Реферат по предмету "Педагогика"


Предварительное сознание

Предварительное
сознание

Дмитрий Русак

После
рассмотрения работы составляющих структур человека по отдельности, нам
необходимо понять работу механизма, осуществляющего их координацию. Таким механизмом
является Предварительное сознание ( схема № 3).

Предварительное
сознание это аналитический, суммирующий, оценочный механизм бессознательных
процессов. В его задачу входит: определение основного информационного потока,
после чего вокруг него выстроить структуру второстепенной информации. Так
формируется блок информации текущего момента. Этот блок содержит в себе все
потребности, чувства, эмоции и т.п., после чего информация передаётся Сознанию.
Таким образом, Предсознание выступает секретарём Сознания.

Предсознание
это уникальное психофизиологическое явление, ставшее возможным после появления
у древнего примата Души. Оно прошло вместе с развитием человека большой
эволюционный путь.

Этапы работы
Предсознания:

1.
Информационные потоки из физиологической и психологической структур
направляются в оперативную память Предсознания. Каждый из этих информпотоков
несёт в себе сведения о своих потребностях, чувствах, эмоциях, работе структур
(Подсознания и Сознания) и произведённых ими действий. Структура потоков
состоит из основы - доминирующей потребности, чувстве, эмоции и второстепенных
на данный момент времени. В оперативную память Предсознания также поступает
информация из Структур памяти.

Оперативная
память Предсознания это совокупный объём информации, поступивший из всех
источников, которая в данный момент времени находится в процессе обработки для
принятия решения. После чего формируется объединённый, обработанный блок
информации для производства бессознательных действий. И подготавливается блок
информации для сознательного восприятия.

2. Из
оперативной памяти информация поступает в механизм анализа и оценки. В котором
вся поступившая информация подвергается тщательной обработке. Определяется
реальная или совокупная доминанта, при равенстве силы воздействия. Вокруг
доминанты строится совокупная система вторичных потребностей, чувств и эмоций.
Все потребности, чувства и эмоции двух структур могут тесно переплетаться,
образуя сложные сочетания. Эти сочетания могут быть кратковременными или
становится постоянными при их периодичном возникновении, с образованием
определённых стереотипов. Для определения доминанты, анализа и оценки, значение
имеет только сила информационного воздействия. В результате анализа и оценки
формируется блок информации настоящего мига времени, содержащий всю необходимую
информацию и программу бессознательного реагирования. При этом некоторые
потребности, чувства и эмоции могут просто игнорироваться.

Механизм
анализа и оценки обеспечивает последовательность удовлетворения потребностей при
большом одновременном их наличии у человека. Однако возможны случаи, когда
появляются потребности одинаковой силы так называемый эффект «Буриданова осла».

Кроме блока
бессознательного реагирования, готовится специальный блок информации для
Сознательного восприятия. В данный блок скомпоновывается информация
отредактированная, не содержащая многих элементов, облегчающая её восприятие.
После чего блок информации возвращается в оперативную память.

Механизм
анализа и оценки работает непрерывно даже во время отдыха (сна). Блоки
информации постоянно сменяют друг друга, изменяя бессознательное поведение
человека и сознательное восприятие информации.

3. Блок
суммарной информации содержит программу бессознательных действий для достижения
цели. Возвращаясь в оперативную память, из механизма анализа-оценки он начинает
само реализовываться. Для чего задействует определённые части тела организма.
Эти действия также бессознательны и вторичны, так как дополняют первоначальную
работу двух структур.

Часто
образующиеся, одинаковые комбинации потребностей, чувств, эмоций и программ
действий могут образовывать совокупные рефлексы и стереотипы. Которые будут
работать при проявлении знакомых раздражителей. При этом они будут
сопровождаться стереотипными внешними реакциями (чувствами и эмоциями). В этом
случае Механизм анализа-оценки может не работать, а Сознание будет получать
стереотипный блок информации.

4.
Сформированный специальный блок информации для Сознания возвращается в
оперативную память Предсознания из которого, поступает в оперативную память
Сознания и в Структуры памяти.

5. Все этапы
работы Предсознания тесно связаны со Структурами памяти взаимным информационным
обменом.

