Реферат по предмету "Право"


Реализация конституционных прав граждан в сфере окружающей среды

ВоронежскийГосударственный Университет
Юридическийфакультет
Кафедрамеждународного и конституционного права
 
 РеализацияКонституционных прав граждан в сфере окружающей среды
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа
 
 
Научный руководитель:
 
 
 
 
 
Воронеж 2001
 
Содержание
 
    Введение;
I.         Конституционное право личности на благоприятнуюокружающую среду:
Ø  Понятиеи содержание экологических прав граждан;
II.       Нормативно-правовое закрепление права личности наблагоприятную окружающую среду;
Ø  Связанностьорганов исполнительной власти экологическими правами граждан, в частнсти правомна благоприятную окружающую среду;
Ø  Правограждан на достоверную экологическую информацию и проблемы его реализации;
Ø  Пределыадминистративного и судебного усмотрения при обеспечении соблюдения и защиты экологическихправ граждан;
III.      Механизм защиты экологических прав граждан;
Ø  Коллизиив праве и конституционная ответственность за экологические правонарушения;
Ø  Защитаэкологических прав в судах;
Ø  Защитаправ граждан на возмещение ущерба, причиненного их здоровью загрязнениемокружающей среды;
   Заключение.

Введение 
 
    Принятая в 1993 году конституция РФ закрепила рядосновополагающих прав и свобод человека и гражданина. Так, наряду с другимиправами и свободами, выделяют и так называемые экологические права,закрепленные непосредственно в ст. 42 Конституции РФ. Хотя данная сфера конституционныхправ граждан в юридической литературе необоснованно отодвинута на второй план,и еще мало изучена учёными-юристами, все они сходятся в одном: что недостаточнолишь простого закрепления экологических прав и свобод в Конституции, но инеобходимо чёткое закрепление механизмов их осуществления в реальной жизни.Право человека на безопасную (здоровую) окружающую среду относится к числу егофундаментальных прав. В основе своей оно носит естественный характер.Длительное время потребность человека дышать чистым воздухом, пить чистую воду,есть чистые продукты удовлетворялась как сама собой разумеющаяся и не требовалаправовой регламентации. Но те времена прошли. Сейчас, когда более двух третейэкосистем в мире превратились в искусственные или полуискусственные, человекчасто подвергается неблагоприятному, а то и опасному воздействию окружающейприродной среды. Поэтому он нуждается в социальной защите, в том числе путемофициального закрепления его права на безопасную (здоровую) окружающую среду.Что и послужило основным поводом для написания моей работы. Тот факт, что нормыправа закреплённые конституционно очень часто в реальной жизни не выполняются ине реализуются, вследствие каких-либо экономических, социальных, политическихюридических либо иных причин, также побудил меня к написанию данной работы, вкоторй я постараюсь разобраться в механизме реализации конституционного правакаждого на благопрятную окружающую среду как нормативно, так и в повседневнойжизни.
 
I.         Конституционное право личности на благоприятнуюокружающую среду:
Всоответсивии со ст. 42 Конституции РФКаждый имеет право на благоприятнуюокружаюшую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба,причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.(см.схема 1)
 Правограждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможностипроживать в здоровой, отвечающей международным и государственным стандартамокружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятииэкологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией,получать надлежащую экологическую информацию, а также право на возмещениеущерба.
Схема 1, «Экологические права, устанавливаемыеКонституцией РФ»
 
/>

   Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается планированием инормированием качества окружающей среды, мерами по предотвращению экологическивредной деятельности и оздоровлению окружающей среды, предупреждению иликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, социальным игосударственным страхованием граждан, образованием государственных иобщественных, резервных и иных фондов помощи, организацией медицинскогообслуживания населения, государственным контролем за состоянием окружающейсреды и соблюдением природоохранительного законодательства.
    Нормативы предельно допустимых вредных воздействий, как и методы, ихопределения, утверждаются специально уполномоченными на то государственнымиорганами Российской Федерации, санитарно-эпидемиологического надзора исовершенствуются по мере развития науки и техники. При нарушении требований ккачеству окружающей среды выброс, сброс вредных веществ и иные виды воздействияна среду могут быть ограничены, приостановлены или прекращены по предписаниюорганов Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РоссийскойФедерации, Федеральной лесной службы, иных специально уполномоченныхгосударственных органов. Добровольное и обязательное государственноеэкологическое страхование предприятий, учреждений, организаций, граждан,объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийногобедствия осуществляется для предотвращения и ликвидации их последствий. Единаясистема внебюджетных государственных экологических фондов объединяетФедеральный экологический фонд, республиканские, краевые, областные и местныефонды и образуется из средств, поступающих от юридических и физических лиц,включая платежи за выбросы, сбросы, размещение отходов и другие видызагрязнения, штрафы за экологические правонарушения, средства от реализацииконфискованных орудий охоты и рыболовства. Граждане обладают широкимиполномочиями для реализации своих экологических прав, предполагающими возможностьсоздавать общественные объединения по охране окружающей среды, вступать в членытаких объединений и фондов, вносить свои трудовые сбережения; принимать участиев собраниях, митингах, пикетах, шествиях, референдумах по охране окружающейсреды, излагать свое мнение, обращаться с заявлениями, жалобами, петициями,требовать их рассмотрения; требовать в административном и судебном порядкеотмены решений о размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,эксплуатации экологически вредных объектов; требовать ограничения,приостановления, прекращения их деятельности; ставить вопрос о привлечении кответственности виновных юридических лиц и граждан. За экологическиеправонарушения, т.е. за виновные противоправные деяния,  должностные лица играждане несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую либоуголовную ответственность, а предприятия, учреждения, организации —административную гражданско-правовую ответственность. Экологическиеобщественные объединения граждан могут разрабатывать, утверждать ипропагандировать свои экологические программы, защищать экологические права иинтересы населения, развивать его экологическую культуру, привлекать граждан кприродоохранительной деятельности; за счет своих средств и добровольногоучастия населения выполнять работы по охране и воспроизводству природныхресурсов; оказывать содействие государственным органам в борьбе с нарушениямиприродоохранительного законодательства; создавать общественные фонды по охранеокружающей среды и расходовать их на проведение экологических мероприятий;рекомендовать своих представителей для участия в государственной экологическойэкспертизе, проводить общественную экологическую экспертизу (становящуюсяюридически обязательной после утверждения ее результатов органамигосударственной экспертизы); требовать назначения государственной экологическойэкспертизы; выступать с изложением своей платформы в средствах массовойинформации. Согласно ст. 13 Закона РФ «Об охране окружающей природной среды» от19 декабря 1991г, государственные органы и их должностные лица обязаныоказывать всемерное содействие общественным объединениям и гражданам вреализации их экологических прав и обязанностей, принимать меры по выполнениюих предложений и требований. Должностные лица и граждане, препятствующиеосуществлению экологических прав и обязанностей, привлекаются к ответственностипо закону. В частности, граждане и общественные объединения граждан могуттребовать от гидрометеорологических и других соответствующих органовпредоставления своевременной, полной и достоверной информации о состоянииокружающей среды и мерах по ее охране. Должностные лица, граждане, предприятия,учреждения, организации, виновные в несвоевременной или искаженной информации,отказе от предоставления своевременной, полной, достоверной информации осостоянии среды и радиационной обстановки, подвергаются штрафу, налагаемому вадминистративном порядке (граждане — до десятикратного размера минимальной заработнойплаты, должностные лица — до двадцатикратного размера минимальной заработнойплаты).
Признание экологических прав граждан
    Признание экологических прав граждан становится одним изнаиболее существенных факторов развития российского экологического права.Закрепление в ст. 42 Конституции Российской Федерации права каждого наблагоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и навозмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением,важно, прежде всего, с точки зрения вовлечения граждан в механизм охраны окружающейсреды
   Ранее, до принятия Конституции России 1993 г., в Законе об охране окружающейприродной среды было закреплено право граждан на охрану здоровья отнеблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственнойили иной деятельностью (ст. 11),(см. схема 3). В соответствии с Законом этоправо обеспечивается планированием и нормированием качества окружающей природнойсреды, мерами по предотвращению экологически вредной деятельности иоздоровлению окружающей природной среды, предупреждению и ликвидациипоследствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; социальным и государственнымстрахованием граждан, образованием государственных и общественных резервныхфондов помощи; возмещением в судебном или административном порядке вреда,причиненного здоровью граждан в результате загрязнения окружающей природнойсреды и иных вредных воздействий на нее, в том числе последствий аварий икатастроф; государственным контролем за состоянием окружающей среды исоблюдением природоохранительного законодательства, привлечением кответственности лиц, виновных в его нарушении(данные меры являютсяосновными способами реализации экологических прав граждан).
   Для реализации данного фундаментального права важно, что Законом предусмотренряд существенных полномочий граждан и общественных экологических объединений вобласти охраны окружающей природной среды. Они включают право принимать участиев собраниях, митингах, пикетах, референдумах по охране окружающей среды,обращаться с письмами, жалобами, заявлениями, требовать их рассмотрения;требовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной идостоверной информации о состоянии природной среды и мерах по ее охране;требовать в административном или судебном порядке отмены решений о размещении,проектировании, строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредныхобъектов, ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий идругих объектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природнуюсреду и здоровье человека; ставить вопрос о привлечении к ответственностивиновных юридических лиц и граждан, предъявлять в суд иски о возмещении вреда,причиненного здоровью и имуществу граждан экологическими правонарушениями (ст.12, 13), (см. схема 2).Схема 2 «Основные экологические права граждан»
/>

