещена либо | | |ограничена. | |право на предпринимательскую деятельность | |Разрешена любая деятельность |Свободное предпринимательство в | |человека, приносящая доход, за |основном запрещено. Законов о | |исключением деятельности запрещенной|свободной конкуренции нет. | |законом. Провозглашается право |Монополистом на предпринимательскую | |свободной конкуренции. |деятельность является само | |Практически во всех странах |государство, которое само диктует | |запрещена монополия. |законы рынка. | |право на труд и свобода труда | |Государство гарантирует право на |Государство гарантирует только право| |труд и свободу труда. Принудительный|на труд. Т.е. обеспечивает работой | |труд не допускается за исключением |всех трудоспособных и желающих | |труда на военной службе, по |трудиться и ликвидировать | |приговору суда, а также при |безработицу. На самом деле часто | |чрезвычайном положении. |оказывается так: низкая оплата | |Гарантируется достойная оплата труда|труда, уравниловка, | |(установлен прожиточный минимум), |незаинтересованность работников в | |свободный выбор профессии, |результатах труда при "полной | |безопасные и здоровые условия труда.|занятости" и "неуклонном росте | |При безработице выплачиваются |благосостояния трудящихся". | |пособия. Во многих странах | | |установлена черта бедности. | | |Гарантируется охрана труда | | |право на отдых | |Гарантируется предоставление |Право отдыха имеют все трудящиеся. | |выходных и оплачиваемого отпуска (в |Законом регламентированы нормы | |разных странах установлены свои |отпусков, выходных дней и пр. | |сроки оплачиваемого отпуска) | | |право на забастовку | |Забастовки проводятся согласно |Право на забастовки не прописано, но| |установленным правилам. Существуют |также и не запрещено. | |запреты на проведение забастовок, | | |крупные штрафные санкции за | | |проведение незаконных забастовок. | | |право на охрану здоровья, медицинское обслуживание | |В разных странах действуют системы |Государственное медицинские | |страховой медицины, либеральной |обслуживание гарантируется: расходы | |медицины, государственного |на больного оплачиваются из бюджета | |медицинского обслуживания (только |государства | |для неимущего населения), смешанные | | |формы | | |право на участие в управлении предприятиями | |Заводские, производственные советы |Заводские, производственные советы | |решают, в основном, социальные |занимают достаточно высокое | |вопросы |положение для того, чтобы | | |участвовать в определении | | |производственной деятельности | | |предприятия, находясь при этом под | | |руководством правящей партии. | |право на образование и свобода образования | |В большинстве стран установлено |Среднее и высшее образование | |обязательное и бесплатное |бесплатно. В большинстве стран | |образование (продолжительность учебы|обучение проводится согласно | |- от 8 до 12 лет). |официальной идеологии, поэтому | |Существуют государственные, |академической свободы обучения не | |муниципальные, частные школы |существует. | |(образование платное). Экзамены | | |обязательны. Высшее образование | | |платное и бесплатное. В любом случае| | |необходимо сдавать экзамены. | | |Предоставлено право академической | | |свободы – свобода обучения и | | |преподавания (за исключением | | |внушения ученикам антиморальных | | |принципов) | | |право на социальное обеспечение, пенсии | |Пенсии государственные и |Пенсии государственные и | |муниципальные, выплачиваются из |муниципальные, выплачиваются из | |государственного фонда, состоящего |государственного фонда,. Социальное | |из отчислений предприятий, |обеспечение также происходит за | |работников и бюджетного фонда. |счет государства. | |Возможно социальное обслуживание | | |инвалидов, престарелых. Также, | | |пенсии выплачиваются фирмами на | | |которых трудился человек. | | |право на жилище | |Право приобретать себе жилище в |Предоставляемое жилье принадлежит | |любом месте страны (кроме военных |государству и местным органам | |территорий и закрытых зон). |власти. Дешевая аренда жилплощади. | |Предоставление жилья малоимущим | | |бесплатно из государственных фондов.| | |свобода творчества | |Провозглашается свобода творчества. |Творчество людей ограничено рамками | |Право интеллектуальной собственности|официальной идеологии | |охраняется государством | | |право на участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями | |Свободное участие в культурной |Культурная жизнь и культурные | |жизни, доступ к культурным ценностям|ценности должны соответствовать | |(в рамках закона), право пользования|официальной идеологии | |достижениями культуры | | |обязанность охранять природу | |Все обязаны сохранять природу, окружающую среду, природные богатства | |обязанность соблюдать законы и иные нормативные акты | |Соблюдение гражданами и иностранцами законов и конституций обязательно. | |Незнание законов не освобождает от ответственности | |воинская повинность | |В разных странах существуют свои критерии призыва в армию - при наличии | |наемной армии мужчины призываются на альтернативную службу (Франция); в | |армию призываются и мужчины и женщины (Израиль). | |Военнообязанные – граждане достигшие определенного возраста, кроме | |случаев прописанных в законах. Защита Отечества является долгом и | |обязанностью граждан во всех странах. | |обязанность платить налоги | |Все граждане платят налоги в своих странах | |обязанность иметь общее образование | |Практически во всех странах установлено право бесплатного получения | |основного общего обязательного образования. В каждой стране установлено | |количество классов обязательного общего образования. | |обязанность охранять честь родины, беречь общественную собственность | |защищать сплоченность национальностей | | |В социалистических странах эти | | |обязанности отнесены к разряду | | |моральных, так как государство не | | |обеспечивает их правовыми средствами| |обязанность трудиться | |В основном моральная обязанность |Граждане обязаны трудиться. | |граждан. |Государство юридически гарантирует | | |механизм реализации этой обязанности| |право на свободное заключение брака | |Право на свободный брак поощряется и охраняется большинством стран. | |Существует государственная защита института семьи, брака, материнства, | |отцовства, детства. Закреплено равноправие супругов. |
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНСТИТУЦИЙ
ИСПАНИИ И КИТАЯ.