Завершая
рассмотрение работы Предварительного сознания необходимо отметить следующее:
Так как психическая и физиологическая структуры имеют противоположные цели,
проявляющиеся в их потребностях и чувствах, то и результат работы Предсознания
будет постоянно изменяющимся - разнонаправленным. Фактически личность человека
это постоянное противоречие Потребностей двух структур.
Сознание

После того как
мы рассмотрели работу Предварительного сознания, мы должны понять работу самого
Сознания, которое обеспечивает развитие и жизнедеятельность человека. ( Схема №
4)

Сознание это
отражение действительности в непрерывно меняющейся совокупности образов,
потребностей, чувств и эмоций. Которые поступают из различных информационных
источников в объединённой системе человека. Это механизм принятия решений,
обеспечения сознательной жизнедеятельности и развития человека.

Сознание
включает в себя мыслительный аппарат (мышление), интеллект, волю, воображение,
сознательную память, оперативную память, шкалу жизненных ценностей и оценочный
механизм.

Мыслительный
аппарат (мышление) - это разум человека, осуществляющий процесс познавательной
деятельности на основе множества источников информации. К свойствам мышления
относятся анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрактность, конкретизация и
корректировка информации.

Мышление в
своей работе опирается на логический аппарат, который образуется в процессе
развития, воспитания и обучения личности. В результате этого логика всегда
индивидуальна и субъективна, но при этом включает в себя основы социальной
логики. К социальным, обобщённым логикам относятся: логика народа, нации, государства,
города, отдельных коллективов и т.п. Таким образом, логика многовариантна, но
опирается на общепринятые правила реагирования. Мышление обрабатывает всю
поступающую в Сознание информацию и обеспечивает принятие сознательного
решения.

Интеллект это
некоторые развитые способности индивида, которые дают ему возможность усвоения
определённых знаний, навыков и умений. И позволяют ему оперировать ими в своей
сознательной деятельности.

Воля это
сознательное, целенаправленное регулирование человеком своей жизнедеятельности.
Она выражается в умении человека преодолевать внешние и внутренние трудности
для достижения цели.

Волевое усилие
это фактический выбор человеком какой-либо модели поведения (действия) на
основе личностных установок.

Сила воли
выражается в том от каких потребностей и какой, силы желания отказался индивид
в пользу других менее сильных, менее выраженных, но актуальных для его
Сознания.

Свободная воля
это самостоятельный, обдуманный, эмоционально спокойный выбор человека,
отвечающий его потребностям.

Воображение это
способность человека перерабатывать информацию, отображая её в своём
творчестве. Способность к плановой деятельности, моделированию и
многовариантному восприятию информации. Воображение может отражать реальную
информацию, а может вокруг реальной строить абстрактно-реальную структуру. Но
может также создавать абсолютно абстрактную, не имеющую аналогов фантазию.

Для реализации
моделей создаваемых воображением необходимо волевое усилие, без которого всё
создаваемое воображением остается нереализованной утопией.

Воображение
работает непрерывно, поэтому во время сна, комы и т.п., оно воздействует на
информационную картину сновидения.

Шкала жизненных
ценностей (ШЖЦ) это система, включающая все совокупные, социальные пирамиды
потребностей человека от менее до наиболее значимых. Она основана на
совокупностях личностных качеств человека и групп социальных характеристик.

К социальным
характеристикам относятся менталитет, морально-этические принципы, эстетика,
жизненный уклад, религиозность, социальное происхождение и положение человека и
т.п. Всё то, что характеризует различные социальные группы, в которых живёт
человек: семья, нация, народность, государство и другие коллективы.

К личностным
качествам относятся, степень развития души, внутреннего мира, мышления,
воображения, интеллекта, оценочного механизма.

В структуре ШЖЦ
человек строит личностную пирамиду потребностей на основе внутренних установок.
Эта личностная пирамида тщательно оберегается индивидом от посягательств
социальной среды и её отдельных представителей. Однако социальные и личностная
пирамиды постоянно изменяются под воздействием ряда факторов. К ним относятся
изменение общих приоритетов в социальных группах, изменения внутреннего мира
человека, изменение социального статуса человека, изменение образа жизни и т.п.


Оценочный
механизм это система, состоящая из совокупностей идеальных моделей поведения и
механизма сознательного сопоставления (оценки) и корректировки деятельности
индивида в соответствии с этими моделями. Он опирается на личностное суждение и
социальные нормы, образующие идеальные модели поведения.

