Реферат по предмету "Педагогика"


Как библиотеки обеспечивают и поддерживают детское чтение

Как библиотеки обеспечивают и поддерживают детское
чтение

В
России существует широкая сеть общедоступных библиотек, бесплатных для
пользователей. Они содержатся на средства налогоплательщиков. И, пожалуй,
именно этот социальный институт является самой мощной и эффективной поддержкой
чтения населения, в том числе и подрастающего поколения.

Органы
законодательной власти всех уровней формируют правовую базу деятельности библиотек,
обеспечения прав людей на доступ к информации. Так, право детей на библиотечное
обслуживание в библиотеках разных типов, в том числе, и в специализированных
детских библиотеках, закреплено в Федеральном законе “ О библиотечном деле”
(1994 г.) и отражено во многих региональных законах. Рекомендации Комитета
Совета Федерации по науке, культуре, здравоохранению и экологии (1998 г.)
включают обращение к органам власти на местах совершенствовать организацию
библиотечной работы с подрастающим поколением, и в частности способствовать сохранению
сети самостоятельных детских библиотек (их в России насчитывается около 4,5
тыс.).

Насколько
же востребованы библиотеки сегодня? Каковы их возможности и перспективы развития,
которые заслуживают поддержки?

Несмотря
на бурное развитие технологий, которые преобразили весь процесс создания,
поиска и доставки информационных продуктов, за последние годы значительно
возросло количество посетителей в библиотеках, потребность в библиотечных
фондах. Об этом говорят и статистические показатели, и результаты исследований.
Так, если соотнести число пользователей библиотеками России в возрасте до 14
лет с количеством детского населения от 0 до 14, то получается, что в 1997 году
библиотеками пользовались 65% детей и подростков, в 1999 – 69%, а в 2002 году –
79%. Количество книг, выданных читателям до 14 лет в среднем за год в расчёте
на одного ребёнка, включая младенцев, составило в 1997 году 14,8 экз. в 1999
году – 15, 3 экз., а в 2002 году – 18,3 экз.

Всероссийское
исследование 1998 года показало, что от 60 до 70 % детей и подростков 5 - 15
лет (мальчиков и девочек, живущих в областных центрах, небольших городах и
посёлках) пользуются библиотечными фондами. Причём 28% из них указали как
источник получения книги для чтения исключительно библиотеку.

Результаты
исследований 2001 и 2003 годов подтверждают, что в удовлетворении читательских
потребностей детей и подростков общественные книжные фонды занимают большое место.
Более 60%, а в сельской местности 97%, детского населения не обходится без
общедоступных библиотек. Число ответов, в которых в качестве источника
получения книг для чтения упомянута библиотека (школьная, детская, сельская,
взрослая) превышает число ответов, в которых называются домашние книжные
собрания (есть дома, у друзей, сам купил, подарили). Разница между частотой
обращения в библиотеки между мальчиками и девочками незначительна (менее 1%). Но
подтверждаются эмпирические наблюдения о том, что для мальчиков чуть чаще
покупаются книги в домашние собрания, чем для девочек.

Мы
обработали более тысячи анкет детей и подростков из 22 территорий-субъектов Российской
Федерации, полученных в ходе Всероссийского исследования 1998 года. Юные
читатели из больших городов (Архангельск, Иваново, Курск, Махачкала, Москва,
Мурманск, Новгород, Пенза, Рязань, Саратов, Ставрополь, Тобольск, Уфа,
Челябинск), средних городов (Абакан, Оленегорск, Сергиев-Посад), поселков (пос.
Навля Брянской обл., Яр-Сале и Салемал Ямалского района Тюменской обл.)
отвечали на вопросы: «Твоя любимая книга есть у тебя дома или ты брал её из
библиотеки, либо у друзей?» и «Какую книгу ты читаешь сейчас? Где ты её взял?»

По
результатам, полученным на основании обработки более тысячи анкет детей и
подростков из 22 территорий-субъектов Российской Федерации, треть детей в
возрасте от 5 до 15 лет пользуются только домашними собраниями. Чуть меньше -
29% - только библиотеками (детскими, сельскими, школьными). В 36% ответов
упомянуты и домашние собрания (свои либо друзей), и библиотечные фонды как
источник получения литературы. Доля школьных библиотек в удовлетворении
читательских запросов крайне мала. Только жители посёлков находят в них нужные
книги чаще (упомянуты в каждой десятой, а у подростков в каждой пятой анкете).
Почти в 40% ответов жителей городов (в посёлках почти вдвое меньше) названы
одновременно и домашние собрания, и публичные библиотеки. Это и на сегодняшнем
этапе подтверждает давно сделанное социологами наблюдение о том, что сформированные
потребности в области чтения реализуются, как правило, за счёт более чем одного
источника.

Итак,
библиотека проявила замечательные способности к адаптации и продолжает
вписываться в меняющиеся условия. Анализ этого феномена представляет и научный,
и чисто практический интерес.

Чем
же привлекает детская библиотека современных детей и подростков, что готова им
предоставить?