2.1. Краткая характеристика Конституции Испании.
Конституция Испании была разработана и принята в декабре 1978 года. Состоит из Преамбулы, Вводного раздела, 10 Разделов из 169 статей, Переходных положений, Отменяющего положения, Заключительного положения. Раздел первый испанской Конституции посвящен основным правам и обязанностям. Глава первая этого раздела определяет вопрос гражданства, совершеннолетия и статус иностранцев. Глава вторая посвящена правам и свободам. В главе второй есть две части: часть 1 — "Об основных правах и общественных свободах" и часть 2 — "О правах и обязанностях граждан". 1) Первая группа — основные права и свободы (секция 1 главы 2 части 1 — статьи с 15 по 29). Она включает право на жизнь, на свободу, на равенство перед законом и многие другие, а также запрещение какой-либо дискриминации (ст. 14). 2) Вторая группа — права и обязанности граждан (секция 2 главы 2 — статьи с 30 по 38). Здесь указано право собственности и свобода предпринимательской деятельности. 3) Третья группа — права и свободы культурного и социального характера, содержащиеся в третьей главе первой части конституции "Об основных принципах социальной и экономической политики". Исполнение и защита прав и свобод третьей группы возлагается на текущее законодательство, судебную практику и деятельность государственных властей.
Юридические гарантии защиты прав и свобод выражаются в трех формах: обращение в обычные суды, обращение в Конституционный суд и обращение к Народному защитнику — разновидности омбудсмана (ст. 54 конституции). Народный защитник избирается на 5 лет Генеральными кортесами и имеет своей задачей обеспечение защиты основных прав и свобод граждан, в основном – предание гласности фактов нарушения прав человека и гражданина.
2.2. Краткая характеристика Конституции КНР
Конституция КНР представляет собой кодифицированный акт, принятый в 1982 году. С тех пор в текст внесено значительное количество поправок.
Состав Конституции: Преамбула, 4 Главы, 138 статей Конституция состоит из Введения (преамбулы) и 138 статей, объединенных в четыре главы: Общие положения, Основные права и обязанности граждан; Государственная структура; Государственные флаг, герб, гимн.
Основные особенности действующей Конституции
К основным особенностям действующей Конституции можно отнести следующие:
а) Конституция построена на «четырех базовых принципах», это; руководство КПК; идеология марксизма; социалистический путь общественного развития; народная демократическая власть; б) Конституция направлена на создание динамичной экономической системы;
в) в Конституции расширены и гарантированы основные права граждан;
г) Конституция направлена на повышение эффективности и уровня демократии в деятельности государственных органов.
Поправки 1988 г
1) - дополнения о частном хозяйстве. В Конституции было закреплено, что государство разрешает существование и развитие частного хозяйства. Государство охраняет законные права и интересы частного хозяйства контролирует его и управляет им.
2) – дополнение о передаче права пользования землей. Была разрешена передача права пользования землей согласно предписаниям закона.
Поправки 1993 г
Во-первых, были пересмотрены основные задачи государства в преамбуле. Добавлены фразы: «Китай находится на начальной стадии социализма», «на основе теории строительства социализма с китайской спецификой», «система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК будет долгое время существовать и развиваться». Кроме того, теперь в преамбуле говорится об «отстаивании политики реформ и открытости». Заменены фразы: «высокоцивилизованное, высокодемократическое социалистическое государство» на «строить богатое, демократическое, цивилизованное социалистическое государство».
Во-вторых, были внесены изменения, касающиеся государственных предприятий. Поправки к статьям 7, 16 и 42 Конституции изменили положение государственного предприятия. Было определено, что государство только владеет правом собственности на предприятия, но предприятия государственной собственности самостоятельно осуществляют демократическое управление согласно закону и принимают всю ответственность на себя. Это создало правовую основу изменения механизма хозяйствования крупных и средних государственных предприятий и успешного регулирования рынка.
В-третьих, были пересмотрены положения об экономической системе: а) определение места социалистической рыночной экономики («государство претворяет в жизнь социалистическую рыночную экономику» - ст.7); б) определение места и роли государства в экономической жизни, т.е. установлением перехода от бывшего планового управления к общему регулированию и контролю путем создания законодательства и юридических гарантий; в) предоставление предприятиям права на самостоятельное хозяйствование.
В-четвертых, были пересмотрены положения, касающиеся собраний народных представителей. Был увеличен срок пребывания в должности уездного народного представителя2 с 3 до 5 лет.
Поправки 1999 г.
1). Замена в преамбуле: слова «согласно теории строительства социализма с китайской спецификой» были заменены словами «по пути строительства социализма с китайской спецификой», «наша страна находится на начальной стадии социализма» заменено на «наша страна будет в течение долгого времени находиться на начальной стадии социализма».
2). Дополнены фразы: «Китайская Народная Республика управляется согласно закону и строит социалистическое правовое государство», «на начальной стадии социализма государство создает экономическую систему, при которой общественная собственность доминирует, и другие формы собственности развиваются совместно, придерживается системы, при которой распределение по труду доминирует при сосуществовании с другими способами распределения» (ст.6).