Личностное
суждение образует индивидуальные, идеальные для индивида, модели поведения и
определяет личную совесть. Социальные нормы создают идеальные (общепринятые)
модели поведения и определяют социальную совесть.

Совесть личная
это оценка и корректировка собственных мыслей и действий, направленных на
достижение какой либо цели. Она основана на личном суждении, личной логики,
внутренних, личных установках и моделях поведения, образовавшихся в ходе
развития личности. А также на оценке и отношении к внешним факторам с
личностной позиции внутреннего благополучия.

Совесть
социальная это оценка и корректировка собственных мыслей и действий основанная
на общепринятых, идеальных социальных моделях поведения (нормах, правилах,
законах и т.п.) принятых в конкретной группе. А также оценка и отношение ко
всем внешним факторам с позиции этих моделей поведения. Социальная совесть
может быть семейной, национальной, городской, торговой и других коллективов.

Как правило,
индивид обладает своей собственной, личной совестью и большой группой
социальных, каждая из которых соответствует определённому коллективу.
Несоответствие между собою различных совестей, при какой либо оценке, приводит
к внутреннему личностному конфликту. Происходит внутренняя борьба между ними и
побеждает наиболее предпочтительная для данной личности. При этом, какой либо
группе может показаться, что индивид поступил не по совести, хотя произошло
всего лишь расхождение в понятийных оценках и предпочтениях на данный момент
времени.

При длительных
внутренних противоречиях у индивида может возникнуть нервное и психическое
расстройство. В реальной жизни каждый человек постоянно испытывает на себе
различные совестливые конфликты.

Конфликты и
войны между группами людей, как правило, вызываются несовпадением оценок и
отношений к одному и тому же событию, то есть разностью социальных совестей.

Сознательная
память это механизм связи структур Сознания с Оперативной памятью сознания,
Предсознания и Структурами памяти. Она обеспечивает поступление частей
информации для работы сознательных процессов (мышления, воображения и т.п.), а
также удержание информации в Оперативной памяти сознания для этой работы.
Качество её работы определяется скоростью и общей способностью в доставании
информации из различных структур и уровней памяти. Она зависит от общего
развития структур Сознания и уровня тренированности. Наиболее сильно
Сознательная память работает при участии волевого фактора личности и конкретной
направленности.

Оперативная
память Сознания это совокупный объём информации необходимый для работы всех
структур Сознания. Она получает информацию из Оперативной памяти Предсознания и
Структур памяти через Информационно-аналитический фильтр и из локальных
источников. Имеет тенденцию, как к расширению, так и сужению под воздействием
различных факторов внешнего и внутреннего воздействия. В случаях частичного
отключения Сознания (сон, обморок и т.п.) часть информации из оперативной
памяти отправляется в структуры памяти, а другая часть воспринимается
структурами Сознания. Это восприятие и переработка информации создаёт
сновидения, грёзы, видения и т.п.

Оперативная
память Сознания содержит в себе постоянный информационный блок собственной
идентификации личности. Этот блок включает в себя некоторые биологические,
физические и социальные характеристики (пол, возраст, рост, цвет, Ф.И.О.,
социальный статус и др.). Наличие этого информблока вызвано потребностью в
постоянной ориентации индивида в пространстве. Возможным является изменение
этой информации посредством химико-физического воздействия на человека, что
приведёт к невозможности идентификации индивида самого себя либо к неправильной
идентификации. Например, мужчина может воспринимать себя как женщина, обычный
клерк может считать себя президентом страны и т.п.
Работа
сознания

1. В
Оперативную память Сознания поступает информация из различных локальных
источников. Мышление обрабатывает поступающую информацию и с помощью волевого
фактора и Сознательной памяти запрашивает и получает дополнительную информацию.
Производится весь комплекс необходимых мероприятий: анализ, оценка и т.п. то
есть все действия, относящиеся к свойствам мышления.

2. Мышление
задействует в работу другие структуры Сознания: воображение, интеллект, шкалу
жизненных ценностей и оценочный механизм. Все эти структуры работают во
взаимодействии с мышлением. Результатом этой работы является появление
различных идей, планов, оценок, моделей и т.п., которые являются реакцией на
потребности индивида в данный момент времени.