   Таковы конституционные основы экологических прав граждан и гарантии ихреализации. В соответствии со ст. 18 Конституции права и свободы человека игражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл,содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительнойвласти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Что касаетсяпрактической реализации этих прав, то в настоящее время она затруднена по рядусерьезных причин. Основная из них — кризисное состояние экономики, невозможность,с одной стороны, обеспечить выделение хоть в какой-то мере достаточныхфинансовых и материальных средств на охрану окружающей среды, с другой —невозможность по экономическим соображениям закрывать экологически вредныепредприятия или хотя бы ограничивать их деятельность. Другой причиной являетсянизкий уровень правовой культуры граждан, знания ими законодательства по охранеокружающей среды.
   В защите прав граждан в области охраны окружающей среды действующеезаконодательство отводит значительную роль судам. Однако суды практически покабездействуют в данной сфере, поскольку и физические, и юридические лица малоосведомлены о возможностях судебной защиты своих экологических прав.
Также в качестве основного конституционногоэкологического права граждан признается право на охрану здоровья отнеблагоприятного воздействия окружающей среды(см. схема3)
 
Право граждан на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей среды обеспечивается:   Схема 3.
/>

II.        Нормативно-правовое закрепление права личности наблагоприятную окружающую среду.
Чтобычеловек чувствовал себя защищенным, прежде всего надо создать отвечающееобщественным потребностям природоохранительное законодательство, которое вполной мере бы реализовывало конституционные права граждан. Несмотря назначительные масштабы и остроту экологических проблем, создаваемых радиационнымзагрязнением окружающей среды, потенциальную экологическую опасностьэксплуатируемых многочисленных ядерных объектов, в России отсутствуетзаконодательство о ядерной безопасности. Ответственность, хотя бы моральную, заэкологические беды граждан и всего общества несут прежде всего российскиезаконодатели. Закрепление в Основном законе и других актах природоохранительногозаконодательства экологических прав означает для законодателя необходимостьучета их смысла и содержания при развитии и совершенствовании всего российскогозаконодательства, в том числе в области охраны окружающей среды. Особаяответственность лежит на законодателе в связи с тем, что в настоящийисторический период практически обновляется или вновь создается весьнормативно-правовой массив. Конституционное признание права каждого наблагоприятную окружающую среду ставит перед органами законодательной власти триосновные взаимосвязанные задачи. Первая, касается создания законодательныхоснов обеспечения охраны окружающей среды в России. Вторая задача состоит втом, чтобы в законодательстве были закреплены правовые экологические меры,которые в перспективе позволили бы обеспечить восстановление и сохранениеблагоприятного состояния окружающей среды и соответственно реально обеспечиватьправо граждан на благоприятную окружающую среду. Третья задача заключается вопределении необходимых правовых средств и гарантий защиты нарушаемыхэкологических прав граждан. Немыслимо предположить возможность защиты иобеспечения экологических прав граждан без формирования системы отвечающегообщественным потребностям экологического законодательства. Задача создания вближайшей перспективе современного законодательства является первостепенной дляРоссии. Закон  «об охране окружающей природной среды» хотя и содержит рядпрогрессивных экологических мер и требований, но, как показала практика имеетограниченный эффект. Причина этого не в его дефектах, она главным образом втом, что последоательная реализация его положений требует их развития всамостоятельных законов, правительственных постановлений и нормативных актовспециально уполномоченных государственных органов. В Россиискои Федерациинеобходимо прежде всего принять пакет законов в области ядерной безопасности,об отходах а и потребления, об использовании агрохимикатов. Одновременно приразвитии и совершенствовании природоресурсового, предпринимательского, гражданского,уголовного, администлативного и иного законодательства, реализация которогосвязана с охраной окружающей среды, в нем должен быть обеспечен учетэкологических требований конституционных прав граждан. Для обеспеченияконституционного права каждого на благоприятную окружающую среду законодательдолжен установить оптимальную и адекватную систему правовых экологическихтребований, выполнение которых позволит обеспечить сохранение, а где необходимо— и восстановление благоприятного состояния окужающей среды в России. Приопределении таких требований должны учитываться все ее основные характеристи:чистота, ресурсоемкость (неистощимость), видовое разнообразие эстетическое богатство и т. д… Основными элементами правового механизма обеспечивающегосохранение и восстановление благоприятного состояния окр. среды в создаваемомэкологическом законодательстве, должны стать нормирование (лимитирование)природопользоваия, всесторонняя оценка воздействия планируемой хозяйственной ииной деятельности на окружающую среду, государственная экологическая экспертизаи лицензирование экологически опасной деятельности, экономические стимулы имеры юридической ответственности. Представляется, что как одну из гарантийобеспечения констиционного права граждан на благоприятную окружающую средузаконодателю следует при создании природоохранительного законодательствапредусмотреть участие граждан в принятии решеий, реализация которых связана ссущественным вредным возействием на окружающую среду. Особенно важно создатьправовые предпосылки и урегулировать процедуры участия граждан в оценкевоздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. В законодательномпорядке гражданам должно быть предоставлено право защищать не только личныентересы, но и публичные.
   Под влиянием происходящих в 90-е годы в России перемен в политической,экономической и социальной сферах идет процесс более активного развитияэкологического законодательства в трех взаимосвязанных направлениях: а)создания массива собственно экологических законов и иных нормативных правовыхактов; б) совершенствования природоресурсного законодательства; в) экологизациихозяйственного, гражданского, уголовного и иных отраслей в системе российскогозаконодательства а) 19 декабря 1991 г. был принят головной комплексный акт отраслиэкологического права — Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды».Закон предусмотрел ряд новых инструментов в обеспечении охраны окружающей средыили усовершенствовал имеющиеся. Это касается регулирования экологических правграждан и общественных формирований, экологической экспертизы, экономическогомеханизма охраны окружающей среды, экологического воспитания и образования,юридической ответственности за экологические правонарушения. Также на данныймомент действуют и иные нормативно-правовые акты регулирующие отношения вданной сфере, так например, Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от23 ноября 1995 г.; Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах,лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23 февраля 1995 г. и т. д.
Связанностьорганов исполнительной власти экологическими правами граждан
Статья2 Конституции РФ устанавливает, что соблюдение прав и свобод человека игражданина — обязанность государства. Эти права определяют, в частности,деятельность исполнительной власти и местного самоуправления. Соблюдениеэкологических прав граждан является основным критерием надлежащего соблюдения иобеспечения законодательства органами исполнительной власти. В полной мере этоотносится кнормотворческой деятельности органов исполнительной власти,осуществляемой в рамках делегированного нормотворчества. При планировании иреализации всех мероприятий, имеющих отношение к охране окружающей среды,правительство и администрация обязаны учитывать и соблюдать экологические праваграждан, определенные в Конституции и природоохранительном законодательстве.
  В рамках общей обязанности Правительства Российской Федерации, иных органовисполнительной власти и органов местного самоуправления по исполнениюприродоохранительного законодательства в контексте соблюдения права каждого наблагоприятную окружающую среду необходимо выделить прежде всего задачунадлежащей организации государственного управления и контроля в сфере охраныокружающей среды. Другая важнейшая задача Правительства — обеспечение адекватногофинансировани охраны окружающей среды за счет средств государственного бюджета,выделяемого отдельной строкой, формирование внебюджетных экологических фондов иосуществление государственного контроля за эффективным использованием вложенныхсредств. На практике же организация управления охраной окружающей среды впоследние годы находится в состоянии экспериментирования. В конце 80-х годовбыла предпринята попытка консолидации управления в рамках единого министерства,из которого впоследствии были выделены самостоятельные комитеты,ориентированные на обеспечение охраны и использования отдельных природныхресурсов. Соответственно по этой причине, а также из-за отсутствия должногофинансирования эффективность управления природоохранительной деятельностью встране в целом государственного контроля в частности остается крайне низкой.Центральная проблема в охране окружающей среды связана с финансированием.Стабилизация экологической ситуации в России, постепенное восстановлениеблагоприятного состояния окружающей среды, реальное обеспечение экологическихправ граждан требуют, как известно, колоссальных финансовых затрат. Законом обохране окружающей природной среды заложены принципы нового экономическогомеханизма, направленного на обеспечение в перспективе права граждан наблагоприятную окружающую среду. Создание экономического механизма охраныокружающей среды преследует две основные взаимосвязанные цели — расширитьисточники финансирования природоохранительой деятельности и создать условияэкономической заинтересованости в соблюдении правовых требований охраныокружающей реды. Наряду с традиционными бюджетными средствами финансовыепотребности будут в определенной мере удовлетворяться за счет системывнебюджетных экологических фондов, формируемых, в частности, из платежей зазагрязнение окружающей среды, сумм, полученных по искам о возмещении вреда,штрафов за экологические правонарушения и др.