3). Изменено: ст. 8, которая теперь изложена в следующей редакции: «Сельские коллективные хозяйственные организации осуществляют двухуровневую систему хозяйствования, основой которой является семейный подряд». В ст. 11 Конституции добавлено положение о том, что «необщественный сектор экономики, включающий индивидуальные и частные хозяйства, ведущие дела в установленных законом пределах, является важной составляющей социалистической рыночной экономики», и, соответственно, отменено положение об индивидуальных хозяйствах как «дополнении к социалистическому общественному хозяйству». Остальные положения данной статьи о роли государства изложены в следующей редакции: «Государство охраняет законные права и интересы индивидуальных и частных хозяйств».
Значение данных поправок Конституции состоит в том, что на конституционном уровне было определено значение теории Дэн Сяопина, создана четкая конституционная основа создания правового государства и начального периода строительства социализма, усилена роль Конституции в процессе создания правового государства, разрешено противоречие между статьями Конституции и реальной жизнью общества, созданы благоприятные условия для углубления реформы.
2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И
КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ, СВОБОД И ОБЯЗАННОСТЕЙ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В
КОНСТИТУЦИЯХ КИТАЯ И ИСПАНИИ
|[pic] |[pic] |[pic] | |право на труд, обязанность трудиться | |Статья 42 |Статья 35 |Статья 37 | | | | | |Граждане КНР имеют право на труд и |1. Все испанцы обязаны трудиться и |1. Труд свободен. Каждый имеет | |обязаны трудиться. Государство |имеют право на труд, на свободный |право свободно распоряжаться своими| |создает условия труда, улучшает |выбор профессии или рода |способностями к труду, выбирать род| |охрану труда. Государство поощряет |деятельности, на продвижение по |деятельности и профессию. | |занятие граждан добровольным |службе, а также на заработную плату, |2. Принудительный труд запрещен. | |безвозмездным трудом. Государство |достаточную для покрытия своих |3. Каждый имеет право на труд в | |осуществляет необходимое трудовое |потребностей и потребностей своей |условиях, отвечающих требованиям | |обучение граждан до устройства их на |семьи, не допуская ни в коем случае |безопасности и гигиены, на | |работу. |дискриминации по полу. |вознаграждение за труд без какой бы| | |2. Закон регулирует права и |то ни было дискриминации и не ниже | | |обязанности трудящихся. |установленного федеральным законом | | | |минимального размера оплаты труда, | | |Статья 37 |а также право на защиту от | | | |безработицы. | | |1. Закон гарантирует право на |4. Признается право на | | |коллективные трудовые споры между |индивидуальные и коллективные | | |представителями трудящихся и |трудовые споры с использованием | | |предпринимателями, а также правовую |установленных федеральным законом | | |силу их соглашений. |способов их разрешения, включая | | |2. Признается право трудящихся и |право на забастовку. | | |предпринимателей на трудовой |5. Каждый имеет право на отдых. | | |конфликт. Закон, регулирующий |Работающему по трудовому договору | | |осуществление этого права, независимо|гарантируются установленные | | |от установления необходимых |федеральным законом | | |ограничений, предусматривает |продолжительность рабочего времени,| | |гарантии, необходимые для обеспечения|выходные и праздничные дни, | | |деятельности жизненно необходимых для|оплачиваемый ежегодный отпуск. | | |общества служб. | | | | | | | |Статья 28 | | | | | | | |2. Признается право трудящихся на | | | |забастовку в защиту ими своих | | | |интересов. Закон, регулирующий | | | |осуществление этого права, | | | |устанавливает необходимые гарантии в | | | |обеспечении основные службы | | | |жизнедеятельности общества. | | |В отличие от испанской китайская конституция провозглашает лишь право на труд, но не говорит о свободе труда. | |Государство гарантирует только возможность получения рабочего места и ликвидирует безработицу. На деле же | |существует переизбыток рабочих мест, низкая оплата труда. Обязанность всех граждан трудиться прописана в | |конституциях Испании и Китая. Конституция РФ закрепляет право на труд и свободу труда, раскрывая ее как право | |каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Человек | |вправе как работать, так и не работать, не может быть и речи о привлечении к административной или уголовной | |ответственности за так называемое тунеядство, бродяжничество и т. д. Свобода труда связана с запретом | |принудительного труда. С правом на труд связано право трудящихся на забастовку. Конституции Испании и России | |устанавливают это право. В китайской конституции о нем не говорится, но также нет и запрета на забастовки. | |право частной собственности, наследование | |Статья 6 |Статья 33 |Статья 35 | | | | | |Основой социально-экономической |1. Признается право на частную |1. Право частной собственности | |системы КНР является право |собственность и на наследование. |охраняется законом. | |государственной (социалистической) |2. Социальная функция этих прав |2. Каждый вправе иметь имущество в | |собственности, право собственности |ограничивает их содержание, в |собственности, владеть, | |объединений работников, кооперативов.