Во время сна
(обмороки и др.) когда частично отключается Сознание, продолжают активно
работать мышление и воображение. Они обрабатывают информацию, поступающую в
Оперативную память Сознания. Все сновидения, грёзы, видения и т.п. становятся
доступны Сознанию, только когда они захватываются включающейся Сознательной
памятью.

3. После
процесса размышления Сознание принимает определённое решение, которое отвечает
нормам и правилам индивида с позиции личностной и/или социальной совести. Начинается
планомерное моделирование необходимых действий для достижения цели. Создаются
различные варианты развития событий (действий), их количество зависит от уровня
развития человека и приобретённого им опыта. После этого происходит сравнение
вариантов, и выбор наиболее предпочтительного в данный момент времени для
индивида.

4. Когда выбран
вариант действий, задействуется волевой фактор для его реализации. В результате
этого предпринимаются определённые физические действия, предусмотренные планом.
Активность физической деятельности, для реализации плана, определяется силой
воздействия волевого фактора (сила воли). Целеустремлённость в достижении
результата зависит от концентрации внимания, которая зависит от силы
потребности в данном результате и сознательного волевого фактора. При
отсутствии потребности, но наличии волевого фактора, возможны любые активные
действия на достижение цели. Это зависит от внутренней самодисциплины индивида
и его привычек.

5. Все мысли и
действия проходят через этап оценки и корректировки за счёт работы оценочного
механизма. Они сравниваются с созданным эталоном желаемой цели и с желаемыми
предварительными этапами в её достижении. Однако в ходе достижения цели сам
эталон может видоизменяться, вплоть до противоположного значения. Эти изменения
могут быть вызваны личным изменением индивида, сменою его приоритетов,
изменением обстановки и т.п. А также если оценочный механизм сигнализирует
мышлению о невозможности достижения цели в рамках существующего варианта.

6. Структуры
сознания формируют сознательные чувства и эмоции, что обеспечивает сознательное
чувственно-эмоциональное сопровождение всех сознательных действий.

7. Сознание
может воздействовать на все психофизиологические процессы. Для такого
воздействия необходим волевой фактор и его направленность. Можно усиливать и
ослаблять потребности, чувства, эмоции. Такие воздействия приводят к изменению
информационного потока поступающего в Предварительное сознание. Вследствие
этого изменяется весь информационный блок, предназначенный оперативной памяти
Сознания. Эффективность воздействия зависит от целенаправленности и силы
волевого воздействия. Примерами сознательного воздействия являются молитвы,
медитации, аутотренинги (самовнушения) и т.п.

8. Через
структуры Сознания усваиваются социальные понятия нравственности, этики,
эстетики и т.п. Формируются модели поведения, отображаемые в социальной
совести. Приобретаются социальные потребности, которые служат для обеспечения
основных потребностей. Например, вилка и ложка к еде. Социальные потребности,
модели поведения, которые часто повторяются, становятся привычкой (стереотипом
поведения) и могут переходить от функций сознания к функциям предварительного
сознания. А в результате долгого употребления могут становиться рефлексами и не
осознаваться индивидом.

Сознание
проходит путь развития от рождения до смерти человека. Оно расширяется и
сужается в результате воздействия химико-физических причин и социальных
факторов (обучение, воспитание и др.). Его развитие обеспечивается социальной
средою на начальном этапе, а в дальнейшем за счет личностных установок. При
отсутствии социальной среды на начальном этапе развития, возможно закостенение
сознания т.н. эффект Маугли.
Список
литературы

Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://psychology.net.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы реформирования системы оплаты труда в условиях перехода к рыночной экономике
Реферат Стародавнє індійське китайське античне арабське і давньоруське мов 2
Реферат Притчи о среднем менеджменте
Реферат Особенности взаимосвязи свойств нервной системы и типов темперамента
Реферат Развитие банковских операций на основе современных электронных тех
Реферат Прогнозирование и планирование инновационной деятельности
Реферат Принципы управления торговым предприятием на примере сети магазинов "Магнит"
Реферат The Fire Essay Research Paper The day
Реферат Проблемы классификации документов
Реферат Проект общедоступной столовой на 60 мест
Реферат Производственная диета
Реферат Принципы управления
Реферат Проблемы и функции закупочной логистики
Реферат Проектирование организационной структуры управления.
Реферат Прохождение квалификационной практики по организации бытового обслуживания салона