Cистема Макаренко - самая демократическая
Инна Кленицкая
70 лет назад
Макаренко написал "Педагогическую поэму". Сегодня в России около
тысячи школ макаренковского типа. Они полностью обеспечивают себя, продавая
собственные товары - выпечку, сувениры, швейные изделия и даже мебель. Такие
школы есть в каждом областном центре. Мы признаем: наши детские дома и
интернаты не справляются со своими задачами (выпускники совершенно не
приспособлены к жизни). Не достигает цели перевоспитания и большинство колоний
для несовершеннолетних - велик процент рецидивов. Самое бы время сейчас
воспользоваться опытом, системой Макаренко. Но, к сожалению, они почти забыты.
Распространился
предрассудок, что педагогика Макаренко неприменима в наше время. Появились даже
утверждения, что опыт Макаренко - "пример перевоспитания преступника, а не
воспитания обычного ребенка". (Евг. Бунимович). Печальнее всего, что это
высказывание принадлежит педагогу. Не менее опасный предрассудок - убеждение,
что все дело в неповторимой личности создателя уникального детского учреждения.
Все это происходит от поверхностного представления о системе этого педагога, от
непонимания ее сути.
Система эта
основана на трех взаимосвязанных принципах. Принцип первый: труд, от которого
зависит реальное благосостояние ребят (качество питания, одежды, развлечения,
экскурсии и т.д.). При этом у воспитанников должна быть возможность выбора,
чтобы каждый мог найти дело по душе. Принципиально важно, чтобы плодами своего
труда дети распоряжались сами. Отсюда - принцип второй: самоуправление.
Организовать его без соблюдения первого принципа невозможно, потому что чем
тогда всерьез управлять?
Принцип третий:
коллективная ответственность. За проступок одного отвечает вся группа (отряд).
Однако коллектив может быть заинтересован в дисциплине (а значит, и в осуждении
ее нарушителя) только в том случае, если от дисциплинированности каждого
зависит благосостояние (не только материальное!) всех и если ребята сами могут
участвовать в установлении границ этой дисциплины. Что же касается опасений
самосуда, то за него может быть наказан весь коллектив. Ни в колонии Макаренко,
ни в детских домах, работающих по его системе, самосудов не было и нет.
Относительно
разговоров о якобы военизированном характере воспитания колонистов можно с
уверенностью сказать, что это был просто антураж, привлекательный для
подростков того времени. А "железная" дисциплина выражалась в ее
неукоснительном соблюдении, поскольку сами ребята были в ней заинтересованы.
Вспомним, что ни одно из наказаний, применяемых в колонии, не было
унизительным. Самое суровое - бойкот - применялось крайне редко.
В 60-е годы мне
посчастливилось несколько раз гостить в детском доме, которым руководил Семен
Калабалин, воспитанник, ученик и последователь Антона Семеновича (тот самый
Сенька Карабанов из "Педагогической поэмы"). После выхода в свет книг
Ф. Вигдоровой, посвященных этому замечательному человеку, мне предложили
сделать радиопередачу о его детском доме. Так я оказалась в этом удивительном
детском царстве.
Детский дом
располагался в селе Клейменово под Егорьевском (Московская область). Имелось
большое хозяйство: кролики, поросята, огород, фруктовый сад. Работали разные
мастерские. Доходами от продажи живности распоряжались сами ребята (овощи и
фрукты шли на стол). Помню заседание совета командиров, на котором обсуждалось,
как использовать деньги, полученные за проданных кроликов. Ребята решили
единогласно: часть денег отложить на помощь тем, кто в этом году поступит в
вузы и техникумы, а на остальные съездить в Москву. В следующий раз решили
доход от реализации швейных изделий пустить на "двойную порцию киселя за
обедом, а малышам - побольше конфет". Не могу забыть заседания совета, где
решалось, как наказать нахватавшего двоек мальчишку. Постановили: отлучить от
ухода за поросятами, пока не будут исправлены двойки. Не помогло даже
заступничество любимой воспитательницы Галины Константиновны - жены Семена
Афанасьевича, его соратницы и помощницы (той самой Галки Черниговки из
"Педагогической поэмы").
Кстати,
выбирались командиры по всем демократическим правилам: кандидатов - несколько
(кого предложат отряды), голосование - тайное. (Это было одной из причин
недовольства чиновников: "Развели демократию! Мало ли кого дети
навыбирают!").
Самообслуживание
в детдоме было почти полным (из взрослых рабочих - только повариха). Дежурные
сами развешивали масло и раскладывали его по масленкам (как в семье!) на каждый
столик, сами клали конфеты в вазочки, наливали кисель, насыпали в сахарницы
песок. Это исключало возможность "недовложений": кто же станет
воровать у себя и своих товарищей? Чистили овощи, мыли посуду, убирали тоже
дежурные.
Не было в доме
нелепых запретов: малыши свободно бегали по коридорам, за едой ребята негромко
переговаривались ("А разве в семье люди за общей трапезой молчат?" -
говорил Семен Афанасьевич. Да и не приняли бы ребята такого запрета).
Немного о
коллективной ответственности. Как-то во время сеанса в егорьевском кинотеатре
кто-то из воспитанников громко свистнул. Семен Афанасьевич тут же увел всех.
Ребята даже не стали выяснять, из-за кого им не удалось досмотреть фильм. Но
больше такое никогда не повторялось.
Сельские
женщины отзывались о детдомовских так: "Такие ребята культурные, воспитанные.
Слова худого от них не слышно или чтобы там курили... Поздороваются всегда. Вот
бы нашим мужикам с них пример взять".
В детском доме
воспитывались и обычные сироты, и ребята, поступившие из колоний (там с ними не
могли справиться!). Семен Афанасьевич не делал никаких различий между ними. Он
понимал: несовершеннолетний правонарушитель - это просто ребенок, у которого не
было нормального детства, испытавший жестокость родителей или их равнодушие.
Никто не спорит
- любой вид семейного воспитания (в том числе патронажные семьи, семейные
детские дома, деревни SOS) лучше самого хорошего детдома. Но пока детские дома,
интернаты и колонии для несовершеннолетних существуют, выход из создавшегося
положения я вижу только в том, чтобы они работали по системе Макаренко. Там
дети чувствуют себя комфортно, никуда не убегают и выходят в жизнь достойными
людьми.
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.worlds.ru/