|соответствии с законами. |пользоваться и распоряжаться им как| |Система запрещает эксплуатацию |3. Никто не может быть лишен своего |единолично, так и совместно с | |человека человеком, провозглашается |имущества и прав на него, кроме как |другими лицами. | |принцип "от каждого по способностям –|по оправданной причине, связанной с |3. Никто не может быть лишен своего| |каждому по труду". |общественной целесообразностью или с |имущества иначе как по решению | | |социальными интересами, при условии |суда. Принудительное отчуждение | |Статья 12 |соответствующей компенсации и в |имущества для государственных нужд | | |порядке, установленном законом. |может быть произведено только при | |(1) Социалистическая общественная | |условии предварительного и | |собственность является священной и | |равноценного возмещения. | |неприкосновенной. (2) Государство | |4. Право наследования | |защищает социалистическую | |гарантируется. | |общественную собственность. Покупка | | | |или порча государственной или | | | |коллективной собственности любой | | | |организацией или человеком любыми | | | |средствами запрещены. | | | | | | | |Статья 13 | | | | | | | |(1) Государство защищает право | | | |граждан иметь законно полученную | | | |прибыль, сбережения, здания, и другую| | | |законную собственность. (2) | | | |Государство защищает согласно закону | | | |право граждан наследовать частную | | | |собственность. | | | |В Китае разрешается частная собственность, но основой экономики является всё же государственная собственность и | |собственность трудящихся. Государственная собственность находится под особой защитой. Государство допускает | |частный сектор в экономике, но при условии, если он будет служить и общественным интересам и будет играть | |дополнительную, вспомогательную роль по отношению к основному государственному (социалистическому) сектору | |экономики. В Испании и России же наоборот, провозглашен принцип неприкосновенности частной собственности, хотя, | |ст.128 Испании говорит о том, что все достояние страны независимо от вида собственности (частная или | |государственная) должно быть подчинено общественным, публичным интересам. То есть, государство может применять | |секвестр: ограниченное распоряжение собственностью. В Испании существуют объекты собственности, которые могут | |находиться только в государственном распоряжении: ст.132. В России собственник вправе совершать в отношении | |своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую | |экономическую деятельность. | |право на предпринимательскую деятельность | |Статья 11 |Статья 38 |Статья 34. | | | | | |Государство допускает заниматься |Признается свобода |1. Каждый имеет право на свободное | |предпринимательской деятельностью, но|предпринимательства в рамках рыночной|использование своих способностей и | |в рамках, ограниченных законом. |экономики. Государственные власти |имущества для предпринимательской и| |Индивидуальные хозяйства городских и |гарантируют и охраняют ее |иной не запрещенной законом | |сельских тружеников, ведущихся в |осуществление, а также защиту |экономической деятельности. | |рамках, установленных законом, |производительности, в соответствии с |2. Не допускается экономическая | |являются дополнением к |общими экономическими требованиями, |деятельность, направленная на | |социалистическому общественному |включая планирование. |монополизацию и недобросовестную | |хозяйству Государство имеет контроль | |конкуренцию. | |над частным сектором, а также | |Право на экономическую | |охраняет его в соответствии с | |деятельность. | |действующим законодательством. | | | |В Испании, России, как и во многих других демократических странах – запрещена любая монополия на | |предпринимательскую деятельность и провозглашается принцип свободной конкуренции. В Китае же монополистом на | |предпринимательскую деятельность является само государство, которое регулирует цены на продукцию, диктует что | |производить и кому. | |право на образование, обязанность | |Статья 46 |Статья 27 |Статья 43 | | | | | |Граждане КНР имеют право на |1. Каждый имеет право на образование.|1. Каждый имеет право на | |образование и обязаны учиться. |Признается свобода образования. |образование. | |Государство обеспечивает всестороннее|2. Образование имеет своей целью |2. Гарантируются общедоступность и | |нравственное, умственное и физическое|всестороннее развитие человеческой |бесплатность дошкольного, основного| |развитие молодежи, подростков и |личности на основе уважения |общего и среднего профессионального| |детей. |демократических принципов |образования в государственных или | | |общественной жизни и основных прав и |муниципальных образовательных | | |свобод. |учреждениях и на предприятиях. | | |3. Государственные власти гарантируют|3. Каждый вправе на конкурсной | | |право родителей избирать для своих |основе бесплатно получить высшее | | |детей моральное и религиозное |образование в государственном или | | |воспитание в соответствии с их |муниципальном образовательном | | |собственными убеждениями. |учреждении и на предприятии. | | |4. Основное общее образование |4. Основное общее образование | | |является обязательным и бесплатным. |обязательно. Родители или лица, их | | |5. Государственные власти гарантируют|заменяющие, обеспечивают получение | | |всем право на образование посредством|детьми основного общего | | |общего планирования педагогической |образования. | | |системы, действенного участия всех |5. Российская Федерация | | |заинтересованных секторов и создания |устанавливает федеральные | | |учебных заведений. |государственные образовательные | | |8. Государственные власти |стандарты, поддерживает различные | | |контролируют образовательную систему |формы образования и | | |и устанавливают государственные |самообразования. | | |образовательные стандарты в целях | | | |обеспечения соблюдения законов. | | |В соответствии со ст.13 Всеобщей декларации прав человека каждый имеет право на образование. Под образованием | |понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, | |сопровождающийся констатацией достижения обучающимися определенных государством образовательных уровней. Под | |получением гражданином образования понимается достижение им определенного образовательного уровня, что | |удостоверяется соответствующим документом. | |Право на образование прописано во всех трех конституциях. Основное общее образование признано обязательным и | |бесплатным. | |право на здоровую окружающую среду, обязанность охраны окружающей среды | |Статья 26 |Статья 45 |Статья 42 | | | | | |Государство охраняет и улучшает |1. Все имеют право на благоприятную |Каждый имеет право на благоприятную| |окружающую среду, предотвращает |для развития человека окружающую |окружающую среду, достоверную | |загрязнение окружающей среды, |среду, все обязаны ее сохранять. |информацию о ее состоянии и на | |занимается охраной лесного фонда |2. Государственные власти следят за |возмещение ущерба, причиненного его| | |рациональным