  В условиях почти полного прекращения финансирования природоохранных программ изфедерального и местных бюджетов консолидация экологических фондов в бюджет нетолько затрудняет, но и делает практически невозможной реализацию многих мер постабилизации напряженной, а местами критической экологической обстановки встране. Соответственно сводятся к минимуму возможности Правительства повыполнению возложенной на него Основным законом одной из основных обязанностей— осуществлять меры по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114). Так женормативно-правовую базу по охране окружающей среды, и конституционных правграждан, пополняют не тоько законодательные, но и исполнительные ограны гос.власти РФ. Для выполнения возложенных функций органы исполнительной властинаделены государственновластными полномочиями, реализуемыми ими в определенныхдля этих организаций правовых формах. Компетенция Правительства РФ,возглавляющего систему органов исполнительной власти в области охраныэкологических прав граждан, сформулирована на основании ст. 6 ЗаконаРФ«Об охране окружающей природной среды». Наряду с общими функциями по реализациигосударственной экологической политики, разработке государственныхэкологических программ и координации деятельности других органов исполнительнойвласти, Правительство реализует свои управленческие функции путемсоздания нормативной базы. Так, в соответствии с Планом действий ПравительстваРФ в области охраны окружающей среды и природопользования на 1996 — 1997 гг.,утвержденным Постановлением Правительства от 19 февраля 1996 г. # 155 «О планедействий Правительства РФ в области охраны окружающей среды иприродопользования на 1996 — 1997 годы», предусматривалась разработканормативных актов и программ по следующим основным направлениям: — формированиеполитики устойчивого развития и правовое обеспечение охраны окружающей среды ирационального природопользования.
Право граждан на достоверную экологическуюинформацию и проблемы его реализации
Чернобыльскаякатастрофа с особой остротой поставила вопрос о доступе граждан к экологическойинформации. Как реакция на эту общественную потребность Конституцией и Закономоб охране окружающей природной среды гражданам было предоставлено правотребовать от соответствующих органов предоставления своевременной, полной идостоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране.Конституция также закрепляет в качестве основного право каждого надостоверную информацию о состоянии окружающей среды. Хотя в последние годыинформация о состоянии окружающей среды в стране стала более доступной иобширной, чем ранее, серьезные правовые проблемы в данной сфере остаются. Так,в апреле 1993 г. на Сибирском химкомбинате в Томске-7 произошла авария,повлекшая выброс в окружающую среду радиоактивных веществ. Последствия этойаварии с точки зрения «чистой физики» были неизмеримо меньше, чем в Чернобыле.И все-таки было нечто крайне опасное, что объединяло об аварии, — умолчание. Впрактике имеют место и более серьезные нарушения, в частности конституционногоправа граждан на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. Наряду сэтим правом Конституция РФ устанавливает общее право каждого свободно искать,получать, передавать, производить и распространять информацию любым законнымспособом (ст. 29). Исключение составляют сведения, содержащие государственнуютайну. Перечень таких сведений определяется федеральным законом. В соответствиисо ст. 2 Закона РФ «О государственной тайне» от 21 июля 1993 г, подгосударственной тайной понимаются «защищаемые государством сведения в областиего военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной,контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространениекоторых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации». По закону неподлежат засекречиванию сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах,угрожающих безопасности и здоровьюграждан, и их последствиях, а также остихийных бедствиях: о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии (ст. 7).Должностные лица, принявшие решения о засекречивании перечисленных сведенийлибо о включении их в этих целях в носители сведений, составляющих государственнуютайну, в соответствии с законом несут уголовную, административную илидисциплинарную ответственность в зависимости от причиненного обществу,государству и гражданам материального и морального ущерба
   Что касается защиты права граждан на достоверную информацию о состоянииокружающей среды, то она обеспечивается в порядке, определяемом Законом РФ «Обобжаловании в суд действий и решений, нарущающих права и свободы граждан», от27 апреля 1993 г. и изложенном выше.
Пределы административного и судебного усмотрения приобеспечении соблюдения и защиты экологических прав граждан
   Конституция РФ провозглашает закрепленные в ней права граждан непосредственнодействующими. Вместе с тем, очевидно что с учетом напряженной экологическойситуации, а также сушествующих экономических и иных трудностей реализация правана благоприятную окружающую среду в России не может быть обеспечена в полноймере в настоящее время. Его следует рассматривать одновременно и какпрограммное положение, на которое должны ориентироваться органы прежде всегоисполнительной и судебной ветвей власти в своих действиях. В этих условиях,принимая решение, каждая из властей, очевидно, будет руководствоватьсясобственным усмотрением. При этом важно определить критерии допуска разумного,обоснованного усмотрения. Основным критерием может служить реальная возможностьобеспечить в каждом конкретном случае соответствующее экологическое право.
   Изучение практики природоохранительной деятельности в  стране, особенно всистеме исполнительной власти, дает немало примеров, когда те или другиеуправленческие решения принимаются по усмотрению административных органов. Приэтом игнорируются не только общественные экологические интересы, права гражданна благоприятную окружающую среду, но и прямые требования экологическогозаконодательства. В этой связи встает вопрос о пределах административного исудебного усмотрения при принятии решений, затрагивающих экологические праваграждан. Так, Закон об охране окружающей природной среды в качестве одного из элементовэкономического механизма охраны окружающей среды предусматривает взимание платыза загрязнение окружающей среды. При этом в соответствии со ст. 20 порядокисчисления и применения нормативов платы должен определяться Правительством РФ.При определении порядка в нем были указаны конкретные суммы платежей в рублях,соответствующие общественным интересам на момент утверждения в Правительстве. Вусловиях постоянной инфляции встал вопрос об индексации сумм платежей с учетомуровня инфляции. Корректировкой сумм платежей занимается Минприроды РФ. «Мыиндексируем плату за загрязнение далеко не в соответствии с темпами инфляции, —неоднократно заявлял министр В. И. Данилов-Данильян. — Немедленно разорять,предприятия за противоприродные грехи мы не считаем разумным. Не считаемцелесообразным даже с экологическойточки зрения. Дальнейшееослаблениепромышленности, хозяйства, к которому привели бы эти меры, в принципе не будутсодействовать оздоровлению окружающей среды. Они дадут противоположный эффект».Позиция министерства по вопросу о размерах платежей за загрязнение окружающейсреды есть один из образцов административного усмотрения.
  Иной образец административного усмотрения в сфере охраны окружающей среды даетПравительство РФ. Предусматривая плату за загрязнение окружающей среды, Законоб охране окружающей среды устанавливает общее правило: загрязняешь, илинарушаешь права – плати. Закон не допускает каких-либо исключений. В порядкеделегированного нормотворчества Правительство РФ приняло постановление «Обутверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнениеокружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредноговоздействия» от 28 августа 1992г. Согласно постановлению, органы исполнительнойвласти республик, в составе Российской Федерации, краев, областей, городовМосквы и Санкт-Петербурга, автономных образований по согласованию стерриториальными органами Министерства экологии и природных ресурсов РоссийскойФедерации и Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзорамогут понижать размеры платы за загрязнение окружающей природной среды илиосвобождать от нее отдельные организации социальной и культурной сферы, а такжеорганизации, финансируемые из республиканского бюджета РФ, из республиканскихбюджетов республик в составе Российской Федерации, бюджетовнационально-государственных и административно-территориальных образованийРоссийской Федерации (п. 4, 6). Учитывая огромную социальную остротуэкологических проблем, представляется, что законодатель должен достаточнодетально регулировать природоохранительные отношения в самом законе, а внеобходимых случаях определять пределы делегированного нормотворчества.
 