Прежде
всего, информацию, в том числе информацию второго уровня. Печатные источники,
содержащиеся в универсальных фондах публичных библиотек, предоставляют
возможность широкого выбора авторов, типов и видов изданий. Они обеспечивают
разностороннее чтение. Библиотека – единственное неангажированное учреждение,
призванное и способное представлять интересующимся (через имеющиеся у неё материалы)
различные точки зрения, различные подходы, теории, концепции, системы взглядов
на тот или иной предмет, явление, событие. В этом их (библиотек), если можно
так сказать, плюралистическая сущность.

Библиотеки
не только предоставляют пользователям информацию о книгах и иных печатных (и не
только) материалах. Располагая современными средствами поиска и доставки
информации, а также профессиональным умением осуществлять этот поиск с
одновременным анализом и отбором, они уже давно делают это не только на основе своего
фонда. Одно из основных направлений работы каждой детской библиотеки – это
помощь в формировании информационной и библиотечно-библиографической культуры
читателя. Организация фонда, справочно-поисковый аппарат, консультационная
поддержка не только в поиске, но и в освоении информации – всё направлено на
то, чтобы с детства закладывался фундамент грамотной работы с книгой, с
текстом, начиная с осознания цели чтения и соотнесения с нею способа
использования информации. Это работа стратегического значения, она направлена
на сохранение традиций книжной культуры нашего общества.

Освоение
библиотеками новых информационных технологий, предоставление пользователям
доступа к электронному каталогу, к документам на электронных носителях
(энциклопедиям, развивающим программам и т.п.) делает современную библиотеку
особенно привлекательной для ребёнка и подростка.

В
детских библиотеках применяют разнообразные методики привлечения внимания к
книге, к чтению с учётом половозрастных, а также индивидуальных особенностей
своих посетителей, адаптируя порой и школьные, и клубные формы работы.

Среди
наиболее значимых мероприятий по распространению книги и чтения, в помощь
формированию читательской культуры детей и подростков следует назвать:

*
ежегодные праздники для юных читателей «Неделя детской книги», в рамках которых
проходят встречи с писателями и художниками-иллюстраторами, журналистами и
издателями, презентации новых книг и журналов;

*
национальные и международные выставки детской книги;

*
выставки работ художников детской книги;

*
читательские конкурсы, конференции, турниры знатоков;

*
программы поддержки детского литературного творчества:
литературно-художественные студии, кружки юных иллюстраторов, объединения юных
журналистов; конкурсы на лучшую рукописную книгу и т.п.;

*
программы привлечения других социальных институтов (семьи, школы) и населения к
решению проблем распространения чтения в среде наших младших граждан. Например,
оригинальный проект Ростовской областной детской библиотеки «Волонтёры книжной
культуры».

Вообще
о тесном и результативном сотрудничестве библиотек и школ во многих регионах
можно писать научные статьи и художественные произведения. Двусторонние
договоры, участие в комплексных региональных программах, в мероприятиях по
повышению квалификации библиотекарей и учителей, значительная работа детских
библиотек по ресурсному обеспечению учебной деятельности школьников – это
сложившиеся традиции в Мурманской и Пермской, Белгородской и Свердловской
областях, Краснодарском и Ставропольском краях, Республике Коми и Республике
Татарстан. И во многих других местах.

Крупнейшие
детские библиотеки сотрудничают с писательскими объединениями, местными
отделениями Российского детского фонда, проводят много совместных акций с
издательствами, редакциями профессиональных и детских периодических изданий и,
конечно, со школами, органами управления образованием. Они вносят значительный
вклад в решение вопросов привлечения к чтению подрастающего поколения,
просвещения родителей в области детской литературы и методики приобщения к
чтению в семье, экспертной оценки изданий для детей. Библиотеки становятся
проводниками нового взгляда на чтение как национальную ценность и на
распространение чтения как на общественную задачу.

Библиотеки
ведут исследования в области детского чтения. Причём в последние десять лет всё
более интенсивно. Исследуются такие, например, проблемы, как активизация
детского чтения в условиях развития новейших информационных технологий,
современные тенденции распространения чтения среди детей и подростков, проблемы
семейной грамотности, профилактика вторичной неграмотности и другие. Среди
исследовательских проектов Российской государственной детской библиотеки можно
назвать издание сборников статей "ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ В КОНЦЕ ХХ
ВЕКА: по материалам региональных исследований библиотек", «Юный читатель и
книжная культура России», «Читали! Читают. Будут читать?»; «Изучение
читательских предпочтений детей и подростков» в масштабе России; разработку и
апробацию авторских программ "Воспитание будущих читателей" (для
детей с 2-х лет); "Специфика библиотечной работы с одаренными
детьми"; "Приобщение к чтению детей с нарушениями развития" и
др.; развитие теории и практики библиотерапевтической деятельности в детской библиотеке;
организацию и проведение Международной научной конференции "Детское
чтение на рубеже веков: Исследования. Проблемы. Прогнозы" и Международного
проблемного семинара "Библиотерапия в детской библиотеке».