использованием всех |здоровью или имуществу | | |природных ресурсов в целях защиты и |экологическим правонарушением. | | |улучшения качества жизни а также для | | | |охраны и восстановления окружающей |Статья 58 | | |среды, опираясь при этом на | | | |необходимую коллективную |Каждый обязан сохранять природу и | | |солидарность. |окружающую среду, бережно | | |3. Лица, нарушившие положения, |относиться к природным богатствам. | | |предусмотренные в предыдущем пункте, | | | |подлежат, в соответствии с законом, | | | |уголовной или административной | | | |ответственности и обязаны возместить | | | |причиненный ущерб. | | |Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей | |среды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, | |предупреждению и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным и государственным | |страхованием граждан, образованием государственных и общественных, резервных и иных фондов помощи, организацией | |медицинского обслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающей среды и соблюдением | |природоохранного законодательства. В Конституции КНР не говорится об обязанности частных лиц беречь природу в | |отличии от конституций Испании и России. | |право на охрану здоровья, медицинскую помощь | |Статья 21 |Статья 43 |Статья 41 | | | | | |Государство развивает медицинское |1. Признается право на охрану |1. Каждый имеет право на охрану | |обслуживание, продвигает современную |здоровья. |здоровья и медицинскую помощь. | |медицину и традиционную китайскую |2. К ведению государственных властей |Медицинская помощь в | |медицину, продвигает действия |относится организация и руководство |государственных и муниципальных | |массового характера по |общественного здравоохранения, |учреждениях здравоохранения | |здравоохранению для того, чтобы |посредством проведения |оказывается гражданам бесплатно за | |защитить здоровье нации. Государство|профилактических мер, а также |счет средств соответствующего | |развивает физкультуру и продвигает |необходимых услуг и помощи. Закон |бюджета, страховых взносов, других | |массовые спортивные мероприятия. |устанавливает соответствующие права и|поступлений. | | |обязанности. |2. В Российской Федерации | | |3. Государственные власти развивают |финансируются федеральные программы| | |санитарное просвещение, физкультуру и|охраны и укрепления здоровья | | |спорт и содействуют также правильному|населения, принимаются меры по | | |использованию досуга. |развитию государственной, | | | |муниципальной, частной систем | | | |здравоохранения, поощряется | | | |деятельность, способствующая | | | |укреплению здоровья человека, | | | |развитию физической культуры и | | | |спорта, экологическому и санитарно | | | |- эпидемиологическому благополучию.| |Право граждан на охрану здоровья обеспечивается охраной окружающей природной среды, созданием благоприятных | |условий труда, быта, отдыха, воспитания и обучения граждан, производством и реализацией доброкачественных | |продуктов питания, а также предоставлением населению доступной медико-социальной помощи. Право на медицинскую | |помощь - это субъективное право человека на лечение в поликлиниках, больницах и специальных медицинских | |учреждениях. Медицинская помощь включает профилактическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и | |зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными, нетрудоспособными и инвалидами, | |включая выплату пособий по временной нетрудоспособности. | |Конституции КНР, Испании и России провозглашают право граждан на получение бесплатного медицинского | |обслуживания. Содержание нуждающихся в лечении обходится за счет средств государственного бюджета. | |право на отдых | |Статья 43 |Статья 40 |Статья 37 | | | | | |Трудящиеся КНР имеют право на отдых. |2. Государственные власти |5. Каждый имеет право на отдых. | |Государство улучшает условия для |поддерживают политику, обеспечивающую|Работающему по трудовому договору | |отдыха и укрепления здоровья |получение профессиональной подготовки|гарантируются установленные | |трудящихся, устанавливает для рабочих|и переподготовки: заботятся о |федеральным законом | |и служащих рабочее время и систему. |безопасности и гигиене труда, |продолжительность рабочего времени,| | |гарантируют необходимый отдых, |выходные и праздничные дни, | | |посредством ограничения рабочего дня,|оплачиваемый ежегодный отпуск. | | |оплачиваемых периодических отпусков, | | | |развития соответствующих центров. | | |Конституции закрепляют права трудящихся на заслуженный отдых. В странах существуют установленные нормативы | |оплачиваемых отпусков, графики выходных дней | |право на социальное обеспечение, пенсии, медицинское обслуживание | |Статья 44 |Статья 49 |Статья 39 | | | | | |Государство в соответствии с законом |Государственные власти проводят, по |1. Каждому гарантируется социальное| |устанавливает порядок ухода на пенсию|отношению к лицам ослабленным в их |обеспечение по возрасту, в случае | |рабочих и служащих. Государство и |психических, сенсорных и физических |болезни, инвалидности, потери | |общество обеспечивают пенсионеров. |способностях политику по |кормильца, для воспитания детей и в| | |профилактике, лечению и интеграции в |иных случаях, установленных | |Статья 45. |общество, оказывая им специальную |законом. | | |помощь и специальную защиту в |2. Государственные пенсии и | |Граждане КНР в старости, в случае |осуществлении ими прав. |социальные пособия устанавливаются | |болезни или потери трудоспособности, | |законом. | |имеют право на получение от |Статья 50 |3. Поощряются добровольное | |государства и общества материальной | |социальное страхование, создание | |помощи. Государство развивает |Государственные власти гарантируют |дополнительных форм социального | |социальное страхование, общественное |посредством предоставления пенсий, |обеспечения и благотворительность. | |вспомоществование и медико-санитарное|достаточных размеров и периодически | | |обслуживание, необходимое для |индексируемых, минимальный | | |реализации этого права граждан. |экономический уровень граждан в | | |Государство и общество обеспечивают |старости. Власти способствуют также | | |инвалидов из числа военнослужащих, |их благополучию, независимо от | | |оказывают материальную помощь семьям |семейных обязанностей, посредством | | |павших героев, предоставляют льготы |системы социальных служб, | | |семьям военнослужащих. Государство и |предназначенных для разрешения их | | |общество помогают слепым, глухим, |специфических проблем в области | | |немым и другим гражданам-инвалидам в |здоровья, жилья, культуры и досуга. | | |устройстве на работу, получении | | | |средств на жизнь, получении | | | |образования. | | | |В любом обществе живут люди, которые от рождения, в силу болезни или старости не в состоянии обеспечить себя | |сами. Недостаточно предприимчивые люди, одинокие женщины, инвалиды, многодетные граждане часто оказываются | |нуждающимися, нетрудоспособные люди требуют ухода и лечения и т.