III.      Механизм защиты экологических прав граждан
Признаниеэкологических прав граждан — одна из существенных новых характеристик развивающегосяроссийского законодательства. Признав право каждого на благоприятную окружающуюсреду, достоверную информацию о еесостоянии и на возмещение ущерба,причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением,Конституция РФ закрепила прогрессивные тенденции правового развития.
Конституционноерегулирование экологических прав граждан имеет большое политическое и юридическоезначение для России. В условиях сложной экологической ситуации в стране, крайненизкой эффективности природоохранительной деятельности государства, вовлечениеграждан и их общественных объединений в охрану окружающей среды, можно ожидать,будет полезным. Закрепление и реализация экологических прав граждан стимулируетприродоохранительную деятельность государства, так право на благоприятнуюокружающую среду предполагает возможность требовать соответствующего поведенияот других субьектов, прежде всего от государственных органов и предприятий.
  Закон РФ об охране окружающей природной среды, закрепил основные механизмызащиты экологических прав граждан. Он не только закрепил право граждан наохрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, нои предусмотрел ряд важных полномочий граждан, способствующих обеспечению защитыданного права. В частности, по Закону граждане имеют право требовать вадминистративном или судебном порядке отмены решений оразмещении, проектировании,строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов;ставить вопрос о привлечении кответственности виновных юридических лици граждан; предъявлять в суд иски о возмещении вреда, причиненного здоровью иимуществу граждан экологическими правонарушениями.
   Конституция РФ также содержит ряд положений, прямо или косвенно направленных наобеспечение и защиту экологических прав граждан. Гарантируя государственнуюзащиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, Конституцияпредусматривает в то же время, что каждый вправе защищать свои права и свободывсеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).
   В соответствии с Конституцией РФ предусмотренные в ней экологические правачеловека и гражданина являются непосредтвенно действующими. Они определяютсмысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной иисполнительной властей, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.Конституционная обязанность законодательной, исполнительной и судебной властейсоблюдать экологические права человека и гражданина относится к важнейшимправовым принципам их защиты. При последовательной реализации, этиконституционные положения имеют существенное правовое значение как основа дляпостепенного восстановления благоприятного состояния окружающей среды в стране.Важно также и то, что могут быть обжалоаны в суд не только неконституционные,противоречащие экологическим правам граждан решения и действия органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, общественных бъединенийи должностных лиц, но и бездействие этих органов лиц (ст. 46). Существующееныне катастрофическое состояние окружающей среды в значительной степени явилосьрезультатом бездействия государственных органов — представителей всех властей —законодательной, исполнительной и судебной.
Коллизиив праве и ответственность за экологические правонарушения.
  В полном объеме подлежит возмещению вред, причиненный здоровью или имуществуграждан в результате неблагоприятного воздействия окружающей среды, вызванногодеятельностью предприятий учреждений, организаций или отдельных граждан. Приопределении величины вреда учитываются степень утраты трудоспособностипотерпевшего, необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затратына уход за больным, упущенные профессиональные возможности, затраты связанные снеобходимостью изменения местажительства и образа жизни, профессии, потери,связанные с моральными травмами иневозможностью иметь детей или риском иметьдетей тей с врожденной патологией. При определении ущерба имущества учитываетсяпрямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости строений, жилых ипроизводственных помещений, оборудования, упущенная выгода от потери урожая,снижения плодородия почв. Возмещение вреда здоровью граждан производится наосновании решения суда по иску потерпевшего, членов его семьи, прокурора,уполномоченного на то органа государственного управления, общественногообъединения. Сумма денежных средств взыскивается с причинителя вреда, а приневозможности его установления — за счет средств государственных экологическихфондов. Предприятия, деятельность которых связана с повышенной опасностью дляокружающей среды, возмещают причиненный вред согласно ст. 1079 ГК. Юридическиеи физические лица вправе предъявлять исковые требования в суд или арбитражныйсуд о прекращении экологически вредной деятельности, причиняющей вред здоровьюи имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей среде. Решение суда вэтом случае является основанием для прекращения финансирования такой деятельностисоответствующими банковскими учреждениями. Территории с устойчивымиотрицательными изменениями в окружающей среде, угрожающими здоровью населения,состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений иживотных, объявляются зонами чрезвычайной экологической ситуации, что влечетпрекращение деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду,приостановку работы цехов, агрегатов, оборудования и т.д., ограничение отдельныхвидов природопользования. Финансовую ответственность несут виновники деградациисреды. Таким образом, предусматривается обширная система мер, обеспечивающаяэкологические конституционные права граждан. Эти права конкретизируются иразвиваются в российском федеральном законодательстве — Земельном и Водном кодексах,Основах лесного законодательства, законах о недрах, о животном мире, об охранеи использовании атмосферного воздуха, об особо охраняемых природныхтерриториях. Утверждено и начало применяться Положение об оценке воздействия наокружающую среду (ОВОС)', согласно которому должны проводитьсяобщественные слушания проектов, затрагивающих окружающую среду, учитываться иобсуждаться ближайшие и отдаленные последствия хозяйственной и инойдеятельности, приниматься во внимание мнение населения, находящегося в сферевлияния проектируемого, строящегося или реконструируемого объекта.
Схема4 «Виды экологических правонарушений»
/>

