Кипрские
инвесторы: второе дыхание
России нужны
деньги. Наша экономика требует не просто денег, а грамотных инвестиций,
направленных хозяйской рукой.
После обвала
рубля в августе – сентябре 1998 года капиталы, если конечно они не пропали,
стало выгодно вкладывать не в импорт и спекуляции на фондовом рынке, а в
экспорт и реальное производство товаров. И процесс пошел. Причем не только
изнутри, но и извне. Статистика иностранных инвестиций в российскую экономику
показывает, что, хотя их общий объем снизился по сравнению с 1998 годом на
18,8%, сумма прямых инвестиций возросла более чем на четверть.
Бесспорным
лидером здесь выступает США. А вот третьей в рейтинге страной, активно вкладывающей
капиталы в Россию, является, как это не странно, Республика Кипр. Третьей не
только по суммарному объему вложенных средств, но и по доле в прямых
инвестициях. Впрочем, ничего странного в этом нет. Россию и Кипр давно
связывают не только православные устои, история борьбы с общими врагами и
традиции вкусно и много покушать. Комплекс продуманных правовых актов – вот
база эффективного экономического сотрудничества.
Долгосрочное
соглашение о торговле межу СССР и Республикой Кипр, заключенное в Никосии 24
ноября 1976 года позволяет применять между странами режим наиболее
благоприятствуемой нации и эффективно регулировать порядок арбитражных споров
между хозяйствующими субъектами. Меморандум о принципах экономического
сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Кипр, заключенный в
Москве 15 октября 1992 года подтвердил и развил многие положительные аспекты,
утвержденные в Соглашении о торговле.
Статья 15
Договора между СССР и Республикой Кипр «О правовой помощи по гражданским и
уголовным делам», заключенного в Москве 19 января 1984 года, упростила
делопроизводство. Она определяет, что документы, которые выданы или
засвидетельствованы по установленной форме и скреплены официальной печатью
компетентного государственного учреждения или должностного лица одной из
Договаривающихся Сторон, не требуют на территории другой Договаривающейся
Стороны какого-либо удостоверения. Это относится также к подписям на документах
и подписям, засвидетельствованным по правилам одной из Договаривающихся Сторон.
То есть официальные бумаги, выпущенные на Кипре, должны приниматься в России
без проставления апостиля или консульской легализации (нужен лишь заверенный
российским нотариусом перевод), что существенно облегчает решение процедурных
вопросов при оформлении инвестиций и экономическом сотрудничестве предприятий.
Соглашение
между Правительством Республики Кипр и Правительством Российской Федерации «О
взаимной защите капиталовложений», заключенное в Москве 11 апреля 1997 года
предусматривает цивилизованную систему поощрения и государственных гарантий
инвестиций и прав инвесторов.
Некомпетентные
злопыхатели на продолжении долгих лет высказывали множество несправедливых
упреков в отношении Соглашения об избежании двойного налогообложения. Но оно
выдержало проверку временем, и 5 декабря 1998 года заключено новое Соглашение
«0б избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и
капитал», которое применяется с 1 января 2000 года. По многим параметрам оно не
уступает старому, а в некоторых случаях фиксирует еще более льготный режим
освобождения от налогообложения доходов, извлекаемых предприятиями одной страны
в другой.
В настоящее
время на примере этих документов создан прецедент, иллюстрирующий, как мудрое
законотворчество может служить делу взаимовыгодного сотрудничества.
Вместе с тем,
немаловажной причиной такой деловой активности киприотов является существование
щадящего налогового режима для предприятий – инвесторов, тех, кто извлекает
свои доходы от деятельности за пределами Кипра. Правилом предприимчивых людей
во всем мире, желающих вложить капиталы в Россию, стало: «Инвестируйте в Россию
через Кипр!» Именно под этим девизом проходят на Кипре ежегодные конференции,
организуемые Государственной регистрационной палатой при Минюсте РФ. Капиталист
считает деньги и знает, что если вести бизнес в России от имени своей родной
компании, можно заплатить высокие налоги или в России или у себя на родине, а
иногда и в обеих странах одновременно. А если зарегистрировать компанию на
Кипре, а потом инвестировать от ее имени, то налоговые потери будут
минимальными как в России, так и на Кипре (4, 25% от прибыли).
Чем же
занимаются кипрские компании в России? Являются учредителями предприятий
различного профиля, ведут строительство и монтаж, предоставляют в лизинг
оборудование, осуществляют перевозки, работают на рынке ценных бумаг,
финансируют различные проекты, распространяют новые технологии, проводят как
международные, так и внутренние торговые операции.
Но не только
Дж. Сорос и прочие миллионеры вводят капиталы через кипрский канал. Стремясь
найти оптимальные варианты защиты своих денег от проявлений многих
предпринимательских рисков, им пользуются и российские бизнесмены. И хоть
ручеек возврата «беглых» капиталов еще не превратился в могучую реку, аналитики
свидетельствуют, что «кипрское русло» будет неуклонно расширяться.
Этому всемерно
способствуют и налоговые власти России. 7 апреля 2000 года подписан Приказ МНС
России № АП-З-06/124, который утвердил «Положение об особенностях учета в
налоговых органах иностранных организаций» (зарегистрирован Министерством
юстиции Российской Федерации 2 июня 2000 года № 2258). Что может заинтересовать
потенциального инвестора в тексте этого Положения?
Взять хотя бы
перечень документов, которые необходимо подать при постановке на налоговый учет
(известно, что эта процедура – первый необходимый шаг при начале любой
деятельности в Российской Федерации). Одним из документов является «справка
налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации
иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с
указанием кода налогоплательщика (или его аналога)». «Документы,
предусмотренные настоящим Положением, представляются в налоговые органы на
русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным
в установленном порядке».
Налоговым
органам приходится общаться с иностранными компаниями из разных стран, многие
из которых относятся к так называемым «оффшорным зонам». Причина банальна:
обычная практика цивилизованного налогового планирования. В этих странах нет
налогов для этих предприятий. Понятно, что и ни о какой постановке на налоговый
учет и получении местного ИНН там и речи нет. Но в соответствии с п.4 этого
Приказа «руководители Управлений государственных налоговых инспекций должны
организовать работу по постановке на учет иностранных организаций, выдаче им
соответствующих свидетельств, заявлений и уведомлений по утвержденным настоящим
Приказом формам». И работа уже началась, а документ из «страны инкорпорации» не
получить.
Что же теперь
делать этим компаниям? Знающие люди найдут несколько вариантов ответов на этот
вопрос. Одни предусматривают попытки «неформального общения» с сотрудниками
налоговых органов России, другие – банальную подделку документов. Одно понятно,
спокойно пройти эту процедуру смогут лишь неоффшорные предприятия, подлежащие
налогообложению в стране регистрации, в том числе и кипрские.
А те, кто
только собрался вести бизнес в России и сейчас изучает особенности российского
законодательства, несомненно, вновь отдадут свое предпочтение комплексу
преимуществ Кипра, как страны с уникальными условиями для осуществления
инвестиций в российскую экономику.
Михаил Соболев,
ведущий консультант группы компаний Consulco International
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://www.yurclub.ru/