д. Общество не может бросить таких людей на | |произвол судьбы, а потому создает государственную систему их обеспечения материальными благами за счет общества.| |В этом проявляются человеческая солидарность и гуманизм. Каждый человек должен помнить, что рано или поздно он | |может оказаться в трудном положении, требующем общественной помощи. Поэтому право на социальное обеспечение | |является важной категорией прав человека. КНР, Испания и Россия гарантируют социальное обеспечение, а также, | |обеспечивают престарелым гражданам получение материальных средств из бюджетов государств. Пенсионный фонд | |формируется из взносов трудящихся граждан в течении нескольких лет. Для получения права на пенсию в Испании | |работник обязан совершать выплаты в пенсионный бюджетный фонд государства в течении пятнадцати лет. В России | |пенсионное законодательство весьма обширно. Основной закон - Закон РСФСР о государственных пенсиях 1990 г. | |институты брака, семьи, материнства, детства, отцовства | |Статья 49 |Статья 32 |Статья 38 | | | | | |Брак, семья, материнство и детство |1. Мужчина и женщина имеют право |1. Материнство и детство, семья | |находятся под охраной закона. Муж и |вступать в бракосочетание с полным |находятся под защитой государства. | |жена обязаны планировать семью. |юридическим равноправием. |2. Забота о детях, их воспитание - | |Родители обязаны воспитывать детей и |2. Законом регулируются формы брака, |равное право и обязанность | |давать им образование. Взрослые дети |возраст и условия вступления в |родителей. | |обязаны содержать родителей. Мужчина |бракосочетание, права и обязанности |3. Трудоспособные дети, достигшие | |и женщина имеют право свободного |супругов, причины расторжения брак, а|18 лет, должны заботиться о | |выбора партнера для заключения брака.|также его последствия. |нетрудоспособных родителях. | | | | | | |Статья 39 | | | | | | | |2. Государственные власти | | | |обеспечивают также всестороннюю | | | |защиту детей. Все дети равны перед | | | |законом, независимо от их | | | |происхождения и гражданского | | | |состояния матерей. Закон оказывает | | | |содействие установлению отцовства. | | | |3. Родители должны оказывать | | | |всестороннюю помощь детям, рожденным | | | |как в браке, так и вне его, в течение| | | |их несовершеннолетия, а также в | | | |других случаях, предусмотренных | | | |законом. | | |Защита материнства и детства, семьи носит комплексный социально-экономический характер и осуществляется путем | |принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства, охране интересов матери и ребенка, | |укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. | |Во всех трех конституциях провозглашен принцип равноправия супругов. Гарантируется государственная защита этих | |институтов. Родители обязаны оказывать помощь несовершеннолетним детям. В КНР устанавливается обязанность | |трудоспособных детей оказывать помощь и поддержку престарелым и нетрудоспособным родителям. Особенностью | |китайского законодательства является ограничение китайских семей в деторождении. В семьях разрешается иметь не | |более одного ребенка. Существует обязанность китайских родителей планировать семью. | |защита Отечества, воинская повинность | |.Статья 55 |Статья 30 |Статья 59 | | | | | |Граждане КНР несут воинскую |1. Защита Испании является правом и |1. Защита Отечества является долгом| |повинность. Защита страны от агрессии|обязанностью испанцев. |и обязанностью гражданина | |– долг каждого | |Российской Федерации. | |Защита Отечества является долгом и обязанностью граждан Китая, Испании и России. Военнообязанные – мужчины, | |достигшие определенного возраста. | |право на участие в культурной жизни, пользование культурными ценностями | |Статья 47 |Статья 44 |Статья 44 | | | | | |Граждане КНР пользуются свободой |1. Государственные власти поощряют и |1. Каждому гарантируется свобода | |научно-исследовательской |покровительствуют осуществлению права|литературного, художественного, | |деятельности, |каждого на доступ к культуре. |научного, технического и других | |литературно-художественного |2. Государственные власти поощряют |видов творчества, преподавания. | |творчества и деятельности в других |науку и научные исследования на благо|Интеллектуальная собственность | |областях культуры. Государство |общих интересов. |охраняется законом. | |поощряет и поддерживает творческую | |2. Каждый имеет право на участие в | |работу граждан в области науки, | |культурной жизни и пользование | |техники, литературы, искусства и в | |учреждениями культуры, на доступ к | |других областях культуры, отвечающую | |культурным ценностям. | |интересам народа. | |3. Каждый обязан заботиться о | | | |сохранении исторического и | | | |культурного наследия, беречь | | | |памятники истории и культуры. | |Реализация права на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры зависит и от того, насколько | |население обеспечено учреждениями культуры - библиотеками, театрами, концертными залами, музеями, картинными | |галереями, кинотеатрами и т.