Ответственность в российском конституционномзаконодательстве, за экологические правонарушения. (см.схема 5)
  Система ответственности и санкций за противоправное экологически значимоеповедение является достаточно сложной. Закон об охране окружающей природнойсреды перечисляет в разделе ХШ следующие виды ответственности: дисциплинарную,налагаемую в соответствии с уставами, положениями, правилами внутреннегораспорядка за нарушения, вытекающие из трудовой функции или должностногоположения; материальную ответственность работников перед предприятием в соответствиис трудовым законодательством; административную, уголовную и гражданско-правовуюответственность.
  Административная ответственность налагается либо по Кодексу об административныхправонарушениях, либо по специальному экологическому законодательствууполномоченными органами контроля в области охраны окружающей среды, напримербывшего Мин. природы, санэпиднадзора и др. В принципе перечень экологическихпроступков и санкций (штраф, приостановление производственной деятельности и т.п.) должен устанавливаться указанным Кодексом. При появлении новыхадминистративных экологических проступков, к примеру, в связи с принятиемФедерального закона «Об экологической экспертизе» должны вноситьсясоответствующие дополнения в Кодекс. Законодатель либо не успевает этогоделать, либо игнорирует происходящие изменения. В результате на практикеприменяются и Кодекс, и специальные экологические акты, которые, как правило,имеют либо отдельные статьи, либо разделы (главы) об ответственности, чтоявляется недопустимым.
   Уголовная ответственность в Российской Федерации устанавливается только иисключительно Уголовным кодексом. Новый УК РФ в главе 26 содержит составыэкологических преступлений, например нарушение правил охраны окружающей средыпри производстве работ; нарушение правил обращения экологически опасных веществи отходов; нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическимилибо другими биологическими агентами и токсинами; нарушение ветеринарныхправил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений;загрязнение вод; загрязнение атмосферы; загрязнение морской среды; порча землии другие. Санкции, установленные новым уголовным законодательством, позволяютдифференцировать ответственность: лишение свободы, лишение права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничениесвободы, исправительные работы, арест, обязательные работы — на определенныйсрок либо штраф в определенных размерах, исчисляемый в зависимости от минимальныхразмеров оплаты труда или доходов осужденного за определенный период времени.
  Гражданско-правовая ответственность регулируется гражданским законодательством.Вопросы возмещения вреда, причиненного экологическим правонарушением,регламентируются также специальным экологическим законодательством (см.,например, раздел XIV Закона «Об охране окружающей природной среды»).
   Постановления и определения Конституционного суда РФ, по делам в сфереэкологических   правоотношений, занимают решающее место в системе нормативныхактов, действующих в данной сфере. Так, в постановлениях Конституционного СудаРФ, от 1 декабря 1997 г. N 18-П, «ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24 НОЯБРЯ 1995 ГОДА «ОВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ „О СОЦИАЛЬНОЙЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НАЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС“», и  от 11 марта 1996 г. N 7-П «ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕКОНСТИТУЦИОННОСТИ ПУНКТА 3 СТАТЬИ 1 ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 20 МАЯ 1993ГОДА „О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИВСЛЕДСТВИЕ АВАРИИ В 1957 ГОДУ НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ “МАЯК» И СБРОСОВ РАДИОАКТИВНЫХ ОТХОДОВ В РЕКУ ТЕЧА" В СВЯЗИ С ЖАЛОБОЙ ГРАЖДАНИНАВ.С. КОРНИЛОВА» чётко видна позиция судей Конституционного суда, направленная,на отмену положений закона, и дополнений, принятых к нему, противоречащих илинарушающих права и свободы человека и гражданина, закреплённые в Конституции, атак же направленность на недопущение ущемления этих прав.
                   Схема 5 «Основные виды ответственности»
/>