Именно
библиотеки в последние годы стали инициаторами и организаторами
профессиональных форумов по детскому чтению. Крупные детские библиотеки часто
совместно с вузами культуры (к сожалению, очень редко с педагогическими
институтами) продолжают развитие новых подходов в области теории и практики
организации и поддержки детского чтения. В сегодняшней ситуации, когда особенно
необходима интеграция знаний в этой сфере, на базе библиотек собираются
различные специалисты. Всероссийские, зональные и региональные научные и
научно-практические конференции, семинары, дискуссионные столы помогают
консолидации усилий учёных и практиков, способствуют взаимному информированию и
привлекают внимание общества и властных структур к проблемам детского чтения.

Специализированные
детские библиотеки в России имеют едва ли не вековую историю. Сейчас их в РФ более
4,5 тысяч. Фонды этих библиотек десятилетиями формировались регулярно и
целенаправленно. Положение дел в последнее десятилетие ХХ века было осложнено систематическим
недофинансированием, серьёзнейшими изменениями в книгоиздании и книгораспространении.
Тем не менее, можно утверждать, что фонды литературы крупнейших библиотек в
настоящее время можно охарактеризовать как МОДЕЛЬ КНИЖНОЙ КУЛЬТУРЫ ДЕТСТВА.

Библиотечные
специалисты всегда отбирали лучшее из издательского потока. В библиотеках накоплен
богатый опыт привлекательного для детей представления рекомендуемых изданий
(часто в игровой форме). Одновременно работа по формированию эстетических
критериев оценки прочитанного, литературного вкуса у юных читателей всегда
почиталась у библиотекарей-профессионалов одной из главных. Поэтому в традиции
библиотек создание пособий рекомендательной библиографии для юных читателей,
родителей, учителей. Например, осуществлённое РГДБ в 1998-2000 годах издание уникального
трёхтомного биобиблиографического словаря "Писатели нашего детства"
(Изд-во «Либерея»), отражающего рекомендуемый круг чтения для детей и
подростков 5-15 лет. Словарь включает оригинальные очерки творчества трехсот
отечественных и зарубежных авторов, списки лучших изданий их произведений, литературы
о писателях, сведения об иллюстраторах, экранизациях, переводах и др.

На
основе новых технологий силами специалистов РГДБ разработаны оригинальные
информационно-поисковые системы в электронных вариантах («ЛИКС-Изборник», «Час
книги»), предназначенные для использования в библиотеке, семье, школе. Они
предоставлены в пользование читателям РГДБ, приобретены многими детскими и
школьными библиотеками России. Создан и регулярно обновляется сайт «Библиогид» -
компьютерный журнал с рецензиями, обзорами изданий, рекомендациями по детскому
чтению, в первую очередь адресованный родителям.

Некоторые
традиционные социокультурные функции библиотек в сегодняшней ситуации получили
новое звучание и значение. Так, в аспекте поддержки чтения детей и подростков
очень важно рассматривать роль библиотеки как среды для общения на основе
прочитанного, на материале литературы. Почти каждая библиотека – это
своеобразный клуб по интересам, вернее, по интересу к книге. Сейчас нередко
приходится сталкиваться с тем, что читающему школьнику не с кем поделиться
впечатлениями среди своих сверстников, его начитанность неинтересна
одноклассникам. А среди посетителей библиотеки – все интересуются книгой.

К
тому же детская библиотека является идеальной «территорией» для координации СОТРУДНИЧЕСТВА
и КОНСТРУКТИВНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ всех заинтересованных ведомств, организаций,
специалистов. Поскольку по самой природе своей, по призванию это интегративное
учреждение.

Она
может способствовать «встрече» читательских ожиданий и авторских поисков,
конкретных читательских запросов и реальной издательской продукции. Постоянно
анализируя читательские предпочтения, библиотека может внести свой вклад в
прогнозирование покупательского и читательского спроса. Располагая знаниями в
области истории и сегодняшнего состояния детской литературы, а также в области
особенностей восприятия литературных произведений детьми разных возрастов,
специалисты библиотек являются полноценными экспертами.

Вывод:
Библиотеку правомерно рассматривать как социальный институт, который должен и
может быть гарантом реализации прав граждан (и юных граждан, в том числе) на
свободный доступ к информации, к печатным источникам; как фактор обеспечения и
поддержки детского чтения; как площадку, где возможно осуществление взаимовыгодного
сотрудничества и гармоничного партнёрства.

В
2001 г. был собран значительный материал по той же методике, что и в 1998 г. в
рамках Всероссийского конкурса читательских симпатий «Золотой ключик»; в 2003
г. – по другим методикам обследовались юные читатели сельской местности.
Организатор исследований Российская государственная детская библиотека.
Материал собран под руководством, а часто и собственными силами специалистов
крупнейших детских библиотек – региональных методических центров.

Ограничений
в количестве выборов вариантов ответа не было.

С
частью материалов можно познакомиться на сайте Российской государственной
детской библиотеки по адресу www.rgdb.ru.

http://www.bibliogid.ru
Список литературы

Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fio.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.