д. Доступ к культурным ценностям неразрывно связан с бесплатным пользованием | |библиотечными фондами, доступными ценами на билеты в театры, концертные залы, музеи. Конституции Испании, КНР и | |России провозглашают свободу творчества человека и гражданина Хотя в Китае возможны некоторые ограничения на | |свободу творчества, поскольку главным для страны является следование официальной идеологии. | |право на жилище | |Статья 39 |Статья 47 |Статья 40 | | | | | |Жилище граждан КНР неприкосновенно. |Все испанцы имеют право на |1. Каждый имеет право на жилище. | |Незаконное вторжение в жилище |достойное, благоустроенное жилье. |Никто не может быть произвольно | |запрещено. |Государственные власти обеспечивают |лишен жилища. | | |необходимые условия и устанавливают |2. Органы государственной власти и | | |соответствующие нормы для |органы местного самоуправления | | |действенного осуществления данного |поощряют жилищное строительство, | | |права; регулируют пользование землей|создают условия для осуществления | | |в общих интересах и с целью |права на жилище. | | |предотвращения спекуляцией землей. |3. Малоимущим, иным указанным в | | |Общество участвует в доходах, |законе гражданам, нуждающимся в | | |полученных от градостроительной |жилище, оно предоставляется | | |деятельности государственных |бесплатно или за доступную плату из | | |учреждений. |государственных, муниципальных и | | | |других жилищных фондов в | | | |соответствии с установленными | | | |законом нормами. | |Конституционное право на жилье выражает сущность системы удовлетворения жилищных потребностей общества, т.е. оно| |является сущностным правом, фундаментальным. От него зависит система конкретных жилищных прав граждан, и они | |должны соответствовать, не противоречить ему. В зависимости от того, как определяется его содержание, | |складывается и поведение граждан, органов государства, хозяйствующих субъектов при выборе вариантов решения | |жилищных проблем из юридически возможных в конкретной жизненной ситуации. | |Конституции Испании и России прямо указывают на государственное обеспечение данного права. Конституция КНР не | |прописывает подробно это право, хотя государство предоставляет жилище всем китайцам. | |обязанность платить налоги | |Статья 56 |Статья 31 |Статья 57 | | | | | |Граждане КНР обязаны платить налоги |1. Каждый участвует в финансировании|Каждый обязан платить законно | |в соответствии с законом. |общественных расходов в соответствии|установленные налоги и сборы. | | |со своими экономическими |Законы, устанавливающие новые налоги| | |возможностями посредством |или ухудшающие положение | | |справедливой налоговой системы, |налогоплательщиков, обратной силы не| | |основанной на принципах равенства и |имеют | | |прогрессивного налогообложения, | | | |которая ни в коем случае не должна | | | |предусматривать конфискацию. | | |Обязанностью всех граждан является уплата налогов в своих странах. Вопросы уплаты налогов регулируются | |специальными законами. | |обязанность соблюдать законы | |Статья 5 |Статья 9 |Статья 15 | |Законы и иные нормативные акты, | | | |принимаемые в КНР не должны |1. Граждане и государственные власти|1. Конституция Российской Федерации | |противоречить настоящей Конституции.|должны соблюдать Конституцию и |имеет высшую юридическую силу, | |Государственные органы, граждане, их|закон. |прямое действие и применяется на | |объединения, армия должны соблюдать | |всей территории Российской | |Конституцию и законы. | |Федерации. Законы и иные правовые | | | |акты, принимаемые в Российской | | | |Федерации, не должны противоречить | | | |Конституции Российской Федерации. | | | |2. Органы государственной власти, | | | |органы местного самоуправления, | | | |должностные лица, граждане и их | | | |объединения обязаны соблюдать | | | |Конституцию Российской Федерации и | | | |законы. | |Обязанность соблюдать законы и Конституцию прописана во всех конституциях, поскольку эта обязанность является | |классической в отношении граждан всех стран. | 3. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНЫХ, ЭКОНОМИЧЕСКИХ, КУЛЬТУРНЫХ ПРАВ И
СВОБОД В КИТАЕ, ИСПАНИИ И РОССИИ. |КИТАЙ |ИСПАНИЯ |РОССИЯ | |В Конституции КНР говорится лишь о |Общие юридические гарантии защиты |Конституция РФ содержит статьи, где | |материальных гарантиях отношении |прав и свобод выражаются в трех |говорится об общих гарантиях прав и | |социалистической системы хозяйства. |формах: обращение в обычные суды, |свобод человека и гражданина. Также, | |Конституционно-правовой защиты |обращение в Конституционный суд и |отдельные гарантии некоторых прав и | |большинство прав и свобод человека и |обращение к Народному защитнику — |свобод прописаны в текстах статей | |гражданина не имеет. |разновидности омбудсмана. |Конституции. | | |Гарантии всех прав и свобод, в том | | |Статья 12 |числе социально-экономических и |Статья 45 | | |культурных прописаны в 4 главе | | |(1) Социалистическая общественная |конституции "О гарантиях основных |1. Государственная защита прав и | |собственность является священной и |свобод и прав": |свобод человека и гражданина в | |неприкосновенной. (2) Государство | |Российской Федерации гарантируется. | |защищает социалистическую |Статья 53 |2. Каждый вправе защищать свои права | |общественную собственность. Покупка | |и свободы всеми способами, не | |или порча государственной или |2. Любой гражданин может требовать |запрещенными законом. | |коллективной собственности любой |защиту прав и свобод, признанных в | | |организацией или человеком любыми |Конституции перед любым судом, причем|Статья 46 | |средствами запрещены. |дело должно рассматриваться на | | | |основании принципов преференции, с |1. Каждому гарантируется судебная | |Статья 13 |проведением предварительного |защита его прав и свобод. | | |следствия, а в случае необходимости, |2. Решения и действия (или | |(1) Государство защищает право |посредством подачи заявления об |бездействие) органов государственной | |граждан иметь законно полученную |обжаловании в Конституционный Суд. |власти, органов местного | |прибыль, сбережения, здания, и другую|Этот порядок применяется и при отказе|самоуправления, общественных | |законную собственность. (2) |от воинской службы по мотивам |объединений и должностных лиц могут | |Государство защищает согласно закону |несоответствия убеждениям, согласно |быть обжалованы в суд. | |право граждан