Защита экологических прав в судах
   Российская Конституция гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод(ст. 46). Важнейшую роль при этом играет право граждан на судебный иск. Такоеправо — один из новейших и основополагающих инструментов российскогозаконодательства в сфере охраны кружающей среды. В соответствии со ст. 12Закона об охране окружающей природной среды граждане имеют право требовать вадминистративном или судебном порядке отмены решений о размещении, проектировании,строительстве, реконструкции, эксплуатации экологически вредных объектов,ограничении, приостановлении, прекращении деятельности предприятий и другихобъектов, оказывающих отрицательное влияние на окружающую природную среду издоровье человека. Право гражданина на судебный иск в качестве универсальногоюридического средства защиты позволяет отстаивать не только интересы истца, нов конечном счете и всего общества, содействуя тем самым обеспечению режимазаконности и правопорядка. Одновременно это право служит действенной формойконтроля за деятельностью аппарата, средством борьбы с бюрократией излоупотреблениями властью. Судебная защита прав и свобод предусмотрена вомногих действующих конституциях стран мира.
   Порядок судебного обжалования регулируется Законом РФ об обжаловании в суддействий и решений, нарушающих права и свободы граждан, от 27 апреля 1993 г.Наряду с порядком судебного обжалования закон определяет круг действий(решений), которые могут быть обжалованы в суд, и пределы его действия. Вкачестве таковых он называет коллегиальные и единоличные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, учреждений,предприятий и их объединений, общественных объединений и должностных лиц, в результатекоторых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия косуществлению гражданином его прав и свобод, незаконно возложена на гражданинакакая-либо обязанность или он незаконно привлечен ккакой-либоответственности. Очевидно, что этот закон не вполне соответствует ст. 46Конституции, которая наряду с решениями и действиями предусматриваетвозможность обжалования бездействия соответствующих субъектов. Для сферы охраныокружающей среды возможность обжалования бездействия государственных органовпотенциально вляется мощным правовым средством повышения эффективностиприродоохранительной деятельности в стране. Применительно к кругу действийи решений, которые могут быть обжалованы в суд и которые регулируются законом,обжалование допускается, если нарушены лишь права, свободы и интересы истца.При этом гражданин не имеет права обжаловать суд действия или бездействия,имеющие неблагоприятные экологические последствия для общества в целом. Междутем порой трудно доказать, что явно незаконное решение или действие(бездействие) нарушает экологические права истца.
   Закон предоставляет истцу возможность выбора органа, который может обеспечитьзащиту нарушенного экологического права. Он может обратиться либонепосредственно в суд, либо к вышестоящему в порядке подчиненностигосударственному органу местного самоуправления, учреждению, предприятию илиобъединению, должностному лицу. При этом суд не вправе отказать в приеме жалобына том основании, что она предварительно не рассматривалась, кпримеру,в административном порядке. Закон допускает, что жалоба может быть подана самимгражданином, права которого нарушены, или его представителем, также по просьбегражданина надлежаще уполномоченным представителем общественной организации,трудового коллектива. Необходимо учитывать, что для обращения с жалобой в судпо поводу неправомерных экологически значимых действий или решенийгосударственного органа гражданин должен обладать некоторым минимумом правовыхи экологических знаний. В настоящее время, подавляющее большинство российскихграждан такими знаниями не обладает. С учетом этих обстоятельств, а такжезначительной потенциальной роли права граждан на иск по поводу невыполнениятребований природоохранительного законодательства важно, чтобы кто-топредставлял и защищал в суде экологические права и интересы отдельных граждан.Конституция устанавливает, что каждому гарантируется право на получение квалифицированнойюридической помощи (ст. 48). Такую помощь оказывают в основном юридическиеконсультации, адвокатские конторы. Но сегодня эти организации едва ли способныоказать действительно квалифицированную юридическую помощь по экологическимвопросам. Правовая охрана окружающей среды — слаборазвитая область в России,поскольку в практической деятельности ей уделяется второстепенное значение, этоне могло не сказаться на уровне правовых экологических знаний работниковюридических консультаций и адвокатских контор.
   Думается, что в этих условиях большую полезную роль в представительстве в судахэкологических интересов граждан могли бы сыграть специализированные юридическиефирмы. В последние годы такие фирмы стали появляться в России. К примеру,Санкт-Петербургский правовой центр «Юристы за экологию», юридическая фирма«Экоюрис» (Москва).
Законоб обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан,предоставляет гражданам выбор суда, в который они могут обратиться для защитысвоих прав по усмотрению гражданина жалоба может быть подана либо в суд поместу его жительства, либо в суд по месту нахождения органа, объединения,должностного лица, нарушившего его экологические права.
   Закон определяет также сроки, в которые гражданин может обратиться в суд сжалобой. Если гражданин обжаловал решения или действия, нарушающие егоэкологические права, в адмистративном порядке, для него установлен срок в одинмесяц со дня получения письменного уведомления об отказе вышестоящего органа,объединения или должностного лица в удовлетворении жалобы либо по истечениимесячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нееписьменный ответ. Если же гражданин избирает непосредственно судебный порядокзащиты своих прав, для обращения с жалобой установен срок три месяца со дня,когда гражданину стало известно о  нарушении его права. К тому же Закон наделяетсуд правом восстановления пропущенного по уважительной причине срока подачижалобы. Рассмотрев жалобу, суд выносит решение. Если жалоба обонована, судпризнает обжалуемое действие или решение, неконституционным и обязываетудовлетворить соответствующее требование гражданина. Более того, на стадиипринятия жалобы к рассмотрению по просьбе гражданина либо по своей инициативесуд вправе приостановить исполнение обжалуемого действия или решения.
   С учетом того, что судебная практика в сфере защиты эколоических прав граждан вРоссии еще небогата, значительный интерес представляет соответствующийзарубежный опыт. По законодательству об охране окружающей среды в зарубежныхгосударствах одной из основных и наиболее распространенных форм защитыэкологических прав граждан служит право каждого предъявлять иск о несоблюдениитребований природоохраниельного законодательства.
Защита права граждан на возмещение ущерба,причиненного их здоровью загрязнением окружающей среды
   Наряду с правом на благоприятную окружающую среду Конституция РФ закрепляетправо каждого на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществуэкологическим правонарушением. Аналогичное право закреплено в Законе РФ обохране окружающей природной среды. По имеющимся данным, 20 — 30% заболеваемостинаселения непосредственно связано с провоцирующим действием загрязненияокружающей среды. Эти данные свидетельствуют об остроте и актуальности проблемызащиты конституционного права каждого на возмещение ущерба, причиненного егоздоровью или имуществу экологическим правонарушением.
  Согласно ст. 87 Закона об охране окружающей природной среды, возмещениевреда производится добровольно либо по решению суда. Возмещение вредаздоровью или имуществу граждан экологическим правонарушением по решению судапроизводится на основании иска потерпевшего. При определенных законодательствомусловиях иск о возмещении вреда здоровью гражданина в интересах потерпевшегоможет быть предъявлен членами его семьи, прокурором, общественной организацией(профсоюзной или экологической).
   Обычной для России практикой возмещения вреда здоровью граждан в результатезагрязнения окружающей среды (как частный случай повреждения здоровья вообще)является получение пособия по временной нетрудоспособности либо пенсии по инвалидностив случае стойкой утраты трудоспособности. Возмещение вреда потерпевшему в этомслучае осуществляется при обращении его за помощью в медицинское учреждение,оформлении листка о временной нетрудоспособности либо по решениюврачебно-трудовой экспертной комиссии и обеспечивается за счет средствсоциального и медицинского страхования, других источников материальной помощи.Иной вариант обеспечения возмещения вреда здоровью граждан представляет собойситуация, в которой потерпевший не удовлетворен выплатой ему пособия или пенсиилибо оказался вне сферы действия этой системы и обращается к причинителю вредас требованием о полном возмещении причиненного вреда, включая, к примеру,необходимые затраты на лечение и восстановление здоровья, затраты на уход забольным, затраты, связанные с необходимостью изменения места жительства иобраза жизни, профессии и др. В этом случае для защиты своего права навозмещение ущерба, причиненного здоровью гражданина экологическимправонарушением, потерпевший вынужден обосновывать свои требования ипредставлять доказательства причинения вреда здоровью, наличия причинной связимежду повреждением здоровья и загрязнением окружающей природной среды, а такжепричинной связи между загрязнением окружающей природной среды и деятельностьюзагрязнителей — предприятий, учреждений, организаций и граждан. Новым ипотенциально важным инструментом защиты прав граждан на возмещение вредаздоровью граждан, причиненного экологическим правонарушением, являетсямедико-социальная экспертиза, предусмотренная ст. 50 Основ законодательства обохране здоровья человека. Медико-социальная экспертиза устанавливает причину игруппу инвалидности, степень утраты трудоспособности граждан, определяет виды,объем и сроки проведения их реабилитации и меры социальной защиты.Медико-социальная экспертиза производится учреждениями медико-социальнойэкспертизы системы социальной защиты населения. Гражданин или его законныйпредставитель имеет право на приглашение любого специалиста с его согласия дляучастия в проведении медико-социальной экспертизы. Причинно-следственная связьмежду заболеванием и загрязнением окружающей среды устанавливаетсядокументально на основе заключения медико-социальной экспертизы о состоянииздоровья потерпевшего, акта (справки) государственного органа экологическогоконтроля о факте загрязнения окружающей среды определенное время и наопределенной территории и справки с места работы, места жительства (органаместного самоуправления, паспортного отдела милиции или домоуправления),подтверждающей, что потерпевший в данное время находился в данном месте и,следовательно, подвергался вредному воздействию окружающей среды. Практическидоказывание причинно-следственной связи в рассматриваемой сфере — делочрезвычайно сложное. При подготовке материалов для предъявления о возмещениивреда, причиненного здоровью загрязнением окружающей среды, истец обосновываетразмеры вреда и размеры компенсации. Суд при рассмотрении дела заслушиваетдоводы сторон, проверяет законность, правильность и обоснованность расчетов, атакже всех других юридических и фактических обстоятельств дела и на этой основепринимает решение".
Заключение
Закреплениев Конституции РФ основных экологических прав и свобод человека и гражданина, атакже признание и реализация данных прав в повседневной жизни, являетсянеотъемлемым атрибутом становления правового государства. В своей работе япришел к выводам, что: право граждан на благоприятные условия жизнипредполагаетреальные возможности проживать в здоровой, отвечающеймеждународным и государственным стандартам окружающей природной среде,участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений,осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическуюинформацию (т.е. право на достоверную информацию о состоянии окружающейприродной среды), а также право на возмещение ущерба(право граждан на судебныйиск, как право требовать возмещение причиненного ущерба. Такое право — один изновейших и основополагающих инструментов российского законодательства в сфереохраны кружающей среды). А также для того, чтобы человек чувствовал себязащищенным, прежде всего надо создать отвечающее общественным потребностямконституционно-экологическое законодательство, которое в полной мере быреализовывало конституционные права граждан. Соблюдение экологических правграждан является основным критерием надлежащего соблюдения и обеспечениязаконодательства органами исполнительной власти, без участия которых не была бывозможной в полной мере реализация экологических прав граждан, закреплённых вконституции. А также важнейшую роль при этом играет четкое закрепление ираспределение полномочий государственных органов, осуществляющих реализациюданных конституционных прав граждан. Но в своей работе, я также убедился, чтонеобходимо повсеместное развитие данных факторов, поскольку только ихсовокупность и систематизация приведет к необходимому эффекту – наиболее полнойреализации гражданами своих экологических прав.
   Таким образом, проблемы обеспечения, соблюдения и защиты экологических правграждан в России в практическом плане сейчас далеки от решения. Механизм защитыэкологических прав граждан в России находится на начальной стадии формирования.Важнейшую роль, с моей точки зрения, в решении этих взаимосвязанных проблембудут играть такие факторы, как создание развитой системы современногоэкологического законодательства, последовательное обеспечение финансированияохраны окружающей среды, профессиональная подготовка управленческого аппарата,прокурорских работников и судей, а также политическая воля органовзаконодательной, исполнительной и судебной властей.
Списокиспользованной литературы:
 
