Краткая
история дистанционного образования
Обзор
интересных малоизвестных фактов возникновения и развития дистанционного
образования от "Великой дидактики" Коменского, появившейся 350 лет
тому назад, до современных Интернет-технологий дистанционного обучения.
1. Считается,
что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята
Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные
учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в
образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают
его родоначальником дистанционного образования.
2. В конце XIX
века появился прародитель дистанционного образования — «корреспондентское»
обучение. Теперь студент мог посылать учителю свои письменные работы, получать
по почте комментарии преподавателя и новую порцию учебников. Эти изменения
произошли благодаря появлению регулярной почтовой связи. Такой способ обучения
очень понравился тем, кто жил вдали от крупных городов и не мог обучаться в
обычных заведениях, — для многих людей тогда это было единственной возможностью
получить серьезное образование.
3. История
дистанционного образования имеет советские корни. В ходе контактов между
странами бывшей антигитлеровской коалиции, британских ученых заинтересовал
советский опыт организации заочного образования. В Британии было принято
решение о формировании подобной системы образования. Правительство Великобритании
выделило под этот проект значительные средства. Были разработаны учебные планы,
программы, учебно-методические пособия и образовательные технологии.
4. Проект
первого в мире университета дистанционного образования Open University взял под
личный контроль премьер-министр Харольд Уилсон. Открытый университет учредила
сама королева, а канцлером (ректором) назначили спикера палаты общин. Было
сделано все, чтобы университет стал одновременно и массовым, и престижным.
5. На этой
основе начал функционировать Открытый Университет Великобритании, который до
сих пор является одним из мировых лидеров в этой области. В нем ежегодно учится
200 тысяч человек. Открытый Университет Великобритании (Open University) был
назван так, чтобы показать его доступность за счет невысокой цены и отсутствия
необходимости часто посещать аудиторные занятия.
6. Внедрив у
себя советские идеи, англичане поначалу запрещали учиться по этой системе,
принимая заявления на обучение только от граждан Соединенного Королевства. Прошло
несколько лет, и, не увидев возмущенных протестов и исков со стороны Советского
Союза, англичане начали принимать заявления на дистанционную форму обучения и
от иностранцев.
7.
Премьер-министр Харольд Уилсон поначалу представлял себе, что заведение, занимающееся
дистанционным образованием, должно называться «эфирный университет».
Телевидение и радио должны были «доставлять» преподавателей на дом к ученику.
Потом появилась мысль использовать для этого обычную почту. В конце 90х годов
ХХ века появилась возможность доставлять учебные материалы более дешевым и
оперативным способом — по электронной почте.
8. Заочное
образование возникло в результате попытки улучшения качества дистанционного
образования. В его основе лежит эксперимент по скрещиванию корреспондентского и
очного обучения.
9. В России
датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая
1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий
проводить эксперимент в сфере дистанционного образования.
10. Французский
национальный центр дистанционного обучения (CEND) был основан в 1969 году. О
размахе его деятельности свидетельствуют следующие данные: количество учебных
курсов — 2,5 тысячи, количество пользователей — 350 тысяч, филиалы в 120
странах мира, 5 тысяч преподавателей участвуют в разработке учебных курсов и
образовательной деятельности. Технические средства, используемые в организации
работы CEND, включают в себя спутниковое телевидение, видео- и аудиокассеты,
электронную почту, Internet, а также традиционные литературные источники.
11. Другие
старейшие центры дистанционного образования в Европе — это Национальный
университет дистанционного образования (UNED) в Испании (58 учебных центров в
стране, 9 за рубежом) и Балтийский университет (BU) со штаб-квартирой в
Стокгольме, объединяющий 10 стран Балтийского региона.
12. В 1989 г. в
США создана система публичного телевещания (PBS TV), которая представляет собой
консорциум 1500 колледжей и телекомпании. PBS TV включает в себя несколько
учебных программ, которые передаются по четырем образовательным каналам. Особое
место среди них занимает программа обучения взрослых (PBS Adalt Learning
Service), которая предлагает курсы в различных областях науки, бизнеса,
управления.
13. Одним из
наиболее авторитетных в области дистанционного образования сегодня признается
Пенсильванский университет (Penn State University). Его опыт использовался
ЮНЕСКО при создании концепции виртуального университета.
14.
Дистанционные образовательные бизнес-программы составляют 25% всех
дистанционных образовательных программ в Америке. Такие компании как General
Motors, J. C. Penny, Ford, Wal-Mart, Federal Express осуществляют повышение
квалификации персонала через частные корпоративные образовательные сети.
Внутреннюю спутниковую образовательную сеть использует для этих целей
корпорация IBM.
15. В России в
2001-2002 годах наблюдалось резкое сокращение объемов подготовки студентов по
заочной форме обучения и большее распространение дистанционного образования.
16.
Исследования растущей популярности дистанционного образования выделяют тому
четыре причины:
— для обучения
не нужно покидать свое местожительство, дом, семью, родных, друзей, работу, а
также оплачивать связанные с этим денежные расходы на дорогу, на проживание и
прочее;
— эта форма
обучения уникальна для удалённых от центральных районов городов, где другие
возможности обучения практически отсутствуют. Этот фактор часто имеет решающее
значение для таких масштабных стран, как Россия или Украина;
— ярко
выраженная практичность обучения. Она достигается благодаря тому, что ученикам
предоставляется больше выбора в последовательности изучения предметов, гибком
темпе обучения, прямом общении с конкретным преподавателем, которому можно
задавать вопросы именно о том, что интересует больше всего самого обучаемого;
— высокая
мобильность. Мировой опыт показывает, что дистанционное обучение менее
консервативно по отношению к вновь возникшим направлениям деятельности
человека, нежели очное.
Список
литературы
«Дистанционное
образование: опыт и перспективы», С. Н. Филоненко, канд. педагог. наук, проф.,
проректор Межрегиональной академии управления персоналом (МАУП, Киев, Украина)
Международный
института менеджмента; Доклад зав. лаб. образовательных технологий ИВО КАО
Гаевской Е. Г. «Перспективы развития дистанционного образования на основе
обзора международного опыта».
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.elitarium.ru/