наследовать частную |статье 30. |3. Каждый вправе в соответствии с | |собственность. |3. Признание, уважение и защита |международными договорами Российской | | |принципов, перечисленных в Главе |Федерации обращаться в | |Большой защитой государства |третьей должны получать свое |межгосударственные органы по защите | |пользуются китайские граждане живущие|выражение в текущем законодательстве,|прав и свобод человека, если | |за границей: |судебной практике и в деятельности |исчерпаны все имеющиеся | | |государственных властей. Обращение о |внутригосударственные средства | |Статья 50 |защите этих прав осуществляется |правовой защиты. | | |только перед судами общей | | |КНР защищает законные права и |юриспруденции в порядке, | | |интересы китайских подданных, |установленном законом. | | |проживающих за границей и защищает | | | |законные права и интересы китайцев, |Статья 54 | | |вернувшихся из-за границы, а также | | | |членов их семей. |Органический закон регулирует порядок| | | |деятельности института Защитника | | | |Народа, высоко уполномоченного | | | |Генеральными Кортесами и назначаемого| | | |ими для защиты прав, предусмотренных | | | |в настоящем Разделе, который может | | | |осуществлять надзор за деятельностью | | | |государственных властей и подотчетен | | | |Генеральным Кортесам. | | | |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Для любого государства и нации вопрос прав человека - это прежде всего право на существование, а развитие - основа гарантии и защиты прав человека. После образования КНР правительство страны неизменно рассматривают решение проблемы питания и одежды населения как свою первостепенную задачу, прилагая неустанные усилия в этом направлении. С 1979 г. в Китае избран курс, центральным звеном которого является экономическое строительство. Этот курс ориентирует на реформы и открытость внешнему миру, что дало значительный импульс развитию общественных производительных сил. К концу 80-х годов в стране решена проблема питания и обеспечения населения предметами первой необходимости, таким образом получил свое решение и вопрос права на существование. В настоящее время Китай с полной уверенностью проводит реформы и открытость во всех областях, развивает народное хозяйство, добиваясь при этом роста благосостояния всего народа от уровня удовлетворения самых насущных потребностей до среднего достатка.
Китай активно участвует в международной деятельности по защите прав человека, на сегодня он последовательно ратифицировал и присоединился к 17 международным конвенциям по правам человека. Китайское правительство серьезно относится к выполнению обязательств, предусмотренных конвенциями, к которым оно присоединилось. Законодательными, юридическими и административными мерами оно обеспечивает строгое соблюдение положений данных конвенций в Китае, своевременно представляет контрольно- исполнительным органам данных конвенций доклады об их исполнении. В 1997 г. китайское правительство подписало Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, в октябре 1998 г. - Международный пакт о гражданских и политических правах. В апреле 1999 г. в Китае опубликована Белая книга
Таким образом, конституции обеих стран обеспечивают довольно высокий уровень личных прав и свобод, принятых в демократическом обществе. Многие положения во многом схожи, но имеют определенные отличия, обусловленные различием в подходе к реализации прав и свобод. Вместе с тем, сравнивая конституции США, Испании и РФ нельзя говорить о том, где больше личных прав и свобод, а где меньше,и, исходя из этого, делать вывод о степени демократизации общества. В конечном счете, уровень личной свободы и личной безопасности граждан определяется не только широтой декларирования свобод и прав, но и способностью государства обеспечить их выполнение. В этом ключе, Испания (и Россия) отстают от США.
По мере усиления позиций иных социальных сил общества, его демократизации сущность конституций начинает меняться. В них всё более явно стали находить отражение интересы различных слоёв общества. Конституции всё больше стали служить целям достижения социального мира. Но всё же при принятии конституции в соответствующей стране в ней в большей степени учитываются интересы той части общества, которая занимает в нём лидирующее положение. Это может быть как целый социальный слой, так и какая-то его часть. Конституция всегда отражает реальное соотношение сил, сложившееся в обществе на момент её принятия
В идеале конституция в современном демократическом ее понимании должна выражать интересы не только и не столько государства, сколько гражданского общества в целом. На этом фоне смысловой центр конституционного права, его базовые оценочные категории должны все более смещаться от обезличенного государства (что характерно при авторитарных режимов) к человеку, его потребностям и интересам, к универсальным общечеловеческим ценностям
Сегодня мы являемся свидетелями того, как исторически меняется сущность и понимание конституции. Если в эпоху "классического капитализма" она выражала прежде всего "действительное соотношение сил в классовой борьбе", то в современном постиндустриальном мире и в странах, на него ориентирующихся, конституция стала все более отражать поиск консенсуса всех социальных слоев. В конкретных странах, находящихся на различных экономических и социальных уровнях развития и с разным составом классов и национальной спецификой, этот идеал конституции еще весьма далек от реализации1.
Глобализация и сходность проблем, стоящих перед человеком, нацией, государством, человечеством в целом, усиливающаяся сходность условий жизни порождают идентичность многих правовых, в том числе конституционных, способов их решения, создавая общие экономические, культурные, информационные пространства 10 сентября в МГИМО(У) с лекцией "Обзор поправок к Конституции КНР" выступил Ян Синьюй, профессор Юридического института Фуданьского университета в Шанхае, директор Правового центра Фуданьского университета (КНР), директор Центра проблем России . 1 См.: С.И. Кашкин. Указанная статья.
-----------------------
ИСПАНИЯ
КИТАЙ
РОССИЯ


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.