 
Ø  КонституцияРФ.
Ø  ЛукашеваЕ. А. «Конституция Российской Федерации: совершенствование механизмов защитыправ человека», М.-1994г.
Ø  «ПравоваяОхрана природы» Под ред. В. В. Петрова. М.: Изд-во Моск. Ун-та,1980г.
Ø  ЛукашеваЕ.А. «Общая теория прав человека».М.: изд-во Норма, 1996г.
Ø  КузнецоваН.В. «Экологическое право: Схемы, комментарии»/Учебн. Пособие.- М.: НовыйЮрист, 1999г.
Ø  ДубовикО.А. «Экологические преступления: комментарий к главе 26 УК РФ.-М.: Изд-во «Спарк», 1998г.
Ø  ТопорнинБ.Н. «Экологическое Право: от идей к практике».- М.: Институт Гос. и ПР. РАН, — 1997г.
Ø  «Комментарийк Конституции РФ», отв. ред. Окуньков Л.А., 2е изд. – М.: Изд-во «БЕК», 1996г.
Ø  ПетровВ. В. Окружающая среда и здоровье человека (три формы возмещения вредаздоровью)//Вести. МГУ. Сер. 11. Право. 1994. # 1; Колбасов О. С. Возмещениегражданам экологического вреда//Государство и право. 1994. # 8.
Ø  МеньшиковВ.Горький урок для депутатов//Зеленый мир. 1992.
Ø   ГолубА., Гофман К., Лукьянчиков Н., Тихомиров Н.Нужен ли России деральныйэкологический фонд? Размышления о том, как Минфин собирается жикасъесть//Зеленый мир. 1993. # 22. С. 1, 3.
Ø  ЛюдяхИ. А., Воробьев О. В., Колесова Н. С.Механизмы защиты рав и свобод граждан//Правачеловека: проблемы и перспективы. М., 1990… 129.
Ø  ШемшученкоЮ.С. Человек и его право на безопасную(здоровую) окружающую среду//Государствои право. М., 1993, 120-126с.
Ø   ЗаконРФ «Об экологической экспертизе» от 23 ноября1995г// СЗ РФ.1995. №48.Ст4556
Ø   ПостановлениеКонституционного Суда «По делу о проверке конституционности Лесного КодексаРФ»//  «Собрание законодательства РФ», 19.01.98, N 3, ст. 429
Ø   Постановление КонституционногоСуда РФ от 01.12.1997 N 18-П «ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ПОЛОЖЕНИЙСТАТЬИ 1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 24 НОЯБРЯ 1995 ГОДА „О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙИ ДОПОЛНЕНИЙ В ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ “О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ГРАЖДАН, ПОДВЕРГШИХСЯ  ВОЗДЕЙСТВИЮ  РАДИАЦИИ ВСЛЕДСТВИЕ КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙАЭС»// «Собрание законодательства РФ», 15.12.1997, N50, ст. 5711.
Ø   Постановление КонституционногоСуда РФ от 11.03.96 N 7-П
    «ПО ДЕЛУ  О ПРОВЕРКЕ  КОНСТИТУЦИОННОСТИ  ПУНКТА 3  СТАТЬИ 1 ЗАКОНА
     РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ  ОТ  20 МАЯ 1993 ГОДА  „О  СОЦИАЛЬНОЙ  ЗАЩИТЕ
     ГРАЖДАН,  ПОДВЕРГШИХСЯ  ВОЗДЕЙСТВИЮ РАДИАЦИИ  ВСЛЕДСТВИЕ  АВАРИИ В
    1957 ГОДУ  НА ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ОБЪЕДИНЕНИИ “МАЯК» И СБРОСОВ РАДИО-
     АКТИВНЫХ  ОТХОДОВ  В  РЕКУ ТЕЧА"  В  СВЯЗИ  С  ЖАЛОБОЙ  ГРАЖДАНИНА В.С.КОРНИЛОВА"//               «Собраниезаконодательства РФ», 01.04.96, N 14, ст. 1550.
 
ФЗ «Об Экологической Экспертизе» от23 ноября 1995г(вред. Федерального закона от 15.04.98 N 65-ФЗ)
Ø  Закон РСФСР «Об охране окружающей природной среды» от19декабря 1991г. // «Ведомости СНД и ВС РФ», 05.03.1992, N 10, ст.457.
Ø  Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23ноября 1995 г. // «Собрание законодательства  РФ», 27.11.1995, №48. Ст 4556.
Ø  ЗаконРФ «О государственной тайне» от27.01.93.//«Собрание законодательстваРФ», 13.10.97, N 41, ст. 8220
Ø  ЗаконРФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободыграждан»от27  апреля 1993г. // «Российская газета», N 89, 12.05.1993.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат в целях определения момента возникновения налоговой базы при ввозе товаров из Республики Беларусь, какая дата считается датой принятия на учет товаров, предназначенных для использования в качестве основных средств предприятия?
Реферат Эволюция искусства живописи
Реферат Повесть АИ Герцена Сорокаворовка
Реферат Анализ эффективности использования оборотных средств и пути ее повышения на примере ООО Славгородский
Реферат Рифтові системи Землі
Реферат Становлення державності незалежної України і конституційний процес: історико-правовий аспект
Реферат Флористический состав пойменных лугов, расположенных по реке Волхов в новгородской области
Реферат Операции над данными в СП с плавающей точкой
Реферат Анализ внешней и внутренней среды организации 2
Реферат Українська вишивка Рушники
Реферат Навчально-виховний процес у загальноосвітній школі та особливості вивчення теми Міжнародна валютна
Реферат ЗАТС типа EWSD Siemens на ГТС
Реферат История болезни - Неврология (оливопонтоцеребеллярная дегенерация)
Реферат Brief Look At The Holocaust Essay Research
Реферат «Русский как второй для дошкольников – организация обучения в детском саду»